Клерк.Ру

Святой человек

Борис Мальцев, владелец и руководитель ИА «Клерк.Ру». Фото Александры Мальцевой

Это очень странная компания. Способ общения руководства с работниками — запрещенная во многих фирмах «аська». При этом директор и сотрудники не знакомы лично и видели друг друга лишь на фотографиях. Впрочем, сам таинственный директор активно интересуется их жизнью, а они — трепетно любят его, занося в контакт–листы своих ICQ под ником «Святой человек». Утопия? Скорее будни. Будни Бориса МАЛЬЦЕВА и его компании «Клерк.Ру».

Сегодня www.klerk.ru — самый популярный портал для бухгалтеров. Ежемесячно его посещают около 400 000 человек, просматривающих в совокупности более восьми миллионов страниц. А всего шесть лет назад владелец «Клерк.Ру» Борис Мальцев работал главным бухгалтером крупной торговой компании и даже не помышлял ни о каких сайтах.

Десять лет трудового стажа, костюм и галстук, служба с 8.00. Спокойная, размеренная жизнь закончилась в 1998 году с приобретением компьютера и подключением к Интернету. Борис увлекся до того, что сам сделал сайт для фирмы–работодателя. А затем выяснилось, что сайта, который полностью отвечал бы его потребностям, где можно было бы быстро получить ответ на любой производственный вопрос, узнать последние экономические новости, почитать интересные бухгалтерские статьи, да и просто поболтать с коллегами о том о сем, — нет. Нашелся форум, где можно было общаться. За ним — целых шесть сайтов, где публиковались бухгалтерские, налоговые и правовые новости, и еще один — с разделом бухгалтерских анекдотов. Но во всем Рунете не было ни одного места, где все это совмещалось бы. Тем не менее, Борису нравился портал www.audit–it.ru, который он регулярно и посещал. Жаль только, ресурс этот не был таким динамичным, как хотелось. Поделившись в ICQ своим горем с приятелем–программистом, Мальцев получил в ответ прямое предложение: создать собственный бухгалтерский сайт.

Отключить рекламу

— Приятель предупредил, что глобального успеха эта затея нам не принесет, поскольку бухгалтерский ресурс будет востребован лишь довольно узким кругом специалистов. Тем не менее, мы создали его — www.law.listtop.ru. Уже существующие в то время www.buhgalteria.ru и тот же самый www.audit–it.ru примером для меня никогда не были: будучи бухгалтером, я хорошо представлял себе, что хотят увидеть на подобном сайте мои коллеги. У нас появились форум и несколько разделов со статьями. О новостях тогда даже не думал — полагал, вполне достаточно «Гаранта» и «Консультанта+».

Проект, осуществленный Борисом Мальцевым и его другом, был совершенно не коммерческим. Больше всего его создателей интересовала посещаемость. Радости не было границ, когда буквально через неделю бытия на сайт за день заглянуло около 100 человек.

Отключить рекламу

— Сайт занимал все мое свободное время. Да и несвободное тоже, если честно. Как–то очень быстро появился неплохой контент. Сначала статьи брал из Интернета и даже не догадывался, что делать этого нельзя без согласования с автором или редакцией. Естественно, были недовольные. Но я очень быстро смог договориться с журналами и отдельными авторами, которые уже сами стали предлагать мне свои материалы. Через пару месяцев сайт вырос, появились новые разделы, интерактив. Занимался я всем этим один! Сегодня просто поражаюсь — откуда бралось столько времени? Ведь была семья, ребенок. Правда, дочка, когда я входил в квартиру, сразу бежала включать компьютер — знала, что буду работать допоздна. И верно, сидел до двух-трех ночи, зная, что к 8.00 — на службу. В общем, энтузиазм творит чудеса! Никакой наемный сотрудник не будет так работать.

Отключить рекламу

Через некоторое время Мальцев и его коллега–программист зарегистрировали фирму. Планы были уже наполеоновские — друзья хотели завоевать рынок и сделать свой проект самым популярным порталом для бухгалтеров. Необходимо было придумать звучный, запоминающийся домен. Помог Михаил Лапушинский, создатель и руководитель популярного форума банкиров www.bankir.ru, предложив домен «Клерк.Ру». Мальцеву идея понравилась. Он зарегистрировал новое название, переадресовал на него уже довольно известный сайт и стал разбираться с рекламодателями. Нет, он их не искал. Они сами потянулись на сайт, оценив подачу материала и возрастающий поток посетителей.

— Я был к этому совершенно не готов. Цен на рекламу, на размещение баннеров и прочего не знал. Называл суммы совершенно произвольно, просто ту цифру, которая казалась мне нормальной и не слишком высокой. Потом нашему программисту предложили другую работу, и он ушел, ведь «Клерк.Ру» практически не приносил дохода первое время. У меня же был неплохой оклад на основной работе, и я имел возможность заниматься сайтом, не получая за это зарплаты. Звучит странно, но мне были не важны деньги. Важнее было моральное удовлетворение — с каждым днем на сайт приходило все больше посетителей.

Отключить рекламу

Борис был так увлечен своим проектом, что возился с ним даже и в рабочее время. Занимал модемом служебный телефон, ругался с коллегами и начальством, доказывая, что Интернет необходим ему для работы. Тем временем «Клерк.Ру» быстро набирал популярность, да и реклама начала приносить деньги. Через полгода, когда доход от сайта вдвое превысил оклад на работе, главбух Мальцев написал заявление об увольнении. Хобби превратилось в бизнес.

— У меня нет офиса, ноутбук и кресло — вот мое рабочее место. Эта модель бизнеса позволяет жить, находясь в полной гармонии с собой. Естественно, основная сложность — в умении найти уникальную идею, которая позволит создать такой бизнес. Но главное — работать и добиваться своей цели. Моей целью было создать популярный профессиональный сайт, и я этого достиг. Но первое время даже жене, не говоря уже о друзьях и знакомых, приходилось доказывать: я не просто лежу на диване с ноутбуком. Я так работаю! Моя работа со мной всегда. Общаюсь с сотрудниками и рекламодателями в основном по ICQ. На такую службу легко прийти, но с нее невозможно уйти — рабочий день длится с двенадцати часов дня до трех-четырех часов ночи.

Отключить рекламу

Люди говорят

— У Бориса два прозвища — Святой человек и Чудо–мега–босс. К его стилю руководства сложно привыкнуть после прессинга, который принят в большинстве московских компаний. А Борис частенько выполняет роль своеобразного корпоративного психолога, к которому в крупных конторах ходят по принуждению, а у нас — по собственному желанию.

Надежда Иванова, главный редактор портала «Клерк.Ру»

 

— Мне кажется, успех «Клерк.Ру» в том, что на сайте собрались тысячи экономистов со всей страны. Они помогают друг другу в работе, делятся опытом, советами, просто общаются. Проект для них давно перестал быть просто сайтом, став профессиональным клубом.

Ирина Волкова, главный бухгалтер московской торговой фирмы, модератор форума

 

— Бориса я знаю больше трех лет и не устаю поражаться. У него постоянно возникают новые идеи. И мне нравится, что я должен быть в курсе всех информационных и технологических новинок, чтобы успевать за этими идеями, иметь возможность их реализовать.

Максим Быстров, ИТ–директор «Клерк.Ру»

Из Краснодара в Москву

Оставшись без программиста, Мальцев слегка растерялся. В программировании он в те времена совсем ничего не понимал, да и сейчас, как признается Борис, тут его слабое место. Порой появлялись перспективные рекламодатели, предлагали разместить рекламу, а он не мог этого сделать. Технически.

Отключить рекламу

В это время сайтом заинтересовался Герман Клименко, известная в Рунете личность, создатель каталога List.Ru и других проектов. Клименко предложил Борису сотрудничество, и сайт из Краснодара «переехал» в Москву. С одной стороны, это оказалось большим плюсом: слабые провинциальные серверы были заменены на мощные столичные, выросла посещаемость. Но потом случилось то, что обычно происходит с партнерами, не заключающими письменных договоров и предпочитающих обсуждать в устной форме все условия совместной деятельности. Мальцев и Клименко не сошлись во взглядах, и Борис снова остался один. Вернее, не совсем так — начала складываться команда технических специалистов.

Контентом же по–прежнему занимался сам Мальцев. В одиночку. Причем он не просто размещал статьи по бухгалтерской тематике — «встретив» на форуме интересный вопрос посетителя, Борис не только писал ответ, но и готовил целую подборку материалов по теме, помещая их на сайте со ссылками. Людям нравилось такое внимание. В итоге они не то что не уходили с форума, но и рекомендовали его коллегам. Так сформировался круг постоянных посетителей. Некоторые из которых преданы «Клерк.Ру» до сих пор.

Отключить рекламу

— Я на «Клерк.Ру» с 2002 года, познакомилась с Борисом, он предложил мне вести один из разделов сайта, и я выбрала форум, — рассказала «Бизнес–журналу» Татьяна Демидова, финансовый директор ООО «Универсальные технологии». — Стала модератором форума. Причем, модератор на «Клерк.Ру» — это человек, который не только следит за порядком и соблюдением правил, он еще и консультант, высококлассный специалист в своей области. Меня привлекает возможность проявить свои деловые качества, отвечая на вопросы посетителей форума. И нравится завязывать новые знакомства. В общем, это отличный сайт, сделанный очень грамотно и умно.

Но Мальцеву было уже мало постоянного роста числа посетителей. Хотелось, чтобы сайт был лучшим. Каждый день рождались новые идеи. Появились рассылки (сегодня на них подписано уже более 60 000 человек) и «дневники» — особая форма общения.

Отключить рекламу

— Если человек предложит что–то добавить на сайт, и я увижу, что это интересно многим, — почему не сделать? — говорит Борис. — Тем более что у меня сейчас такой ИТ–директор, от которого я ни разу не слышал слов «нет» или «невозможно».

Люди и проблемы

Сегодня в команде «Клерк.Ру» 14 человек: администратор, дизайнер, PR-менеджер, программисты, бухгалтер, редакторы. Все живут в разных городах и работают через Интернет. Борис — из Краснодара, главный редактор сайта Надежда Иванова живет в Москве, ИТ–директор Максим Быстров — в Ижевске, а один из редакторов — в Калининграде.

— Доход от «Клерк.Ру» сегодня составляет около 20 000–25 000 долларов в месяц. Так что мы уже давно работаем не на энтузиазме. Зарплата сотрудников соответствует московским меркам, причем я не увлекаюсь всякими «конвертными» схемами, все выплаты абсолютно «белые» — не вижу смысла пытаться что–то «минимизировать» незаконными способами. Я уже минимизировал расходы, выбрав «упрощенку», и спокойно плачу шесть процентов с дохода. Да и сотрудники довольны «белой» зарплатой, а значит, и более лояльны. Это отличный метод мотивации в наше время. Вот только найти хорошего работника все равно сложно. Мне нужны не только качественные новости, но еще и обязательность как черта характера. А поскольку у редакторов свободный график, не каждый может ответственно подходить к работе. Сначала редакторы у нас сами искали новости, сами писали их и размещали на ленте. Но такой подход себя не оправдывал. Мы пошли иным путем: материалы теперь собирает и распределяет их между редакторами главный редактор сайта, а уже они, не тратя времени на поиски фактуры, просто пишут новости. Это заслуга главреда портала Надежды Ивановой, я в это уже не вникаю. У меня трудятся профессионалы, я их ценю и не вижу смысла вмешиваться в их работу.

Отключить рекламу

Естественно, были и проблемы. Однажды из–за технического сбоя были потеряны все сообщения на форуме. В этом году «полетел» винчестер, и сайт чуть не утратил всю информацию, накопленную за пять лет. Но вот что показательно: участники форума всерьез обсуждали возможность «скинуться» на новый сервер. Народная любовь… Были и попытки взлома сайта, и скандалы с бухгалтерскими журналами, с другими ресурсами. «В самом начале нашего существования новости я просто копировал с других сайтов, разумеется, указывая источник. Но через какое–то время понял, что совершенно необходимо писать свои собственные. А вскоре, когда у нас стали появляться эксклюзивные новости и документы, их начали воровать другие издания. Естественно, приходится разбираться».

В августе 2005 года на Мальцева «вышел» потенциальный инвестор, предложивший вложить серьезные суммы в развитие сайта. Но Борис отказался. «Если согласиться — есть опасность потерять бизнес, а значит — лишить себя смысла жизни. Да и нет у нас потребности привлекать дополнительные средства. У сайта достаточно рекламодателей, которые платят за рекламу». Зато у Мальцева есть идея объединиться с кем–то из коллег, например, с www.bankir.ru, в котором прежде он видел лишь конкурента: «Совместными усилиями проще отбиваться от «инвесторов» и прочих желающих прикарманить проект». Тем более что Борис привык делать все своими собственными руками.

Отключить рекламу

— Если я отойду от дел, это будет уже совершенно другой портал. А мне пока хочется делать его самому. И я доволен своей работой.

Чем зарабатывают порталы для специалистов

Сердцем тематических порталов, подобных «Клерк.Ру», всегда является форум (или любой другой механизм, позволяющий общаться зарегистрированным пользователям). О том, что именно из-за форумов люди возвращаются на сайт снова и снова, свидетельствуют и опросы посетителей, и статистика посещений соответствующих разделов.

Однако распространенное среди рекламодателей мнение, что завсегдатаи интернет–форумов приходят туда для того, чтобы сэкономить на подписке на профильные издания, консалтинговых и юридических услугах или семинарах, — неверно. Лишь незначительное число бухгалтеров повышает свой профессиональный уровень, общаясь с коллегами. Это говорит о том, что тематические порталы для специалистов не только являются удачной рекламной площадкой, но и сами способны продавать продукты и услуги, такие, как подписка на периодическую литературу, профессиональные издания или программные продукты.

Отключить рекламу

Одним из путей развития для подобного сайта может стать, например, организация семинаров под своей маркой. Или выпуск и распространение справочных материалов (в бумажном или электронном виде), как это делает Bankir.ru, или же оказание консалтинговых услуг, как это произошло в случае с проектом для налоговых юристов Taxhelp.ru.

С другой стороны, тематический портал для профессионалов может стать поддержкой основного бизнеса компании, которая создает его под своим крылом. Удачные примеры такого рода — «Сообщество эффективных менеджеров E–xecutive.ru» (создано «кадровым бутиком» Ward Howell) или основный конкурент «Клерк.Ру» — сайт www.buhgalteria.ru, принадлежащий одному из крупных бухгалтерских издательств.

Тем временем компании–разработчики (например, программного обеспечения или дизайн–проектов) собирают на сайте своих коллег, добиваясь того, что заказчики начинают поиск компании с их портала и обращаются, в первую очередь, к основателям сайта (например, сообщество программистов Рhpclub.ru).

Отключить рекламу

Очевидно одно: сетевые сообщества профессионалов, в свое время появившиеся по аналогии с форумами «по интересам», в отличие от последних, имеют достаточно внятные коммерческие перспективы..

Алена Тулякова , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №10 от 23 Мая 2006 года.

Центр обучения «Клерка»
Приобретай опыт для серьезных дел

Правила трудовых проверок ужесточат. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

Отключить рекламу