Миграционный учет

Как иностранному гражданину встать на миграционный учет в 2024 году

Разберем, как иностранцу встать на миграционный учет в 2024 и какие документы для этого нужны.
Как иностранному гражданину встать на миграционный учет в 2024 году
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Изменения в миграционном законодательстве

Иностранные граждане, которые приезжают из другого государства, обязаны сообщить в МВД о своем месте пребывания. Раньше это было обязанностью принимающей стороны — к примеру, работодателя или собственника жилья. Уведомить МВД самостоятельно иностранный гражданин мог, только если у него была недвижимость в России.

Сейчас иностранные граждане могут сообщать о своем прибытии (своих несовершеннолетних детей) лично.

При этом данное правило не действует, если сотрудник размещается в гостиницах, домах отдыха, медицинских и социальных учреждениях.

Как иностранному гражданину встать на учет по новым правилам

Чтобы встать на миграционный учет самостоятельно, въезжающему иностранному гражданину понадобится регистрация на портале Госуслуг. Такое же требование есть и у собственника жилья — российского гражданина, у которого останавливается иностранец.

В его личный кабинет на Госуслугах поступит уведомление о прибытии — нужно будет подтвердить согласие на размещение. Затем документ в автоматическом режиме отправится в миграционное подразделение МВД.

После регистрации в личный кабинет иностранца поступит отрывная часть уведомления о прибытии в место регистрации, которую можно будет распечатать. 

Также для регистрации можно обратиться в МВД или МФЦ — в этом случае заявление подает собственник жилья или гражданин, который в нем зарегистрирован, со своими документами и документами иностранца. При этом присутствие иностранного гражданина необязательно.

Какие документы нужны

Для оформления регистрации понадобится следующий комплект документов:

  • паспорт собственника жилья или зарегистрированного по месту жительства в этом помещении российского гражданина;

  • паспорт иностранца;

  • адрес помещения;

  • документ, который подтверждает право пребывания иностранца в РФ, — виза, ВНЖ и т. д.;

  • миграционная карта (нужна не всем — список можно посмотреть здесь);

  • отрывная часть предыдущего бланка уведомления о прибытии (при наличии);

  • документ о собственности на жилье — при личной подаче в МВД или МФЦ собственником, который не зарегистрирован в нем;

  • договор найма жилого помещения, если такой был подписан;

  • трудовой договор иностранца (при наличии);

  • документ, подтверждающий родство, для постановки на учет членов семьи трудящегося иностранца.

Как принять на работу иностранца: порядок трудоустройства

Прием иностранных граждан на работу включает несколько шагов. Что нужно сделать:

  • Шаг 1. Установить, может ли иностранец работать в вашей компании.

Для этого определите, достиг ли он совершеннолетия, нет ли ограничений для найма на определенную должность, не нарушится ли квота на количество иностранных граждан в компании.

С 1 января 2024 действует постановление Правительства от 16.09.2023 № 1511, которое устанавливает допустимую долю иностранных сотрудников в разных секторах экономики. Также в отдельных субъектах России могут действовать отдельные региональные квоты.

  • Шаг 2. Установить статус иностранного сотрудника.

Он может трудиться в российской компании, если у него специальное разрешение — патент. Патент не нужен следующим категориям граждан:

  • тем, у кого есть разрешение на временное проживание или ВНЖ;

  • студентам-очникам российских вузов;

  • иностранным работникам с действующей срочной трудовой визой;

  • гражданам государств ЕАЭС.

Чтобы нанять сотрудника из этих категорий, нужно запросить у них подтверждающие документы: например, у граждан ЕАЭС — загранпаспорт, у студента — справку об обучении.

Важно: с 7 января 2024 вводится обязанность иностранных сотрудников подавать уведомление об осуществлении трудовой деятельности в подразделение МВД, которое выдало патент, в течение 2 месяцев со дня выдачи патента документа. Уведомление нужно подать вне зависимости от того, какой вид договора заключен: ГПХ или трудовой, с юридическим или физическим лицом, в письменной или устной форме.

Раньше иностранные граждане не были ограничены сроком на трудоустройство с момента выдачи патента, при этом они могли законно находиться в России и оплачивать патент. 

  • Шаг 3. Установить разрешенный вид деятельности и субъект РФ, в котором иностранный гражданин может работать — он должен совпадать с тем, где он получил патент. Также в разрешении на работу нужно проверить указанную в нем профессию, чтобы она совпадала с должностью, на которую претендует иностранный специалист.

  • Шаг 4. Проверить документы сотрудника.

    У него должны быть:

    • загранпаспорт;

    • внутригражданский паспорт;

    • медполис;

    • разрешение на проживание или ВНЖ;

    • медкнижка (если должность предполагает ее наличие);

    • трудовая книжка (при наличии);

    • СНИЛС (если работник уже оформил его самостоятельно);

    • виза (для визовых трудовых мигрантов);

    • патент.

  • Шаг 5. Получить разрешение от МВД.

Необходимо заполнить соответствующее заявление — по форме из приложения 1 к приказу МВД от 19.06.2017 № 392. Обратите внимание, чтобы данные о сотрудниках и должностях совпадали в патенте и заявлении. Его можно отправить почтой, через портал Госуслуг или принести в миграционную службу МВД лично.

  • Шаг 6. Заключить трудовой договор и подписать кадровые документы.

Договор с иностранным гражданином практически идентичен договору с российским специалистом. Вот что нужно учесть:

  • дата заключения не может быть раньше выдачи разрешения на работу;

  • нужно прописать сведения о визе и патенте, условия медицинского страхования (ДМС или ОМС);

  • следует указать, что прекращение действия разрешения не является основанием для расторжения договора.

Остальные условия труда иностранных граждан такие же, как и у российских: у них есть право на отпуска, больничные и иные льготы, а сам договор может быть срочным или бессрочным.

Заключение

Прибывающие в Россию иностранные граждане с конца октября 2023 года могут сами вставать на миграционный учет в МВД (закон от 28.04.2023 № 156-ФЗ). 

Такие изменения в миграционном учете нацелены на то, чтобы иностранец мог самостоятельно проконтролировать оформление документов и встать на учет по адресу пребывания, а также не зависеть в этом вопросе от принимающей стороны. Подать заявление на регистрацию можно через Госуслуги, в МФЦ или МВД.

Начать дискуссию

Проверки

Минфин утвердил 8 индикаторов риска для контроля за рынком табака

С 20 июля 2024 года индикаторы риска закреплены приказом Министерства финансов от 11.06.2024 № 87н.

Автоматизация учета

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Мы подсчитали, что ручной ввод данных из типовых форм занимает у сотрудников 6–7 часов в день. Автономная система Smart Document Engine на смартфоне справляется с подобной задачей буквально за минуты. В этой статье мы расскажем о самых эффективных бизнес-кейсах применения нашей мобильной OCR.

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Росфинмониторинг начнет контролировать крупные операции с драгметаллами

Участникам нелегального оборота драгоценных камней и металлов установят запрет на списание денежных средств с банковских счетов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В ГПК может появиться глава о Службе финансового уполномоченного

Служба финансового уполномоченного (омбудсмена) подготовила концепцию внесения изменений в Закон о финуполномоченном и Гражданский процессуальный кодекс (ГПК).

Аутстаффинг

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 

В условиях потребности в квалифицированных кадрах и оперативном решении задач возрастает популярность аутстаффинга. Однако вокруг этой услуги витает много мифов, которые порождают недоверие и страх. Развеем распространенные заблуждения об аутстаффинге иностранных работников, разберемся в правовой стороне вопроса и осветим реальные преимущества.

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 
Самозанятые

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника

«Не работайте с самозанятыми!» — об этом кричат из каждого «утюга». Компании начали бояться платить самозанятым, даже в случаях, когда заключение договора с самозанятым обосновано. Хотя на самом деле, главное — не злоупотреблять.

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Применяя УСН «доходы минус расходы», можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств, приобретенных или созданных своими силами, включая затраты по реконструкции и модернизации (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Разберемся, какие действия помогут бухгалтеру правильно учесть основные средства для расчета налога.

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Число легальных производителей БАД увеличилось на 86%

Число регистраций в системе «Честный ЗНАК» в несколько раз превысило количество выданных свидетельств о государственной регистрации производителей и импортеров биологически активных добавок.

Как получить субсидии при найме сотрудников

За трудоустройство некоторых категорий работников компания может получить до 75 000 рублей за каждого сотрудника. Разбираемся, что для этого нужно сделать, и какие ограничения для работодателей и сотрудников нужно учитывать. 

Как получить субсидии при найме сотрудников

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году

Бизнес-процессы — это повторяющиеся действия внутри компании, например: обработка заявки от клиента, прием на работу нового сотрудника или согласование договора с юристом. Эффективность работы организации напрямую зависит от того, насколько правильно разработаны и описаны алгоритмы операций и исполняются ли они. Научиться внедрять системный подход и управлять бизнес-процессами можно на специальных курсах.

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году
Банки

Банки начали отказываться от рекламы кредитов

Чтобы не указывать полную стоимость кредитов в рекламе, банки сократили число рекламных кампаний для займов. Они сконцентрировались на рекламе платежных сервисов, вкладов и накопительных счетов.

Маркетинг

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу

Рассказать аудитории о продукте или услугах можно по-разному: настроить таргет, разместить наружную рекламу, поработать с блогерами. Но если для компании важен не краткосрочный эффект, а построение бренда, которому доверяют, стоит задуматься о долгосрочной стратегии ― контент-маркетинге. 

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу
ПСН

ИП на ПСН с пожертвования платит НДФЛ

Если ИП применяет ПСН, он освобожден от НДФЛ в части бизнес-доходов, по которым применяется ПСН.

Охрана труда

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

Многие работодатели сетуют на большие траты денежных средств на охрану труда. Это и медосмотры, и спецоценка, и покупка СИЗ и пр. Государство, понимая насколько внимательно нужно относиться к сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, готово поощрять работодателей посредством компенсации части потраченных ими средств.

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

Как эффективно управлять сотрудниками на удаленке? Возможно ли такое в принципе и какие инструменты для этого нужны? Разбираемся на примере бухгалтерской фирмы.

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

62% самозанятых хотят увеличить лимит доходов для применения НПД

Сейчас самозанятые могут платить налог на профессиональный доход (НПД), если их заработок за год не превышает 2,4 млн рублей. Не все укладываются в этот лимит.

Как избежать конфликтов с налоговой? Научим дружить с ИФНС на новом курсе

Чтобы вы больше не терялись при каждом требовании налоговой и не боялись судебных тяжб, мы вместе с налоговым адвокатом записали практический курс «Требования ИФНС в 2024: как бухгалтерам отвечать». Вы узнаете, как защитить свои права при взаимодействии с налоговой инспекцией.

В прошлом году 75% малоимущих благодаря соцконтракту повысили свои доходы

За период 2021-2023 годов доля граждан, у которых доход после реализации социального контракта превысил величину регионального прожиточного минимума, увеличилась с 22,5% до 41,1%.

Бесплатно с Отчетность

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года

Чтобы ничего не потерять и вовремя отчитаться за полугодие, собрали всю полезную информацию в одной таблице.

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года
3

Интересные материалы

IT-компании

IT-компании на УСН тоже имеют право на пониженные взносы

Аккредитованные IT-компании имеют право на льготу в виде пониженных взносов, если профильный доход составляет не менее 70%. Но у бизнеса есть некоторые сомнения по поводу этой нормы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру