Клерк.Ру

Налоговое, валютное, антиотмывочное законодательство: борьба за легализацию активов

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В рамках общей тенденции по усилению налогового контроля государство начало осуществлять комплекс мер по деофшоризации российской экономики. Это и Закон о КИК, и закон об амнистии капитала, и целый ряд проектов других законов, которые готовятся к принятию. Следует заметить, что весь этот комплекс мер проводится на фоне усиления работы ФНС в области международного обмена данными в целях налогового контроля.

Главными новшествами в налоговом законодательстве являются Закон о КИК[1] и Закон об амнистии капитала[2].

Контролируемые иностранные компании (КИК)

В рамках рассмотрения закона о КИК важно разобрать вопрос о том, в каких случаях компания признается КИК и какие это влечет налоговые последствия. Иностранная организация (или структура без образования юридического лица)  признается КИК в том случае, если у российского физического или юридического лица имеются функции контроля за распределением прибыли этой иностранной компании. Критерии контроля следующие: доля участия в организации составляет более 25 процентов (для физических и юридических лиц) или доля участия в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, и если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в этой организации (для физических лиц - включая супругов и несовершеннолетних детей), составляет более 50 процентов.

Такие правила будут установлены с 2016 года, а на 2015 год порог установлен в 50 %.

Согласно закону о КИК, все налогоплательщики будут обязаны сообщать о своем участии:

  • в иностранных организациях (если доля участия превышает 10%) до 15 июня 2015 года – или в срок не позднее одного месяца со дня возникновения основания;
  • в иностранных структурах без образования юридического лица (например, являются учредителями структуры или имеют право на доход такой структуры);
  • в КИК в срок до 20 марта года, следующего за отчетным.

Также законом установлен минимальный размер прибыли, подлежащей декларированию. В 2015 г. он составляет 50 млн. руб., в 2016 г. снизится до 30 млн. руб., а после 2017 г. опустится до 10 млн. руб.

Основным последствием признания иностранной организации или структуры КИК является необходимость обложения налогом в РФ нераспределенной прибыли иностранной компании.

Прибылью КИК является прибыль этой иностранной компании, уменьшенная на величину выплаченных этой компанией дивидендов. Далее прибыль, подлежащая налогообложению,  рассчитывается в той доле, в которой она приходится на российского резидента и, отражаясь в составе доходов российского контролирующего лица, облагается налогом по ставке 13% для физических лиц и по ставке 20 % для юридических лиц.

Кроме того, законом предусмотрено множество ситуаций, когда прибыль КИК налогообложению не подлежит. Вместе с налоговой декларацией в отношении таких компаний следует подать документы, подтверждающие основания, по которым прибыль КИК налогообложению не подлежит.

Иностранные компании как налоговые резиденты РФ

Другим немаловажным новшеством, которое введено Законом о КИК, является такой новый статус для иностранных компаний, как статус налогового резидента РФ.

Еще недавно максимум, что можно было ожидать от налоговых органов в отношении иностранной компании, это признание постоянного представительства. Теперь налоговики замахнулись на признание иностранной компании налоговым резидентом РФ. Изменения, внесенные законом в отношении регулирования иностранных компаний, укладываются в общую канву деофшоризиционной политики государства, которая декларируется в последнее время. Налоговое резидентство - новый механизм для реализации плана по деоффшоризации.

Фото Тимура Громова, Кублог

Налоговым Кодексом РФ предусмотрены следующие случаи, когда иностранная организация признается налоговым резидентом РФ.

  1. Согласно международному договору РФ по вопросам налогообложения;
  2. Если местом фактического управления иностранной организации является РФ;
  3. По инициативе самой иностранной организации.

Рассмотрим, в каких случаях местом фактического управления иностранной организации признается РФ. Это следующие случаи:

  1. исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации. Для целей настоящего подпункта регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);
  2. главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно, осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в Российской Федерации. Руководящим управлением организацией для целей настоящего подпункта признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

При этом, иностранная организация рассматривается в качестве организации, фактическое управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, в частности, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных в настоящем пункте условий.

Таким образом, если иностранная организация признается контролируемой, ее прибыль будет включена в состав дохода российского контролирующего лица в порядке, предусмотренном ст. 25.15 НК РФ, если же иностранная организация признается российским налоговым резидентом, то в России будет облагаться весь ее доход (полученный, как внутри России, так и за рубежом) по общим правилам главы 25 НК РФ.

Амнистия капитала

Также хотелось бы остановиться на вопросах, касающиеся амнистии капитала.

Декларация может быть представлена в налоговый либо федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года.

В рамках процедуры добровольного декларирования физическое лицо может сообщить:

  1. об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант;
  2. о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом (в случае, если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний);
  3. об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
  4. о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

Законом вводится понятие номинального владельца имущества и предусматривается, что передача имущества от номинального владельца к фактическому, налогом не облагается, для этого следует в декларации указать соответсвующие операции, а также вместе с декларацией предоставить нотариально заверенную копию договора номинального владения.

А как же быть с самим налогом? В законе об амнистии ни в одной статье не говорится, подлежит ли обложению НДФЛ декларируемый доход и/или имущество. Косвенный ответ на этот вопрос дается в НК РФ. Согласно п. 2.1. ст. 45 НК РФ, взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом. То есть, даже если налог должен быть уплачен, взыскать его налоговики не смогут.

Подаче декларации корреспондирует предоставляемая государством система гарантий. Во-первых, это условие о неразглашении информации, содержащейся в декларации. Декларации подлежат централизованному хранению в ФНС, информация, в них содержащаяся, не подлежит разглашению даже по запросу правоохранительных органов. Во-вторых, ст. 4 Закона об амнистии капитала предоставляет декларантам освобождение от привлечения к различным видам ответственности, а именно:

  1. уголовной (ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2);
  2. административной;
  3. налоговой.

Гарантии предоставляются в том случае, если:

  1. не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления;
  2. не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего административного правонарушения;
  3. не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).

Амнистия продлится до 31 декабря 2015 года, поэтому сейчас самое время задуматься над вопросом о том, воспользоваться амнистией или нет. Дополнительную информацию об амнистии с целью принятия грамотного и взвешенного решения наши клиенты получают в ходе семинара.

Вопросы валютного законодательства

Логичным продолжением изменений законодательства в рамках политики по легализации и возврату активов в Россию являются изменения в валютном законодательстве.

В первую очередь, необходимо различать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». В соответствии с п.6 ст.1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[3] к валютным резидентам относятся:

  • Физические лица:

- граждане РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года;

- постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.

  • Юридические лица:

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

- находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов.

Валютные резиденты имеют право открывать без ограничений счета (вклады) в зарубежных банках. Исключением являются некоторые категории граждан, полный перечень которых указан в Федеральном законе от 07.05.2013 г. №79-РФ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Если рассматривать режим использования счета резидентом РФ в иностранном банке, то можно заключить, что для юридических лиц режим ведения счета и предоставления отчета о движении денежных средств установлен еще в 2005 г. Для физических лиц обязанность по уведомлению налогового органа об открытии (закрытии, изменении) счетов в иностранных банках установлена с 01.01.2015 г., порядок составления отчета о движении денежных средств по счету пока не определен, однако предоставлять отчет физические лица должны с 2016 г.. Важно, что и ответственность за непредставление отчета физическим лицом пока не установлена. В июне 2015 г. на публичное обсуждение был вынесен новый проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ» (далее – Проект).

Важно отметить, что за нарушение норм валютного законодательства предусмотрена административная ответственность. Большинство консультантов считает, что существенным препятствием для деофшоризации и добровольного декларирования активов являются запретительные нормы валютного законодательства, стимулирующие российских граждан к вынужденному использованию персональных КИК, в том числе офшорных, и как результат – мощный негативный стимул для бизнеса и выпадающие доходы бюджета. Поэтому изменения в валютном законодательстве носят двойственный характер, с одной стороны – смягчения, с другой – ужесточения.

Вопросы антиотмывочного законодательства

Законодательство по противодействию легализации (отмыванию) доходов, добытых преступным путем, также выступает одним из звеньев единой цепочки политики государства по деофшоризации.

Введенная в 2013 г. обязанность банков предоставлять информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах набирает обороты и влечет существенные риски для компаний. В частности, компаниям может быть отказано в открытии расчетного счета или банки могут расторгнуть договор на уже действующий расчетный счет.


  1. Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса российской федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций» в ред. Федеральных законов от 06.04.2015 N 85-ФЗ и от 08.06.2015 N 150-ФЗ.
  2. Федеральный закон РФ от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 10.12.2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Источник: kskgroup.ru

Фото, использованное в материале, Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру».

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама