Клерк.Ру

Зачем налоговому консультанту и юристу эмоциональный интеллект

Начнём отвечать на вопрос с типичной истории из жизни юриста, продолжим историей появления термина и завершим небольшим тестом на наличие ЭИ.

Зарисовка из жизни юриста

Была пятница. Заканчивалась очередная, полная стрессов и дел, неделя в юрфирме Ларри. Сам Ларри обнаружил себя за рулём своего автомобиля по дороге из суда. Десят минут назад судья резко раскритиковал его ходатайство в пользу упрощенного судопроизводства по делу. Мало того, что клиент как раз этого и требовал, так еще и судья не удержался от язвительного комментария по поводу аргументов Ларри. «Такой неубедительной позиции я не встречал за все 25 лет работы в своей должности», - вот, что он услышал от судьи. Ларри отправил своему секретарю Саре сообщение: SMASAIR. Сара немедленно расшифровала этот набор букв, как: «Собрание персонала, как только я вернусь» (STAFF MEETING AS SOON AS I RETURN). Она прекрасно знала, что будет на собрании: поиск виноватых, обличительные речи и указы.

Мысли Ларри вернулись к ходатайству. Он делегировал слишком много полномочий новому молодому партнёру? В последние месяцы Ларри буквально разрывали по нескольким направлениям. С тех пор, как из фирмы ушёл старший юрист, всё стало иначе. Ларри не справлялся и стал жалеть об этой потере. Усугубляло сожаление и то, что старший юрист была прекрасным специалистом и отлично ладила с клиентами. Почему она ушла? Что упустил Ларри? Увы, ответов на эти вопросы сейчас у него не было. Всю дорогу к офису Ларри прокручивал у себя в голове эту ситуацию, чувствуя, как его наполняют гнев, сомнения и пессимизм.

Неудивительно, что в офис он буквально ворвался. Хлопнул дверьми и крикнул с порога Саре: «Где все?». Сара ответила, что младший юрист еще в суде, а второго юриста срочно вызвали в школу, где учится его сын. «Вот почему всё летит в тартарары», - вздохнул Ларри. – «Я должен уволить всех».

Оба сотрудника вернулись в офис так быстро, как могли, но было уже поздно. Вулкан был на грани извержения, и это неминуемо произошло. Ларри припомнил им всё. Оба сотрудника после «собрания» были готовы уйти из фирмы незамедлительно.

Несмотря на то, что герой нашей истории – Ларри – был отличным адвокатом, ему точно бы не помешало развить в себе эмоциональный интеллект. В университете его учили следовать фактам, анализировать информацию и формулировать выводы. Сухо и по делу. Но никто не учил его тому, как эмоционально реагировать на факты, нужно ли вообще это делать, стоит ли обсуждать чувства, в том числе со своими коллегами и клиентами.

Из истории понятия «эмоциональный интеллект»

Сегодня понятие эмоционального интеллекта (EI – Emotional Intelligence, сокращенно – ЭИ) на пике популярности. В него вкладывают и развитие навыков, необходимых для восприятия и осознания собственных эмоций и эмоций других людей, и использование этой информации для управления собой и нашими отношением к окружающим.

Исследователи выделяют 5 основных компонентов эмоционального интеллекта:

  • самоанализ/самопознание – адекватная оценка собственных способностей,
  • самоуправление – способность контролировать свои эмоции, чтобы они не мешали (например, работе),
  • социальные навыки – умение «считывать» эмоции во взаимоотношениях с людьми,
  • эмпатия – способность осознавать, что чувствуют другие люди, умение ставить себя на их место,
  • мотивация – умение использовать свои склонности и предпочтения для достижения цели.
Заговорили об эмоциональном интеллекте в 1995 году после выхода в свет книги Дэниэля Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Книга быстро стала бестселлером и предметом горячих дискуссий на тему, как ЭИ можно использовать в бизнесе и в армии Соединённых Штатов.

Однако, хоть ЭИ и стал трендом последних десятилетий, идея не нова. В 1920 году психолог Эдвард Л. Торндайк предложил термин «социальный интеллект». Он подразумевал под ним способность понимать своё поведение и поведение людей, соответственно, поступать мудро, сообразно ситуации. Торндайк также допускал в структуре «социального интеллекта» умение управлять людьми.

Десятилетиями позже, в 1983 года, другой психолог – Говард Гарднер – опубликовал книгу «Структура разума: теория множественного интеллекта». В ней он ввёл понятие «множественный интеллект». Гарднер считал, что интеллект человека можно рассматривать в двух аспектах: внутриличностном (способность обращаться к собственным внутренним психическим процессам, понимать себя, свои возможности, мотивы, эмоции) и межличностном (способность понимать чувства, намерения других людей).

Через несколько лет (в 1987 году) исследователи из Йельского университета Питер Саловей и Джон Майер в своей статье впервые использовали термин «эмоциональный интеллект». Статья Саловея и Майера имела эффект разорвавшейся бомбы и фактически определила всё современное понимание эмоционального интеллекта. Что для них было «эмоциональным интеллектом»? Набор набор навыков, таких как точное распознавание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, а также использование эмоций для мотивации, планирования и достижения целей.

С этих пор ЭИ стал привлекать искреннее внимание ученых. Концепция вышла на более массовый, потребительский уровень с выходом книги Гоулмана, с которой мы начали наш исторический экскурс.

Вернёмся к юристам и Ларри

В то время, как юридическое сообщество медленно постигает азы ЭИ, бизнесмены уже вовсю его используют для развития сотрудников, роста продаж, в частности, и компании, в целом. Бизнес ищет ответов у концепции, когда надо удержать сотрудника, улучшить процесс отбора и развития персонала, увеличить доходы и долю на рынке. Бизнесмены верят в то, что сотрудники с более высоким ЭИ зарабатывают на 33 процентов больше, у них более счастливые браки, здоровье и уровень жизни. Неплохо, ага!

А теперь вернёмся к Ларри и его плохой пятнице. Если бы Ларри не был так далёк от ЭИ и развивал бы его в себе, чтобы стать самым лучшим руководителем для своих подчинённых, то день мог начаться и закончиться иначе.

Что в поведении Ларри говорит нам о недостаточном развитии его эмоционального интеллекта?

  • Он чувствует недопонимание со стороны коллег. К секретарю Саре и двум сотрудникам он обращался понятным, «человеческим» языком, но так и не смог толком донести мысль. Информация искажалась, это раздражало.
  • Саркастические фразы на собрании здорово их задели. Ларри же счел эту реакцию слишком эмоциональной.
  • Сотрудники не особенно расположены к Ларри. Да и Ларри считает, что любовь коллег на работе не так уж важна.
  • Ларри единолично принимает стратегически важные решения, яростно отстаивает свою позицию. Его почти не интересует мнение коллег. Он – босс, ему виднее.
  • Ларри очень требователен к подчиненным. Он ведь делегировал такие важные полномочия своему старшему юристу, а тот не смог подготовить ходатайство должным образом. Это он виноват в промахе компании в суде. Когда сотрудник попытался оправдаться, Ларри почувствовал огромное раздражение.
Окей, а как бы себя повёл Ларри, если бы был знаком с ЭИ не понаслышке?

Итак, у Ларри выдался нелёгкий день и ужасный суд. Если бы Ларри развивал в себе ЭИ, то он:

  • По дороге из суда до офиса занял бы время не поиском виноватых, а оценкой своих чувств до и после суда (самоанализ);
  • После оценки он бы понял, что этот промах не характерен для его юрфирмы, поэтому-то он и такой болезненный (самоуправление), он не стал бы отправлять то сообщение, настраивая себя и других на конфликт;
  • На собрании Ларри мог бы выяснить у сотрудников причины опоздания (эмпатия);
  • Подводя итоги собрания, Ларри мог бы сказать так: «Сегодня нас постигла значительная неудача в деле крупного клиента, но это, скорее, исключение, чем правило. На этом собрании мы разобрали общие ошибки и то, как их избежать в будущем. В последнее время я был так занят, что не мог обсуждать с вами текущие дела. Это моя ошибка, я сожалею. Уверен, что все мы работаем ради успеха фирмы и продолжим это делать и дальше». (социальные навыки, мотивация).
Хотя пример с Ларри может показаться надуманным, на самом деле он недалёк от реальности.

Как и IQ (коэффициент интеллекта), ЭИ можно измерить с помощью оценок и тестов. И даже, если вы пока не готовы приглашать к себе тренеров, тратиться на специальные обучающие программы, эта статья уже дала вам повод задуматься. Используйте 5 основных компонентов, описанных выше, в качестве ориентиров. Начните с себя. Первый шаг – это идентификация собственных эмоций. Через равные промежутки времени в течение дня задавайте себе шесть простых вопросов:

  1. Как я себя чувствую?
  2. Почему я так себя чувствую?
  3. Как я внешне проявляю свои внутренние чувства?
  4. Как я реагирую на эмоции человека (людей), с которым я сталкиваюсь?
  5. Как я могу лучше понять (с их точки зрения), что они переживают?
  6. Что я должен сделать, чтобы создать и поддерживать отношения с человеком, которые устроили бы всех?
ИТОГ

Хорошо развитые навыки ЭИ могут вам помочь определить, кто перед вами: хороший юрист или «звёздный юрист»? Без сомнения, компетентность и навыки являются пороговыми характеристиками, которые позволят вам «пригласить их на вечеринку». Однако именно ЭИ станет тем фактором, благодаря которому вы пригласите одного из них «на танец». 

Мнения
 
Люди которым это нравится