«СВОЙ» БАНКИР. Практика VIP-банкинга

В стандартном договоре о банковском обслуживании, как правило, нет упоминаний о VIP- или private-banking’е. Однако рано или поздно клиенту нужен не просто «житейский» совет, а профессиональная консультация банка. Причем он рассчитывает, что ее дадут люди, заинтересованные не только в своей прибыли, но и в успехе бизнеса своего клиента. К сожалению, в нашей молодой банковской системе еще не сложился институт «своего банкира», помогающего клиенту управлять личными финансами.

В стандартном договоре о банковском обслуживании, как правило, нет упоминаний о VIP- или private-banking'е. Однако рано или поздно клиенту нужен не просто «житейский» совет, а профессиональная консультация банка. Причем он рассчитывает, что ее дадут люди, заинтересованные не только в своей прибыли, но и в успехе бизнеса своего клиента. К сожалению, в нашей молодой банковской системе еще не сложился институт «своего банкира», помогающего клиенту управлять личными финансами. Тем не менее услуга эта уже востребована рынком.

Дмитрий САМОЙЛОВ,
заместитель председателя правления АКБ «Электроника» (ОАО)

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДОВЕРИЯ

Элитное обслуживание частного капитала — направление в банковской сфере не новое. Другое дело, что в каком-то банке несколько десятков VIP-клиентов, а в другом — один-два. Поэтому и путь развития этого направления в каждой кредитной организации свой, уникальный.

В банке «Электроника» эта услуга начала формироваться уже в 2000 году. Как раз тогда мы отметили всплеск активного роста потребностей тех клиентов, которые выходили за рамки стандартного набора услуг. Более того, клиент потребовал индивидуального отношения и к своему бизнесу, и к личным средствам, рассчитывая, что банк — как правило, при непосредственном участии руководства — поможет решить абсолютно все вопросы. Иными словами, для нас внедрение и развитие услуги VIP-банкинга было сопряжено прежде всего с явным ростом доверия наших серьезных клиентов к банку «Электроника» вообще и к его топ-менеджменту в частности. И с обоюдным стремлением сделать отношения владельцев бизнеса и руководителей банка более тесными и доверительными.

Надо сказать, предоставление розничного финансового VIP-сервиса в нашу стратегию не входило, и эта услуга изначально предназначалась специально для корпоративных клиентов: владельцев бизнеса, руководителей предприятий, управляющих крупными компаниями. Активному формированию VIP-банкинга предшествовал переход на более «плотный» режим делового общения. Затем, на основе собственного опыта и детальной проработки бизнес-процессов, специалисты банка подготовили структуру и механизм предоставления услуги.

VIP-банкинг — услуга по природе своей эксклюзивная, поэтому нельзя выделить ни какого-либо стандартизированного направления, ни отдельных компонентов. Обычно работа банка «Электроника» с корпоративными клиентами строится на индивидуальном подходе, «пакетная» модель не практикуется. Только используя методику уникального подхода к каждой потребности клиента, «корпоративный» банк может обеспечить качественный сервис.

На этих принципах и сформирована практика VIP-обслуживания, основная цель которой — максимально комфортный доступ клиента к банковским услугам. С каждым VIP-клиентом, помимо закрепленного персонального менеджера, работают топ-менеджеры банка (как правило, член правления или вице-президент), наделенные полномочиями решать все возникающие вопросы. От персонального менеджера клиент ждет не столько оказания конечной услуги, сколько гарантии качественного ее предоставления и компетентности. Что касается последнего требования, выполнить его помогает то обстоятельство, что некоторые наши персональные менеджеры совмещают работу в банке с деятельностью в конкретном секторе экономики. Задача вице-президента или члена правления, «патронирующего» VIP-клиента: сформировать требования к существующим услугам и обеспечить оперативный доступ к новым.

«КОНСЕРВАТОРЫ» И «АКТИВИСТЫ»

Есть две категории клиентов, пользующихся услугой VIP-банкинга. Первая — «консерваторы», их главная цель — выгодно разместить личные средства, полученные от бизнеса. Как правило, им нужны всего лишь качественные услуги депозитного обслуживания. Другое дело — категория «активистов», готовых не только разместить собственные средства в банке, но и вложить их в развитие бизнеса. Такому клиенту нужно предложить как детальные, серьезные инструменты, так и сформировать индивидуальный комплекс услуг.

Разумеется, все VIP-клиенты имеют определенные льготы — и при размещении средств, и по комиссионным услугам. Подобный «альтруизм» продиктован соображениями экономической целесообразности. Проще говоря, учитываем агрегированную доходность — размер депозита, объем комиссионных, а также перспективы взаимодействия. Существенную роль играют здесь длительность и характер отношений.

Надо сказать, образ современного клиента сильно отличается от того, каким был еще несколько лет назад. Теперь VIP-клиенту интересны многоходовые операции: диверсификация рисков ведения бизнеса, разработка механизмов финансирования проектов, услуги по корпоративному строительству. Он хорошо ориентируется на рынке финансовых услуг, располагает полной информацией о предложениях и практике других банков, точно представляет конечную цель и результат. И готов платить — за качественное обслуживание и возможность реализовать свои идеи. Словом, клиент не «капризный», но разборчивый.

Поэтому стабильный рост числа VIP-клиентов мы считаем своим основным достижением в этой области. Чтобы добиться этого, пришлось сформировать организационные структуры, специализирующиеся на VIP-банкинге (аппарат вице-президентов с выделенными бэк-офисами) и усовершенствовать общую систему управления. Система взаимодействия между подразделениями, особенно при оказании комплексных услуг, вышла на новый уровень, позволив значительно ускорить стандартные процедуры, не снижая контроля над банковскими рисками.

Основное внимание мы уделяем не имиджевой стороне, а именно отладке внутренних механизмов работы, обеспечивающих качественное и оперативное обслуживание клиентов. Привлекаем к работе сотрудников, способных освоить определенные тонкости VIP-менеджмента.

VIP-обслуживание — не бирка, которая прикрепляется к клиенту с первого дня его сотрудничества с банком, а результат сложившихся отношений. Иными словами, статус VIP-клиента — следствие, а не причина. Любой банк стремится удержать клиента, но далеко не везде хотят и умеют прогнозировать его желания и потребности. Между тем, чтобы предложить «горячую» услугу завтра, позаботиться о ней надо уже сегодня. В этом, собственно, и заключается суть корпоративного VIP-банкинга.

БОРЬБА ЗА VIP-КЛИЕНТА

VIP-банкинг — бизнес рентабельный, способный при правильном подходе приносить ощутимый комиссионный доход, а объем привлеченных средств может составлять значительную долю в общей структуре пассивов банка. Разумеется, различные услуги дают банку и разный уровень дохода, но наиболее прибыльны те, что носят комплексный характер.

Уже само по себе наличие этой услуги лучше любой рекламы говорит о надежности банка и его готовности осуществлять любые операции по запросу клиента. Обслуживание VIP-клиентов заметно повышает репутацию банка, тем более что основным способом привлечения новых клиентов этой категории остаются рекомендации клиентов давних.

Сегодня рынок VIP-банкинга заметно оживился, что вызвано прежде всего резким ростом доходов и осознанием того, что деньги должны приносить прибыль. Особенно перспективен этот сегмент для банков, работающих преимущественно с корпоративными клиентами. Дело в том, что розничные VIP-услуги предлагают многие банки, тогда как VIP-банкинг корпоративный — единицы, и спрос пока существенно превышает предложение.

Жесткой конкуренции в этом секторе не наблюдается. Причин этому как минимум две. Во-первых, сами VIP-клиенты не слишком доступны, а во-вторых, эксклюзивные продукты тоже «не лежат» в свободном доступе. Тем не менее клиентская база расширяется — но лишь в тех банках, где есть реальная возможность прямого взаимодействия клиентов с руководством банка. Обычно уже в ходе начальных переговоров становится ясно, насколько перспективны отношения с конкретным клиентом. Одно дело если речь идет о разовой услуге, и совсем другое — когда акцентируются взаимный интерес и долгосрочное сотрудничество. Но, подчеркиваю, ключевую роль играет здесь именно возможность первичного прямого общения с руководством банка. Такая практика позволяет определить потребности клиента и выстроить наиболее оптимальную в данном случае модель функционирования услуги.

Разумеется, в этой области, как и в любом ином направлении банковской деятельности, есть определенный конкурентный момент. И нередко клиент переходит на обслуживание в тот или иной банк либо по совету кого-то из знакомых, либо потому, что знает руководителей банка лично. Но это все-таки принципиально иная конкуренция. Клиент делает выбор, что называется, с открытыми глазами, ясно представляя себе и ситуацию на рынке, и реальную стоимость того или иного продукта.

Думаю, будущее банковской системы пойдет в направлении их специализации, а значит, более четкого разделения на кредитные учреждения, работающие с корпоративными клиентами, и розничные «VIP-банки». А поскольку здесь клиентская база объективно не слишком многочисленна, такие банки, предлагая аналогичный комплекс услуг более широкому кругу клиентов, постепенно перейдут к концепции private banking. Такой прогноз подтверждается динамикой развития нашей клиентской базы.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?