Кредитование

Кредит «по блату»

Однозначную рекомендацию потенциальным заемщикам — стоит ли пользоваться услугами кредитных брокеров — не даст никто, поэтому заинтересованные в финансировании предприниматели смогут самостоятельно принять правильное решение, лишь поняв специфику работы с банком через брокеров. Так кто же главный в треугольнике «банк — клиент — брокер»?
Однозначную рекомендацию потенциальным заемщикам — стоит ли пользоваться услугами кредитных брокеров — не даст никто, поэтому заинтересованные в финансировании предприниматели смогут самостоятельно принять правильное решение, лишь поняв специфику работы с банком через брокеров. Так кто же главный в треугольнике «банк — клиент — брокер»?

Увеличивающиеся объемы кредитования малого и среднего бизнеса при неснижающемся спросе со стороны предпринимателей — благодатная почва для развития посреднических услуг на этом рынке. По оценкам экспертов, сумма кредитов, выданных с помощью кредитных брокеров, в 2006 году составила два-три миллиарда долларов, или 20–30% от общего объема выданных кредитов. А прогноз на 2007 год превышает прошлогодние показатели в три-четыре раза!

Подобная динамика роста объясняется совокупностью следующих факторов. Во-первых, для брокерского бизнеса характерна низкая стоимость «входного билета». Для того чтобы начать свое дело, необходимы телефон, база потенциальных клиентов и некоторый опыт. Найти базу клиентов сейчас не проблема, да и в опыте недостатка, как правило, тоже нет: большинство представителей кредитных брокеров — это люди, поработавшие в банке (чаще в его кредитном управлении). Само собой, в основном так работают «черные» и «серые» брокеры. Впрочем, их количество на рынке кредитования малого и среднего бизнеса составляет более 90% от общего числа компаний, оказывающих брокерские услуги.

Совсем иной подход к правилам ведения бизнеса — у брокеров, пришедших на рынок, как говорится, «основательно и надолго». Большинство из них ориентируется на западные стандарты. Для сравнения: в странах Восточной Европы количество кредитных сделок через брокеров составляет 40–60% от общего числа, а в США — более 60%. По данным, опубликованным агентством «Эксперт РА», объем рынка кредитования малого бизнеса в 2006 году увеличился более чем на 90% и составил около 10 миллиардов долларов. Если бы брокерские услуги были у нас столь же популярны, как на Западе, то четыре-шесть миллиардов от этих 10 были бы получены при помощи кредитных брокеров. А учитывая, что сумма кредитов, выданных частным лицам, значительно превышает объем финансирования малого и среднего бизнеса, российским брокерам есть куда стремиться.

Похоже, что в ближайшее время большую часть рынка завоюют брокерские компании, применяющие к ведению бизнеса подходы, ориентированные на перспективу. Для многих из них брокеридж — одна из составляющих целого комплекса финансовых услуг, таких как бухгалтерское сопровождение, аудит, консалтинг и другие. Объясняется это стремлением компаний к расширению спектра предлагаемых услуг.

Вторая составляющая успешного развития брокерского дела имеет психологическую подоплеку, уходящую корнями в социалистическое прошлое. В период всеобщего дефицита у людей сформировался стереотип, что достать что-то через «дядю Васю» надежнее и проще: мол, дядя Вася знает того, кто сможет сделать как нужно. Этим поводом часто пользуются недобросовестные кредитные брокеры: около 90% их сайтов содержат рекламное обещание «помочь компаниям, уже получившим отказ», с намеком на неформальные отношения с банками. Такие обещания нельзя принимать на веру. При этом не стоит путать подобную «помощь» с услугой по подбору более лояльного кредитора, которую предоставляют добросовестные брокеры. Последняя предполагает принципиально иной подход: клиенту рекомендуется банк, готовый рассматривать возможные альтернативы — например, в части залогового обеспечения. Но кредитное решение принимается банком только на основании достоверной информации и только в рамках правового поля. Основная задача честного кредитного брокера — консультирование клиента о существующих программах кредитования, а не лоббирование его интересов в банках.

По этапу

Отношения, возникающие между клиентом, банком и брокером, необходимо рассматривать в их системной взаимосвязи. Легче всего изучить их анатомию, проанализировав все этапы получения кредита.

Получение информации о кредитных программах банков (процентных ставках, комиссиях, наличии других платежей, сроков кредитования, требований к предоставлению поручительства и залогов) является обязательным этапом даже для клиентов, уже имеющих опыт банковского кредитования, так как конъюнктура на этом рынке меняется постоянно. Чем полнее и объективнее будет полученная информация, тем легче клиенту сделать выбор банка-кредитора, а точнее — понять, в какие банки имеет смысл подать на рассмотрение кредитную заявку.

Обратившись непосредственно в банк, потенциальный заемщик получает профессиональную консультацию, но только о кредитных продуктах этого банка. Хотя, конечно, информация будет подробная и детализированная. Объясняется это просто. Уже сейчас многие банки предлагают целый спектр кредитных решений. Заемщик, как правило, имеет возможность выбирать из нескольких вариантов. Допустим, несколько кредитных продуктов банка предполагают аннуитетную структуру погашения, а овердрафт и кредитная линия получаются и погашаются траншами. Кроме того, есть возможность получить банковскую гарантию или воспользоваться финансовой арендой (лизингом). В банке клиента полностью проконсультируют, расскажут, чем различаются эти кредитные продукты, и, возможно, даже посоветуют наиболее подходящий из них. Но вдруг в соседнем банке проценты меньше? Или условия лучше?

Клиент, разумно распоряжающийся своими средствами, предварительно захочет узнать о продуктах не одного, а нескольких банков. Воспользовавшись услугами брокера, он может получить именно такую информацию, сэкономив время на походы в каждый банк. Во многих случаях оперативность получения финансирования становится определяющим фактором. При этом необходимо понимать, что выбранный кредитный продукт может оказаться не самым эффективным, а условия финансирования — хуже среднерыночных, зато будет выиграно драгоценное время.

Нельзя не упомянуть и о возможных манипуляциях решением клиента со стороны брокеров. Соглашения, заключенные между брокером и банком, не всегда предполагают одинаковые условия. Некоторые банки готовы выплачивать посредникам вознаграждение за привлечение клиентов. Иными словами, кредитный брокер выполняет функции клиентского подразделения банка. В этом случае настойчивая рекомендация потенциальным заемщикам определенного банка даже в случае не самых выгодных условий финансирования, предлагаемых этим кредитным учреждением, вполне понятна. Принимая во внимание все обстоятельства, оптимальным будет комбинирование двух способов выбора банка-кредитора: самостоятельного и через брокера.

После того как выбор сделан и проведены первичные переговоры, потенциальному заемщику необходимо предоставить в банк для рассмотрения заявки комплект документов. Большинство кредитных брокеров оказывает клиентам помощь в сборе документов. Для определения финансового состояния и платежеспособности предприятия, как правило, банки запрашивают у клиента официальную бухгалтерскую отчетность, выписку о движении денежных средств по расчетным и текущим счетам за последние 6–12 месяцев. В случае если данные официальной отчетности не в полном объеме отражают финансовое положение заемщика, могут попросить предоставить и управленческую отчетность за тот же период. В некоторых случаях для определения деловой активности у заемщика запрашиваются договоры, заключенные им со своими контрагентами.

К сожалению, до сих пор некоторые предприниматели, прекрасно разбираясь в тонкостях своего бизнеса, испытывают затруднения в вопросах сбора и подготовки «правильных» документов. Поэтому помощь кредитного брокера на этом этапе — неоспоримый аргумент в пользу работы через такого посредника. Как правило, клиенты, работающие с кредитными брокерами, предоставляют в банк исчерпывающий комплект документов, что позволяет более детально изучить бизнес заемщика и, как следствие, значительно повышает его шансы на получение кредита.

Волнует всех заемщиков и вопрос конфиденциальности. В случае общения с банком напрямую никаких рисков утечки коммерческой информации у клиента не возникает. Во-первых, все сотрудники банка при приеме на работу подписывают соглашение о неразглашении сведений, полученных при исполнении служебных обязанностей. Во-вторых, предъявляемые к банкам требования о конфиденциальности коммерческой информации закреплены законодательно. Если клиент принял решение воспользоваться услугами брокера, то это может привести к появлению риска утечки данных. Это, безусловно, относится к минусам работы через кредитного брокера.

И, наконец, самый главный вопрос, который необходимо обсудить с представителем кредитного брокера, — кто оплачивает его услуги. В настоящее время более распространена практика, когда платить приходится заемщику. Это приводит к увеличению его расходов по получению кредита. Средний размер оплаты услуг кредитного брокера сейчас составляет 5–10 и более процентов от суммы кредита. Поскольку эта сумма перечисляется брокеру единовременно при выдаче кредита, необходимо учесть ее при расчете экономического эффекта от привлечения заемных денежных средств. Оплата услуг кредитного брокера приводит к значительному удорожанию получения финансирования, и это, безусловно, отрицательный фактор для клиентов.

Кому выгодно?

Рассмотрев ситуацию с позиции клиента, нельзя не проанализировать перспективы развития сотрудничества банков и кредитных брокеров со стороны каждого из игроков. Для банка сотрудничество с брокерами означает увеличение потока потенциальных заемщиков. Безусловно, это явный плюс. Брокеры заявляют также, что за счет сотрудничества с брокерскими компаниями банки могут значительно расширить географию своей работы. Но в этом случае аргументы «за» кажутся уже необоснованными. При кредитовании у банков возникают риски, связанные с невозвратом кредита, а для их снижения проводится оценка кредитоспособности заемщика. Как правило, это предполагает и выезд кредитного инспектора на место ведения бизнеса. Именно поэтому необходимое условиеи кредитования — расположение бизнеса заемщика в регионе присутствия банка. И это требование применяется всеми банками.

Для компаний, оказывающих брокерские услуги наравне с другими финансовыми сервисами, сотрудничество с банками означает увеличение объемов бизнеса. Совершенно очевидно, что брокерские компании уже прочно закрепились на рынке. Сумма выданных кредитов при посредничестве брокеров, попытки самоорганизации, появление игроков федерального уровня — все это говорит о серьезных перспективах развития брокерских услуг на рынке кредитования. В целом деятельность кредитных брокеров оказывает позитивное влияние на развитие банковского кредитования малого и среднего бизнеса. Во-первых, предоставление клиентам расширенной информации о кредитных продуктах повышает уровень конкуренции среди банков, которая в свою очередь становится катализатором для создания более интересных предложений. Во-вторых, брокерские компании сами являются представителями малого и среднего бизнеса, поэтому их развитие положительно сказывается на росте всего сектора. В-третьих, в результате активной деятельности таких компаний возрастает популярность банковского кредитования среди предпринимателей.

При этом совершенно ясно, что динамичное развитие невозможно без основной составляющей — доверия между всеми тремя субъектами возникающих отношений: клиентом, брокером и банком. А его-то пока и не хватает…

В этой статье описан опыт взаимодействия с брокерами, работающими на рынке кредитования малого и среднего бизнеса. Однако при незначительных допущениях можно спроецировать его и на брокеров, оказывающих услуги частным лицам.

Начать дискуссию

Путин: власти не будут пересматривать приватизацию

У властей не должно быть претензий к собственникам активов после приватизации. Изымать бизнесу будут только «в случае недобросовестных действий собственников».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Пришло требование с возмутительными подозрениями: вы, оказывается, маскируете трудовые отношения — заключаете договоры с плательщиками НПД. Времени на возмущение нет, но есть пять рабочих дней на то, чтобы составить ответ в ИФНС. Расскажем, как это сделать, чтобы у налоговой больше не возникало вопросов.

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Обман на маркетплейсах Wildberries и Озон: фейковые продавцы, рассылки, ночной шопинг

Почти все мы покупаем что-то на маркетплейсах: это быстро, удобно и зачастую дешевле, чем в обычном магазине. Однако там нас поджидают мошенники: аферисты создают фейковые аккаунты, притворяясь продавцами или специалистами по рекламе. Продать они ничего не могут, их цель — наши контактные данные: номера телефонов, пароли от личных кабинетов, реквизиты карт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Минцифры запретит массовые спам-звонки

Абоненты стараются не отвечать на входящие звонки, чтобы не сталкиваться с рекламными обзвонами и спамом. Власти будут с этим бороться и запретят массовые звонки, инициированные роботами.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2
Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Телеграм уже давно не просто мессенджер — это полноценная арена для маркетологов, которые каждый день соревнуются за внимание аудитории. Платформа активно развивается, предлагая все новые и новые рекламные инструменты. Но с ростом возможностей возникает и потребность в автоматизации. Здесь на сцену выходит Telega.in, превращая сложные процессы в дело пяти минут.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Интересные материалы

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС