Отчетность

Как сформировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, если расходные документы получены с опозданием

Компании предстоит исчислить налог на прибыль и НДС, а также сформировать годовую бухгалтерскую отчетность за 2011 год, но некоторые первичные документы, удостоверяющие понесенные расходы, на дату подписания отчетных форм от контрагентов не получены. При этом компания осуществляет операции, облагаемые и не облагаемые НДС.
2,9 тыс. 0

Компании предстоит исчислить налог на прибыль и НДС, а также сформировать годовую бухгалтерскую отчетность за 2011 год, но некоторые первичные документы, удостоверяющие понесенные расходы, на дату подписания отчетных форм от контрагентов не получены. При этом компания осуществляет операции, облагаемые и не облагаемые НДС. Подготовка отчетности в такой ситуации вызывает ряд вопросов, из которых Минфин России в комментируемом письме ответил лишь на один. Между тем ситуация, описанная налогоплательщиком, заслуживает подробного рассмотрения. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.08.11 № 03-03-06/1/436)

Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.08.11 № 03-03-06/1/436
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Как следует из комментируемого письма, закрытое акционерное общество планирует представить внешним пользователям бухгалтерскую отчетность за 2011 год, подписанную на дату «01.02.2012».

Между тем российское законодательство требует, чтобы представляемая годовая бухгалтерская отчетность была утверждена в установленном порядке (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 № 129‑ФЗ «О бух-галтерском учете»).

Утверждение отчетности акционерного общества относится к компетенции общего собрания акционеров, которое может быть проведено не ранее чем через два месяца после окончания календарного года. У внеочередного собрания акционеров таких полномочий нет (п. 1 ст. 47, подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Досрочное утверждение не будет иметь юридической силы, к тому же оно противоречит требованию осмотрительности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Действительно, в описанной ситуации финансовый результат общества окажется завышенным ввиду неотражения не только расходов по причине задержки оправдательных документов, но и событий после отчетной даты, указанных в пункте 9 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».

Напомним, что существенные отступления от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности должны быть раскрыты с указанием вызвавших их причин. Кроме того, подлежит раскрытию результат, который данные отступления оказывают на понимание пользователями состояния финансового положения компании, отражение финансовых итогов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении (п. 25 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

Пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности не признаются ошибками лишь в том случае, если они были обнаружены в результате получения новой информации, недоступной организации на момент составления ею отчетности (п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»). Но расходы, о которых сообщает ЗАО (на услуги связи, почтовые и коммунальные услуги), были ожидаемыми, и соответствующие пропуски не могут считаться впервые выявленными в 2012 году. Значит, при отражении неучтенных расходов надо руководствоваться правилами ПБУ 22/2010.

В частности, если ошибки в связи с неотражением расходов являются существенными, то перед утверждением отчетности ее следует пересмотреть, а вариант, представленный ранее внешним пользователям, заменить на исправленный (п. 7 ПБУ 22/2010).

Если же компания заботится о повышении достоверности своей отчетности, то при задержке документов от контрагентов она может отразить предвиденные расходы как оценочные обязательства, начислив резерв предстоящих расходов (п. 5, 8 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»). Оправдательным документом для такой записи будет справка бухгалтера.

Стоит также отметить, что поступление документов с опозданием не рассматривается как событие после отчетной даты. Ведь документы датированы 2011 годом, поэтому в 2012 году новых фактов не возникает (п. 3 ПБУ 7/98).

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Вычет НДС применяется в том налоговом периоде, в котором фактически получен соответствующий счет-фактура. Эту точку зрения Минфин России подтвердил в письме от 03.02.11 № 03-07-09/02. Поэтому суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным в IV квартале 2011 года, а полученным в I квартале 2012 года, не учитываются ни в налоговой декларации по НДС за IV квартал 2011 года, ни в бухгалтерской отчетности за 2011 год.

А как действовать компании, если она распределяет суммы предъявленного налога на добавленную стои-мость по общехозяйственным расходам, то есть частично предъявляет его к вычету, а частично включает в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав)? В таком случае вычет по-прежнему производится в периоде получения счета-фактуры, а невозмещаемая часть налога увеличивает сумму соответствующего расхода как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Сумма НДС, относящаяся к косвенным расходам, распределяется в пропорции, рассчитываемой исходя из стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период (абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ). Однако неясно, в каком налоговом периоде надо определять пропорцию: в периоде поступления документов или в периоде, которым документы датированы. Ответа на этот принципиальный вопрос комментируемое письмо не содержит.

Правда, в письме Минфина России от 18.10.07 № 03-07-15/159 (направлено для сведения налогоплательщиков письмом ФНС России от 24.10.07 № ШТ-6-03/820) разъяснено, что распределение сумм НДС производится в налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги) были приняты на учет на основании соответствующих первичных документов. Эта позиция не универсальна: она подразумевает своевременное поступление первичных документов.

В ряде официальных разъяснений чиновников этот налоговый период именуется текущим (см. письма Минфина России от 12.11.08 № 03-07-07/121, от 26.06.08 № 03-07-11/237, ФНС России от 24.06.08 № ШС-6-3/450).

По нашему мнению, пропорцию можно определять исходя из отгрузок периода, к которому фактически относятся документы. В описанной ситуации это, по-видимому, IV квартал 2011 года. Такая позиция основана на содержании абзаца 4 пункта 4 статьи 170 НК РФ. В нем указано, что суммы налога распределяются в той пропорции, в которой приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). А используются они, очевидно, в том периоде, когда приобретены, вне зависимости от даты поступления документов от продавцов. Ведь речь идет об общехозяйственных расходах.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Не учтенные в 2011 году расходы повлекли излишнее начисление налога на прибыль за этот налоговый период. На основании пункта 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Следовательно, ЗАО может признать расходы по опоздавшим документам в налоговом учете 2012 года. Что и подтвердил Минфин России в комментируемом письме. Аналогичные разъяснения давались им и ранее (письмо от 28.12.10 № 03-03-06/1/814). Однако обратите внимание на принципиальное условие, при котором возможен такой подход: излишне начисленный налог должен быть фактически уплачен в бюджет.

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №18, сентябрь 2011 г.

Начать дискуссию

Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

Лучшие спикеры, новый каждый день

ФНС обновила документы для составления мотивированного мнения

Теперь компании могут отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения, а из документов убрали информацию о штрафах.

Может ли ФНС начислить налог на всю сумму дохода без учета расходов

Суть дела: организация выполняла подрядные работы в пользу контрагента и не учитывала в составе своих доходов вознаграждение по договору подряда. Налоговики посчитали это необоснованным занижением налогооблагаемой прибыли на величину доходов, которые были получены от заказчика подрядных работ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Ипотека

Что будет, если один супруг купил квартиру, а второй платил за нее ипотеку: новое решение суда

Реалии нашего времени таковы, что не каждый брак способен продержаться дольше, чем будет погашен взятый супругами ипотечный кредит. В связи с этим часто возникают вопросы по поводу раздела кредита и купленной на него квартиры.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы в СФР

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Три изменения в сдаче отчетности, которые вступят в силу в апреле–мае 2024 года

В этот период вступили в силу новые контрольные соотношения, обновлено уведомление о невозможности подачи документов по запросу ИФНС и изменен порядок подачи банковской гарантии при ускоренном возмещении НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что делать, если компания попала в реестр выгодоприобретателей

Контрольно-аналитическую работу ФНС с компанией, которая попала в ФРПВ, можно остановить в 3-х случаях. Главное — доказать, что фирма не сотрудничает с техническими компаниям и позволить налоговикам искать другого выгодоприобретателя.

Карманные деньги: выдавать ли детям

Как научить детей правильно распоряжаться финансами? В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Молодым специалистам стало проще найти работу в оборонке

Запущен проект информационной поддержки трудоустройства студентов сферы оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

60

Первый ход — Е2-Е4, а там… Хаос при формировании уведомления на аванс УСН

Если в ЛК ФНС царит хаос, то при интеграции с этим самым кабинетом что-то где-то и когда-то упорядочится? Я одна задаю этот вопрос?

Первый ход — Е2-Е4, а там… Хаос при формировании уведомления на аванс УСН
111
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Бухгалтерский учет

Как отразить в учете на УСН «доходы минус расходы» расходы по чекам от директора за прошлые годы. Мини-курс

Директор принес бухгалтеру чеки на материалы за 2021 и 2022 год. Что с ними делать, можно ли принять их к учету в 2024 году? Как поступить, рассказываем в сегодняшнем мини-курсе.

Как отразить в учете на УСН «доходы минус расходы» расходы по чекам от директора за прошлые годы. Мини-курс
Банки

В 1 квартале 2024 года вдвое больше россиян открыли брокерские счета в Сбере по сравнению с 1 кв. 2023

🔥 Сбер: «Наши клиенты активно приходят на фондовый рынок. Важно, что это устойчивый интерес: мы не видим резких перепадов или движений из стороны в сторону».

Требуйте у работодателя обучение! В каких случаях бухгалтер обязан проходить курсы повышения квалификации

Зачем бухгалтеру дополнительное обучение, если за плечами большой опыт? В каких случаях учиться не просто желательно, а того требует закон? И главное — кто должен оплачивать учебу бухгалтер или работодатель.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⏰ Приближается срок сдачи декларации по УСН за 2023 год для ИП

Организации уже сдали декларацию по УСН за 2023 год, а срок ее сдачи для ИП – на следующей неделе.

С прояснениями, без осадков: топ-3 тренда облачного рынка

Сегодня для каждого из нас использование облачных технологий стало чем-то обыденным: мы совершаем покупки, обмениваемся информацией, формируем бизнес-процессы, анализируем данные – и всё это упростилось и ускорилось за счет облачных вычислений.

С прояснениями, без осадков: топ-3 тренда облачного рынка

Мошенники берут займы через профиль на Госуслугах: как вернуть доступ

Специалисты Сбера рассказали, как оперативно вернуть контроль над учетной записью Госуслуг, если аккаунт оказался в руках злоумышленников.

127

Финансисты нового времени: когда важнее лидерство, а не учет

Основа профессии финансиста — учет и отчетность. Важно уметь анализировать, проверять данные на соответствие законодательству, планировать и оценивать эффективность бизнеса. Такие требования были вчера, есть сегодня и будут завтра, однако только этого уже недостаточно. Чего ждут от современного специалиста — разбираемся в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Жалобы правообладателей удовлетворены: на маркетплейсах заблокировали больше 2 млн карточек товаров

Производители и маркетплейсы заключили соглашение о добросовестных практиках, чтобы снизить число контрафакта на площадках.