Учет в строительстве

Заказчик-застройщик совмещает функции генподрядчика

Заказчик-застройщик* нередко совмещает еще и функции генерального подрядчика. При этом он может вести строительство сразу нескольких объектов. В этом случае ему нужно правильно распределить расходы между разными стройками. О том, как это сделать, мы расскажем в нашей статье. Также мы поговорим о том, как заказчику-застройщику исчислять НДС по своей деятельности, что делать с «входным» НДС, уплаченным по строительным расходам, как регистрировать счета-фактуры.
Опубликовано в журнале Учет в строительстве №2, 2003г.

В.Ю. ОСИПЯН, эксперт

Заказчик-застройщик* нередко совмещает еще и функции генерального подрядчика. При этом он может вести строительство сразу нескольких объектов. В этом случае ему нужно правильно распределить расходы между разными стройками. О том, как это сделать, мы расскажем в нашей статье. Также мы поговорим о том, как заказчику-застройщику исчислять НДС по своей деятельности, что делать с «входным» НДС, уплаченным по строительным расходам, как регистрировать счета-фактуры.

Что входит в обязанности заказчика-застройщика

Если заказчик-застройщик совмещает функции генподрядчика, то в этом случае между ним и инвестором заключается инвестиционный договор**, который включает в себя две части – инвестиционную и строительную.

В инвестиционной части договора заказчику-застройщику поручается построить объект, для чего ему передается право распоряжаться средствами инвестора, которые предназначены для финансирования строительства. В строительной части содержатся условия договора подряда, на которых организация принимает на себя функции генподрядчика. Заказчику-застройщику (генподрядчику) также поручается сдача объекта в эксплуатацию в сроки, которые установлены договором.

При этом заказчик-застройщик несет полную ответственность за строительство объекта в соответствии с утвержденным проектом и в пределах сметной (договорной) стоимости строительства.

Чтобы обеспечить строительство, заказчик-застройщик:

– выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации, размещает заказ на разработку этой документации и проводит ее согласование в установленном порядке;

– заключает договоры строительного подряда на выполнение всего комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ, осуществляет в соответствии с условиями договора подряда полную или частичную поставку материалов и оборудования;

– выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки, осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ, осуществляет приемку законченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию.

В рамках инвестиционного договора заказчик-застройщик заключает договоры:

– с проектно-изыскательскими организациями – договоры подряда на проектирование строительства;

– с субподрядчиками – договоры субподряда на строительство объекта;

– с поставщиками и посредниками – договоры  купли-продажи и поставки стройматериалов и оборудования.

Бухгалтерский учет расходов по инвестиционной и строительной деятельности

Заказчик-застройщик может одновременно вести работы на нескольких объектах. В этом случае ему нужно распределить произведенные затраты между разными стройками. Как это сделать?

Сначала списываются простые виды (элементы) затрат. К ним относятся суммы:

– стоимости стройматериалов;

– оплаты труда строителей и отчисления во внебюджетные фонды от этой зарплаты;

– амортизации основных средств, которые используются при строительстве, и т. п.

Затем распределяют расходы, которые невозможно точно отнести к тому или иному объекту. Это общехозяйственные, или как их часто называют в строительстве – косвенные, расходы: зарплата административно-управленческого персонала, амортизация административных зданий, расходы на служебный транспорт и т. д. Эти расходы сначала распределяют между видами деятельности: подрядной и деятельностью заказчика-застройщика. На этом этапе расходы можно распределить пропорционально, например, договорной стоимости подрядных работ и сметному лимиту на содержание заказчика-застройщика. Затем расходы, которые отнесены к разным видам деятельности, распределяют между строящимися объектами. Это можно сделать пропорционально:

– основной зарплате персонала;

– выручке от реализации;

– сметной стоимости работ и т. д.

Бухгалтерский учет расходов по строительной деятельности

Расходы организации по генподрядной деятельности отражаются в бухучете на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Со счетов по учету материально-производственных запасов и расчетов с поставщиками (подрядчиками) списывается фактическая себестоимость материальных ресурсов и услуг.

Отчисления от заработной платы на социальные нужды распределяются иначе, чем сама заработная плата:

Амортизация нематериальных активов относится на счет 26.

Затем распределяется стоимость продукции и услуг подсобно-вспомогательных производств. Продукция этих производств по фактической себестоимости списывается на строительство соответствующих объектов, а также приходуется на счета по учету материально-производственных запасов:

Далее распределяются затраты по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов, а также закрывается счет 25 «Общепроизводственные расходы». Распределение может производиться, например, по каждому виду и группе машин пропорционально количеству отработанных на каждом объекте машино-смен. Порядок распределения затрат следует закрепить в учетной политике организации.

Затем по объектам учета распределяют общехозяйственные расходы (счет 26). Метод также следует закрепить в учетной политике. Например, это может быть распределение пропорционально прямым затратам.

Бухгалтерский учет расходов по инвестиционной деятельности

Расходы по содержанию заказчика-застройщика оплачиваются из средств, которые предназначены на финансирование строительства. Эти расходы списываются на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Строительство объектов основных средств). Такой порядок предусмотрен в пункте 1.4 Положения по учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160).

При этом в учете заказчика-застройщика делается следующая проводка:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Строительство объектов основных средств»   КРЕДИТ 02 (10, 69, 70 ...)

– отражены расходы по содержанию заказчика-застройщика.

Передав построенный объект инвестору, заказчик-застройщик сделает в учете такую запись:

ДЕБЕТ 86    КРЕДИТ 08 субсчет «Строительство объектов основных средств»

– передан построенный объект инвестору.

На свое содержание заказчик-застройщик может получить от инвестора больше средств, чем необходимо на строительство. Разница между полученными и потраченными на строительство средствами – финансовый результат деятельности заказчика-застройщика. Эта разница отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие доходы»), что следует из пункта 3.1.6 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций.

В учете заказчика-застройщика будет отражено:

ДЕБЕТ 86    КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– отражены в составе доходов неиспользованные средства инвестора.

Порядок исчисления НДС и регистрации счетов-фактур

В целях налогообложения деятельность заказчика-застройщика рассматривается как оказание услуг, поэтому она облагается НДС. Такая точка зрения изложена, в частности, в письме УМНС России по г. Москве от 22 мая 2002 г. № 24-14/23579 «О налоге на добавленную стоимость». Аналогичные разъяснения приведены в письме* МНС России от 21 февраля 2003 г. № 03-1-08/638/17-Ж751 «Об обложении НДС средств на содержание заказчика-застройщика».

А вот возместить из бюджета «входной» НДС по расходам, связанным со строительством объекта, заказчик-застройщик не может. Это связано с тем, что суммы налога можно принять к вычету только после того, как объект будет поставлен на учет (п. 5 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

А заказчик-застройщик готовый объект не принимает на учет, а передает его инвестору. Такое же мнение высказано в письме** Минфина России от 14 марта 2002 г. № 04-03-10/2.

Что же делать с суммами «входного» НДС? На этот счет нет однозначного ответа. Например, в некоторых разъяснениях официальных органов указывается, что суммы налога нужно списывать за счет средств инвестора по финансированию объекта (то есть в дебет счета 86 «Целевое финансирование»). Однако есть мнение, что «входной» НДС нужно включать в стоимость строящегося объекта. Например, подобная точка зрения высказана в письме МНС России по г. Москве от 14 ноября 2001 г. № 02-14/52358 «О порядке исчисления НДС при реализации объектов жилищного строительства».

ПРИМЕР

ООО «Флагман» (заказчик-застройщик) построило за счет средств ООО «Радуга» (инвестора) офисное здание. На счет заказчика-застройщика от инвестора поступило 33 500 000 руб. Общая величина затрат на строительство, учтенная на счете 08, составила 19 735 000 руб. (из них на содержание заказчика-застройщика – 5 720 000 руб.).

«Входной» НДС по строительным материалам, использованным для строительства, – 2 800 000 руб.  НДС, предъявленный подрядчиками, составляет 3 720 000 руб.

В апреле 2003 года офисное здание было передано инвестору.

Договором предусмотрено, что сумма экономии денежных средств по окончании строительства остается в распоряжении заказчика-застройщика. В бухгалтерском и налоговом учете сумма полученного дохода совпадает.

В учете ООО «Флагман» бухгалтер делает следующие проводки:

ДЕБЕТ 86    КРЕДИТ 08 субсчет «Строительство объектов основных средств»

– 33 500 000 руб. – списаны за счет средств инвестора затраты на строительство офисного здания;

ДЕБЕТ 86    КРЕДИТ 19

– 6 520 000 руб. (2 800 000 + 3 720 000) – списан за счет средств инвестора «входной» НДС,  предъявленный подрядчиками и уплаченный поставщикам стройматериалов;

ДЕБЕТ 86    КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– 7 245 000 руб. (33 500 000 – 19 735 000 – 6 520 000) – включены в состав доходов неиспользованные средства инвестора;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»    КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 2 160 833,33 руб. ((7 245 000 руб. + 5 720 000 руб.) # 20% 120%) – начислен НДС;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»    КРЕДИТ 99

– 5 084 166,67 руб. (7 245 000,00 – 2 160 833,33) – отражена прибыль.

В расчет налогооблагаемого дохода ООО «Флагман» нужно включить 5 084 166,67 руб.

Счета-фактуры, которые получены заказчиком-застройщиком от поставщиков и подрядных организаций, хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур и в книге покупок не регистрируются. На строительно-монтажные работы, которые выполнены собственными силами, выписывается счет-фактура, который регистрируется в книге продаж. Это следует из пункта 25 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

В некоторых случаях заказчик-застройщик может истратить на строительство меньшую сумму, чем была выделена инвестором. Иногда сумма такой экономии остается после завершения строительства у заказчика-застройщика. С этой суммы он также уплачивает НДС. При этом на сумму экономии по строительству объекта заказчик-застройщик выписывает счет-фактуру в одном экземпляре и регистрирует его в книге продаж.

При передаче построенного объекта инвестору заказчик-застройщик выписывает счет-фактуру в двух экземплярах с указанием фактической стоимости объекта и отражает в нем суммы НДС, которые входят в стоимость передаваемого объекта. Один экземпляр передается инвестору, а второй подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур. В книге продаж заказчика-застройщика этот счет не регистрируют.

Начать дискуссию

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Лучшие спикеры, новый каждый день

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Интересные материалы

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.