ЕСН

Как правильно заплатить ЕСН с выплат иностранцам

Комментарий к письму Министерства РФ по налогам и сборам от 22.07.03 № 05-1-11/1143 "О Едином социальном налоге"

Комментарий к письму Министерства РФ по налогам и сборам от 22.07.03 № 05-1-11/1143 "О Едином социальном налоге"

(Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 22.07.03 № 05-1-11/1143 "О Едином социальном налоге" вы найдете в прикрепленном файле внизу страницы)

При введении в действие главы 24 «Единый социальный налог» НК РФ было предусмотрено, что налоговая льгота по выплатам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства утрачивает силу с 1 января 2003 года. Этой льготой пользовались в основном работодатели в отношении выплат работникам-иностранцам. Причем льгота распространялась на уплату ЕСН в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого иностранный гражданин или лицо без гражданства не имели права в соответствии с законодательством или условиями договора с работодателем.

В связи с прекращением действия льготы МНС России в опубликованном выше документе (далее - письмо) напомнило общий порядок уплаты ЕСН, объяснив, что с 1 января 2003 года он действует и в отношении выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства.

Но, кроме того, в письме МНС России обращает внимание налогоплательщиков на некоторые моменты, которые важны именно при налогообложении выплат в пользу иностранцев. А также при уплате ЕСН иностранной организацией, являющейся налогоплательщиком в соответствии с российским законодательством.

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ УПЛАТЕ ЕСН ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

МНС России обратило внимание на то, что иностранная организация уплачивает единый социальный налог с выплат в пользу своих работников в общем порядке. Это значит, что такие выплаты (в том числе суммы оплаты за аренду жилья) облагаются единым социальным налогом, за исключением тех случаев, когда они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При этом МНС России сделало важное уточнение: иностранная организация должна платить единый социальный налог с выплат своим работникам независимо от того, начисляются ли эти выплаты в пользу иностранных или российских граждан, за границей или на территории Российской Федерации. Что это значит? Прежде всего имеется в виду, что заработная плата работнику российского отделения иностранной организации может начисляться как в этом отделении, так и в головном офисе организации, причем не имеет значения, гражданином какого государства работник является.

Кроме того, возможна следующая ситуация: иностранная организация осуществляет деятельность в Российской Федерации, а следовательно, является налогоплательщиком в соответствии с российским законодательством. Она платит единый социальный налог с суммы выплат, начисленных работникам, работающим в российском отделении. Но при этом некоторые из таких работников (как граждане РФ, так и иностранные граждане) часто отправляются в заграничные командировки и организация оплачивает им аренду жилья за границей.

По мнению МНС России, суммы таких выплат также должны облагаться единым социальным налогом.

ЕСЛИ ЗАРПЛАТА НАЧИСЛЯЕТСЯ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ

Как начислять и уплачивать единый социальный налог, если заработная плата работнику-иностранцу начисляется в иностранной валюте?

Существуют некоторые различия в порядке уплаты налога в зависимости от статуса налогоплательщика. Дело в том, что налоги могут уплачиваться в иностранной валюте только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Одним из таких случаев является уплата налога иностранной организацией (п. 3 ст. 45 НК РФ).

Иногда уплата налога в иностранной валюте может оказаться удобной для самого налогоплательщика. Ведь если заработная плата сотруднику начисляется в иностранной валюте, то налогоплательщику-работодателю достаточно умножить сумму выплат на соответствующие налоговые ставки, чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую уплате.
Однако иностранная организация может не захотеть воспользоваться таким правом и решить заплатить налог в рублях. А если налогоплательщиком является российская организация или индивидуальный предприниматель, то им в любом случае придется платить налог в рублях.

В таких ситуациях возникает проблема с определением курса иностранной валюты.
По мнению МНС России, при исчислении суммы налога следует использовать курс данной валюты на день начисления заработной платы, поскольку для налогоплательщиков-работодателей именно день начисления выплат работнику признается датой осуществления выплат в соответствии со статьей 242 НК РФ.
Отметим, что в письме говорится только о выплате заработной платы, но, по нашему мнению, эти разъяснения относятся и к иным облагаемым ЕСН выплатам в пользу иностранных граждан.

ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА

МНС России обратило внимание еще на одну особенность уплаты единого социального налога при начислении иностранной организацией выплат в пользу работников, находящихся на территории Российской Федерации.
Как уже было сказано, независимо от того, являются ли эти работники гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами, начисление выплат в их пользу может происходить либо в российском отделении иностранной организации, либо в ее головном офисе на территории иностранного государства.

Проблема возникает, если выплаты начисляются в головном офисе и при этом российское отделение не имеет информации о фактах начисления этих выплат. А ведь оно должно правильно исчислить и своевременно уплатить налог на территории Российской Федерации.

МНС России объяснило, что в этом случае головной офис иностранной организации должен направлять в российское отделение все документы, на основании которых могут быть начислены и начисляются выплаты работнику. К таким документам относятся, например, трудовой договор с указанием размера заработной платы сотрудника, внутренние распорядительные акты организации, в которых содержится информация о порядке премирования сотрудников и т. д. Такие документы должны направляться по мере их утверждения или внесения в них изменений.

Зачем это надо?

Во-первых, эти документы необходимы для своевременного расчета авансовых платежей по единому социальному налогу.
Во-вторых, эти документы налогоплательщик должен будет представить при проведении налоговой проверки, если у налоговых органов возникнут сомнения в правильности исчисления единого социального налога.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ В 2002 ГОДУ

МНС России разъяснило, что при применении льготы в 2002 году надо было руководствоваться Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденными приказом МНС России от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344. В них МНС России напоминало, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из этого можно сделать следующий вывод. Если право на государственное социальное обеспечение и медицинскую помощь было предоставлено работнику-иностранцу на основании законодательства Российской Федерации или международного договора, то льгота по уплате ЕСН не распространялась на соответствующую часть ЕСН.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» иностранные граждане, работающие в Российской Федерации по трудовым договорам, обладают правом на социальное страхование. Если соответствующие условия были включены в трудовой договор, то работодатель должен был начислять и уплачивать единый социальный налог в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Однако надо учитывать, что при наличии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством (в части регулирования пенсионного, социального обеспечения и оказания медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства) следует руководствоваться не федеральными законами, а нормами такого международного договора.

Имеются в виду случаи, когда международный договор гарантирует иностранным гражданам право на государственное пенсионное и социальное обеспечение и на получение медицинской помощи либо предоставляет возможность решить этот вопрос непосредственно в трудовом договоре. Например, в соответствии со статьей 7 Соглашения правительств государств - участников стран СНГ от 27 марта 1997 г. «Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств» плановая медицинская помощь гражданам, работающим в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и объемах, предусмотренных трудовым договором, либо за счет личных средств граждан.

Кроме того, на уровне международных или межправительственных соглашений могли быть установлены особенности в отношении отдельных работодателей. В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством РФ и Межгосударственным авиационным комитетом об условиях пребывания последнего на территории Российской Федерации от 20 октября 1995 г. В соответствии с этим соглашением на должностных лиц Международного авиационного комитета, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, распространяется действующий в Российской Федерации порядок социального обеспечения и социального страхования. Таким образом, взносы по обязательному медицинскому и социальному страхованию должны были уплачиваться Международным авиационным комитетом в соответствии с порядком, действующим в Российской Федерации, даже в период действия льготы.

Эксперт «ДК»
Н.М. Чудаков

Начать дискуссию