Отчетность

Интервью: Тонкости бухгалтерской отчетности

Пора подбивать итоги за I квартал 2004 года. И вновь перед бухгалтером встают проблемы, решение которых четко не прописано в законодательстве. Что такое существенный показатель? Как быть, если из-за округлений актив не совпадает с пассивом? Где учитывать новую, но не зарегистрированную недвижимость? Лучше всех ответы на эти вопросы должны знать в Минфине России. Поэтому мы обратились к Игорю Николаевичу Ложникову , заместителю руководителя департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности министерства.

Пора подбивать итоги за I квартал 2004 года. И вновь перед бухгалтером встают проблемы, решение которых четко не прописано в законодательстве. Что такое существенный показатель? Как быть, если из-за округлений актив не совпадает с пассивом? Где учитывать новую, но не зарегистрированную недвижимость? Лучше всех ответы на эти вопросы должны знать в Минфине России. Поэтому мы обратились к Игорю Николаевичу Ложникову , заместителю руководителя департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности министерства.

журнал «Главбух» № 7

- Один из самых распространенных вопросов, который задают бухгалтеры: как лучше сдавать отчетность - приносить лично, отправлять по почте или по электронным каналам?

- Каких-либо строгих требований в этом плане не существует. Единственное ограничение касается подачи бухгалтерской отчетности по Интернету. В Законе о бухучете сказано: представление отчетности в электронном виде должно быть санкционировано обеими сторонами - принимающей и сдающей. То есть прежде чем требовать или представлять отчет по электронным каналам связи, чиновники и организация должны договориться об этом. Ведь здесь все зависит от того, есть ли у сторон необходимая техника, соответствующие программы кодирования и так далее.

- Надо ли обособленным подразделениям организации представлять бухотчетность в свои налоговые инспекции?

- Не надо. Бухгалтерская отчетность составляется по юридическому лицу в целом. Подразделения же, которые входят в структуру юрлица, подготавливают отчетность только для внутренних целей. Ее не представляют ни в органы госстатистики, ни в налоговую инспекцию. Она нужна только для бухгалтерии или финансовой службы головного отделения, которая формирует отчетность по предприятию в целом.

- А головному отделению нужно отчетность по юрлицу в целом отсылать не только в свою налоговую, но и в инспекции, к которым прикреплены филиалы?

- Нет. Ведь Законом о бухучете и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими правила представления бухгалтерской отчетности, такая обязанность не предусмотрена.

- Теперь давайте перейдем, собственно, к заполнению бланков. Многие бухгалтеры спрашивают, что такое существенные показатели отчетности?

- Ни в нашем законодательстве, ни в международных правилах жестких критериев нет. Минфин России рекомендует следующее. Если сумма однородных хозяйственных операций предприятия составляет пять и более процентов от общего объема соответствующих показателей - активов или обязательств, - то этот показатель можно считать существенным. Например, когда доход от сдачи имущества в аренду превышает пять процентов от общей выручки, данную сумму в отчете о прибылях и убытках можно вынести в отдельный показатель. Но в конечном счете каждая организация в своей учетной политике сама определяет критерии существенности.

- В новых формах отчетности не у всех строк есть коды. Может ли фирма проставить их самостоятельно?

- Да, некоторым строкам предприятия могут сами присваивать коды. Это строки, куда заносят показатели, которые не нужны для статистического наблюдения. Поэтому они присутствуют в формах бухотчетности, но не закодированы. То же самое касается и показателей, которые организация вводит самостоятельно, чтобы расшифровать существенные для нее данные. Им бухгалтер также дает коды сам.

- Кстати о расшифровках: почему в формах их стало меньше?

- Вы правы, из баланса исключено большинство расшифровок. Например, там больше необязательно расписывать показатели основных средств, нематериальных активов, капитальных вложений. Сделано это потому, что теперь расшифровки приведены в форме № 5 и дублировать их в двух бланках нет смысла. Хотя это вовсе не значит, что организация не имеет права детализировать такие показатели в балансе.

- Как заполнять форму № 2 тем предприятиям, у которых один вид деятельности на общем режиме налогообложения, а другой - на ЕНВД?

- Я считаю, что такие фирмы должны несколько изменить графы № 3 и № 4 в форме № 2. Каждую их них следует разделить на две подграфы. И в одной подграфе приводить доходы и расходы от деятельности, по которой уплачивается налог на прибыль, а в другой - показатели для ЕНВД. Ведь согласно законодательству, если организация одновременно является плательщиком налога на прибыль и налога на вмененный доход, она обязана вести раздельный учет.

- Налоговики настаивают на том, что новую и уже используемую недвижимость надо учесть в составе основных средств, как только будут поданы документы на государственную регистрацию. Между тем пункт 52 Методических указаний гласит: учитывать имущество на счете 08 можно до тех пор, пока организация не получит свидетельство...

- В данном случае требование налоговиков неправомерно. Тот же пункт 52 методички предоставляет предприятию возможность выбора. То есть оно может принять объект недвижимости на счет 01 как при передаче документов на регистрацию, так и уже получив свидетельство. Соответственно тому, на каком счете организация отразит это основное средство, и будет заполняться баланс.

- Предположим, предприятие решило не переводить такую недвижимость на счет 01, а подождать государственной регистрации. Нужно ли в таком случае начислять по объекту амортизацию?

- Непременно. Организация, эксплуатирующая объект, должна начислять по нему амортизацию, даже если имущество отражено на счете 08. Так что не забудьте учесть сумму амортизационных отчислений, заполняя баланс. А потом, приходуя эту недвижимость уже в качестве основного средства, необходимо уточнить ее первоначальную стоимость.

- Из-за округлений и из-за того, что данные надо приводить в тысячах, актив с пассивом порой не совпадает. Например, в активе получилась 21 тысяча рублей, а в пассиве - 20 тысяч. Как бухгалтерам выходить из таких ситуаций?

- Согласен, такое иногда случается. Но о том, как справляться с подобной проблемой, в нормативных актах ничего не сказано. Могу дать совет из собственной практики. Такие отклонения составляют, как правило, не более тысячи рублей. Я их показывал по счету 76 "Прочие дебиторы и кредиторы" - без всяких бухгалтерских записей, просто для арифметического соответствия актива и пассива.

- И наконец, допустим, что в отчетности все-таки допущены ошибки или она была сдана не вовремя. Какие штрафы грозят за это?

- Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие наказания. Если отчетность составлена с ошибками, то по статье 120 с предприятия возьмут 5000 рублей. А за опоздание с бухотчетностью, согласно статье 126, штраф - по 50 рублей за каждый документ. Поэтому если речь идет об отчетности за первый квартал, то опоздавшую фирму оштрафуют на 100 рублей. То есть 50 рублей за баланс и 50 рублей за отчет о прибылях и убытках.

Но это не все: наказание грозит еще и должностному лицу предприятия. А именно, согласно статье 15 КоАП РФ, за грубое нарушение правил бухгалтерского учета этого человека могут оштрафовать на сумму от 20 до 30 МРОТ. Это 2000 - 3000 рублей. Напомню: грубым нарушением считается искажение данных бухгалтерской отчетности на десять и более процентов от суммы, с которой должны быть уплачены налоги.

Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА.

 

Начать дискуссию