Критично относитесь к проверкам
Чего боится любой налогоплательщик? Правильно, налоговых проверок. Даже если
все налоги платить вовремя и в полном объеме и всю бухгалтерскую документацию
содержать в порядке, налоговые инспекторы все равно найдут к чему придраться
и за что привлечь к ответственности. Но нередко при проведении проверок и при
вынесении решений инспекторы допускают ошибки и оплошности, которые позволяют
внимательным налогоплательщикам отстоять свои права и избежать санкций. Какие
же ошибки налоговиков за последнее время привели к признанию результатов налоговых
проверок незаконными?
ИМНС проводила выездную налоговую проверку хоккейного клуба,
в ходе которой были затребованы бухгалтерские документы, подтверждающие расходование
им денег. Так как они не были представлены, налоговый орган подал в суд иск
с требованием об уплате штрафа за непредставление документов.
Суд рассмотрел материалы дела и выяснил, что налоговая инспекция планировала
проверить расходование целевых денежных средств. Так как у него таких полномочий
нет, то суд в удовлетворении требования отказал. (Постановление ФАС Московского
округа от 05.01.2004 N КА-А40/10390-03)
ИМНС решила проверить структурное подразделение федерального
государственного предприятия - службу вневедомственной охраны. Все процедуры
были соблюдены, его руководителю вручен акт о проведенной выездной проверке.
При этом руководитель предприятия узнал о ней только в момент вручения требования
об уплате налоговых санкций. Тут же был подан иск в арбитражный суд.
Налоговое законодательство не предусматривает проведение налоговой проверки структурных подразделений, поэтому решение налоговиков признано судом недействительным. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2003 N А56-2656/03)
КАК?
Сотрудники налоговых органов в ходе проверок имеют право
осматривать помещения. Но лень-матушка иногда мешает им воспользоваться этим
правом, что, надо признать, на руку налогоплательщику.
Так, ИМНС подала иск в суд о привлечении предпринимателя к ответственности
за нарушение порядка исчисления ЕНВД, а именно за неправильное определение
площади торговых помещений на территории рынка. К такому выводу инспекция пришла
на основании показаний его администратора.
Суд отметил, что в ходе проверки следовало провести осмотр торговой площади.
Так как этого сделано не было, то привлечь к ответственности на основании показаний
администратора рынка предпринимателя нельзя. (Постановление ФАС Западно-Сибирского
округа от 22.03.2004 N Ф04/1407-108/А81-2004)
В другом случае осмотр и обследование были проведены и составлен
протокол. Но провели их без понятых, что является нарушением законодательства.
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОГУТ ТРЕБОВАТЬ?
Суд признал недействительным решение о привлечении к налоговой
ответственности за непредставление по требованию ИМНС документов в ходе проверки.
Направляя его, налоговый орган должен был четко указать, какие документы необходимы,
их реквизиты, наименования, даты составления, причем все требуемые документы
должны иметь непосредственное отношение к предмету налоговой проверки.
Истребование "всех необходимых документов" неправомерно. (Постановление ФАС
Московского округа от 30.07.2003 N КА-А40/5133-03)
Суды оправдывают непредставление документов налогоплательщиками в ходе проверок,
если выполнить такие требования невозможно. Так, суд отказал в иске о привлечении
организации к ответственности за непредставление документов в течение пяти
дней. Отказ был основан на том, что собрать весь необходимый их комплект по
организации, а также по 7 филиалам и 21 структурному подразделению, которые
разбросаны по всей России, за пять дней фактически невозможно. (Постановление
ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2004 N Ф04/1761-329/А46-2004)
Как известно, нет вины - нет ответственности. Но налоговые
органы иногда об этом забывают.
Так, ИМНС привлекла к ответственности налогоплательщика за непредставление
документов, требование о которых было направлено по его адресу. Оно вернулось
обратно с пометкой "адресата нет дома". Но это ничуть не смутило налоговиков,
которые посчитали свою миссию выполненной и подали исковое заявление в суд.
Где и потерпели фиаско. Суд напомнил им, что отсутствие вины исключает привлечение
к ответственности, и признал требование незаконным. (Постановление ФАС Северо-Западного
округа от 28.01.2004 N А42-3530/03-29)
Но не всегда в случае неполучения требования об уплате сумм
налоговых санкций суды признают решения налоговых органов о привлечении к ответственности
незаконными.
ИМНС направила требование об уплате налога на юридический адрес организации,
по которому она была зарегистрирована и сведения о котором содержались в Едином
госреестре.
Фактически организация по данному адресу не находилась. Тем не менее это не
оправдание и отвечать все же пришлось. (Постановление ФАС Уральского округа
от 06.04.2004 N Ф09-1297/04-АК)
В акте проверки должны быть указаны факты налоговых правонарушений,
выводы, предложения по их устранению и ссылки на соответствующие статьи НК
РФ.
Казалось бы, на предпоследней стадии вынесения решения надо проявить максимум
внимания, но налоговые органы допускают кучу нарушений.
Например, решение о взыскании с плательщика недоимки по налогам, пеней и штрафов
было отменено судом, поскольку в акте отсутствовали обстоятельства совершенного
правонарушения и обоснование требований по уплате налога. (Постановление ФАС
Волго-Вятского округа от 01.03.2004 N А79-5355/2003-СК1-5136)
Еще один акт налогового органа был признан судом недействительным,
поскольку при его составлении не были указаны: вид налогового правонарушения,
способ и обстоятельства его совершения, налоговый период, а также ссылки на
первичные бухгалтерские документы и иные доказательства. (Постановление ФАС
Восточно-Сибирского округа от 10.12.2003 N А69-894/03-8-Ф02-42)
Налоговый орган не наделен правом изменять ранее принятое
им решение. Такое право есть только у вышестоящего органа.
После проведения налоговой проверки и вынесения решения о привлечении плательщика
к ответственности ИМНС показалось мало, и она приняла решение "о внесении дополнений
в ранее принятое решение".
Однако суд указал, что НК РФ не предусматривает возможности вынесения дополнительного
решения к уже принятому или внесения в него изменений. Суд отметил, что действующим
законодательством вновь открывшиеся обстоятельства в качестве основания для
изменения решения налогового органа не предусмотрены.
Поэтому взыскать по новому требованию налоговой инспекции ничего не удалось.
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2004 N Ф04/1724-594/А27-2004)
Нередко основанием для отказа в привлечении налогоплательщика
к ответственности служит несоблюдение ИМНС досудебного порядка урегулирования
спора, предусмотренного п. 1 ст. 104 НК РФ.
Налоговые органы забывают отправить плательщику требование о добровольной уплате
налога или отправляют его с явными нарушениями.
Так, ИМНС в требовании предложила уплатить штраф до 20.09.2003, в то время
как направлено оно было только 24.09.2003, то есть на 4 дня позже срока уплаты.
В удовлетворении требований ИМНС суд отказал. (Постановление ФАС Северо-Западного
округа от 08.04. 2004 N А42-8588/03-31)
Случаются и обратные ситуации, когда требование направляется
до того, как вынесено решение о привлечении к ответственности. Так, плательщик
получил требование 25.03.2003, в то время как само решение ИМНС о привлечении
к ответственности было вынесено 08.07.2003. (Постановление ФАС Уральского округа
от 09.03.2004 N Ф09-736/04-АК)
Налогоплательщику следует внимательно изучать акты проверок.
Они могут быть не только составлены с нарушением требований законодательства,
но и содержать откровенную ложь.
Плательщику был представлен для ознакомления акт, на который он предъявил свои
возражения. Однако в нарушение ст. 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения
материалов его не известили. В результате ИМНС вынесла решение о привлечении
его к ответственности.
В тексте решения налоговый орган указал, что налогоплательщик не представил
свои возражения. Что являлось явной ложью.
Это повлекло признание выездной налоговой проверки и вынесенных решений по
ее результатам недействительными. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа
от 16.01.2004 N А19-2940/03-15Ф02)
Ю. МИХАЛЫЧЕВА,
эксперт "АКДИ ЭЖ"


Начать дискуссию