Мы запустили новую серию разборов: конспекты вебинаров от экспертов. В одном материале теперь доступна запись вебинара и подробный конспект и тесты, которые помогут закрепить полученные знания.
Видео вебинара
Добрый день, коллеги! Меня зовут Вера Владимировна Сокуренко, я:
Кандидат экономических наук;
Доцент;
Аттестованный преподаватель ИПБР России.
Сегодня будет краткий обзор новостей по НДС наступившего 2024 года и по изменениям последнего квартала прошлого 2023 года.
Кроме того, все мы отлично понимаем, что 25 января мы должны сдать декларацию. Сейчас самое время посмотреть на декларацию – подготовили, не подготовили и на что в этой декларации за последний квартал прошлого года нужно обязательно посмотреть. 4 квартал с точки зрения НДС имеет некоторые отличия от всех прочих кварталов.
Разберитесь в новых правилах по НДС-2024, научитесь безошибочно оформлять счета-фактуры, формировать декларацию и работать без штрафов на курсе повышения квалификации «Все про НДС: от нуля до сложных моментов».
Вас ждет много практического материала, проверочные тесты, куратор при обучении и онлайн-встреча с экспертом. Сейчас вы можете купить курс по сниженной цене 4 990 рублей! Сразу после оплаты вы получите доступ ко всему курсу — учитесь в комфортном темпе без графика и отслеживайте свои результаты в личном кабинете.
Получите удостоверение на 120 ак. часов. Внесем его в госреестр Рособрнадзора.
Операции с товарами, подлежащими прослеживаемости
Вначале, хочу напомнить вам особенности заполнения счетов-фактур НДС документов, если мы выполняем какие-то операции с прослеживаемыми товарами.
С одной стороны касается не всех, с другой стороны, мы достаточно часто сталкиваемся с этими прослеживаемыми товарами. У нас есть система прослеживаемости, она не чисто российская, она работает в рамках евразийского союза. Для того, чтобы просматривать, контролировать движение прослеживаемых товаров в рамках евразийского союза, мы должны особым образом составлять счета-фактуры. А конкретно, счета-фактуры должны быть обязательно в электронном виде, по всем остальным операциям можно и в бумажном виде.
В электронных счетах-фактурах отражаем реквизиты прослеживаемости в крайних правых графах.
Изменение заключается в том, что с 1 октября 2023 года (ст. 168 НК) мы были и сейчас обязаны:
Счета-фактуры необходимо выставлять в электронном виде не только при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, но и при их передаче или получении в составе выполненных работ.
При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости (в том числе в составе комплектов), а также при их передаче в составе выполненных работ, в счете-фактуре должна быть указана стоимость товара, подлежащего прослеживаемости.
ПРИМЕР:
Мы не сам по себе монитор продаем, а используем этот монитор (импортный, прослеживаемый), когда мы выполняем работу по монтажу видеосистемы. Мы составляем счет-фактуру на эту работу по монтажу, но в счете-фактуре отдельной строкой нужно выделить передаваемый в рамках этих работ импортный монитор с реквизитами прослеживаемости. Тоже самое, если это какой-то комплект, например, медицинского оборудования и в этот комплект входит импортный монитор.
Такой порядок для нас установлен Налоговым кодексом (ст. 168 НК) и это уже обязательно с 1 октября 2023 года.
Я напоминаю, что на сегодня ненаказуемо по Налоговому кодексу то, что мы какие-то реквизиты прослеживаемости не поставим в счет-фактуру. Она все равно будет действительной и будет работать для вычетов у покупателя. Но мы же с вами добросовестные налогоплательщики, поэтому будем стараться выполнять все нормы налогового кодекса, даже если наказание за какие-то нарушения здесь не последует.
Более того, теперь мы должны составлять счета-фактуры, выделяя в рамках работ прослеживаемые товары, но возникает вопрос: «А как их там выделить, где там написать стоимость, предположим, импортного монитора, который включен в состав видеосистемы?».
Планируется, что с 1 апреля 2024 года формы счетов-фактуры и корректировочного счета-фактуры дополнятся графой 14 «Стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без НДС, в рублях» (Проект постановления Правительства).
В графе 14 мы уже однозначно будем указывать стоимость этого отдельного прослеживаемого товара, в том числе, когда он входит в состав комплекта или каких-то работ.
Пока у нас такой формы (формата) нет, но ФНС в своих разъяснениях в прошлом году говорил, что пока новой формы нет, вписывайте нужные, дополнительные сведения отдельными строчками (письмо ФНС от 26.09.2023 № ЕА-4-15/12314@ ).
Новые формы (форматы) будут важны и актуальны именно для тех, кто работает с прослеживаемыми товарами. Потому что, если нас это не касается, нет у нас этих прослеживаемых товаров в нашей деятельности, мы можем счет-фактуры составлять в бумажном виде. Вы знаете, что в бумажных счетах-фактурах мы вообще не обязаны включать графы, посвященные прослеживаемости.
Вышло постановление Правительства от 15.12.2023 № 2162, оно уже действует с 18 января 2024 года. Этим постановлением в список операций с прослеживаемыми товарами добавлены передача (получение) таких товаров в составе выполненных работ.
Это не налоговый документ, но он в целом корректирует, расширяет нашу национальную систему прослеживаемости товаров.
Мини-тест № 1
В утверждениях ниже — одно неверное. Найдите его.
Как выделить прослеживаемые товары в счете-фактуре?
*Правильные ответы смотрите в конце статьи.
Счета-фактуры по товарам, подлежащим прослеживаемости
ФНС рекомендовал указывать в счете-фактуры реквизиты прослеживаемых товаров при выполнении работ и при реализации комплекта.
То есть рекомендовал отдельно указывать в любой счете-фактуре показатели по прослеживаемым товарам, указывать там стоимость этих товаров. Только это была рекомендация, а теперь она введена в норму закона, так что следим за обновлением счетов-фактур.
Объекты обложения и налоговая база: изменения и важные вопросы
Операции, не признаваемые объектом обложения НДС
Теперь поговорим о том, что абсолютно всех касается и уже не важно с какими товарами, работами, услугами вы работаете – это объект обложения и налоговая база. Что здесь поменялось, на что нужно обратить внимание, когда мы готовим декларацию за прошедший 4 квартал 2023 года.
Вы знаете, что у нас объекты обложения – это реализация на территории России чего угодно (товаров, работ, услуг, имущественных прав), передача на территории России чего угодно, если это идет для собственных нужд, не учитываемых для налога на прибыль.
Из объектов обложения по всем ситуациям налоговый кодекс делает ряд исключений, когда реализация имеет место, а объекта обложения не возникает.
Обращаю ваше внимание! С 01.10.2023 года (с начала 4 квартала) появилась новая операция, которая не признается объектом обложения.
Это передача некоммерческой организации, которая по нашему российскому законодательству считается личным фондом или международным личным фондам. Когда такая некоммерческая организация, получившая в управление имущество, передает его физическим лицам или каким-то другим отдельным категориям (Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ).
Реализации происходит, собственник меняется, а объекта обложения не возникает. Значит, по этим операциям НДС начислять не нужно.
Но я напомню, что в декларации есть VII раздел, где мы обязательно показываем все операции, которые как исключение не попадают под НДС.
В ст. 146 п. 2 и ст. 149 НК перечислены операции, которые в целях исчисления НДС не признаются объектами налогообложения.
Россия не признается местом реализации, ведь мы начисляем НДС, только если эта операция (по своему месту с точки зрения НДС) признается российской реализации.
Мини-тест № 2
В утверждениях ниже — одно неверное. Найдите его.
Какие операции не признаются объектом обложения НДС?
*Правильные ответы смотрите в конце статьи.
Место реализации товаров, работ, услуг для целей исчисления НДС
Как определить место реализации товаров, работ, услуг, нам говорят две статьи налогового кодекса. Говорят в тех случаях, когда у нас возникают сомнения Россия – не Россия.
Когда сомнение может возникать?
Когда мы работаем с какими-то зарубежными контрагентами.
Обращаю ваше внимание! Важно не только то, что это зарубежные контрагенты, а важно из какого они государства – евразийского экономического союза или имеет место регистрации какое-то другое государство.
Почему это важно?
Потому что, если наши контрагенты имеют место регистрации евразийский экономический союз, мы определяем место реализации не по налоговому кодексу, а по договору о евразийском экономическом союзе.
В соответствии с налоговым кодексом, если существуют какие-то международные соглашения по налогообложению, они имеют приоритет по сравнению с налоговым кодексом. То есть приоритет международных норм над внутренним российским законодательством.
Если наши контрагенты не из евразийского союза мы целиком смотрим на нормы налогового кодекса (ст. 147 и ст. 148 НК), которые определяют место реализации товаров и место реализации работ, услуг.
Какие изменения здесь мы видим:
С 2025 года местом реализации товаров будет считаться Россия, в том числе в тех ситуациях, когда мы эти товары будем вывозить на территорию иностранного государства (не ЕАЭС) и с территории иностранного государства товары будут продаваться в розницу физическим лицам.
То есть с точки зрения таможенных процедур это действительно экспорт, а с точки зрения налоговых понятий это экспортом (на сегодня) не считается.
Потому что мы здесь нулевую ставку подтвердить не могли бы – нет контракта с иностранным контрагентом. А с 2025 года здесь будет нулевая ставка.
Но намного сложнее, на мой взгляд, наша работа, наше понимание НДС и отражение операций в тех ситуациях, когда мы имеем дело с работами или с услугами.
Различия в порядке определения места реализации по договорам с контрагентами из ЕАЭС и прочих стран
Здесь требуется ваше двойное внимание для того, чтобы не ошибиться, правильно трактовать место реализации работ, услуг в зависимости от того, где зарегистрирован ваш контрагент — на территории евразийского союза или на территории иных государств.
Если мы имеем контрагента не из евразийского союза, смотрим на статью 148 НК, там есть привязка к месту деятельности покупателя, к месту нахождения недвижимости и прочие.
В частности, если мы приобретаем или оказываем услуги в электронной форме, то исходя из норм Налогового кодекса место реализации определяется как место деятельности покупателя. Если мы покупатели, значит Россия, значит объект обложения НДС возникает и может быть, мы с вами становимся налоговыми агентами.
А вот если наш контрагент при этих услугах в электронной форме зарегистрирован на территории евразийского союза, то по договору о евразийском союзе на сегодня нет понятия услуги в электронной форме.
В рамках этого договора есть Приложение №18, которое определяет порядок работы с косвенными налогами.
То есть, если контрагент из евразийского союза неважно услуга в электронной форме или она в какой-то натуральной форме, мы исходим из сути услуг. Это может быть рекламная услуга – привязка к заказчику, образовательные услуги – привязка к месту оказания услуг, консультационные услуги – привязка к государству заказчика.
А вот ряд других услуг отдельно в Приложении №18 к договору о ЕАЭС не названы и тогда определяется место реализации по государству продавца. Потому что нет отдельного понятия услуг в электронной форме.
То есть, если мы вступаем в отношения, заключаем договор с контрагентом из евразийского союза вполне возможно, у нас будет иная трактовка, чем если бы мы работали с какими-то иными контрагентами.
Изменения в порядке определения места реализации работ, услуг в рамках ЕАЭС
Что здесь ожидается.
Уже больше, чем год назад был подписан в рамках евразийского союза протокол, который вносит изменения в порядок определения мест реализации в рамках евразийского союза.
В рамках этого протокола появляется понятие «услуги в электронной форме». Все услуги в электронной форме будут тоже определяться по месту деятельности заказчика (Протокол от 09.12.2022).
Но пока этот протокол в силу еще не вступил, потому что он должен быть быть ратифицирован всеми государствами. Пока ратифицировали Россия, Армения и Белоруссия. Как только он будет ратифицирован, мы будем в рамках евразийского союза определять место реализации услуг в электронной форме ровно так же, как по Налоговому кодексу.
Различия в порядке определения места реализации работ, услуг
Очень распространена ситуация, когда либо мы передаем в аренду каким-то зарубежным контрагентам, либо мы берем что-то в аренду.
Здесь тоже существует различия, не ошибитесь!
Если мы берем в аренду или лизинг, или передаем наземные автотранспортные средства, то по Налоговому кодексу место реализации определяется по месту деятельности арендодателя. То есть мы берем, например, какой-то автомобиль или грузовик у арендодателя не из евразийского союза – это не российское место реализации и нет никакого НДС, и мы не налоговые агенты.
А если мы возьмем этот же самый автомобиль или грузовик у некого контрагента из евразийского союза, то тогда будет идти привязка к месту арендодателя не только по самим автомобилям, но и по прицепам и полуприцепам.
Различия в порядке определения места реализации по услугам транспортировки
Еще одна ситуация, которая очень распространена и часто возникают ошибки, когда мы оказываем либо нам оказывают услуги по перевозке или транспортировке.
В рамках Налогового кодекса важно, кто выполняет эту транспортировку (перевозку), но и на каком маршруте.
Если исполнитель российское лицо, то под НДС эта операция по транспортировке попадает, если хотя бы один конец пути находится на территории России. Если совсем Россия не затрагивается, нет НДС по Налоговому кодексу.
А вот если транспортировку мы выполняем или для нас выполняют контрагенты из евразийского союза, идет всегда привязка к месту нахождения исполнителя.
Что может получиться.
Предположим, мы везем некие грузы по заказу контрагента из евразийского союза вообще не по России, а где-то по дальнему зарубежью. Но мы везем, мы – российская организация, мы – российские предприниматели, и возникает НДС – это считается российским местом реализации.
Если российская организация/ИП осуществляет перевозку грузов по заказу контрагента из ЕАЭС, то местом реализации признается территория РФ, даже если весь маршрут за пределами РФ. Поскольку п. 1 ст. 164 НК не предусмотрена ставка НДС 0% в отношении перевозок за пределами РФ, такие услуги облагаются НДС по ставке 20%.
Примеры (ставка 20% по услугам перевозки российской компании по зарубежным маршрутам):
Оказание российским экспедитором услуг по организации доставки груза резиденту Республики Казахстан по маршруту Казахстан-Узбекистан (письмо Минфина от 04.04.2023 № 03-07-13/1/29612).
Услуги по организации перевозки грузов из США в Киргизию, которые оказывает российская компания заказчику из Киргизии (письмо Минфина от 24.04.2023 № 03-07-13/1/37236).
Порядок уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ из ЕАЭС по договорам поручения
С начала текущего года в кодексе появилось отдельное специальное правило, если товары ввозятся на российскую территорию с территории государств евразийского союза по договорам поручения, комиссии, агентских договоров, то возлагается обязанность по начислению и уплате НДС на посредника – поверенного, комиссионера, агента.
То есть они должны будут посчитать, подготовить отчетность, но у нас отчетность при ввозе из евразийского союза – это специальная декларация по косвенным налогам. Она подается в более ранние сроки и чаще. Она подается не позднее 20 числа каждого месяца, следующего за ввозом принятие на учет этих товаров и уплачивается НДС не позднее 20 числа месяца после этого ввоза.
Порядок о
Дата публикации: 24.01.2024, 16:39

























Начать дискуссию