Финмаркет, ИА. Все материалы из источника

609

Несмотря на попытки бизнеса, правительства и президента урегулировать налоговое администрирование, в России вполне могут быть реализованы новые методы административного давления на бизнес. Об этом заявил председатель Координационного совета предпринимательских союзов РФ Александр Шохин. Предпринимателей, по его словам, беспокоит то, что, "решив очевидные проблемы, мы можем оказаться перед лицом других угроз, о которых мы не подозреваем". В этой связи Шохин указал на первоочередную необходимость "в целом расчистить поле, сделать законы прозрачного, прямого действия, если в них даются какие-то полномочия исполнительной власти (налоговой или антимонопольной службе), то процедура реализации этих надзорно-контрольных полномочий должна быть регламентирована в законе". "Пока мы окончательно не вышли на эту траекторию, - заметил он. - Мы решаем те проблемы, которые уже подрывают доверие бизнеса и власти и без решения которых невозможно активизировать деловую активность и ускорить темпы роста, а насколько эта методология эта будет реализована в целом, мы не знаем". Сейчас в диалоге с правительством и президентом бизнес пытается урегулировать налоговое администрирование, лишив чиновников возможности "произвольно интерпретировать налоговый кодекс, бесконечно доначислять налоги, требовать их немедленного погашения, - отметил Шохин. - Большая часть такого рода идей содержится в предложениях правительства, которые через неделю будут представлены в Госдуму. Там есть недоработки, над которыми мы будем работать в ходе обсуждения закона в Думе". Несмотря на всю важность заявления президента о сокращении срока исковой давности по приватизационным сделкам, бизнес не обольщается, дал понять Шохин: "Мы понимаем, что можно объявить амнистию, сократить срок исковой давности, но при этом можно разорить любую компанию другим путем". Необходимо, по его словам, чтобы за заявлениями последовали конкретные шаги. В частности, Шохин заявил о необходимости быстрого внесения "поправки в Гражданский кодекс и другие акты, связанные с сокращением срока исковой давности".

272

Департамент внешних и общественных связей сообщает, что в Банк России поступило письмо Центрального банка Белиза следующего содержания. "В соответствии с параграфом 4 Международного закона о банках, Центральный банк Белиза уведомляет, что банк "Development & Holding Bank of Belize" не имеет лицензии на осуществление банковской или финансовой деятельности на территории Белиза или за его пределами. При наличии информации, что банк "Development & Holding Bank of Belize" осуществляет банковскую деятельность, а также в целях получения информации о наличии лицензии у юридических лиц, осуществляющих банковские операции, следует связаться с Центральным банком Белиза.

1357
414

Ассоциация банков Северо-Запада распространила обращение к общественности и банковским объединениям России в связи с намерением Барка России опубликовать в сентябре первый список коммерческих банков, которые прошли соответствующую проверку и получили положительные заключения ЦБ РФ о их соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов физических лиц в банках РФ. Как отмечается в обращении, подписанном президентом Ассоциации банков

Северо-Запада В.Джиковичем, проверка большинства банков не проводилась или еще не закончена.

Как считают в ассоциации, опубликование такого рода списка и последующее вхождение в систему страхования вкладов только части банков может привести к новой дестабилизации национальной банковской системы, которая совсем недавно преодолела внезапно возникший кризис межбанковского доверия.

Также в Ассоциации банков Северо-Запада выступают категорически против поэтапного формирования обязательной системы страхования вкладов и широкое информирование общественности о банках по мере прохождения ими проверки и получения положительного заключения Банка России, так как это будет способствовать усилению недобросовестной конкуренции на финансовых рынках.

В обращении высказывается убежденность, что Банк России должен опубликовать итоговый список всех банков, изъявивших желание участвовать в системе страхования вкладов, прошедших проверку и получивших соответствующее положительное заключение. Только таким образом, говорится в обращении, можно избежать негативного воздействия на стабильность банковского рынка на этапе формирования эффективной системы добровольного страхования вкладов.

В Ассоциации банков Северо-Запада призывают общественность, банковские объединения России, руководителей исполнительной и законодательной власти поддержать ее обращение.

Руководство Банка России призывают обратить внимание на позицию банковского сообщества в этом вопросе и не принимать решения, последствия которого могут быть непредсказуемыми для финансово-кредитной системы страны.

393

Отток вкладов населения из российских банков в июле из-за дестабилизации составил всего около 13 млрд руб., или 0,7 проц. от совокупного объема депозитов физлиц. Как заявил в пятницу на конференции Ассоциации региональных банков зампред Банка России Геннадий Меликьян, "от кризиса все немножко проиграли". Если к июлю 2004 года население доверило банкам более 1,818 трлн руб., то к августу этот показатель уменьшился до 1,805 трлн руб.

Основной удар пришелся на несколько крупных розничных банков: прежде всего, как отмечают "Известия", на ГУТА-банк и Альфа-банк, вкладчики которых сняли со своих депозитов более 17 млрд руб. И хотя, например, в Альфа-банк уже в конце июля клиенты снова понесли свои сбережения, пережитые проблемы не могли не отразиться на общих показателях деятельности кредитного учреждения. Так, по заявлению председателя совета директоров Альфа-банка Михаила Фридмана, потери из-за кризиса недоверия составили около 9 млн долл., а общие убытки банка, связанные с данной проблемой, исчисляются десятками миллионов долларов.
Вместе с тем, балансовая прибыль Сбербанка РФ на 1 августа 2004 г. составила 31,43 млрд руб., что на 20 проц. больше показателя аналогичного периода прошлого года. Остаток средств физлиц за июль вырос на 0,8 проц. и составил 1,095 трлн руб. В июле Сбербанку удалось привлечь около 9 млрд руб. частных сбережений. И эта тенденция продолжилась и в августе. По утверждению главы ЦБ Сергея Игнатьева, только за первые две недели августа вкладчики принесли в Сбербанк РФ 20 млрд руб. На 1 июля 2004 года банк контролировал 59,7 проц. рынка частных сбережений, а к 1 августа увеличил свою долю до 60,7 проц. Внешторгбанк же за июль увеличил объем привлеченных средств населения почти на 4 млрд рублей.
По мнению зампреда ЦБ, сейчас негативные процессы затормозились и ситуация нормализуется, однако расслабляться еще рано, поскольку благоприятная макроэкономическая ситуация 2003 года закончилась. Геннадий Меликьян отметил, что "ряд российских банков, имеющих недостаточность капитала, по-прежнему остаются очень слабыми и подвержены серьезным потрясениям даже в условиях незначительных изменений макроэкономической ситуации". "Такие кредитные организации могут существовать только в ситуации большого денежного потока", - считает зампред Меликьян. Поэтому он уверен, что "необходима планомерная и методичная работа по повышению устойчивости банковского сектора РФ". Проводиться она будет за счет вывода из системы слабых, неэффективных банков, что, по убеждению Меликьяна, будет способствовать предотвращению кризиса в будущем.

441

Вице-премьер Александр Жуков заявил в пятницу, что правительству удастся не допустить укрепления рубля выше 7% и одновременно удержать инфляцию на уровне 10%. Реальной он считает и выполнение президентской задачи - снижение уровня инфляции до 3% к 2008 году. "Думаю, что к 2008 году при определенных условиях мы можем прийти к этой цели", - приводит его слова "Газета.Ru". В общем, в России "Отчаянно оптимистичное правительство".

Аналитики, правда, в один голос заявляют, что выполнить одновременно обе задачи - не допустить укрепления и удержать инфляцию - невозможно. Правительству придется делать выбор, что для него приоритетно. Дело прежде всего в том, что поставленные перед ЦБ задачи по сути своей исключают друг друга, отмечает "Газета.Ru".
"C курсом рубля можно сделать все что угодно. Весь вопрос в том, как правительство в условиях высоких цен на нефть собирается сокращать долларовую массу и при этом укреплять рубль", - сказал "Газете.Ru" директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков. По его мнению, единственный выход - "придумать инструмент, что-то типа ГКО, который поможет задействовать рубли", чтобы денежная масса не наращивалась.

297

Завтра депутаты утвердят календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой со 2 по 30 апреля 2004 года.

В числе прочего, они планируют рассмотреть законопроект "О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в части обеспечения упрощения доступа к кредитным ресурсам для субъектов малого предпринимательства).

Также в апреле законодатели должны обсудить в первом чтении изменения в закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части введения дополнительной очереди по расчетам по судебным расходам должника); изменения и дополнения в Водный кодекс Российской Федерации, изменения в КоАП.

599

На совещании банковского комитета Госдумы, посвященном уточнению процедуры банкротства эмитентов ипотечных ценных бумаг зампредом банковского комитета Госдумы Анатолием Аксаковым были предложены поправки ко второму чтению в законопроект "О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций".

Поправки в закон касаются вывода ипотечного покрытия из общей конкурсной массы. Как пояснил А.Аксаков, в действующем законе в случае, если банк обанкротился, все его активы направляются в общую конкурсную массу, в том числе и жилье, приобретенное по ипотечным кредитам.

Предложенные поправки, по мнению А.Аксакова, позволят изменить ситуацию, и на приобретение жилья по ипотечным кредитам не будет влиять банкротство кредитной организации. Кроме того, сообщил А.Аксаков, в ходе совещания были предложены поправки ко второму чтению в законопроект "Об банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций", предусматривающие введение нового лица - попечителя покрытия, задачей которого является сохранение покрытия. По словам А.Аксакова, попечитель покрытия аналогичен конкурентному управляющему. Он будет подбираться исходя из тех же критериев, а также может являться как юридическим, так и физическим лицом.

А.Аксаков выразил надежду на то, что законопроект "О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций" может быть рассмотрен во втором чтении уже в апреле.

438

Пенсионный фонд отчитался перед Минфином о результатах управления пенсионными взносами 2002 года. Эти средства до 1 апреля ПФР должен передать частным управляющим компаниям и Внешэкономбанку для инвестирования. До сих пор деньги временно вкладывались в госбумаги. Агентом ПФР по рублевой части вложений выступал Центробанк, по валютной - Внешэкономбанк, а Минфин давал фонду рекомендации по структуре портфеля. Об этом пишут "Ведомости".

Как сказала замминистра финансов Беллы Златкис, "учитывая, что из-за роста курса рубля к доллару валютные активы были проблемными, за полтора года управления получен не просто хороший, а очень хороший результат". По ее словам, на 1 января 2003 г. сумма страховых взносов, поступившая в фонд и разнесенная по индивидуальным счетам будущих пенсионеров, составляла 33,684 млрд руб. А чистый финансовый результат от размещения этих средств составил на 1 марта 2004 г. 13,489 млрд руб. Таким образом, пенсионный портфель вырос до 47,173 млрд руб., а доходность составила 40,05 проц. (инфляция за 2002-2003 гг достигла 28,9 проц.).
Первые пакеты госбумаг ПФР купил в апреле 2002 г., а в феврале 2004 г. госбумаги были проданы. По словам Златкис, "пакет был продан по последним взвешенным ценам рынка на дату продажи". Кто купил бумаги, чиновники рассказать отказываются. Златкис . только сообщила, что часть бумаг была реализована на открытом рынке, а часть купили "сторонние инвесторы по прямой сделке".
Однако, говорит Златкис, ПФР будет "очень сложно повторить подобный результат", управляя взносами 2003-2004 гг, потому что "рынок уже так не растет". Да и частные управляющие фондами госбумаг получили в 2002-2003 гг результат выше, чем чиновники.
Месяц назад тогдашний председатель правления ПФР Михаил Зурабов заявлял о других результатах управления портфелем 2002 г .: вложения в госбумаги, по его данным, составили 34,6 млрд руб., стоимость портфеля к 1 января 2003 г. выросла до 50,5 млрд руб., доходность составила 46 проц. Еще раньше ПФР сообщал, что в 2002 году инвестировал в госбумаги 37,6 млрд руб. накопительных взносов. Златкис объясняет расхождение между цифрами тем, что вначале была названа вся сумма взносов в управлении ПФР, а теперь - та их часть, которая разнесена фондом по индивидуальным накопительным счетам. Однако по закону об исполнении бюджета ПФР за 2002 год, "бесхозных" денег в первых пенсионных взносах оказалось всего 0,9 млрд руб., зато 2,6 млрд руб. ПФР засчитал как авансы на 2003 год.

561

Правительство Москвы объявило Банк Москвы победителем конкурса на право выполнения функций уполномоченного органа департамента финансов по проверке финансового состояния получателей бюджетных кредитов и обеспечения их целевого использования в 2004-2008 гг. Постановлением московского правительства до 5 марта 2004 года поручено оформить договор с победителем открытого конкурса на выполнение соответствующих функций. Главным распорядителям бюджетных средств Москвы, выполняющим функции бюджетного кредитования, необходимо в срок до 10 марта 2004 г. заключить с Банком Москвы соответствующие соглашения, сообщает центр общественных связей банка.

388

Главная задача нового российского правительства - "снижение административной нагрузки на бизнес", заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" гендиректор Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев. По его словам, эта нагрузка "достигла колоссальных размеров". "И это не только коррупция, не только чрезмерное влияние государства на экономику путем контроля финансовых потоков, - отметил А.Нечаев. - Слишком много контролируется, лицензируется, упорядочивается, и административная реформа, безусловно, необходима".

При этом, по мнению экономиста, "в первую очередь должна сокращаться не численность ведомств, должны быть резко сокращены контрольно-разрешительные функции государства".

Между тем, как считает директор института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, "главное - чтобы правительство знало, что в стране уже есть рыночная экономика, и вести надо себя в соответствии с этим фактом". Как заявил он в прямом эфире "Эхо Москвы", надо перестать делать реформы вообще и начать делать их конкретно, так как "это единственный способ обеспечить нормальную жизнь".

Экономисты считают, что правительство под руководством Михаила Фрадкова будет способно осуществить необходимые реформы.

568

Сегодня Минфин и Минэкономразвития должны были внести в правительство согласованные предложения по сценарию снижения единого социального налога (ЕСН). Однако этого, по данным "Коммерсанта", не произойдет. Отказавшись от прежних расчетов, чиновники двух ведомств готовят обоснование одобренной премьером Михаилом Касьяновым идеи резкого снижения единого социального налога за счет переноса части его ставки на физических лиц. 13 февраля на совещании в правительстве предложение Минэкономразвития о снижении базовой ставки ЕСН с 35,6 проц. до 19,95 проц. было поддержано главой правительства Михаилом Касьяновым. Снижение ставки предлагается компенсировать введением 4-процентного страхового взноса на финансирование накопительной части пенсий, уплачивать который должны граждане. Удерживаться новый платеж будет с зарплаты работника - так же как и существующий подоходный налог с физлиц в 13 проц. Однако в Минфине, которому премьер поручил в двухдневный срок подготовить все необходимые расчеты, "Коммерсанту" заявили, что о механическом сложении ставок и увеличении совокупной нагрузки на зарплату до 17 проц. речи не идет. В худшем для налогоплательщика случае нагрузка возрастет с 13 проц. до 15 проц. Дело в том, что половина удержанного страхового взноса будет зачтена гражданам при уплате ими подоходного налога. То есть те, кого государство обяжет платить взнос на финансирование накопительной части пенсии (а это граждане, которым до ухода на пенсию осталось более 10 лет), подоходного налога заплатят меньше. Кроме того, бюджетникам оставшуюся часть увеличения налоговой нагрузки возместят индексацией зарплат. Заставить повысить зарплаты частных собственников в правительстве надеются установлением фиксированного "социального" платежа в размере 9600 руб. в год при годовой зарплате до 30 тыс. руб.

482

Владимир Путин провел совещание с членами правительства. Глава государства обсудил вопросы преобразования в банковской сфере, предстоящие сельскохозяйственные работы и подготовку к заседанию Совета министров России и Белоруссии. Об этом сообщает пресс-служба президента РФ.

479

Не исключено, что в России будет проведена налоговая амнистия. Об этом в среду на 5-й ежегодной инвестиционной конференции Американской торговой палаты в России заявил министр экономического развития РФ Герман Греф. Правительство в настоящее время изучает опыт других стран по проведению налоговых амнистий. В частности, изучается опыт Бельгии. Однако, напомнил Г.Греф, опыт других стран показал отсутствие универсальности и результативности амнистий. Тем не менее, проведение налоговой амнистии не исключается ни президентом, ни правительством. Однако в ближайшее время налоговая реформа проведена не будет.

672

Федеральная миграционная служба МВД предложила увеличить штрафы для работодателей за использование гастарбайтеров-нелегалов до 3 тыс. минимальных размеров оплаты труда, заявил заместитель начальника ФМС Михаил Тюркин. По его словам, сегодня штрафные санкции за незаконный въезд и пребывание в стране и за привлечение незаконных трудовых мигрантов не превышают двадцати МРОТ, сообщает газета "Время новостей".

По информации М.Тюркина, "несанкционированную трудовую деятельность на территории страны осуществляет порядка 3,5 млн незаконных мигрантов". ФМС намерена в ближайшем будущем добиваться внесения в Уголовный кодекс статьи, предусматривающей ответственность за "организацию незаконной миграции".

Тюркин сообщил, что речь идет преимущественно о финансовом наказании. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму. Кроме того, в настоящее время ведется разработка концепции Миграционного кодекса, который должен объединить все нормативные акты в этой сфере.

883

Завтра Конституционный суд огласит свое решение по запросу 115 депутатов Госдумы о конституционности ряда положений нового пенсионного законодательства РФ. Как напомнили в пресс-службе "Яблоко", запрос группы депутатов Госдумы, инициированный фракцией "Яблоко", был направлен в Конституционный суд в июле 2003 года.

По мнению депутатов, не соответствуют Основному закону Российской Федерации следующие действующие положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": гарантированный государством размер пенсии, условия расчета, индексации и выплаты трудовых пенсий, ограничительные коэффициенты для определения их размера. Как отмечается в сообщении "Яблоко", эти условия и коэффициенты не соответствуют Конституции ввиду дискриминации пенсионных прав значительного числа российских граждан. Вне зависимости от того, сколько и как человек трудился, верхний предел трудовой пенсии определен для него по состоянию на 1 января 2002 года в сумме 1504 рубля (без учета районных коэффициентов).

Также в запросе выражается несогласие с отменой или умалением ранее установленных пенсионных прав граждан. Так, теперь не засчитываются в трудовой стаж многие периоды, ранее в него включавшиеся. Изменена и концепция трудовых пенсий по инвалидности и т.д.

1291

Журнал "Профиль" опубликовал список 100 крупнейших российских банков по размеру собственного капитала по состоянию на 1 декабря 2003 г.

Согласно данным журнала "Профиль", на 1 декабря 2003 г. в первую десятку банков по размеру собственного капитала вошли следующие банки: Сбербанк РФ (151 млрд 834 млн 984 тыс. руб.), "Внешторгбанк" (56 млрд 106 млн 154 тыс. руб.), "Альфа-банк" (29 млрд 039 млн 049 тыс. руб.), "Газпромбанк" (27 млрд 747 млн 990 тыс. руб.), "Международный промышленной банк" (27 млрд 434 млн 589 тыс. руб.), "Росбанк" (12 млрд 228 млн 984 тыс. руб.), "МДМ-Банк" (12 млрд 118 млн 048 тыс. руб.), "УралСиб" (11 млрд 506 млн 774 тыс. руб.), "Банк Москвы" (11 млрд 259 млн 592 тыс. руб.), "Глобэкс" (10 млрд 501 млн 403 тыс. руб.).

Согласно данным журнала "Профиль", на 1 декабря 2003 г. в первую десятку банков по размеру чистых активов вошли следующие банки: Сбербанк РФ (1 трлн 445 млрд 224 млн 931 тыс. руб.), "Внешторгбанк" (237 млрд 522млн 114 тыс. руб.), "Газпромбанк" (218 млрд 172 млн 996 тыс. руб.), "Альфа-банк" (175 млрд 987 млн 436 тыс. руб.), "Международный промышленной банк" (140 млрд 079 млн 351 тыс. руб.), "Банк Москвы" (122 млрд 615 млн 707 тыс. руб.), "Росбанк " (114 млрд 247 млн 323 тыс. руб.), "МДМ-банк" (89 млрд 325 млн 945 тыс. руб.), "УралСиб" (68 млрд 365 млн 931 тыс. руб.), "Промышленно-строительный банк (Санкт-Петербург)" (66 млрд 324 млн 373 тыс. руб.).

1232

Председатель правительства Михаил Касьянов подписал распоряжение о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации". Статс-секретарь - первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов назначен официальным представителем правительства РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания этого законопроекта.

1268

ЕС начинает реализацию в России финансируемого ЕС проекта, направленного на совершенствование надзора и отчетности финансовых учреждений в России, сообщает пресс-служба представительства Еврокомиссии в России. Общий бюджет этого двухгодичного проекта составляет 3,5 млн евро. Российским партнером проекта является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Кроме этого, Евросоюз начинает в России новый проект в области защиты интеллектуальной собственности. Программа будет выполняться в течение 1,5 года и финансируется также ЕС. Бюджет составляет 2,7 млн евро. Основной партнер проекта с российской стороны - Роспатент

1297

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", принятый Государственной Думой 18 ноября 2003 года и одобренный Советом Федерации 26 ноября 2003 года. Об этом сообщает пресс-служба главы российского государства. Федеральным законом вносятся изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства России о налогах и сборах.

Федеральным законом признается безнадежной и списывается в порядке, установленном правительством, задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 г.
Отменяются с 1 января 2004 г. дополнительные льготы по налогу на прибыль, предоставленные до 1 июля 2001 г. законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления отдельным категориям налогоплательщиков, реализующим инвестиционные проекты.
Федеральным законом не облагаемая налогом на доходы физических лиц сумма страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным работодателями в пользу своих работников, увеличивается с 2 тысяч до 5 тысяч рублей.
Дополнительно предоставляются льготы в.. виде освобождения от налога на прибыль средств, полученных в 2003 году Российским фондом технологического развития, а также иными отраслевыми и межотраслевыми фондами финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Федеральным законом устанавливается обязанность налоговых агентов уплачивать налог на добавленную стоимость одновременно с переводом денежных средств иностранным юридическим лицам, реализующим работы (услуги) на территории Российской Федерации, в целях избежания уклонения налоговых агентов от его уплаты.