interfax. Все материалы из источника

604

Более 500 тыс. банковских счетов заморожены в Бельгии по новому закону о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Об этом сообщила в понедельник пресс-служба ведущего бельгийского банка Fortis.

Закон, в частности обязывает банк хранить копию удостоверения личности владельца счета. Готовясь к вступлению закона в силу, бельгийские банки уже на протяжении двух лет напоминали своим клиентам о необходимости прийти в банк и предоставить необходимые документы или хотя бы прислать их по факсу или электронной почте.

240

Министерство природных ресурсов (МПР) России направило в правительство РФ законопроект о внесении изменений в закон РФ "О недрах".

Как подчеркивается в пресс-релизе министерства, законопроект устанавливает понятные и прозрачные правила предоставления участков недр иностранным инвесторам.

В частности, проект закона содержит нормы, регламентирующие ограничение доступа юридических лиц, контролируемых иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами, к отдельным участкам недр, имеющим большое значение для обеспечения обороны и безопасности РФ, в том числе экономической.

В частности, поправками предусматривается, что к участию в аукционах по отдельным участкам недр не допускаются юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, в уставном капитале которых доля иностранного участия составляет более 50%. Ограничение также применяется для зарегистрированных на территории России компаний, когда иностранные юридические лица или граждане имеют право назначать единоличный исполнительный орган или более 50% состава коллегиального исполнительного органа, либо данная категория лиц имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на уставной (складочный) капитал. При этом данное ограничение не применяется, если такие иностранные юридические лица контролируются российскими гражданами или юридическими лицами.

Указанные ограничения устанавливаются в решении о проведении аукциона на основании мотивированного представления федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны и безопасности, отмечается в пресс-релизе.

1046

Правительство РФ внесло изменения в постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в части перечня услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Соответствующее постановление подписано премьер- министром РФ Михаилом Фрадковым, сообщила в четверг пресс-служба российского правительства.

В соответствии с постановлением, из указанного перечня исключаются оплата населением жилья и коммунальных услуг, ритуальных услуг, а также услуг систем водоснабжения и канализации. Как отмечается в документе, постановление в части услуг систем водоснабжения и канализации вступает в силу одновременно со вступлением в силу федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" было принято правительством 7 марта 1995 года.

465

Рост ВВП в России за первое полугодие, по предварительным данным, составил 5,4 проц, рост промпроизводства – 3,6 проц. Об этом сообщил премьер-министр РФ Михаил Фрадков, открывая заседание правительства.

М.Фрадков сообщил также, что рост инвестиций в основной капитал за первые шесть месяцев текущего года составил 8,9 проц, а рост реальных располагаемых доходов населения – 8,1 проц. Размер золотовалютных резервов по данным на 1 июля 2005 г составил 151,6 млрд долл.

543

Повышенное внимание налоговых органов к крупнейшим налогоплательщикам является вполне объяснимым. Такое мнение высказал эксперт администрации президента России Станислав Воскресенский, выступая в четверг на конференции по вопросам налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков.

Он напомнил, что существуют данные, что 2,4 тыс. крупнейших налогоплательщиков обеспечивают 50% доходов бюджета. Вместе с тем, по его мнению, если проанализировать конечных бенефициариев этих крупнейших налогоплательщиков, а также возможности их аффилированности с другими налогоплательщиками, то вполне возможно, что свыше 50% налогов обеспечивают не 2,4 тысячи, а всего 24 юридических лица, подчеркнул Воскресенский. Таким образом, подчеркнул он, групп компаний, которые обеспечивают такое поступление налогов, гораздо меньше. «Это российская действительность, и тем и объясняется внимание к этим компаниям», - сказал эксперт.

Вместе с тем, по мнению Воскресенского, налоговые органы должны строить с крупнейшими налогоплательщиками работу не по принципу «проверять все и вся». Например, по его словам, есть налоговые инспекции, которые ежедневно получают «Газели» со счетами-фактурами на применение нулевой ставки НДС. Это является недопустимым. «Работа должна быть сосредоточена на выявлении особенностей бизнеса компаний, правильности исчисления налогов», - подчеркнул Воскресенский, отметив, что при этом во внимание должны приниматься возможности трансфертного ценообразования, разграничение нормальной деловой деятельности и сознательных схем ухода от налогов, консолидированность налогоплательщиков

572

Министерство финансов РФ не будет ставить задачу Федеральной налоговой службе по усилению контрольной деятельности за уплатой налогов для покрытия дефицита Пенсионного фонда РФ и расходных статей федерального бюджета. Об этом заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин в четверг на заседании российского правительства.

"Мы уже не ставим ФНС планы по контрольной работе", - отметил А.Кудрин.

2296

Срок давности по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения должен наступать с момента их обнаружения государственными органами. Такое мнение высказали в четверг, выступая в Конституционном суде, полномочный представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский, а также представитель Генпрокуратуры Игорь Сугробов.

Барщевский отметил, что сознательные действия по злоупотреблению правом позволяют суду исчислять срок с момента выявления правонарушения.

В свою очередь судья Высшего арбитражного суда, выступая в Конституционном суде, заявила, что считает невозможным высказаться по данному вопросу, так как в производстве Высшего арбитражного суда находится дело о взыскании с НК ЮКОС налоговой задолженности за 2000 год. Данное дело было приостановлено 19 апреля до рассмотрения в Конституционном суде запроса Федерального арбитражного суда.

1559

С целью легализации зарплат, ФНС намерена усилить контроль за уплатой ЕСН. Для этого налоговые органы будут бороться со схемами ухода от уплаты этого налога. Об этом говорится в материалах ФНС по администрированию этого налога, распространенных по территориальным налоговым органам.

Авторы документа отмечают, что существует немало способов уменьшить суммы налога, но главным критерием схем является наличие умысла. «Если сделка изначально имеет целью уход от уплаты налогов, то даже если эта сделка формально законна, она содержит в себе состав налогового правонарушения», - поясняет ФНС.

Как говорится в материалах, наиболее распространенной является «конвертная» схема, когда начисление зарплаты в бухучете отражается не полностью и часть денег выплачивается в конвертах. Разновидностью такой схемы является выплата зарплат из «фонда руководителя». В таких случаях руководитель получает зарплату, превышающую 600 тыс рублей, и ЕСН платится по минимальной ставке. Другие работники при этом получают неофициальную доплату из «фонда руководителя».

При подтверждении таких фактов ФНС предлагает доначислять ЕСН на основе показателей деятельности двух предприятий аналогичной отрасли. Как пишут авторы документа, сигналом для проведения выездной проверки предприятий, использующих «конвертную» схему, как правило, служат жалобы граждан на бывших работодателей и информация из других внешних источников.

ФНС также обращает внимание на другую распространенную схему, когда для уменьшения ЕСН с работниками заключают договоры гражданско-правового характера (договор подряда или возмездного оказания услуг), в то время как они фактически имеют признаки трудового договора. В результате занижается ЕСН в части, подлежащей уплате в Фонд социального страхования. При проверке таких договоров ФНС предлагает выявлять существенные условия трудовых договоров и вознаграждения по ним признавать выплатами по трудовому договору.

ФНС также отмечает выявление случаев, когда вместо авторских договоров, вознаграждение по которым облагается ЕСН, заключаются договоры купли-продажи, вознаграждение по которым ЕСН не облагается. Кроме того, ФНС обращает внимание на схему, когда суммы повышенной оплаты труда неправомерно квалифицируются как компенсационные выплаты и не облагаются ЕСН. В частности, приводится такой пример: условия труда генерального директора, коммерческого директора, секретаря, начальника отдела кадров, водителя автобуса и главного бухгалтера были признаны тяжелыми и вредными профсоюзным инспектором труда. На этом основании им выплачивались компенсации.

Однако в суде налоговым органам удалось доказать, что компенсационной выплатой, не облагаемой ЕСН, признается возмещение реальных расходов работника, связанных с исполнением трудовых обязанностей. А компенсации за вредные производственные условия являются частью повышенной зарплаты и с них нужно платить налог, указывает ФНС.

Большое внимание в материалах уделяется также минимизации ЕСН с помощью общественных организаций инвалидов, которые имеют льготу по уплате этого налога. «Налоговые органы, предполагая несоответствие деятельности общественной организации инвалидов ее статусу, целям и задачам создания, в рамках действующего законодательства вправе решать вопрос о ее ликвидации», - говорится в документе.

В заключение ФНС отмечает, что проблема ликвидации схем может быть решена путем изменения законодательства. В частности, предлагается отменить пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса. В соответствии с ним выплаты, не отнесенные к расходам, которые не уменьшают базу по налогу на прибыль, не облагаются ЕСН. Кроме того, предлагается доработать статью 239 НК о льготах по ЕСН. Это, по мнению ФНС, позволит ликвидировать наиболее распространенные схемы ухода от уплаты этого налога.

1649

Налоговые органы могут окончательно утратить право контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам. Такая поправка содержится в законопроекте о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса (НК).

Законопроект был в целом одобрен на заседании правительства РФ 28 апреля. Неурегулированные вопросы правительство поручило доработать до 14 мая.

В конце 2003 года были отменены статьи НК, предусматривающие механизм контроля над соответствием крупных расходов физических лиц их доходам. Однако отмена механизма контроля не привела к утрате налоговыми органами права контролировать такое соответствие. Это связано с тем, что из статьи 31 НК о правах налоговых органах не был исключен подпункт, который дает налоговикам такое право. Новые поправки в первую часть НК предусматривают отмену этого пункта.

Как сообщили в Федеральной налоговой службе (ФНС), представители ФНС на совещаниях рабочей группы по совершенствованию налогового администрирования просили не отменять эту норму. «Необходимость проверки может возникнуть всегда, и никому хуже не было бы, если бы эта норма осталась», - считает источник в ФНС. Однако, по словам источника, представители бизнеса настояли на ее отмене.

662

Конституционный суд (КС) РФ в определении от 18 января, опубликованным в правовых базах в понедельник, отказался принять к рассмотрению запрос ОАО "НК "ЮКОС" о конституционности статьи 113 Налогового кодекса РФ, согласно которой срок давности взыскания штрафов по налоговым правонарушениям составляет три года.

В то же время КС указал, что Арбитражный суд Москвы в решении по налоговым претензиям к ЮКОСу за 2000 год осуществил недопустимую универсализацию выводов Конституционного суда о понятии добросовестности и недобросовестности налогоплательщиков.

НК ЮКОС была привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в период с 1 января 2000 года по 1 января 2001 года. Арбитражные суды трех инстанций подтвердили законность взыскания с компании не только около 80 млрд рублей налогов и пеней, но и 19,2 млрд рублей штрафов. Суды отклонили довод НК ЮКОС об истечении срока давности для взыскания штрафных санкций.

В частности, Арбитражный суд Москвы указал, что нормы налогового законодательства, предоставляющие права либо гарантии добросовестным налогоплательщикам, не могут быть распространены на недобросовестных. При этом суд сослался на определение КС от 25 июля 2001 года N138-О, согласно которому в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика.

По мнению ЮКОСа, положения статьи 113, послужившие основанием для неприменения срока давности в связи с обнаружившейся недобросовестностью налогоплательщика, не соответствуют Конституции РФ.

Однако КС указал, что сами по себе положения статьи 113 НК не только не нарушают конституционные права заявителя, но являются гарантией соблюдения его прав. "Осуществленная Арбитражным судом Москвы универсализация выводов, содержащихся в определении КС от 25 июля 2001 года, недопустима", - подчеркивается в определении КС от 18 января.

Кроме того, КС напомнил, что правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Госдума России на заседании в пятницу приняла поправку "Единой России" в законопроект о выборах в Госдуму, согласно которой лидеры избирательных списков могут отказаться от депутатских мандатов без каких-либо санкций для партии. Против этой поправки категорически возражал ЦИК России, в частности, его позицию озвучил председатель ЦИК Александр Вешняков. По мнению ЦИК, вхождение в список, а затем отказ от депутатского мандата является обманом избирателей.

В связи с этим ЦИК предлагал в случае такого отказа, кого-либо из федерального списка партии или лидеров региональных списков, освободившийся депутатский мандат передавать другой партии. Позицию ЦИК на заседании поддержали представители КПРФ и "Родины".
После того, как депутаты приняли эту поправку, А.Вешняков отказался от обсуждения ряда других поправок, в которых планировал принимать участие.

466

Средства массовой информации, бесплатно распространяющие свою продукцию, должны платить НДС со стоимости этой продукции, считает Федеральная налоговая служба (ФНС). «Безвозмездное распространение продукции СМИ, также как распространение продукции СМИ на возмездной основе, признаются реализацией товаров (работ, услуг) и являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке», - говорится в сообщении ФНС.

433

Бизнес в России по-прежнему подвержен опасности налоговых преследований со стороны государства, несмотря на гарантии того, что пересмотра итогов приватизации не будет, полагают аналитики инвестиционного банка Dresdner Kleinworth Wasserstein. Аналитики согласны с тем, что с 2000 года в России не было пересмотра приватизации крупнейших активов. «Вместо этого для повышения контроля над стратегическими отраслями государство использовало другие методы, среди которых - избранное предъявление обвинения в уклонении от уплаты налогов», - пишут аналитики DrKW. «Тогда как юридические права собственности могут быть защищены, права частного собственника на экономические ценности могут пострадать, поскольку сохраняется вероятность продолжения налоговых преследований (но не в масштабе ЮКОСа)», - отмечают аналитики. В конце концов, приватизация ЮКОСа никогда не оспаривалась - компанию разрушили налоговыми претензиями на $28 млрд». В связи с этим аналитики инвестбанка рекомендуют инвесторам на долговом рынке предпочитать инструменты с «низким политическим риском», среди которых они называют бумаги Сбербанка, «Газпрома», «Алроса» и «Мегафона».

536

Снижение ставки НДС с 18% до 13% будет способствовать реализации задачи президента России по ускорению экономического роста и борьбе с бедностью, заявил заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам Василий Кузнецов. Кузнецов отметил, что в машиностроении в случае снижения НДС на 5% капитальные вложения в производство можно было бы увеличить на 15% с одновременным повышением заработной платы на 4% для 4,3 млн занятых в этой отрасли. По мнению Кузнецова, предложение Минфина оставить ставку по НДС на прежнем уровне (18%), «по сути, блокирует развитие отраслей внутреннего рынка, в которых работает около 95% занятых в экономике». «Минфин формирует в глазах власти и общества иллюзорные представления об успешности своей финансовой политики, которая в действительности базируется исключительно на благоприятной конъюнктуре мировых цен на нефть», - считает Кузнецов.

390

Согласно докладу Минфина "Об основных направлениях налоговой политики", специфические ставки акцизов (в том числе и специфической составляющей ставки акциза на сигареты) предполагается ежегодно индексировать с учетом прогнозируемых уровней инфляции.

Как отмечается в докладе, в 2006 году предлагается повысить на 9% (с учетом разницы между размером индексации ставок на 2004 год и фактическим уровнем инфляции) все специфические ставки, кроме ставок на табачные изделия. Специфические составляющие ставок на сигареты предусматривается индексировать на 15%.

В этом году сигареты с фильтром облагаются акцизом 65 рублей за 1 тыс. штук плюс 8% от отпускной цены. При этом сумма акциза должна составлять не менее 20% от отпускной цены. Сигареты без фильтра и папиросы облагаются акцизом 28 рублей за 1 тыс. штук плюс 8% от отпускной цены. При этом сумма акциза также должна составлять не менее 20% от отпускной цены.

515

Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба, скорее всего, будут вынуждены ужесточить свою работу по сбору доходов в бюджет в случае снижения налоговых ставок для поддержания необходимого уровня бюджетных расходов. Такую точку зрения в субботу высказал источник в комиссии правительства РФ по вопросам подготовки проекта федерального бюджета на 2006 год и трехлетнюю перспективу.

По словам источника, существует риск, что, желая сохранить уровень расходов при сокращении доходов бюджета, будет предложено повысить собираемость налогов за счет усиления работы ФНС и ФТС. При этом предполагается, что только за счет ускорения темпов экономического роста компенсировать потерю доходов от снижения налогов не удастся, и поэтому большую часть средств предлагается добрать путем администрирования налогов. Таким образом, предлагается за 2-3 года компенсировать весь объем выпадающих доходов от налоговой реформы.

«То есть по факту налоговое бремя не снизится, а предприятия заплатят столько же, чтобы обеспечить тот же уровень расходов», - подчеркнул источник.

Источник также отметил, что если на заседании комиссии ее глава приводит данные о том, что средний сбор налогов в России составляет около 32% ВВП, то несложно досчитать собираемость на уровне 100%, и тогда поступления налогов составят 42% ВВП, то есть на 10% ВВП больше. Вместе с тем, подчеркнул источник, если кто-то предлагает с помощью мер администрирования собирать налогов на 10% ВВП больше, то предприятия столько не заплатят, уйдя в другие сферы производства. «Понятно, что такого досбора не будет», - подчеркнул источник.

Поэтому, по мнению источника, самыми результативными мерами по улучшению администрирования стали бы те меры, которые связаны с законодательным регламентом, установлением соответствующих процедур, «а не выходом налогового инспектора на досбор и применение репрессивных мер».

551

Федеральная налоговая служба России по итогам налоговых проверок за 2001 год предъявила претензии крупнейшим нефтяным компаниям, в частности, из-за применения трансфертных цен, сообщил источник, знакомый с итогами налоговых проверок.

По словам источника, налоговые претензии предъявлены большинству вертикально-интегрированных нефтяных компаний.

«Я не знаю такой нефтяной компании, к которой бы не применялась 40 статья», - сказал источник, отметив, что налоговые органы начали активно применять эту статью в связи с соответствующим заданием руководства.

Статья 40 Налогового кодекса позволяет доначислять налоги при отклонении цен от рыночных более чем на 20%, в частности, при внутрикорпоративных продажах.

Источник также не исключил, что активное применение этой статьи связано с тем, что налоговые органы недавно выиграли у РАО «ЕЭС России» ряд судебных процессов по трансфертному ценообразованию.