Как понять, что бизнес – это всего лишь инструмент для реализации своих амбиций и хотелок. Как успешно конкурировать с Яндексом и развивать свой бизнес без внешних инвестиций?
Как построить демократичную компанию, где все гнут одну линию. И почему в бизнесе важно оставаться честным.
Юрий Мео – бизнес-трекер, который заменил Михаила Лапушинского.
Чиббис - агрегатор доставки еды 🍲 - Акция +1 блюдо бесплатно.
Онлайн заказ и доставка еды в 200 городах России. Все скидки и акции от ресторанов на сайте и в приложении Чиббис.


Смотрите в Ютубе
Смотрите VK видео
Что изменилось с последнего интервью

Борис: Всем привет! Сегодня с нами Сергей Спиро. 10 лет назад мы говорили о его зарождающемся бизнесе, но произошло очень много изменений. Расскажи пожалуйста, что такое Chibbis?
Сергей: Chibbis.ru – это единый сервис заказа еды, крупнейший независимый фудтех проект РФ по версии Forbes. Это номер два после Яндекс.Еда. Мы агрегируем рестораны на доставку у себя на сервисе, просто мы сильны в регионах. Сейчас у нас 11 000 ресторанов-партнеров, прошлый год мы закончили с оборотом 5,6 млрд руб., 140 человек в команде, это только менеджеры, 200 городов присутствия. Примерно так.
Борис: А где сейчас базируется компания?
Сергей: Мы как и раньше адепты удаленки. У нас есть head-office в Архангельске, 500 кв метров, ничем не уступающий ни Яндексу, ни ВК. Но наши сотрудники все так же раскиданы по разным городам и странам.
Борис: Скажи, а присутствие только в регионах, кроме Москвы и Питера?
Сергей: Сам понимаешь, очень тяжело бодаться в этом кровавом океане с ребятами с бесконечным кошельком, поэтому в Москве и Питере у нас номинальное присутствие, несколько тысяч заказов в месяц. Но в этом году мы активнее заходим в столицы, благодаря тесному сотрудничеству с Т-Банк, Альфа-банк, появляемся у них в категорийных кэшбеках, акциях и это дает всплеск заказов. Новому коммерческому директору поставлена задача – качать Москву.
Бизнес – это инструмент
Борис: Количество сотрудников 140 человек?
Сергей: Это менеджмент, у нас есть еще операторы call-центра и курьеры, кого я не считаю, потому что там вариативные цифры все время. Оборот 5,6 млрд руб. – это совокупный объем средств, потраченных нашими юзерами на сервисе.
Можно отсчитать от них среднюю комиссию около 700 млн руб., с учетом доппродаж, рекламы внутри сервиса, собственной доставки. Я тебе не скажу маржинальность бизнеса. Но только в этом году мы взяли курс на чистую прибыль. В этом году есть план - 100 млн руб. и по итогам 1 квартала мы его опережаем.
Борис: А 100 млн руб чистой прибыли?
Сергей: По дивидендной модели. Мы сами платим себе зарплату, иногда достаем дивиденды. Chibbis - это мой основной бизнес, но я активный инвестор компаний в 14 странах мира.
Бизнес – это инструмент для наших целей и хотелок, поэтому у меня есть тактика. Chibbis - это классная история и когда бизнес купят, мне с лихвой вернутся недополученные дивиденды за 10 лет. Сейчас основные деньги приносят активы в других компаниях.
Юрий: Я в Москве никогда не пользовался этой доставкой. Уникальность Chibbis в том, что вы присылаете ресторану лиды на заказ, за этих лиды берете комиссию, а ресторан сам доставляет свою продукцию. Модель мне показалась любопытной, потому что Яндекс монетизирует собственно доставку, не знаю, отправляет ли он лиды в рестораны. Вы из своей уникальной модели шагнули к модели Яндекса. В чем уникальность? В чем ваш черный ящик сервиса?
Сергей: У нас нет как таковой уникальности.
Юрий: Тогда почему вашу модель не повторяют?
Сергей: Ее повторяют, но не так успешно. Руки из нужного места должны расти. У меня нет никакого секрета, никакой золотой кнопки. Есть системный подход, в ДНК нашего бренда зашита модель Lean-startup и нет никаких лишних бюрократических процедур. Мы не тратим деньги на то, что нельзя измерить. Максимальная эффективность, холодный ум, никакого маркетинга для маркетологов.
Мне не нужно ни перед кем отчитываться, не нужно пускать пыль в глаза, что идет работа, прожигать бюджет или беречь его. У всех моих топ-менеджеров точно такой же склад ума, мы все мыслим одинаково, не боимся быть неудобными друг для друга. У нас нет истории, что король-то голый. Благодаря этому Chibbis растет из года в год на свои, у нас нет никаких инвесторов, по прежнему независимы. Мы себе на хотелки достаем и на рост компании, и клюшка роста мечты у нас также есть.
Когда вы говорите, что у Яндекса доставка своя, в мире нет ни одной компании, которая вывела бы экономику в плюс на собственных курьерах, и Яндекс тем более. Отчетность Яндекса может выглядеть по-разному, ребята любят назвать себя прибыльными, опустив, что нужно вернуть вложенные деньги. Если вы операционно прибыльны, то где ваши расходы на маркетинг? А расходы на маркетинг записали в инвестиции, в развитие проекта, это все игра с Excel табличкой.
У нас этого нет и поэтому мы растем. У нас сейчас уже опционы розданы ключевым игрокам. И если вы нырнете под капот, то не увидите никакого ускорителя, это системная работа. Но люди не умеют так работать, поэтому помимо Chibbis, я как ментор разбираю бизнесы. У меня за плечами более 200 проектов, которые мы расковыряли.
Демократичное управление

Борис: Сергей, а твоя экспертиза в чем, за что отвечаешь?
Сергей: Я по прежнему самый главный HR в компании, потому что всех ключевых топ-менеджеров нанимать буду я. Отвечаю за те компетенции, которые не могу нанять – корпоративную культуру, фандрайзинг, взаимодействие во вне, определение стратегии.
У меня в подчинении топ-менеджмент. У нас есть чатик на 9 человек и моя задача выступать переводчиком, кто что хотел сказать, кто что имел в виду на самом деле. Моя эмпатия и опыт в продажах помогает руководить, опираясь не на мое мнение, а на цифры и на рынок. За 10 лет существования компании я не дал ни одного приказа. Мне всегда важно, чтобы люди понимали, что они будут делать и я скорее прошу и объясняю задачи, чем требую их выполнения.
Борис: Операционное управление на тебе?
Сергей: СЕО – я, но у нас операционка разбита на несколько других менеджеров.
Борис: Кажется, перед нами тот самый черный ящик, тот самый человек экспертиза и сила которого помогает компании расти.
Юрий: За выручку кто отвечает в компании?
Сергей: Отдел менеджеров.
Юрий: А если повыше?
Сергей: У нас такое демократичное управление, я иногда сам чертыхаюсь с этого и плююсь, что нужно каждого выслушать., наш директор, которого мы называем Head of B2B Products, Мы же стартап и у нас культура стартапа, где все отвечают за все.
Есть Павел Вепрев, директор по продукт и Александр Якимец, директор по маркетингу, без них я как без рук. Скорее скажу, что они черный ящик.
Борис: Ну HR же ты. Ты за них отвечаешь и ты их привел в компанию.
Сергей: Я ловлю себя на мысли порой, что я самый глупый в комнате и утешаю себя только тем, что комната моя и людей привел я. Экспертиза у ребят разительно выше моей.
Борис: Это круто, простой вопрос, как повторить любому то, что сделал ты?
Чтобы был рост нужно сложное кунг фу

Сергей: Не повторить, это сложное кунг фу. Ребят, посмотрите на рынок, Бронибой, Купер, Магнит, Около, где все?
Борис: А Бронибой покойник уже, все?
Сергей: Конечно. Я знаю Радионова и тут, как у артистов, творчество может быть отдельно от личности. Мы в очень теплых отношениях с Сашей, у него есть те таланты, которых нет у меня. Но Бронибой… я видел их путь, те прожженные 500 млн руб. и знаю их цифры настоящие, потому что мы с Сашей обмениваемся данными. Там дело уже пары месяцев.
Борис: Правильно ли я понимаю, что рынок сейчас выглядит так, что вы номер два, первые Яндекс.еда и больше никого нет?
Сергей: Если мы говорим про агрегацию заказов из ресторанов, то Яндекс.Еда купила Delivery Club, это сложная многокомпонентная история. Есть Купер, который тоже попытался зайти в доставку из ресторанов.
Это сложное кунг фу, оно не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Даже большие ребята не справляются с доставкой из ресторанов. Доставка из магазинов да, я сам их клиент. Я заказывал доставку продуктов еще лет 15 назад по телефону и час надиктовывал заказ. Это было неудобно, но я этим пользовался, видел в этом огромную ценность.
Мы четко понимаем, где твоя победа, а где чужое поражение. И круто говорить, что ты номер два, но пропасть между Chibbis и Яндекс.Еда х40, но после нас, тоже пропасть х20.
Борис: Если это так выглядит, то почему Яндекс вас тогда не купит?
Сергей: Зачем мы Яндексу? У них все есть. Яндексу никакого усиления в покупке Chibbis не будет. Только если скажем, что нас купят вот эти и ставки взлетят.
Борис: А почему вас не купит Купер?
Сергей: У них все плохо, им сейчас не до покупок. На рынке всегда есть покупатель, буквально месяц назад у меня был на руках оффер на 1 млрд руб. Мы отказались, потому что это стоит больше.
Борис: А за сколько продашь?
Сергей: За 5 млрд руб. с большим удовольствием.
Кому интересен рынок доставки?

Борис: А кому интересен этот рынок?
Сергей: Всем банкам, операторам связи, крупному ритейлу. Это шорт-лист компаний с кем мы об этом говорим.
Борис: А вы сами их фандрайзите, ходите и разговариваете?
Сергей: Много кто приходит сам. Сейчас в россии венчурная зима, все про прибыль и мы тоже. С банками мы выстраиваем партнерство, ведь чтобы случилась такая сделка много чего должно срастись – и личные интересы менеджеров в определенных компаниях, и попадание в стратегию, и Smart-money.
Если у тебя заводы и пароходы, то покупка Chibbis – это потеря 5 млрд. А если огромная база пользователей в ритейле или абоненты, юзеры в банке, то для тебя такая покупка в ноль уже через год выйдет с нашей командой и пониманием, что делать.
Юрий: Компания развивается, но прошло 10 лет и первый раз заговорили о честных дивидендах, когда поставили цель заработать чистую прибыль. Услышал сумму - 5 млрд. отдам прям сегодня, а вот заводу/пароходу или только в смарт?
Сергей: Если 100%, то мне все равно. В современных реалиях никто не покупает компанию мешочком со знаком доллара. Покупка компании зависит от того, какой план у стратега. Вы хотите, чтобы мои люди остались в бизнесе или свой менеджмент. Хотите это сделать публично или не хотите афишировать, чтобы накачать Chibbis деньгами и создать мнимую конкуренцию?
Юрий: А что покупатель будет покупать?
Сергей: Юзеров, контракты, команду, технологические решения, go to market, готовую долю рынка. Покупателю объясню, что покупает, как выглядит инвестиционный тизер для покупателя. Покажи мне что у тебя есть, какой план и я расскажу, как ты на этом заработаешь. Если у тебя нет ничего и только хотелка, то 100% оплата. Если классный банк, то мы продаем перспективу и видение, тот самый go to market. Мы берем ваших юзеров, накладываем их на нашу технологию, на заключенные сделки и вот вы уже окупились очень быстро. С оператором связи примерно та же самая история.
Яндекс всех не вытеснит

Борис: А не может сложится такая ситуация, если сейчас никто не купит, то Яндекс всех вытеснит?
Сергей: Нет, как раз управленческое кунг фу позволяет нам привлекать те рестораны, которые принципиально не будут работать с Яндексом, быть более гибкими.
Борис: Почему?
Сергей: Монополисты же. В конце-концов есть свобода выбора.
Юрий: В бизнесе это не очень работает. Вот у ресторана нет собственной доставки и Яндекс говорит, дам доставку за комиссию 35%. Приходит Chibbis – доставку ты делаешь сам, заказов я тебе накидаю, закроешь косты на доставку и в конце у тебя еще плюс 15-17%.
Сергей: Не так. 35% – это лидогенерация плюс доставка, но вы не получите окончательные данные о пользователе, что тоже важно.
Юрий: А Яндекс не дает этих данных?
Сергей: Нет, вы получаете только то, что нужно приготовить, больше ты ничего не знаешь.
Юрий: И ты с этим клиентом больше работать не будешь, потому что Яндекс держит свои 35% всегда.
Сергей: И сейчас только их курьеры.
Борис: Скорее появится куча доставщиков инхаус ресторанов, если ты не хочешь отдавать своих клиентов.
Сергей: Смотрите, у Яндекса в рамках доставки доля меньше 30%, а 70% – это все равно своя доставка из ресторанов.
Борис: У ресторана есть задача организовать свою доставку, настроить работу CRM и работу со своей клиентской базой и дальше развивать. Ну или Яндекс и Chibbis.
Из точки 0 в точку А лучше идти с агрегатором

Сергей: Ресторану с агрегатором на курьерах агрегатора очень круто пройти путь из точки 0 в точку А. Бесплатной доставки из ресторанов в России не будет. Но в Chibbis 85% с бесплатной доставкой до сих пор, главное набрать на определенную сумму, еще можно блюда за баллы взять. Одно из наших УТП – это еда за баллы. Сейчас 9 из 10 заказов на сервисе идут с блюдом за баллы.
Отматываем назад, я запускаю доставку в своем ресторане с залом. В точке А мы подтверждаем, что людям интересен мой продукт на доставку и вот этот путь прикольно пройти с агрегатором, потому что своя доставка -– это геморрой еще тот.
Из точки А в точку бесконечность лучше идти на своих курьерах, потому что тогда будет хоть какая-то возможность что-то зарабатывать. Поэтому мы не лоббируем историю, что везде должны быть свои курьеры. Мы почему держим это в рамках двух городов. потому что это фантазии о потенциальном стратеге, который может прийти и сказать, что деньги есть, хотим везде курьерскую доставку. Мы покажем, что сумки отшиты, процессы настроены, поливай и будет во всех 200 городах.
Еще один факт, который люди из индустрии не знают. Москва заполнена бегающими курьерами, но в половине городов присутствия Яндекса своих курьеров нет, они работают также по модели маркетплейса. Это ок, хоть какая-то сходимость экономики получается. Я с Шулейко, гендир Яндекса, виделся в ноябре и там недобор 1 млн курьеров.
Борис: Можно покопаться в твоем черном ящике? Какая доля маркетинга, разработки, количество затрат, какие это блоки и насколько они важны?
Сергей: Поскольку мы двигаемся на свои деньги, то это некое топливо внутри компании, которое в зависимости от задач постоянно переливается. Около 3х лет мы занимались тем, что дробили монолит на 60 микросервисов. Что-то понятно из этого?
Борис: Лучше объясни.
Сергей: Я вообще не айтишник, объясню на том языке, на котором мне объясняли. Монолит – это когда у тебя телевизор сломался и смыв в унитазе тоже, если что-то ломается, то все ломается. А куча микросервисов – это когда телевизор сломался, не страшно, дома есть вода, газ и дверь входная закрывается.
Борис: Ты сейчас про софт?
Сергей: Да, я про софт. И долгое время ребята дробили этот огромный монолит на 60 микросервисов. В прошлом году устойчивость платформы Chibbis была больше, чем устойчивость Яндекс.Еды на несколько десятых процентов, потому что несколько лет топливо компании заливали в техчасть.
Прибыль только сейчас, потому что мы не могли себе позволить. Долго зарплата одного из технарей была больше, чем моя и всех вместе взятых. Но мы понимали цели компании и нужды. С начала СВО нас активно дедосили и мы просто лежали и пришлось качать защиту от хакерских атак. Сейчас всего одна вакансия висит в техотдел.
Борис: А сколько человек в разработке?
Сергей: 40.
KPI маркетинга – возвратность юзера на ресторан
Борис: 40 айтишников пилят софт, а маркетинг как устроен? Чем они занимаются?
Сергей: Всем. На конференции по маркетингу было сказано – в мире только два дотошных и сильных профессионала, которые во всем разбираются – ваш Саша и еще один чувак. Я туда не лезу вообще, я насекомое по сравнению с ним. Хотя какое-то время думал, что я в маркетинге разбираюсь.
Борис: А у него какая метрика стоит?
Сергей: Ключевая метрика – это возвратность юзера на ресторан. Не тот ответ, который ты ожидал услышать. Это наверно и есть ответ на вопрос, почему другие не могут.
Борис: Маркетинг, разработка, что еще?
Сергей: Продажи.
Юрий: Продажи – это присоединение партнеров?
Сергей: Да.
Борис: Это большой блок?
Сергей: Человек 10 и коммерческий директор.
Борис: Они ищут рестораны?
Сергей: Мы достаточно большие и делаем ставку на аккаунтинг. Взаимодействие с нашими действующими ресторанами-партнерами может намного больше нам дать пользы и выгоды, чем постоянное привлечение новых. С новым коммерческим директором идет процесс реструктуризации отдела аккаунтов, службы заботы, это не тоже самое. У нас есть отдел ДРИС – департамент развития и сопровождения, и он про партнеров и клиентов.
Мы занимаемся сегментацией ресторанов, за кем больше следить, с кем больше диалогов проводить. Кто привлекает новые рестораны, там не так просто все устроено. С Бургер Кинг сделка идет уже 3 года, они готовы подключиться, если будут докручены какие-то технические моменты.
Мы очень честные ребята

Борис: Сколько партнеров ты знаешь?
Сергей: 11 тысяч ресторанов, но это уже сторы. Раньше мы как считали, подключили Макдоналдс и говорили +1. А другие подключат Макдоналдс и говорят +5000 ресторанов. Мы очень честные ребята. И жизни не хватит всем объяснить, что мы просто вот так считаем и стали тоже считать сторами. Это тонкая грань, это не про обман и честность, а про умение себя подать, позиционировать. Поэтому 11 тысяч сторов, сколько за ними стоит реальных людей, с которыми нужно держать связь.
Борис: А какие блоки еще есть, про которые не проговорили?
Сергей: Сейчас появился HR-директор, HR и один рекрут. PR-менеджер появился, когда начались события 2022 года, то PR органически отвалился. Мир замер, у всех одни новости и никому не было интересно, что происходит у регионального Chibbis. Кадровое делопроизводство, бухгалтерия, юрист, отдел по работе с дебиторской задолженностью. Раньше мы считали, если я работу сделал, то человек мне заплатит. А оказалось, чтобы свои деньги за выполненный труд собрать, нужно было целый отдел построить, чтобы девочки звонили с утра до вечера и напоминали, что нужно оплатить счет. Сейчас все идет к онлайн оплатам и сплитованию платежа (доля Chibbis, комиссия эквайринга, доля ресторана) и в этом году отдел по работе с дебиторской задолженностью размазывается на заботу и на аккаунтинг.
У нас есть шуточная должность “грантосос”. Мы стали обладателями крупнейшего невозвратного гранта, нам дали 20 млн руб. Оно в абсолютных значениях прикольно звучит. Когда мы эти деньги получили, это было сопоставимо с нашей месячной комиссией, ничего особо не поменялось. Отдел ДРИС, логисты, операторы, курьеры, люди, которые занимаются курьерами, дизайнеры, вообще подставной вопрос, сейчас кого-нибудь не назову, люди обидятся.
Борис: Ты дал хорошее понимание о структуре. Все удаленно работают?
Сергей: В офисе, судя по чатику у нас 45 человек, но там можно в 2 раза больше напихать людей, но мы расширяемся с комфортом, где-то расставляем столы, делаем перестановки.
Борис: А как вы пережили 2022 год, насколько болезненно?
Сергей: Там были разные моменты. В марте у нас разово закрылось 400 ресторанов. Кто заказывал еду – эмигрировали, кто еду доставлял – забрали на фронт. Сейчас кадровый кризис, например, сеть “Ёбидоёби” тормозит рост – спрос опережает возможность наготовить в нужном объеме. Даже в Архангельске топовый ресторан закрывался на полгода, потому что кадров не набрали, а другой – часть столов вынесли, кухня не справлялась.
Борис: Для вас это сокращение рынка?
Сергей: На графике 2022 год можно просто вырезать, нас мотануло, к декабрю 2022 года пришли к показателям января, а 2023 снова вверх.
Юрий: Что изменилось относительно 2022?
Сергей: Люди уезжали, возвращались, рост чека, все дорожает, а мы привязаны к комиссии. Мы были короли Google. Русские предприниматели только в Яндексе продвигаются, мы на этом отлично отыгрывали, а тут инструменты эти отвалились. Больше нехороших рекламопокупателей приходят в понятные сети, типа ВК или Яндекса, клик улетает в космос, трафик становится хуже, привлекать его дороже, по запросам на доставку пиццы почему-то выходит Почта России, клики улетают не пойми куда.
Нужно снова собраться, подстроиться, найти какие-то лазейки, помимо этого было много эмоциональных потрясений.
Про часы
Борис: Почему у тебя двое часов?
Сергей: У меня не двое часов - это браслет Whoop.
Борис: А что это? Я не в теме.
Сергей: Дедушка. Whoop – это браслет, который мониторит множество показателей здоровья, качество сна, качество восстановления, уровень стресса, функционал раз в 50 больше, чем в Apple Watch.
Борис: Зачем тогда тебе Apple Watch?
Сергей: Apple Watch - это просто часы, на них звонят, а здесь же даже экрана нет, обрати внимание, это просто браслет, ты его никогда не снимаешь, на него даже зарядный блок надевается сверху, чтобы постоянно сканировать, что у тебя происходит. Я помешался на здоровье, на эффективности, долголетии, а это один из инструментов мониторинга.
Вообще он бесплатный, платишь 250 долларов за подписку, но в России Whoop нет и нужно покупать браслет отдельно.
Борис: А спорт есть в твоей жизни?
Сергей: Да, весь прошлый год я занимался умным фитнесом, это не когда ты надрываешься, а про функциональность, про здоровые суставы, про мобильность. Последние пару месяцев я увлекся бильярдом, провел 45 часов за игрой в пул.
Борис: Ну это не спорт.
Сергей: Как это не спорт. Еще есть настольный теннис, я никогда не играл, поставил в офисе стол, и в одном из бизнес-сообществ всех вынес, когда мы собрались играть в настольный теннис.
Продаешь или не продаешь

Борис: Бизнес же ты продаешь?
Сергей: Я его не продаю, это два логичных параллельных пути. Строишь бизнес, параллельно инвестируешь в какие-то другие компании и понимаешь, что на этом рынке такие правила игры, что это можно всегда за хорошие деньги продать.
За плохие деньги мы не продаем, ведь у него клюшка роста вверх. Я не смотрю на мультипликаторы на рынке, я не слушаю тех, кто говорит, что аналогичную компанию, но с вашими показателями за 1,5 млрд руб. продали. Ну так и замечательно, они наверно и хотели этого.
С моим пониманием мира и моими талантами, я бы уже позволил себе ни дня в жизни не работать, грамотно их распределить 500 млн, но такой цели нет. Не хочется продавать за дешево. Я не продаю, я просто веду плавно работу, чтобы люди знали, что есть такой Chibbis.
Юрий: Почему раз за разом идет речь о том, что можно продать?
Сергей: Лучшее, что можно сделать с бизнесом – это продать.
Хочется побыть в разных ролях
Юрий: У меня так картинка не склеивается. Бизнес сделан для души, в нем работают друзья и вы получаете удовольствие – принято. Бизнес растет выше ожиданий – принято. Цели продать бизнес нет, потому что смотри пункт выше, почему тогда разговоры идут про продать?
Сергей: В моей картине мира все вполне логично, у меня есть идеи на несколько других компаний. Есть договоренности с людьми, если продаем, все получают классное выходное пособие, но через полгода увидимся и зарубимся в новую игру этим же составом.
Моя задача попробовать прожить максимум возможных жизней и ролей за свой путь. Мне хочется побыть и миллиардером, хочется построить международный бизнес, потому что английский уровня С1, мне интересно кино, виноделие. Продажа компании дает возможность попробовать себя в авантюрах и с той же командой, получая еще больше удовольствия. Я вынужденный администратор, но в первую очередь я – создатель. От 0 к 1 запускать очень кайфово и интересно.
Борис: А что еще за бизнесы, в которые ты инвестируешь?
Сергей: Я совладелец самой большой в мире сети чебуречных «ЧебурекМИ». Один из проектов типа Яндекс.Лавки в Канаде. В бизнес заходили с Оскаром Хартманном, Максимом Спиридоновым, но в 2022 году отказали в новом раунде инвестиций, потому что бизнес с русскими корнями. Компания «Yalla» в Дубае, аналог Яндекс Лавки.
Борис: А как ты их находил? Это поток предложений, потому что ты с Chibbis в кармане?
Сергей: Нет, это стечение разных обстоятельств. Нет такого единого окна, куда валятся проекты, но всегда есть на руках какие-то офферы.
Борис: Ты только инвестируешь или в операционке принимаешь участие?
Сергей: Это как антикризисное управление, можно озвучивать любые предложения, идеи. Я ментор, в курсе всего, что происходит и многие мои идеи берутся в работу.
В России нет венчурных инвестиций, а IPO нам не нужно

Борис: Венчурная история дает прибыль? Это правильное применение твоих денег.
Сергей: Венчур в России сдох. А в Канаде и в ОАЭ неуспешные инвестиции, но не на последние заходили. Другие компании генерят дивиденды. У меня есть доверительное управление в крипто рынке и я неплох на фондовом рынке, там годовая доходность 33%.
Юрий: А есть цель через 5 лет выйти на внутреннее или международное IPO с Chibbis?
Сергей: Я считаю, что IPO – это фуфло. У меня была встреча с Дмитрием Алексеевым, DNS, и он четко объяснил, почему обыграл М-Видео, я ее разделяю. Chibbis может выйти на IPO, но это абсолютно другой бизнес. Ты начинаешь продавать свой успех людям, которые купят твои акции.
Юрий: Твое обещание будущего успеха.
Сергей: Я не считаю IPO высшей точкой. Для меня высшая точка – это продажа компании и выход книги «Как DJ из Архангельска бизнес на 5 млрд построил», сняли документальный или игровой фильм и пошли дальше. IPO – это ты увяз в болоте совета директоров.
Позволю себе ответить на вопросы про цели. Мы резиденты Сколково, когда наша комиссия выйдет за 1 млрд рублей и за 300 млн руб. чистой прибыли, потеряем нулевой налог на прибыль, поэтому в 2025 году мы за эти цифры не выходим. В 2026 году повторяем план, искусственно ограничиваем рост бизнеса, чтобы выжать максимум чистой прибыли и не потратить ее, а сохранить. В 2027 году выйти за пределы миллиарда и не сдохнуть от НДС, а дальше снова идти вверх, чтобы год от года был рост по чистой прибыли.
Юрий: Будете расти на числе партнеров и от чека партнеров?
Сергей: Новые вертикали – продукты, вода, еда для животных, цветы. Реклама внутри платформы, в интернете все заканчивается продажей рекламы. У Яндекс.Еда на 50% экрана баннер с покупкой квартир, еще долистать надо, чтобы еду заказать. Но это крутые ребята могут себе позволить, мы не можем. Но мы можем после того, как вы сделали заказ, всплывающее окно, что пока ждете свой заказ, оформи карту банка. Плюс много проектов связаны с нашим секретным соусом в виде платформенного решения, и того количества контрактов с ресторанами, которые я просто не хочу сейчас озвучивать. Всегда есть опция прокачивать свою доставку, заказы на самовывоз. Мы не отказываемся и от возможности запуска собственных кухонь.
Борис: Какой-нибудь тэйк дашь, чтобы мы сверили, в 2027 году, когда вы выйдете из Сколково.
Сергей: Давай в 2026 300 млн руб. прибыли.
Борис: Посоветуй, кого пригласить?
Сергей: Гоша Рубчинский, его интервью стоит 2 млн руб.
Другие разговоры
Слабый менеджер, но сильный инвестор – Александр Радионов, Broniboy и Bumerang
Дарья Борцова, «КредитамНет»: этично идти на банкротство?
“Я превращаю путь в путешествие” – Овик Арутюнян
Евгений Коваленко: У меня очень большие амбиции
Александр Кравченко: я верю в кирпич
Игорь Красюк: Как появился LiveDune
Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу
Алексей Иванов: В бизнес я успею еще вернуться
Елизавета Маркова: У меня нет цели захватить мир, хочу работать и наслаждаться жизнью
Алексей Петров: Я не марафонец, а спринтер, в какой-то момент мне просто станет скучно
Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
Дмитрий Нечаев: о жизни и бизнесе в России и США
Сергей Соляник: кто купил краснодарский Spider
Дмитрий Алоян: (Yonote и Loop): Как мы сделали альтернативу Slack и Notion и захлебнулись от количества клиентов
Алексей Пшеничный: «Высшая Лига»: нигде в мире нет собственного магазина Adidas. Только в России они сделали 1500 магазинов
Юрий Мео: как я вывел Калуга Астрал на 1,8 млрд выручки, стал бизнес-трекером и помогаю расти другим
Как продать бизнес за $178 млн и не остановиться. Евгений Львов: Такси Сатурн, Складно, Golama, Fasten
Эленика Корелова: Я — дева, я не про деньги, но создала успешную сеть кафе без опыта с нуля
Никита Сычев о дизайне, маркетинге и заводе: 500 бизнесов в голове: гениальность или галлюцинации?
За счет чего живет кофейная франшиза: кофезависимость или крутая UNIT-экономика. Объяснил Дмитрий Пугин Mister Kofeman со стажем
Игорь Сафошкин: алкогольный бизнес в 90-е, акцизы, энергетик Литвина и Галицкий
Анфиса Еременко, DelMar Family: муж рискует, а я наполняю смыслом
Комментарии
1По совету Сергея Спиро (интервью с ним выйдет завтра) купил Whoop 4.0. Обошёлся в 4000 рублей. Устройство работает только по подписке — $239 в год, но есть бесплатный триал на месяц. Решил протестировать.
Что такое Whoop?
Whoop — это фитнес-браслет и аналитическая платформа, ориентированная на спортсменов и людей, следящих за здоровьем. В отличие от обычных смарт-часов, Whoop делает упор не на шаги или калории, а на глубокий анализ восстановления, сна и уровня стресса (через вариабельность пульса, частоту дыхания и другие показатели).
Особенности:
- нет экрана — все данные в приложении;