Управление финансами

Прежде чем оптимизировать свой бизнес, нужно его понять

«Ну почему, почему мой заместитель с отличным бизнес-образованием и окладом, эквивалентным паре тысяч долларов, должен отвечать за надлежащее оформление документов, сопровождающих продажи, вместо того чтобы непосредственно продавать?» - вопрошал коммерческий директор крупной региональной торговой компании. Знакомая ситуация, скажут многие читатели.

«Ну почему, почему мой заместитель с отличным бизнес-образованием и окладом, эквивалентным паре тысяч долларов, должен отвечать за надлежащее оформление документов, сопровождающих продажи, вместо того чтобы непосредственно продавать?» - вопрошал коммерческий директор крупной региональной торговой компании. Знакомая ситуация, скажут многие читатели.

Тупиковое благополучие

Такую реплику мы услышали во время проведения одного из проектов по оптимизации бизнес-процессов. Вполне типичная ситуация — компания давно занимает лидирующие позиции на рынке, продажи растут, персонал растет вместе с компанией, отцы-основатели рука об руку вместе со своей командой завоевывают родного покупателя. Теплая семейная атмосфера, улыбки и уверенность в будущем во взгляде подчиненных. Все спокойно и надежно, просто идиллия.

Вот только рынок растет, покупатель все более и более разборчив, да и иностранные конкуренты не дремлют, не говоря уже об отечественных. И с чем сталкиваются такие теплые семейные компании? С неготовностью идти в ногу со временем старыми методами и нежеланием исследовать новые пути достижения своих целей. Особенно часто это происходит в тех компаниях, где сотрудники «выросли» вместе с бизнесом и, надо отдать им должное, сделали свои компании лидерами рынка.

Но в какой-то момент развития таким сотрудникам бывает непонятно, зачем вообще какие-то изменения и революционные действия, если в подразделении и так все работает хорошо. С их точки зрения, нет смысла менять и регламентировать несколькими документами и так осуществляемую деятельность. Общее понимание идеи развития, как правило, есть только у руководства. В результате информация о процессах изменений и стратегических планах на уровень подразделений передается или не вовремя, или не в полном объеме. Складывается ситуация, когда большой опыт работы сотрудников перерастает в убежденность в исчерпывающих знаниях о своей компании в целом. Такое «позиционирование» зачастую ведет к открытому саботажу изменений или к необходимости долгих согласований и разъяснительных бесед по абсолютно всем инновациям.

Перестройка начинается в головах

«Мысли нестандартно. Выходи за рамки. Посмотри со стороны. Взгляни на вопрос глазами клиента (конкурента, поставщика)» — подобные призывы все чаще можно услышать из уст руководителей наших компаний. Причем разного уровня: начиная от глав корпораций и вплоть до мастеров производственных цехов. Уже всем знакомо, но только не всегда выполнимо самими руководителями. А ведь действительно, если посмотреть на устоявшуюся ситуацию слегка под другим углом и задавать самые простые вопросы (а зачем мы это делаем, а для чего (для кого)?), то вполне возможно, что «мир явится нам в несколько ином свете...». В нашем случае отцы-основатели бизнеса вовремя оценили риски, решились посмотреть со стороны на ситуацию и пригласили специалистов по реинжинирингу процессов.

Вместо качественной замены процессов происходит некоторое видоизменение существующих

Если сформулировать зачем, собственно, предприятия привлекают консультантов, то наиболее общим определением окажется следующее: для осуществления или поддержки изменений, приводящих к улучшению результатов деятельности предприятий. Изменения, какими бы незначительными они ни были и насколько локальную область они не затрагивали бы, можно представить как некоторый проект, требующий затрат времени, денег и усилий. Если усилия и ответственность, затрачиваемые на проект, предприятие готово поделить с консультантами, то такой проект становится консультационным. И тогда, если внутри компании создается проектная команда из ведущих специалистов, нацеленная на позитивный результат, позитивный результат гарантирован.

На первый взгляд, это не выглядит очевидным, но качество выполнения работ сильно зависит от специалистов, участвующих в проекте со стороны заказчика. Первое, с чем приходится сталкиваться консультанту, это понимание целей консалтинга конкретными специалистами отделов, участвующих в проекте, — у каждого оно свое. Причем это более всего касается структурных подразделений, в которых внедряемое управленческое решение не предусматривает кардинальных изменений. И поэтому особенно важно сплотить проектную команду общей целью в самом начале проекта, дать единое понимание его целей. И консультанты смогут получить самую правильную информацию о компании и процессах, протекающих внутри. От этого зачастую зависят и сроки диагностики ситуации в компании, и ее качество.

На что жалуетесь? Диагностика предприятия

Какие процессы необходимо «обуздать» в первую очередь? Существует два подхода. Или это наиболее «больные» процессы сейчас в компании, или (а зачастую так и бывает) это ключевые процессы, создающие ту самую главную добавленную стоимость или потребительскую ценность продукта или услуги. В нашем случае все вопросы были «немножко больные», но управляемые, поэтому мы перешли сразу к ключевым. Напомним, компания занималась торговлей, поэтому сбытовые процессы (процессы, приносящие деньги компании, — продажи) в компании самые главные.

Проблемы с управлением проявлялись на всех уровнях. Прежде всего беспокоили ставшие регулярными конфликты между подразделениями, сводившиеся к «перетягиванию одеяла» на себя: руководители защищали интересы своих отделов, не проецируя их на уровень всей компании. Как следствие — обмен информацией между подразделениями был нарушен. Более того, члены одной команды не слышат друг друга и не понимают границ своей ответственности. Это чувствовалось сразу же, как только была создана проектная команда и на первом же совещании она пыталась озвучить границы ключевых процессов компании. Сколько людей, столько и мнений.

Вторая явная проблема — в компании принимаются управленческие решения и создаются регламенты, но не всегда фиксируются и документируются. И каждый раз процессы в компании протекают разными способами, ведь именно самоотверженное ручное регулирование всегда являлось самым верным решением в этой отрасли. Так считали и свято в это верили сотрудники компании. Ведь они выросли вместе с компанией и другого подхода к решению задач просто не видели. Вот и решал их каждый по-своему.

Стратегическая точка опоры

Как же найти точку опоры в такой ситуации? Ту самую, благодаря которой можно сдвинуть землю, как говорил Архимед, или. в нашей ситуации, провести серьезные изменения, добавив эффективности, динамичности и гибкости компании. А давайте поднимемся на уровень выше, предложили консультанты отцам-основателям компании. Есть ли у компании стратегия? Есть ли миссия и понимание своего уникального конкурентного преимущества, которое и дает лидерство на рынке? Кто мы такие? Мы поставляем   потребителю массовый продукт? Или мы формируем культуру потребления того самого продукта, создавая моду, формируя вкусы и спрос? И в каких вариантах продажи являются ключевым звеном, а в каких — продвижение и логистика?

Команда обсуждала, где начинаются границы процесса продаж и где они заканчиваются. Вовремя был задан вопрос: а зачем мы нужны клиенту вообще? Знаете, иногда полезно задаваться таким вопросом. Вот и здесь — множество мнений о том, что же нужно клиенту. И уже здесь все чаще звучали такие слова, как «доставка», «запасы», «ассортимент», «оборачиваемость», «документооборот». Вот тогда-то в сердцах и прозвучала фраза коммерческого директора о своем заме, вынужденном заниматься вопросами документооборота вместо продаж. На самом деле, большинство национальных компаний сталкиваются с тем же. Давно уже типичный специалист отдела продаж тратит 75% своего времени на обслуживание своих (и далеко не всегда своих) продаж, 1096 — на планирование продаж и только 1596 — на коммуникации с клиентом, выявление его потребностей и поддержание его лояльности к продукту или услуге компании. И зачастую отделить продажи от закупок и процессов логистики в таком случае очень сложно. И как «помирить» мотивацию и цели отделов продаж, закупщиков и логистов? Ведь для клиента не так уж и важны все процессы, протекающие внутри компании. Ему важен результат — то, что касается его заказов и потребностей, а не методы распределения и снабжения, принятые в компании.

Разделяем и властвуем - как отделить продажи от логистики

 Подавляющее большинство компаний делают упор лишь на оперативное управление продажами, в то время как вопросы снабжения и распределения товара целиком и полностью находятся в компетенции менеджеров по закупке и логистике. Последние, в большинстве случаев, не имеют прописанной методологии и действуют по наитию либо применяя простейшие схемы (к примеру, просто переадресуя заказы от клиентов своим поставщикам, либо формируют запасы, исходя из средних продаж за некоторый выбранный период).

В последнее время в связи с обострением конкуренции руководители компаний пытаются решать данную проблему. Однако в большинстве   случаев   они   ограничиваются лишь внедрением в некой информационной системе (как правило, учетной системе компании) тех же самых простейших алгоритмов, которые применялись менеджерами в «ручном» режиме. Подобный подход, безусловно, способен привести к некой оптимизации оперативных бизнес-процессов. Но касается он в основном только оптимизации бизнес-процессов деятельности менеджеров как таковых, не являясь при этом каким-то качественным инструментом по оптимизации общего процесса по управлению компанией. Таким образом, в большинстве компаний, пытающихся как-то реорганизовать и оптимизировать свои процессы, происходит подмена понятий — вместо качественной замены процессов происходит некоторое видоизменение существующих. Плюс к тому, подобные решения дают результат лишь в краткосрочной перспективе, в то время как причины «болезни» по-прежнему не устранены.

Специалист отдела продаж тратит 75% своего времени

на обслуживание своих продаж, 10% — на планирование

продаж и только 15% — на коммуникации с клиентом

Как только руководство озвучило свое видение позиционирования на рынке, по-другому увиделись и пути развития. Сразу определились ключевые процессы — получение заказов, закупка товаров, управление запасами, сбытовая логистика. Проектная команда описала процесс движения заявки клиента, начиная от заключения договора, получения заявки и заканчивая расстановкой товара на полке клиента и документооборотом, сопровождающим выполнение заявки. Определились владельцы и границы процессов. И наконец-то, ответственность за документооборот сняли с заместителя коммерческого директора. А логистику вообще выделили в отдельную огромную зону ответственности и предложили... передать ее на аутсорсинг. Да-да, именно аутсорсинг в нашем проекте и был той самой вехой, отделившей границы процесса продаж и логистики. Начали отдавать ответственность по кусочкам. Это можем отдать на аутсорсинг? Тогда отдаем и находим инструменты и методы контроля. Как? А по ключевым показателям процесса. Тогда понятен результат и качество процесса. И понятно, достигает ли он своих целей. А ведь в данном случае аутсорсинг процессов логистики и есть тот самый взгляд со стороны на привычные устои. Ведь раньше продажи зависели от качества работы департамента логистики, да еще и ответственность за эти процессы была размыта. А сейчас решили обозначить ключевые показатели как задачу и передать ее выполнение профессионалам. Что и сделали вскоре. Процесс оказался непростым, но проходил управляемо, ведь зоны ответственности обозначены и заданы критерии эффективности, по которым можно было отслеживать качество перехода и вовремя корректировать его ход.

Как видим, всего лишь осмысленный взгляд со стороны на свой бизнес помог компании обозначить динамичный путь развития. Компания медленно, но уверенно начала трансформироваться в отлаженный механизм, способный идти не только в ногу со временем, а и задавать темп на рынке. И в данном случае семейный тип культуры только помог, ведь это не дало бизнесу превратиться в бездушный механизм. Сотрудники приняли самое главное — методологию изменений и тут же, на волне энтузиазма, запустили еще один проект по оптимизации вспомогательных, но еще остающихся «больными» процессов. Теперь и руководство и подчиненные нашли общий язык и смогут и в будущем договариваться о целях и новых перспективах. Команда получила еще одно уникальное конкурентное преимущество на своем рынке.

Более того, в результате такой «перезагрузки», длившейся всего пару месяцев, сотрудники мыслить стали по-другому. Теперь в их лексиконе, в офисных коридорах и на кухне, в шутливой форме слышатся термины процессного управления. И пусть «владельцем» процесса корпоративного праздника на этот раз стал тот самый заместитель коммерческого директора, зато в такой игровой форме формируется подход этих молодых людей к ответственности в своей жизни. И мы верим, что им удастся отнестись к своему бизнесу с полной ответственностью и таки сформировать культуру, спрос и даже моду на свой продукт.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру