ЕСХН

Бухгалтерские проблемы в сельском хозяйстве

В бухучете каждой отрасли существуют свои нюансы, не является исключением и сельское хозяйство. О том, какие проблемы возникают у бухгалтеров сельхозпредприятий, рассказывает генеральный директор ЗАО АФ «Бизнес-Аудит», аттестованный аудитор из города Самары.

В бухучете каждой отрасли существуют свои нюансы, не является исключением и сельское хозяйство. О том, какие проблемы возникают у бухгалтеров сельхозпредприятий, рассказывает генеральный директор ЗАО АФ «Бизнес-Аудит», аттестованный аудитор из города Самары.

Марина КОЛОМКИНА

Начнем с начала

Среди бухгалтеров бытует такое мнение: «Если знаешь учет в сельском хозяйстве, сможешь работать в любой отрасли». С этим трудно не согласиться.

Производство продукции животноводства и растениеводства, их переработка, строительство, торговля, общественное питание, транспортные и другие виды услуг — вот «дежурный» набор видов деятельности обычного сельскохозяйственного предприятия.

О каких проблемах в таком сложном хозяйстве говорить в первую очередь? Ведь оно не оторвано от внешнего мира. А это значит, что те проблемы, которые есть у коллег в производственных, строительных, торговых и других предприятиях, в полной мере присущи и аграриям. У последних ситуация усугубляется преимущественно тем, что:

  • в среднем у сельскохозяйственных предприятий минимум три–четыре вида деятельности;
  • желающих работать за 2000–3000 рублей немного, особенно когда приходится выполнять работу за себя и «за того парня»: бухгалтера, экономиста, юриста;
  • нехватка оборотных средств не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям компьютеризировать учет, приобретать информационно-справочные системы, осуществлять подписку на профессиональные издания, посещать семинары, курсы повышения квалификации и т. п.

Экономный бухучет

Вообще использование не унифицированных форм первичных документов — общая беда для сельских бухгалтеров. Они не могут «достучаться» до руководителей. Обращаясь с просьбой приобрести новые бланки, в ответ слышат, что в архиве, на складе, в «подсобке» лежат неиспользованные бланки. И невдомек председателю, что закупались бланки лет 20 и более тому назад, а за время появились новые нормативные акты, новые формы документов.

И, продолжая оформлять хозяйственные операции на старых бланках, предприятие подвергается определенным рискам: так, например, не будут учтены расходы по заработной плате, потому что табель учета рабочего времени (форма № 140-АПК) еще с 2004 года не должен применяться. А если эту форму продолжают использовать, то нарушаются как минимум нормы статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете», а в худшем случае — статьи 252 главы 25 Налогового кодекса, так как данные расходы оформлены неправильно. То же самое происходит и в случае с командировочными удостоверениями, служебными заданиями и отчетами по командировке, формами по учету основных средств, движению продукции, материальных ценностей.

Проблема № 1: «первичная»

Начать следует с самого простого: документального оформления хозяйственных операций. Беспечность бухгалтеров в этом отношении связана с тем, что больше всего они боятся налоговых органов, которые «рублем» наказывают предприятия. Налоговиков же в свою очередь больше волнует правильность исчисления налогоплательщиками налогов. Это значит, что если сельскохозяйственное предприятие находится на обычном режиме налогообложения, то есть платит налог на прибыль по ставке 0% с основного вида деятельности, то эти нарушения малоинтересны контролирующим органам. А поскольку наказания за занижение такой базы не будет, то тратить время на правильное документальное оформление не имеет смысла. «ЕСХН-щики» медленно, но верно начинают перестраиваться в этом вопросе.

Для многих нормой жизни является оприходование ТМЦ на основании счетов-фактур. Такое искажение в сознании бухгалтеров произошло с введением НДС и, соответственно счета-фактуры. При этом начисто забыто, что этот документ является очень важным для принятия к вычету предъявленных сумм налога к возмещению. А ведь без оформления приходного ордера (форма № М-4) здесь не обойтись.

Горюче-смазочные материалы — основная статья расходов любой сельхозорганизации. Государство, осознавая это, помогает предприятиям субсидиями. Казалось бы, в первую очередь нужно решить все вопросы по этой теме: установить нормы списания ГСМ и документы по оформлению таких расходов.

Однако понимания данной проблемы со стороны большинства руководителей и механиков нет. А значит, бухгалтерский аппарат воюет с ветряными мельницами, и если даже путевые листы унифицированной формы приобретены и составляются ежедневно, то многие реквизиты в них попросту не заполняются: маршрут следования, показания спидометра, остатки горючего и т. д. А в этом случае отнесение расхода бензина к себестоимости может быть признано необоснованным, так как в результате не подтверждается производственная направленность затрат (ст. 252 НК). Предприятия, работающие на ЕСХН, начинают понимать это, потому что уже сегодня здесь затрагивается вопрос их налогооблагаемой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, а вот те, кто остался на общем режиме налогообложения, не торопятся с разбирательствами. Существует устойчивое мнение, что только с 1 января 2008 года проблема станет актуальной, потому что тогда налоговая ставка по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельхозпродукции, будет установлена в размере 6%.

Но ведь сейчас к исполнению национального проекта в области АПК приковано пристальное внимание. Контролирующие органы (Счетная палата, КРУ Минфина) все чаще стали делать вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, если они должным образом не оформлены. И прежде всего идет речь о первичных документах.

Однако не все специалисты понимают разницу между бухгалтерским и налоговым учетом. Многие и по сей день уверены, что налог на прибыль или ЕСХН можно начислить по данным бухгалтерского учета.

Важным является и вопрос о нормах ГСМ. В любом хозяйстве есть машины и тракторы с «нулевой» балансовой стоимостью, однако благодаря местным умельцам они по-прежнему эксплуатируются. Порой техника в 3–4 раза перерабатывает свой нормативный срок, и при этом бухгалтер продолжает руководствоваться нормами, рекомендуемыми Министерством транспорта. А ведь предприятие может самостоятельно (на основании контрольных заездов) рассчитать и утвердить приказом руководителя свои нормы расхода ГСМ. Но редко кто это делает, ведь налоговым органам явно не понравятся повышенные нормы, а это вызовет новые споры... Крестьянин с таким положением дел мириться не согласен.

Проблема № 2: законодательная

Проблемы в области налогообложения у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникают еще и потому, что законодатель в своих актах недостаточно четко оговаривает особенности налогообложения в данной отрасли.

Рассмотрим ситуацию, обычную для всех плательщиков налога на прибыль. Предприятие, занятое в отрасли выращивания крупного рогатого скота, реализует, во-первых, скот в живом весе (сельскохозяйственная продукция), во-вторых, свежее и охлажденное мясо крупного рогатого скота (продукция первичной обработки), а также занимается переработкой мяса (продукция вторичной переработки) и оказывает услуги по аренде. При этом активно пользуется кредитами, а значит, платит за них.

Налог на прибыль от реализации первых двух видов продукции уплачивается налогоплательщиком по ставке 0%, а доход от реализации промышленной продукции и аренды подпадает под ставку 24%. При расчете налогооблагаемой прибыли большинство предприятий под давлением налоговиков распределяют сумму процента за кредит между облагаемым и необлагаемым налогом на прибыль доходом пропорционально полученной выручке. И совершенно ясно, что большая часть внереализационных расходов (в нашем случае — процентов за кредит) будет относиться к доходам, полученным от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки, и лишь небольшая их часть уменьшит облагаемый доход.

Свою аргументацию инспекторы строят, ссылаясь на пункт 9 статьи 274 Налогового кодекса: «...расходы организации от сельскохозяйственной деятельности при невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от сельскохозяйственной деятельности в общей сумме доходов организации по всем видам деятельности». То есть схема распределения расходов механически накладывается ими на распределение внереализационных расходов между видами деятельности, облагаемыми по разным ставкам. Соответственно у предприятий, не согласных с этой позицией, возникают штрафы, пени. И не все готовы доказывать свою правоту в суде. Происходит все это из-за того, что в главе 25 Налогового кодекса не прописан четкий порядок распределения внереализационных доходов и расходов.

Подтвердите растраты

Сейчас к исполнению национального проекта в области АПК приковано пристальное внимание. Контролирующие органы (Счетная палата, КРУ Минфина) все чаще стали делать вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, если они должным образом не оформлены. И прежде всего идет речь о первичных документах.

Хотя есть и обратные примеры. Так, одно из сельскохозяйственных предприятий Самарской области сумело доказать свою правоту во всех трех судебных инстанциях по вопросу невключения в состав внереализационных доходов, облагаемых по ставке 24%:, стоимости безвозмездно полученного автомобиля, средств спонсорской помощи и сумм возмещения убытков от порчи сельскохозяйственных угодий (постановление ФАС ПО от 9 ноября 2006 г. № А55-4929/2006-44).

Главными аргументами налогоплательщика были:

  • полученные доходы обусловлены ведением сельскохозяйственного производства и использованы в основном виде деятельности. Так, автомобиль для служебных поездок специализирован в хозяйстве, что подтверждено путевыми листами, дополнительные средства в виде спонсорской помощи и возмещения убытков от порчи ценностей израсходованы на приобретение запчастей для ремонта сельскохозяйственной техники, оплаты ветеринарных услуг;
  • на предприятии организован обособленный учет внереализационных доходов и расходов по сельскохозяйственной деятельности что подтверждено соответствующими налоговыми регистрами, при этом данный порядок прописан в учетной политике;
  • и все это адекватно отражено в налоговой декларации (приложения 6, 7 к листу 02).

В данном случае бухгалтер с помощью аудиторов сумел организовать грамотный налоговый учет внереализационных доходов и расходов, и подготовленные им документы стали серьезным подспорьем для предприятия.

Проблема № 3: заблужденьям нет конца

Однако не все специалисты понимают разницу между бухгалтерским и налоговым учетом. Многие и по сей день уверены, что налог на прибыль или ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) можно начислить по данным бухгалтерского учета.

Особенно ярко это непонимание проявилось на предприятиях, которые перешли на уплату ЕСХН, и перед ними сразу встал вопрос: как определить остаточную стоимость объектов основных средств в момент перехода на уплату ЕСХН по данным налогового или бухгалтерского учета? Заблуждения большинства бухгалтеров в данном вопросе связаны с ошибочным предположением, что к моменту вступления в силу главы 25 Налогового кодекса (к 1 января 2002 года), их предприятие, как и все сельхозтоваропроизводители, не являлось плательщиком налога на прибыль. А это значит, по их мнению, что их не касались процедуры формирования базы переходного периода, в том числе и по основным средствам. И, вступив в период, когда начала действовать глава 25, они не вели налоговый учет по объектам основных средств. В итоге определение сроков полезного использования основных средств, приобретенных после 1 января 2002 года, производилось на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 Здесь бухгалтерский и налоговый учет совпадали. По основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, амортизацию продолжали начислять по данным бухгалтерского учета, то есть по-старому. И к моменту перехода на ЕСХН сельскохозяйственные предприятия имели остаточную стоимость основных средств, сформированную по разным принципам.

В результате предприятия занижают налогооблагаемую базу по ЕСХН, что и является причиной начисления штрафов и пеней.

В заключение можно отметить, что проблем у бухгалтера в сельском хозяйстве всегда хватало.

И решить их непросто, так как экономить приходится на всем. Но выше голову, все ошибки можно исправить.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Начать дискуссию

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Сегодня торговые контакты РФ и КНР вышли на новый уровень и развиваются быстрыми темпами. Поэтому вопрос правильного ведения переговоров с китайцами выходит на первый план. Чтобы найти общий язык, важно уважать своего собеседника, его принципы и привычки — только тогда можно получить положительные результаты и заключить выгодный контракт.

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Центробанк установил новые тарифы по страхованию опасных объектов

Нижняя граница тарифов по обязательному страхованию для большинства опасных предприятий снизится на 25%.

Вслед за Минфином Минюст готовит базу для внесудебного взыскания налогов

Минюст разработал и разместил для общественного обсуждения проект федерального закона с изменениями по налогам в Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ).

47% россиян пользуются налоговыми вычетами. В топе инвествычет

Чаще всего за налоговыми вычетами по НДФЛ обращаются при покупке недвижимости и лекарств, а также после оплаты обучения.

Совфед одобрил закон, совершенствующий механизм оплаты судебных экспертиз

В случае заявления стороной дела ходатайства о назначении судебной экспертизы, суд выносит соответствующее определение после внесения стороной денежных сумм на депозитный счет суда.

НДФЛ

НДФЛ с продажи квартиры не будет при сроке владения 5 лет, 3 года или независимо от срока

В общем случае при продаже квартиры не придется платить НДФЛ и сдавать декларацию, если срок владения более 5 лет. Но есть ряд случае, когда налога не будет и при меньшем сроке.

Интересные материалы

Интервью

Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю

Кому и когда необходимо применять МСФО 17, в чем его отличие от предыдущего стандарта, какие трудности возникают при его внедрении и как с ним работать в 1С, рассказывает Маковеев Денис Юрьевич, директор компании «BUSINESS RELATIONSHIP GROUP -- CONSULTING».

Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю