ЕСХН

Бухгалтерские проблемы в сельском хозяйстве

В бухучете каждой отрасли существуют свои нюансы, не является исключением и сельское хозяйство. О том, какие проблемы возникают у бухгалтеров сельхозпредприятий, рассказывает генеральный директор ЗАО АФ «Бизнес-Аудит», аттестованный аудитор из города Самары.

В бухучете каждой отрасли существуют свои нюансы, не является исключением и сельское хозяйство. О том, какие проблемы возникают у бухгалтеров сельхозпредприятий, рассказывает генеральный директор ЗАО АФ «Бизнес-Аудит», аттестованный аудитор из города Самары.

Марина КОЛОМКИНА

Начнем с начала

Среди бухгалтеров бытует такое мнение: «Если знаешь учет в сельском хозяйстве, сможешь работать в любой отрасли». С этим трудно не согласиться.

Производство продукции животноводства и растениеводства, их переработка, строительство, торговля, общественное питание, транспортные и другие виды услуг — вот «дежурный» набор видов деятельности обычного сельскохозяйственного предприятия.

О каких проблемах в таком сложном хозяйстве говорить в первую очередь? Ведь оно не оторвано от внешнего мира. А это значит, что те проблемы, которые есть у коллег в производственных, строительных, торговых и других предприятиях, в полной мере присущи и аграриям. У последних ситуация усугубляется преимущественно тем, что:

  • в среднем у сельскохозяйственных предприятий минимум три–четыре вида деятельности;
  • желающих работать за 2000–3000 рублей немного, особенно когда приходится выполнять работу за себя и «за того парня»: бухгалтера, экономиста, юриста;
  • нехватка оборотных средств не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям компьютеризировать учет, приобретать информационно-справочные системы, осуществлять подписку на профессиональные издания, посещать семинары, курсы повышения квалификации и т. п.

Экономный бухучет

Вообще использование не унифицированных форм первичных документов — общая беда для сельских бухгалтеров. Они не могут «достучаться» до руководителей. Обращаясь с просьбой приобрести новые бланки, в ответ слышат, что в архиве, на складе, в «подсобке» лежат неиспользованные бланки. И невдомек председателю, что закупались бланки лет 20 и более тому назад, а за время появились новые нормативные акты, новые формы документов.

И, продолжая оформлять хозяйственные операции на старых бланках, предприятие подвергается определенным рискам: так, например, не будут учтены расходы по заработной плате, потому что табель учета рабочего времени (форма № 140-АПК) еще с 2004 года не должен применяться. А если эту форму продолжают использовать, то нарушаются как минимум нормы статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете», а в худшем случае — статьи 252 главы 25 Налогового кодекса, так как данные расходы оформлены неправильно. То же самое происходит и в случае с командировочными удостоверениями, служебными заданиями и отчетами по командировке, формами по учету основных средств, движению продукции, материальных ценностей.

Проблема № 1: «первичная»

Начать следует с самого простого: документального оформления хозяйственных операций. Беспечность бухгалтеров в этом отношении связана с тем, что больше всего они боятся налоговых органов, которые «рублем» наказывают предприятия. Налоговиков же в свою очередь больше волнует правильность исчисления налогоплательщиками налогов. Это значит, что если сельскохозяйственное предприятие находится на обычном режиме налогообложения, то есть платит налог на прибыль по ставке 0% с основного вида деятельности, то эти нарушения малоинтересны контролирующим органам. А поскольку наказания за занижение такой базы не будет, то тратить время на правильное документальное оформление не имеет смысла. «ЕСХН-щики» медленно, но верно начинают перестраиваться в этом вопросе.

Для многих нормой жизни является оприходование ТМЦ на основании счетов-фактур. Такое искажение в сознании бухгалтеров произошло с введением НДС и, соответственно счета-фактуры. При этом начисто забыто, что этот документ является очень важным для принятия к вычету предъявленных сумм налога к возмещению. А ведь без оформления приходного ордера (форма № М-4) здесь не обойтись.

Горюче-смазочные материалы — основная статья расходов любой сельхозорганизации. Государство, осознавая это, помогает предприятиям субсидиями. Казалось бы, в первую очередь нужно решить все вопросы по этой теме: установить нормы списания ГСМ и документы по оформлению таких расходов.

Однако понимания данной проблемы со стороны большинства руководителей и механиков нет. А значит, бухгалтерский аппарат воюет с ветряными мельницами, и если даже путевые листы унифицированной формы приобретены и составляются ежедневно, то многие реквизиты в них попросту не заполняются: маршрут следования, показания спидометра, остатки горючего и т. д. А в этом случае отнесение расхода бензина к себестоимости может быть признано необоснованным, так как в результате не подтверждается производственная направленность затрат (ст. 252 НК). Предприятия, работающие на ЕСХН, начинают понимать это, потому что уже сегодня здесь затрагивается вопрос их налогооблагаемой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, а вот те, кто остался на общем режиме налогообложения, не торопятся с разбирательствами. Существует устойчивое мнение, что только с 1 января 2008 года проблема станет актуальной, потому что тогда налоговая ставка по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельхозпродукции, будет установлена в размере 6%.

Но ведь сейчас к исполнению национального проекта в области АПК приковано пристальное внимание. Контролирующие органы (Счетная палата, КРУ Минфина) все чаще стали делать вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, если они должным образом не оформлены. И прежде всего идет речь о первичных документах.

Однако не все специалисты понимают разницу между бухгалтерским и налоговым учетом. Многие и по сей день уверены, что налог на прибыль или ЕСХН можно начислить по данным бухгалтерского учета.

Важным является и вопрос о нормах ГСМ. В любом хозяйстве есть машины и тракторы с «нулевой» балансовой стоимостью, однако благодаря местным умельцам они по-прежнему эксплуатируются. Порой техника в 3–4 раза перерабатывает свой нормативный срок, и при этом бухгалтер продолжает руководствоваться нормами, рекомендуемыми Министерством транспорта. А ведь предприятие может самостоятельно (на основании контрольных заездов) рассчитать и утвердить приказом руководителя свои нормы расхода ГСМ. Но редко кто это делает, ведь налоговым органам явно не понравятся повышенные нормы, а это вызовет новые споры... Крестьянин с таким положением дел мириться не согласен.

Проблема № 2: законодательная

Проблемы в области налогообложения у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникают еще и потому, что законодатель в своих актах недостаточно четко оговаривает особенности налогообложения в данной отрасли.

Рассмотрим ситуацию, обычную для всех плательщиков налога на прибыль. Предприятие, занятое в отрасли выращивания крупного рогатого скота, реализует, во-первых, скот в живом весе (сельскохозяйственная продукция), во-вторых, свежее и охлажденное мясо крупного рогатого скота (продукция первичной обработки), а также занимается переработкой мяса (продукция вторичной переработки) и оказывает услуги по аренде. При этом активно пользуется кредитами, а значит, платит за них.

Налог на прибыль от реализации первых двух видов продукции уплачивается налогоплательщиком по ставке 0%, а доход от реализации промышленной продукции и аренды подпадает под ставку 24%. При расчете налогооблагаемой прибыли большинство предприятий под давлением налоговиков распределяют сумму процента за кредит между облагаемым и необлагаемым налогом на прибыль доходом пропорционально полученной выручке. И совершенно ясно, что большая часть внереализационных расходов (в нашем случае — процентов за кредит) будет относиться к доходам, полученным от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки, и лишь небольшая их часть уменьшит облагаемый доход.

Свою аргументацию инспекторы строят, ссылаясь на пункт 9 статьи 274 Налогового кодекса: «...расходы организации от сельскохозяйственной деятельности при невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от сельскохозяйственной деятельности в общей сумме доходов организации по всем видам деятельности». То есть схема распределения расходов механически накладывается ими на распределение внереализационных расходов между видами деятельности, облагаемыми по разным ставкам. Соответственно у предприятий, не согласных с этой позицией, возникают штрафы, пени. И не все готовы доказывать свою правоту в суде. Происходит все это из-за того, что в главе 25 Налогового кодекса не прописан четкий порядок распределения внереализационных доходов и расходов.

Подтвердите растраты

Сейчас к исполнению национального проекта в области АПК приковано пристальное внимание. Контролирующие органы (Счетная палата, КРУ Минфина) все чаще стали делать вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, если они должным образом не оформлены. И прежде всего идет речь о первичных документах.

Хотя есть и обратные примеры. Так, одно из сельскохозяйственных предприятий Самарской области сумело доказать свою правоту во всех трех судебных инстанциях по вопросу невключения в состав внереализационных доходов, облагаемых по ставке 24%:, стоимости безвозмездно полученного автомобиля, средств спонсорской помощи и сумм возмещения убытков от порчи сельскохозяйственных угодий (постановление ФАС ПО от 9 ноября 2006 г. № А55-4929/2006-44).

Главными аргументами налогоплательщика были:

  • полученные доходы обусловлены ведением сельскохозяйственного производства и использованы в основном виде деятельности. Так, автомобиль для служебных поездок специализирован в хозяйстве, что подтверждено путевыми листами, дополнительные средства в виде спонсорской помощи и возмещения убытков от порчи ценностей израсходованы на приобретение запчастей для ремонта сельскохозяйственной техники, оплаты ветеринарных услуг;
  • на предприятии организован обособленный учет внереализационных доходов и расходов по сельскохозяйственной деятельности что подтверждено соответствующими налоговыми регистрами, при этом данный порядок прописан в учетной политике;
  • и все это адекватно отражено в налоговой декларации (приложения 6, 7 к листу 02).

В данном случае бухгалтер с помощью аудиторов сумел организовать грамотный налоговый учет внереализационных доходов и расходов, и подготовленные им документы стали серьезным подспорьем для предприятия.

Проблема № 3: заблужденьям нет конца

Однако не все специалисты понимают разницу между бухгалтерским и налоговым учетом. Многие и по сей день уверены, что налог на прибыль или ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) можно начислить по данным бухгалтерского учета.

Особенно ярко это непонимание проявилось на предприятиях, которые перешли на уплату ЕСХН, и перед ними сразу встал вопрос: как определить остаточную стоимость объектов основных средств в момент перехода на уплату ЕСХН по данным налогового или бухгалтерского учета? Заблуждения большинства бухгалтеров в данном вопросе связаны с ошибочным предположением, что к моменту вступления в силу главы 25 Налогового кодекса (к 1 января 2002 года), их предприятие, как и все сельхозтоваропроизводители, не являлось плательщиком налога на прибыль. А это значит, по их мнению, что их не касались процедуры формирования базы переходного периода, в том числе и по основным средствам. И, вступив в период, когда начала действовать глава 25, они не вели налоговый учет по объектам основных средств. В итоге определение сроков полезного использования основных средств, приобретенных после 1 января 2002 года, производилось на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 Здесь бухгалтерский и налоговый учет совпадали. По основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, амортизацию продолжали начислять по данным бухгалтерского учета, то есть по-старому. И к моменту перехода на ЕСХН сельскохозяйственные предприятия имели остаточную стоимость основных средств, сформированную по разным принципам.

В результате предприятия занижают налогооблагаемую базу по ЕСХН, что и является причиной начисления штрафов и пеней.

В заключение можно отметить, что проблем у бухгалтера в сельском хозяйстве всегда хватало.

И решить их непросто, так как экономить приходится на всем. Но выше голову, все ошибки можно исправить.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Начать дискуссию

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Разберем, где компания, которая собирается внедрить 1С, может найти исполнителя, и на что обращать внимание при выборе.

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Сдать декларацию по УСН можно через личный кабинет ИП: как

Быстро и бесплатно сдать декларацию по УСН могут ИП, у которых есть квалифицированная электронная подпись.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🐟 Давно пора было, тут есть очевидные проблемы: реакция на введение маркировки икры

С 1 апреля и до 1 мая производители и импортеры икры должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки об обороте и выводу из него этой продукции.

Банки

ЦБ сможет устанавливать реквизиты распоряжения клиента в национальной платежной системе

Регулятор установит формы распоряжений, по которым клиенты смогут получать денежные переводы по картам «Мир» и через СБП.

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

Неочевидные риски для всех участников схем по дроблению бизнеса

Налоговая проверка может выявить у предпринимателя признаки дробления бизнеса. Но в отличие от обычной кражи, в процессе искусственного создания нескольких юрлиц с целью незаконной налоговой оптимизации все не так очевидно.

⏰ Уже завтра вы узнаете, как защитить себя при налоговых проверках

Получите советы адвоката и построите эффективную линию защиты своих прав при налоговых проверках.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как вести учет ВЭД в 2024 году: изменения, документация и налоги

Бухгалтерский учет ВЭД фиксирует все действия, которые связаны с экспортом, импортом товаров, капитала или услуг, а также там отражается статус важных документов — это контракты, налоговые и таможенные декларации, инвойсы и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Россия начнет торговлю с Ираном

Страны ЕАЭС будут торговать с Ираном: снимут ограничения на ввоз товаров, а также установят специальный режим для экспортеров.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

Предприятия и ИП — участники алкогольного рынка должны регулярно подавать алкодекларации в соответствующие ведомства. Рассказываем, что это за отчет, как и куда он подается в 2024 году, в какие сроки.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

На этой неделе подписка «Клерк.Премиум» изменилась! В ней теперь есть две бесплатные консультации у наших экспертов и открыт доступ к базе из более чем 20 тыс. уже решенных вопросов. Теперь вы можете сэкономить время на ожидании ответа и найти похожую ситуацию в нашей базе консультаций.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

Верховный Суд: для ИП из реестра малого бизнеса не положено снижать размер штрафов

Особый порядок определения штрафов для бизнеса из категории «малое предприятие» распространяется только на юридических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

С 2023 года организации и ИП должны уплачивать страховые взносы по гражданско-правовым договорам на случай болезни и материнства исполнителя. Рассказываем, как оплачивается пособие по временной нетрудоспособности таким лицам в 2024 году.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

При ввозе белорусских товаров надо платить НДС, даже если в Беларуси они необлагаемые

Неважно, какие НДС-льготы есть при реализации товаров в стране ЕАЭС. При ввозе в РФ этих товаров действуют свои правила и свои льготы.

Интересные материалы

Предварительно известен размер вычета за сдачу норм ГТО

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.