Что меняется в работе с персданными с 30 мая 2025 года: новые требования и штрафы Роскомнадзора

С 30 мая 2025 года в России начнет действовать новый порядок работы и защиты персональных данных. Основные изменения касаются уведомления Роскомнадзора по работе с персональными данными и работой с файлами cookie.
Рассказываем, за что можно получить штраф от Роскомнадзора в 2025 году.
1. Начали собирать данные без регистрации в Роскомнадзоре
Если организации, ИП или самозанятые собирают информацию о пользователях, то согласно ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ, они должны пройти регистрацию в РКН. Если раньше заявление можно было подать после начала работы с данными, то с 30 мая правила изменились — теперь уведомить Роскомнадзор нужно до начала работы с персданными.
За отсутствие регистрации компании грозят штрафы, которые с 30 мая стали больше и теперь составляют:
для юридических лиц — от 300 000 до 1 000 000 руб.;
для должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб.;
для ИП — от 10 000 до 30 000 руб.
Также возможно приостановление деятельности оператора до устранения нарушений.
2. Не сообщили в Роскомнадзор об изменениях
Если компания вносит какие-то изменения в сведения о себе, например, ее основатель поменял фамилию, то необходимо сообщить об этом в Роскомнадзор. Также уведомить орган нужно, если организация меняет набор, обрабатываемых данных: раньше собирали ФИО и телефонные номера, теперь — электронные почты.
3. Передавали данные за границу без одобрения Роскомнадзора
Операторы данных обязаны собирать, хранить и обрабатывать информацию исключительно на территории РФ (п. 5 ст. 18 ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»). Для передачи сведений за границу необходимо получить разрешение от Роскомнадзора на трансграничную передачу персональных данных.
4. Не предупредили Роскомнадзор, что используете аналитику Google Analytics и Яндекс.Метрика на сайте
Роскомнадзор трактует файлы cookie, содержащие уникальные идентификаторы (например, IP-адрес, идентификатор пользователя), как персональные данные. Соответственно, обработка сookie для аналитики (Google Analytics, Яндекс.Метрика) и рекламных cookie (ВКонтакте Pixel) требует соблюдения всех норм 152-ФЗ.
Необходимо заранее уведомить Роскомнадзор об использовании метрик;
Получить согласие пользователя на обработку его данных;
Для использования Google Analytics и других иностранных счетчиков требуется разрешения Роскомнадзора;
Хранить данные можно только на российских серверах.
5. Допустили утечку данных и вовремя не сообщили в Роскомнадзор
При утечке персональных данных необходимо уведомить Роскомнадзор в течение 24 часов и отчитаться о принятых мерах.
Если обработка данных передается сторонним компаниям, необходимо проверить их и оформить отношения юридически.
Какие штрафы грозят компаниям за нарушения в работе с персданными 2025 году
С 30 мая 2025 года вступает в силу закон №420-ФЗ, который вводит «оборотные» штрафы, которые зависят от дохода компании за определенный период.
Если неправомерная передача данных затронула от 1 до 10 тысяч граждан (п. 12 ст. 13.11 КоАП), размер штрафа составит:
от 100 до 200 тыс. руб.— для физлиц;
от 200 до 400 тыс. руб. — для должностных лиц;
от 3 до 5 млн. руб. — для организаций и ИП.
Если утечка информации затронула от 10 до 100 тысяч граждан (п. 13 ст. 13.11 КоАП), размер штрафа составит:
от 200 до 300 тыс. руб. — для физлиц;
от 300 до 500 тыс. руб. — для должностных лиц;
от 5 до 10 млн. руб. — для организаций и ИП.
Нарушение, затрагивающее данные более 100 тысяч граждан (п. 14 ст. 13.11 КоАП):
от 300 до 400 тыс. руб. — для должностных лиц;
от 400 до 600 тыс. руб — для должностных лиц;
от 10 до 15 млн. руб. — для организаций и ИП.
Повторные нарушения влекут за собой оборотные штрафы, зависящие от годовой выручки компании (п. 15 ст. 13.11 КоАП). Их размер достигает 3% от дохода, но не менее 20 млн рублей. Максимальный размер штрафа за повторную утечку данных составляет 500 млн рублей.
Как проверить не нарушает ли ваша компания закон и не грозят ли вам огромные штрафы
На «Клерке» появился полезный инструмент — проверка сайта на наличие сервисов cookies и метрических программ.
Используйте его, чтобы убедиться в соблюдении новых требований и избежать крупных штрафов.
Будьте уверены, что сайт вашей компании соответствует всем требованиям Роскомнадзора — защитите себя от проблем с законом и лишней головной боли.
Начать дискуссию