Что такое учетная политика организации
Учетная политика — это документ, который полностью отражает особенности ведения бухгалтерского учета в конкретной компании. В нем содержатся все необходимые сведения, включая нормы документооборота, формы используемых в работе регистров и первичных документов, способы учета отдельных операций и т.д.
При составлении учетной политики необходимо руководствоваться следующими нормативами:
основные НПА в области бухучета (ФСБУ);
Для чего нужна учетная политика? В-первую очередь, это утверждение порядка и норм ведения учета и документации в рамках конкретной компании (с учетом ее особенностей). При формировании учетной политики необходимо придерживаться установленных законом правил.
При проведении выездных налоговых проверок и камералок инспекторы могут попросить предоставить учетную политику, чтобы убедиться, что компания соблюдала единый подход в отражении операций и придерживалась принципов учета, которые сама же для себя установила.
Как правило, учетная политика утверждается на каждый год, с учетом вступающих в силу изменений в законодательстве (если их не произошло — вновь утверждать УП не требуется — она продолжает действовать).
Если в течение года произошли изменения, которые влияют на учетную политику (изменился / добавился вид деятельности в организации — к оказанию услуг добавилось производство, или произошли серьезные изменения в законодательстве — поменялись правила учета курсовых разниц), тогда изменения вносятся и в середине года.
Учетная политика содержит принципы, которые отвечают за обеспечение:
отражения в учете всех фактов ведения хозяйственной деятельности;
своевременной фиксации обязательной информации;
соответствия данных аналитики по каждому отчетному периоду.
Есть два вида учетной политики — для целей налогового и бухгалтерского учета.
Кем формируется учетная политика организации
Учетная политика организации формируется бухгалтером. Данную обязанность можно возложить и на другого сотрудника, который занимается ведением бухгалтерского учета.
Ответственному лицу необходимо проанализировать содержание учетной политики. В документе обязательно отражаются следующие сведения:
Рабочие счета, которыми активно пользуется предприятие с целью ведения учета.
Применение отдельных ФСБУ (стандартов бухгалтерского учета).
Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций — амортизации, принятия к учету / списания материалов, основных средств, порядок отнесения объектов к НМА и др.
Используемые формы первичных документов, а также учетные регистры.
Порядок, согласно которому проводится инвентаризация.
Методики оценки имущественных объектов, а также обязательств.
Порядок документооборота.
Основы контроля за финансовыми операциями.
Другие решения, которые необходимы для правильной организации бухгалтерского учета.
В формировании учетной политики директор обычно участия не принимает, но руководитель обязан изучить и утвердить готовый документ. Бухгалтеру следует обратить внимание руководства на то, как отдельные элементы политики повлияют на показатели компании.
К примеру, организация самостоятельно определяет лимит стоимости, по которой будет определять основные средства для целей бухгалтерского учета. Если установить повышенный лимит, то некоторые приобретения (вроде оборудования) могут не попадать в эту категорию и их стоимость будет сразу списываться в расходы. Это с одной стороны будет резко увеличивать текущие издержки, с другой, оборудование не будет отражаться в качестве активов в балансе (что может быть важно для получения инвестиций или кредитования).
Кем утверждается учетная политика организации
Для начала применения учетной политики, должен быть выпущен соответствующий приказ. Отсутствие приказа — это отсутствие подтверждения согласия со стороны руководителя. В этом случае, если возникнет спорная ситуация или налоговая решит оштрафовать компанию — директор может сослаться на то, что его вины в ошибках нет, т.к. учетную политику он не утверждал.
После принятия УП, использовать ее требования, положения и нормы обязаны все филиалы, которые входят в компанию. Месторасположения подразделений не имеет значения.
Формировать учетную политику удобно с помощью онлайн-конструктора. В нем можно выбрать те пункты, которые бухгалтер хочет включить в УП и исключить ненужные.
Готовая учетная политика выгружается в Word и ее можно распечатать.
Структура учетной политики
Под учетной политикой организации понимается совокупность методов и способов ведения учета. УП формируется так, как удобно компании, ее структура тоже остается на усмотрение бухгалтера, основные разделы, которые нужно предусмотреть — мы описали ниже в таблицах.
Основные разделы учетной политики:
Организационно-документальный раздел.
Методологию ведения бухгалтерского учета.
Методологию ведения налогового учета.
Организационно-документальный раздел разбит на несколько подразделов: ответственный за ведение учета, используемые формы учета, используемые формы первичной документации, перечень должностей, которые имеют право подписи первичных документов и рабочий план счетов.
Дополнительно, организационно-документальный раздел представлен формой бухгалтерских регистров, графиком документооборота и порядком проведения инвентаризации.
Не последнее место в структуре учетной записи занимает методология ведения бухгалтерского учета.
Методология ведения бухгалтерского учета
Составить учетную политику для бухучета необходимо в течение 90 дней после регистрации бизнеса. Применяется УП со дня внесения сведений в ЕГРИП / ЕГРЮЛ.
Раздел | Примечание |
Доходы и расходы | Определяется порядок признания выручки и расходов, распределение расходов на прямые и косвенные, управленческие и коммерческие и так далее |
Учет ТМЦ | Прописываются единицы продукции, материалов, инвентаря, методы их учета и списания, переоценка и другие особенности |
Учет основных средств | Указывается первоначальная стоимость ОС, сроки полезного использования, порядок переоценки, правила начисления амортизации, расходы на ремонт и обслуживание ОС |
Фонды и резервы | Порядок создания резервных фондов (если такие фонды будут использоваться), оценочные обязательства |
Учет налога на прибыль | Компании на ОСНО руководствуются ПБУ 18/02. Небольшие компании могут не применять данное ПБУ, это тоже следует отразить в политике |
Сведения о промежуточной бухгалтерской отчетности | Прописывается необходимость промежуточной отчетности в соответствии с учредительными документами организации, например, в случае дивидендных выплат |
УП для бухучета также включает в себя учет расходов на производство, порядок выплат работникам, учет кредитных обязательств.
Требования к оформлению учетной политики предприятия
Жестких требований в отношении ведения учетной политики организации нет. Главная задача предприятия — это составление самой УП, утверждение ее приказом. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению в письменном виде, должен быть организационно-распорядительный документ. В остальном, никаких ограничений нет.
Важно! Составить приказ можно в свободном формате, главное, чтобы он содержал номер, дату и подпись уполномоченного лица. Дополнительно, указывается перечень лиц, которые обязаны отвечать за соблюдение учетной политики.
Сам текст учетной политики можно сделать приложением к такому приказу. Оригинал хранится в бухгалтерии, а руководителю стоит иметь под рукой ее копию.
Налоговая и бухгалтерская учетные политики составляются отдельно, они обе являются частями общей учетной политики компании, утвердить их можно одним приказом.
В обязательном порядке в учетной политике для целей бухгалтерского учета должны присутствовать следующие сведения:
Способы ведения бухгалтерского учета.
Порядок признания доходов конкретной организацией.
Учет материально-производственных запасов.
Учет НМА.
Учет денежных средств.
Учет заработной платы и иных выплат сотрудникам, командировочных расходов и др.
Учет затрат, которые были задействованы в процессе производства продукции.
Учет займов, кредитов и затрат, которые уходят на их погашение.
Утвержденная учетная политика организации применяется последовательно из года в год — каждый раз новый документ не формируют, а только вносят изменения при необходимости. Например, если нужно внести изменения в учетную политику по бухучету, то сделать это нужно до конца текущего года, а начать применять — с 1 января следующего года.
В течение года можно дополнять учетную политику в двух случаях:
Произошли изменения в налоговом законодательстве.
Компания начала вести новый вид деятельности.
Если же в учетной политике компании ничего не меняется, то в приказе прописывается, что будет действовать ранее утвержденная учетная политика без изменений. Такой приказ достаточно издать в декабре текущего года.
Учетная политика для налогового учета
Налоговый учет является обобщенной системой, которая содержит информацию, требуемую для определения налоговой базы с учетом выбранного налогового режима.
При формировании налоговой учетной политики нужно руководствоваться положениями Налогового кодекса. Какой будет система налогового учета, налогоплательщик определяет самостоятельно.
В налоговой учетной политике организации учитываются следующие сведения:
Учет амортизируемого имущества, представленного в виде основных средств.
Учет амортизируемого имущества в виде нематериальных активов.
Выбранный метод для оценки сырья, а также материалов, при их списании в производство.
Выбранный метод, предназначенный для оценки покупной продукции при ее реализации.
Методы учета доходов и расходов.
Порядок, согласно которому формируется стоимость приобретения товаров.
Порядок, согласно которому формируется резерв по сомнительным долгам.
Проценты, штрафы и пени, начисленные по возложенным долговым обязательствам.
Выбранный налоговый учет для ценных бумаг и другие.
Методология ведения налогового учета
Подраздел | Описание |
Метод, используемый для признания доходов и расходов | В данном разделе необходимо выбрать один из методов, по которому будут признаны основные финансовые операции. На практике, это метод по начислению или кассовый. Пример: если компания применяет УСН — она должна учитывать доходы и расходы для целей НУ кассовым методом. |
Оценка стоимости сырья | В данном разделе подбирается метод, позволяющий оценить стоимость сырья. Это может быть ФИФО, а также определение по себестоимости и средней стоимости продукции. |
Амортизация основных средств | В данном разделе определяется, будут ли использованы коэффициенты амортизации или нет. |
Регистры для налогового учета | Определяется, какие регистры будут задействованы. Это могут быть шаблонные регистры или регистры, разработанные организацией самостоятельно. |
Отчетные и налоговые периоды | Зависят от выбранной системы налогообложения и конкретного налога. Пример: по налогу на прибыль есть организации, которые платят налог поквартально или помесячно. |
Определение перечня прямых расходов | Проводится в соответствии с Налоговым кодексом, или с использованием собственного списка. |
Утверждение и изменение учетной политики
Вновь созданные компании обязаны разрабатывать индивидуальную учетную политику с момента начала своей деятельности.
Принятая организацией учетная политика применяется в дальнейшем без изменений, если вносить их не требуется из-за перемен в деятельности или в законодательстве.
Если коррекция была необходима — есть два варианта:
Сформировать новый текст учетной политики.
Подготовить текст дополнений или изменений в учетную политику.
Более приемлемый — первый вариант, т.к. не придется обращаться к разным документам и сверяться с ними.
В обоих случаях потребуется приказ об утверждении УП.
Отдельно стоит отметить сроки, согласно которым УП должна быть утверждена. В зависимости от вида отчета (налогового или бухгалтерского), сроки могут отличаться:
Если это УП для бухгалтерского учета, ее утверждение должно произойти в период — 90 дней (п. 8 ПБУ 1/2008). Период начинается с момента регистрации юридического лица либо реорганизации компании. Если в будущем УП будет корректироваться, необходимо составить новый приказ. И сделать это нужно в обязательном порядке до 1 января. Т.е. учетная политика на следующий год должна быть утверждена до конца декабря.
Налогорвая учтеная политика. В случае с НДС, утвердить учетную политику нужно до окончания первого налогового периода. А использовать сразу после создания компании. Об этом сказано в пункте 12 статьи 167 НК. Стоит ориентироваться на этот же принцип при формировании учетной политики вцелом и по остальным налогам, взносам и сборам. Учетную политику для целей налогового учета необходимо утвердить до конца ближашего налогового периода по любому из налогов (взносов, сборов).
Штрафы за отсутствие учетной политики в организации
Учетная политика не предоставляется на проверку в налоговую инспекцию и не сдается в ФНС, она также не передается в инспекцию вместе с отчетностью.
Несмотря на это, налоговая служба вправе запросить учетную политику при проведении камеральной или выездной проверки. Эту информацию нужно иметь ввиду и быть готовым к любому развитию событий. Налоговая служба проверяет, как формируется УП, правильно ли учитываются доходы, расходы и объекты налогообложения.
Если не представить учетную политику организация получит штраф — 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК).
Получить штраф может и руководитель компании. Если нет УП, дополнительный административный штраф составит от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).
Штрафы за отсутствие или непредоставление УП небольшие, но сам факт нарушения может создать прецедент для другого административного наказания. Если компания в ходе проверки не предоставит УП, она не сможет доказать, что придерживается выбранных методологий учета. ФНС может доначислить налоги и выписать организации штраф в размере до 40 тыс. рублей (ст. 120 НК).
Если в УП отражаются не все способы учета, или они полностью противоречат установленным нормативным актам, размер ответственности стремительно увеличивается:
При грубом нарушении, размер штрафа составляет 10 тысяч рублей (НК ст.120).
При грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету размер штрафа составляет 5-10 тысяч рублей (КоАП ст.15.11).
Важно! Если в ходе проверки будет выявлено несколько несоответствий, размер штрафа автоматически увеличится. Т.е. указанные выше цифры — неокончательные.
Учетная политика для бухгалтерского учета при грамотном формировании снижает риск появления ошибок, при правильном подходе позволяет оптимизировать издержки, делает учет более прозрачным, аналитику — удобной.
Как составить учетную политику предприятия в 2025 году: обзор сервисов
Формирование учетной политики может вызывать трудности у руководителей и главных бухгалтеров. Отсутствие единой формы и утвержденных правил усложняет процесс разработки документа. Но есть специальные сервисы и онлайн-конструкторы, в которых можно быстро создать УП путем подбора необходимых инфоблоков.
Клерк.Ру
Конструктор учетной политики «Клерка» — это онлайн-сервис от ведущего сайта Рунета для бухгалтеров, чьи услуги, материалы и разработки с успехом применяют не только бухгалтеры, но и руководители, предприниматели, а также все, кто имеет отношение к сфере финансов.
В конструкторе можно легко и быстро создать учетную политику для бухгалтерского и налогового учета. Просто подбирайте необходимые блоки, проставляя «галочки» напротив нужных формулировок. На сайте «Клерка» можно скачать образцы учетной политики за 2025 и другие годы для целей БУ и НУ.
По отзывам пользователей конструктор выгодно отличается гибкостью настроек и функционалом. Сервис автоматически показывает, на сколько процентов заполнен документ. Данные сохраняются в черновике сразу после ввода, а сам документ можно предварительно просматривать. Есть возможность выгрузки готовой учетной политики в Word.
Конструктор учетной политики от «Клерка» — это бесплатный инструмент.
Audit-it.ru
Мастер учетной политики — это онлайн-сервис от Audit-it, который предлагает пошаговое конструирование УП. Разработчик предусмотрел 88 блоков с системными подсказками.
Составить учетную политику в сервисе можно не только за текущий год, но и за прошлые периоды, начиная с 2005 года. Составление политики за 2024 и 2025 годы доступны по подписке. Например, годовая подписка без ограничений по использованию обойдется компании в 3 400 рублей.
Бухонлайн
Бухонлайн разработал собственный сервис по формированию учетной политики. На сайте разработчика его можно найти в соответствующем разделе — «Учетная политика». Чтобы воспользоваться инструментом, пользователь должен зарегистрироваться по email или пройти идентификацию через «Вконтакте» или «Одноклассники».
Сформировать документ в сервисе можно отдельно для БУ и НУ. Пользователь последовательно заполняет анкету, а система подбирает подходящий шаблон учетной политики.
Шаблон документа можно выгрузить в Word. Пользователь вручную заполняет недостающие поля с учетом специфики конкретной компании. Функционал сервиса бесплатный.
Контур.Норматив
В онлайн-конструкторе от «Контур.Норматив» можно сформировать политику раздельно в зависимости от целей — УП для целей БУ, УП для целей НУ.
Пользователю предлагается создать документ с нуля или выбрать из готовых шаблонов. Составить учетную политику можно как за 2025 год, так и за прошлые периоды, начиная с 2021 года.
Онлайн-конструктор учетной политики от «Контура» доступен только на платном тарифе. Пользователь заполняет небольшую анкету, а система подбирает шаблон документа на основании предоставленных данных. «Скелет» УП можно сохранить, скачать в Word и дозаполнить недостающие строки.
КонсультантПлюс
Конструктор УП от «Консультант плюс» — это онлайн-сервис с широкими возможностями. В нем можно создать УП с нуля, внести изменения в учетную политику, проверить текущую УП на актуальность.
Пользователь выбирает, для каких целей необходима политика и пошагово заполняет шаблон, следуя системным подсказкам. Готовый документ можно скачать в Word.
Сервис доступен пользователям на платном тарифе. Ознакомиться с возможностями конструктора можно бесплатно в демо-доступе.
При заполнении документа система сигнализирует об ограничениях, рисках и последствиях. По итогу пользователь получает документ, соответствующий законодательству и специфике деятельности компании.
Главная книга
Конструктор УП от разработчика «Главкнига» — простой и понятный онлайн-сервис для формирования политики. Сервис бесплатный и не требует дополнительный регистраций.
На начальном этапе пользователь указывает данные для выбора необходимого шаблона УП — организация (малое или обычное предприятие), режим налогообложения, наличие обособленных подразделений.
При заполнении полей часть сведений необходимо подтвердить нажатием на всплывающие подсказки, а часть — ввести вручную. После формирования политики пользователь может выгрузить УП в формате Word, кликнув по кнопке «Создать».
Главбух
«Главбух» предлагает онлайн-конструктор для формирования учетной политики для целей НУ и БУ. На начальном этапе пользователь выбирает шаблон, исходя из вида деятельности компании — торговля, производство и т.д.
Воспользоваться сервисом могут только зарегистрированные пользователи на оплаченном тарифе. Новым пользователям разработчик дает бесплатный доступ к конструктору на три дня. За это время пользователь должен оценить возможности сервиса и принять решение о необходимости перехода на платный тариф.
ГАРАНТ
Система «Гарант» запустила конструкторы УП отдельно для разных организаций — государственных, коммерческих и некоммерческих. Все три решения работают внутри раздела «Конструктор правовых документов».
Функционал сервисов нацелен на помощь организациям по составлению актуальных УП. Например, коммерческие организации могут проверить, нужно ли вносить изменения в учетную политику. А государственные учреждения могут ознакомиться с изменениями, действующими на дату составления документа.
Воспользоваться конструктором можно после оформления пользовательского доступа к системе «Гарант».
Сравнительная таблица онлайн-сервисов учетной политики 2025
Конструктор | Платный / бесплатный | Нужна ли регистрация | Есть ли демо-доступ | Можно ли внести изменения в УП |
Клерк.ру | Бесплатный | Нет | Не требуется | Да |
Audit-it.ru | УП за 2005–2023 годы — бесплатно УП за 2024 и 2025 — платно | Нет | Нет | Да |
Бухонлайн | Бесплатный | Да | Не требуется | Да |
Контур.Норматив | Платный | Да | Нет | Да |
Консультант.Плюс | Платный | Да | Да | Да |
Главная книга | Бесплатный | Нет | Не требуется | Да |
Главбух | Платный | Да | Да | Да |
ГАРАНТ | Платный | Да | Нет | Да |
Коротко о важном
Учетная политика организации — это свод внутренних правил для грамотного ведения бухгалтерского и налогового учета.
Юридические лица обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет.
Предприниматели — только НУ, а бухгалтерский учет на свое усмотрение.
Формирование учетной политики — это обязанность главбуха, руководителя подразделения или другого лица, уполномоченного вести учет. Нередко организации поручают составление политики аудиторам.
В небольших компаниях вести учет и формировать политику может сам руководитель. В больших организациях обязанность руководителя — издать приказ о применении УП, проверить и утвердить готовый вариант политики.
В законодательстве нет требований по составлению УП. Организация может разработать собственный вариант, руководствуясь НПА в сфере бухучета и НК.
Упростить формирование учетной политики помогают специальные конструкторы, например, конструктор от Клерка. Это понятный и удобный инструмент, который учитывает все изменения в законах и помогает бизнесу грамотно составить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета. Воспользоваться сервисом можно абсолютно бесплатно.
Комментарии
1Отличная и грамотно сформированная по разделам статья. Жаль, поздновато, как никак скоро уже 1 апреля