Чем самозанятые отличаются от других исполнителей
Самозанятые — это фрилансеры, которые:
работают сами на себя и зарабатывают деньги своими умениями;
встали на учет в ФНС в качестве плательщиков налога на профессиональный доход;
вправе применять этот льготный режим к доходам в пределах 2,4 млн рублей в год.
Самозанятые могут быть индивидуальными предпринимателями или физлицами-плательщиками НПД.
Какие документы должны быть у заказчика
При сотрудничестве с самозанятыми бизнес должен соблюдать требования закона и правильно оформлять отношения. Для этого нужно собрать пакет документов.
1. Справка о самозанятости
Этот документ нужен для подтверждения статуса плательщика НПД на конкретную дату — заключения договора или выплаты.
Самозанятый сам может сформировать и распечатать справку из приложения «Мой налог», но нужно, чтобы это был документ с текущей датой. Так вы наверняка сможете убедиться в актуальности статуса исполнителя.
Но на деле не все самозанятые готовы оперативно предоставлять документы заказчикам. Причины могут быть разные — нежелание отвлекаться на бумаги от основных задач, непонимание важности правильного оформления или просто желание отложить это «на потом».
Заказчик может взять проверку статуса исполнителя на себя и делать это через сервис ФНС. Но если у вас больше 15 внештатников, с которыми регулярно сотрудничаете, это займет много времени. Упростить и ускорить процесс проверки помогают специальные онлайн-платформы. Такой пример сервиса — Qugo. Платформа автоматически проверяет самозанятых при заключении договора и перед каждой выплатой. Это помогает снизить риски привлечения исполнителя с утраченным статусом и проблем с учетом расходов.
2. Договор
Это основной документ, который фиксирует все нюансы сотрудничества заказчика и исполнителя — их права и обязанности, ответственность, порядок расчетов.
Договор с самозанятым — гражданско-правовой. По своему содержанию он не должен напоминать трудовой:
Стороны нельзя называть «Работодатель» и «Работник», можно — «Заказчик», «Покупатель», «Подрядчик», «Исполнитель» и т. д.
Не должно быть ссылок на Трудовой кодекс и ПВТР компании, требований работать на территории заказчика и в его рабочие часы, если фрилансер может выполнить задачи на своей территории и в любое другое время.
Оплата должна быть указана только за фактическе услуги с конкретным описанием результата, без привязки к дням расчета с персоналом и должностям.
Не могут быть прописаны социальные гарантии — например, отпуск или оплачиваемый больничный. У самозанятых их нет.
Если в договоре с самозанятым будут формулировки и условия из ТК, это может стать поводом к переквалификации отношений в трудовые.
В Telegram-канале мы публикуем лайфхаки, новости и все самое важное о сотрудничестве с внештатными исполнителями. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
3. Чек
Чек из приложения «Мой налог» подтверждает, что самозанятый задекларировал свой доход и заплатит с него налог.
Заказчик вправе принять расходы на выплату самозанятому в налоговом учете только, если у него есть чек от исполнителя.
4. Акт выполненных работ или товарная накладная
Когда компания приобретает товар у самозанятого, нужно оформить товарную накладную — основание для оприходования товара покупателем.
Самозанятые вправе продавать только то, что сделали сами. Им запрещено перепродавать чужие изделия. При этом в законе № 422-ФЗ определения товаров собственного производства нет. По этому вопросу давал разъяснения Минфин. Товаром, который самозанятый сделал сам, будет считаться и то изделие, в котором есть уже готовая составляющая. То есть часть деталей самозанятый может купить, а не изготавливать каждую лично. Например, самозанятый продает картины, которые нарисовал сам, но рамки для них купил в магазине.
Основание — письма Минфина от 19.07.2022 № 03-11-11/69356, от 02.03.2020 № 03-11-11/15055, от 19.07.2022 № 03-11-11/69344, от 21.02.2022 № 03-11-11/12080.
Если самозанятый оказывал услуги или выполнял работы, результат обычно фиксируют актом. Хотя закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ и письмо ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@ не обязывают это делать, но подписанный акт — это хорошая практика.
Акт помогает заказчику подтвердить гражданско-правовой характер сделки, а исполнителю — отсутствие претензий к проделанной работе.
5. Документ об оплате
Заказчик может оплатить услуги самозанятого как безналичным переводом, так и наличными.
При безналичном расчете платежное поручение заполняется стандартно, но есть нюанс. Так как самозанятый — это физическое лицо, в поле 20 «Назначение платежа кодовое» укажите код «1». Этот код нужен банку, чтобы понять, можно ли в случае наличия судебных документов удерживать деньги с этого человека. В текстовой части назначения платежа обязательно подробно опишите, за что именно вы платите — это поможет избежать вопросов от банка по 115-ФЗ.
Если вы платите наличными из кассы, нужно оформить расходный кассовый ордер (форма № КО-2) и зарегистрировать его в кассовой книге (форма № КО-4).
Если самозанятый — ИП, наличный расчет по одному договору с ним не должен превышать 100 000 рублей.
Бухгалтерский учет расчетов с самозанятыми
Самозанятый — это не штатный работник, а исполнитель по гражданско-правовому договору. Поэтому использовать счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» для учета выплат фрилансеру будет ошибкой.
Учет расчетов с самозанятыми допустимо вести на счетах:
60 — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
76 — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Бухгалтерский учет расчетов с фрилансерами зависит от формата взаимодействия. Разберем каждый.
1. Прямое сотрудничество
Дебет | Кредит | Операция |
08 | 60 (76) | Компания купила у самозанятого основное средство, например, изготовленную по индивидуальному эскизу витрину |
10 | 60 (76) | Компания купила у самозанятого материальные запасы, например, подарочные короба ручной работы |
20, 23, 25, 26, 44, 91.2 | 60 (76) | Самозанятый выполнил работы или оказал услуги, например, разработал дизайн фотозоны, провел химчистку штор или выступил ведущим на корпоративе |
60 (76) | 50 | Компания выплатила из кассы гонорар исполнителю |
60 (76) | 51 | Компания перечислила гонорар исполнителю |
2. Сотрудничество через посреднический сервис
Посреднический сервис — это платформа для сотрудничества с внештатными исполнителями. Вы переводите средства на счет в своем личном кабинете этого сервиса, а затем платформа выплачивает вознаграждение самозанятым.
Дебет | Кредит | Операция |
08, 10, 20, 23, 25, 26, 44, 91.2 | 60 (76) | Самозанятый выполнил работы, оказал услуги или поставил товар |
76 «Расчеты с посредником» | 51 | Компания перечислила деньги на счет в личном кабинете посреднического сервиса |
60 (76) | 76 «Расчеты с посредником» | Компания перевела деньги со своего счета в ЛК сервиса-посредника на счет исполнителя там же |
Упростить документооборот и выплаты самозанятым поможет специальная платформа Qugo. У вас всегда будет полный пакет закрывающих документов, клиентская поддержка и возможность настройки интеграции для экономии времени и исключения ошибок при переносе данных в учетную программу.
Также персональный менеджер Qugo проконсультирует вас по вопросам безопасного сотрудничества с фрилансерами, поможет с процессом регистрации и первыми выплатами. Вы сможете переводить вознаграждения на карты любых банков РФ, а для удобства работы — интегрировать сервис с учетной системой.
Читайте также:
Самозанятый не выдал чек и пропал. Что делать заказчику, чтобы снизить риски в 2025 году.
Новые миграционные правила 2025: что обязательно должен знать бизнес.
Открываем секреты безопасной работы с самозанятыми
Рассказываем, как минимизировать риски взаимодействия

Получите полезную памятку для бизнеса:
Реклама: ООО «КЬЮГО ТЕК», ИНН 7727452605, erid: 2W5zFFvE71J




Начать дискуссию