Бизнес-психология

Налоговому юристу: как говорить с клиентом

Есть каноны, без соблюдения которых первые переговоры рискуют быть проваленными. Как не допустить ошибок при первой встрече с клиентом?
Налоговому юристу: как говорить с клиентом

Первые переговоры — самый сложный и ответственный этап. То, что последует за ними — вся серьезная и скрупулезная работа над проектом — тоже, безусловно, непросто и важно, однако, чтобы это «после» случилось, необходимо провести именно первые переговоры максимально продуктивно. Все люди разные и к каждому нужен индивидуальный подход. При этом существуют стойкие каноны, без соблюдения которых первые переговоры рискуют быть проваленными. Как не допустить ошибок при первой встрече с клиентом, рассказал юрист Павел Кобяк.

Три кита и визитка

Перед тем, как идти на первые переговоры, Павел Кобяк рекомендует поставить перед собой три вопроса. Ответы на них должны быть правильно сформулированы вами как переговорщиком. Это, можно сказать, три цели, которые вы обязаны достигнуть, чтобы перейти к следующему этапу.

Вот эти три вопроса:

1. С кем я встречаюсь?

2. Чего я хочу от этой встречи?

3. В какой роли я выступаю?

Чтобы правильно ответить на них, нужно подробнее разобрать каждый.

Первый вопрос — С кем я встречаюсь?

Павел Кобяк: Нового Клиента еще до того, как он, собственно, становится «своим», нужно хорошенько изучить. Разумеется, вы должны досконально знать, чем занимается его компания. Нужно поднять всю имеющуюся информацию о том, чем жила и живет фирма, какие события происходили с ней в последнее время. Нужно понимать актуальное положение потенциального Клиента, чтобы правильно задавать вектор переговоров. Вам самим будет намного проще в разговоре, когда вы уже будете, погружены в текущие будни Клиента. И сам клиент, понимая, что вы обладаете информацией о нем, будет а) больше доверять вам, оценив вашу вовлеченность, и б) у него будет меньше повода скрывать какие-то подводные камни, которые могут помешать в вашей дальнейшей работе.

Вопрос второй — Чего я хочу от встречи?

Павел Кобяк: Естественно, вы хотите, чтобы первая встреча стала основой для следующей встречи. Идеальный результат от первой встречи — заключение договора. Ваш потенциальный Клиент стал Клиентом реальным. Заключение договора на первой встречи — это исключение из общего правила, если мы говорим о продажах b2b. Чаще всего целью первой встречи является знакомство с собеседником и, презентация собственной экспертности, начало строительства мостика доверия между вами. На встрече вы обязательно должны показать, что вы знаете, как решить «головную боль» Клиента. Если вы хотите добиться этого, то вам нужно детально собрать информацию об их должнике. На первой встрече потенциальный Клиент изначально сомневаются в вас и вашей экспертности. Это нормально, они видят вас впервые и оценивают, насколько они могут доверить вам решение своей проблемы. Чтобы эти сомнения развеять, вы должны показать, что они могут положиться на вас. Это отдельная тема, мы вернемся к ней.

Вопрос третий — В какой роли я выступаю?

Павел Кобяк: Ответ на этот вопрос вытекает из ответа на предыдущий. Вы — эксперт. И ваш образ должен соответствовать этой роли. А каким будет этот образ, определяется ответом на первый вопрос. Видите, ничего случайного нет — ваш каждый следующий шаг как будто крючочком цепляется за предыдущий. Последовательность — залог успешной тактики. Например, если вы встречаетесь с первыми лицами крупной компании, то лучше придерживаться официального стиля в одежде: костюм, галстук. А если ваш собеседник — физическое лицо, то галстук его, наоборот, может отпугнуть. Вв таком случае, сделайте выборе пользу свободного стиля со вкусом.

Готовясь к встрече, нужно понимать, что лучше не идти на нее с пустыми руками.

Павел Кобяк: Возьмите с собой какой-то раздаточный материал по вашей специализации. Визитку необходимо вручить в первые пять секунда начала разговора.Это необходимо, чтобы ваш собеседник мог напомнить себе ваше имя. Если во подарите Клиенту книгу, презентацию, брошюру, то этим вы покажете уровень своей авторитетности в выбранном вопросе. Это является обязательным действием, даже если вы считаете, что клиент , может быть вам чем-то полезен только в будущем.

С чего начать разговор

Вооружившись ответами на поставленные перед самим собой вопросы и раздаточный материал, вы отправляетесь на первую встречу. С чего начать разговор? Как настроить взаимопонимание между потенциальным Клиентом и вами?

Павел Кобяк: Начните разговор с отвлеченной темы, так называемого small talk. Начните разговор с Клиентом на общие темы. Во время разговора на отвлеченные темы постарайтесь выяснить, что собеседнику нравится, что не нравится. Люди находятся в напряжении на первых минутах разговора с незнакомым человеком. Вы должны их расслабить. Отлично, если получится вместе над чем-то посмеяться. Это прекрасно расположит собеседников к вам.. Помню на одной встрече, которую мы проводили с Клиентами впервые, присутствовала девушка. Как выяснилось в ходе разговора, она оказалась большой фанаткой компании Apple. Эту тему я с ней продолжил и мы пришли к общему согласию. Так и выстраиваются доверительные отношения. Но затягивать эту вводную не следует — 15-20 минут.

Ближе к делу

После того, как напряжение рассеивается, собеседники расслабляются, самое время перейти ко второму этапу разговора.

Павел Кобяк: Теперь вы можете перейти к небольшой самопрезентации. Тут вы и демонстрируете знания о должнике компании клиента. Вместе с собеседниками вам предстоит обсудить их проблемы, цели, определить, чего им не хватает для достижения этих целей. Может быть, в их юридическом отделе нет специалиста, который занимается разрешение данной проблемы, поэтому такие эксперты им просто необходимы. Обсуждая их конкретную ситуацию, приводите примеры из собственной практики, сходные вопросы, которые вы уже решили. Это делается для того, чтобы, опять же, продемонстрировать свой профессионализм.

Наблюдайте

Несмотря на то, что разговор должен идти свободно и непринужденно, вам не следует расслабляться. Нужно все время анализировать своего собеседника.

Павел Кобяк: Я всегда слежу за тем, что человек говорит, в какой позе сидит — открытая она или закрытая, как меняется его речь, его взгляд, его положение рук с течением диалога. Если вы правильно вели разговор с Клиентом, то вашим чек-поинтом должны являться вопросы от него: что будем делать по нашему должнику. Эти вопросы означают, что они поняли твои компетенции, готовы тебе доверять и ждут конкретных действий. Это ключевой момент.

Что после?

Ударив по рукам, завершив первые переговоры назначением повторной встречи, вам предстоит провести серьезную «самостоятельную работу».

Павел Кобяк: Все вопросы, которые были подняты клиентом в первом вашем диалоге, вы должны разложить по полочкам. Необходимо сразу же после встречи записать все важные моменты и вопросы от Клиента, пока они еще свежи в памяти. Каждый вопрос, на котором было акцентировано внимание, является важным. Вам нельзя упустить ни одного из них, так как на каждый вы должны подготовить ответ.

Начать дискуссию

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

5
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik