Новая реальность с 2026 года — бизнес как на ладони
Государство продолжает внедрять новые инструменты контроля и анализа. С развитием технологий все активнее в сферу бизнеса и налогообложения проникает цифровизация, в том числе и при оценке репутации.
В 2026 году налогоплательщиков ожидает переход от отдельных отчетов к единому цифровому профилю, который будут анализировать и оценивать налоговики. Но это не просто «еще одна проверка», а фундаментальное изменение.
В чем оно заключается? У вашей компании или ИП появится официальный рейтинг надежности, который будет доступен не только вам, но и вашим партнерам, контрагентам, банкам, госорганам. Если этот рейтинг будет низким, у вас могут возникнуть сложности: например вы обращаетесь в банк за кредитом, но вам отказывают либо предъявляют повышенные требования, контрагенты ужесточают условия договоров или вовсе отменяют заключение сделок с вами, вы теряете доступ к госзакупкам и тендерам и т.п.
Хорошая новость: у вас еще есть время повлиять на свой рейтинг надежности, и чем раньше вы это сделаете — тем лучше.
Цифровая репутация бизнеса — это совокупность показателей, которые характеризуют надежность и добросовестность компании или ИП, включая:
налоговую дисциплину — своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов и представления отчетности;
соблюдение правовых норм — выполнение в процессе деятельности норм гражданского, уголовного, трудового, административного права;
финансовую прозрачность — своевременное предоставление заинтересованным сторонам точной, не искаженной, полной информации о финансовых операциях, доходах, расходах, активах и обязательствах.
Отчетность по налогам и страховым взносам удобно сдавать с помощью решений от компании Астрал. Сервис Астрал Отчет 5.0 позволяет сформировать отчеты на любом устройстве с доступом к интернету, а затем своевременно отправить их в налоговую инспекцию.
Главный элемент системы: официальная оценка бизнеса от ФНС
Рейтинг надежности ИП и компаний, а именно — комплексную официальную оценку их финансово-хозяйственного состояния, с 1 января 2026 года будет формировать ФНС (новая ст. 6.3 закона от 21.03.1991 № 943-1, введенная законом от 23.07.2025 № 254-ФЗ).
Налоговая будет анализировать сведения о бизнесе на основе имеющихся у нее показателей и данных, а результат оценки предоставлять как самим ИП и компаниям, так и третьим лицам — партнерам, контрагентам, клиентам, заказчикам, банкам, госорганам и т. д.
Процесс оценки автоматический — она проводится по специальным алгоритмам и комплексно учитывает множество данных, в числе которых:
сведения из ЕГРЮЛ / ЕГРИП о госрегистрации, составе участников и т. п.;
сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
история платежей в бюджет, регулярность перечислений, наличие / отсутствие недоимок;
результаты налоговых проверок, показатели бухгалтерской и налоговой отчетности;
наличие и размер кредиторской задолженности;
среднесписочная численность работников, размер среднемесячной зарплаты, наличие фактов нелегальной занятости;
факты привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, наличие решений о приостановлении операций по счетам и т. п.
Система анализирует собранные данные, выявляет отклонения и закономерности в них, например:
отклонение заявленной в отчетности выручки от фактических поступлений;
соответствие затрат компании или ИП средним значениям по отрасли;
частота судебных разбирательств с участием компании или ИП в качестве ответчика.
Результат оценки — оформленный в виде выписки вывод о соответствии либо несоответствии сведений и показателей о проверяемом лице определенным критериям.
Запросить такую выписку может как сам проверяемый субъект, так и любое заинтересованное лицо, например, контрагент. Для этого через «Личный кабинет налогоплательщика» нужно обратиться к «Сервису оценки юридических лиц» или к «Сервису оценки ИП», которые сейчас работают в экспериментальном режиме.
Чтобы проверить свой бизнес, запросите выписку с оценкой своей компании или ИП уже сейчас. Если не согласны с полученным результатом, направьте налоговикам заявление о корректировке показателей, приложив подтверждающие документы.
Чем выше рейтинг цифровой репутации бизнеса, сформированный по результатам комплексной оценки, тем привлекательнее это предприятие для контрагентов и инвесторов, и тем больше конкурентных преимуществ можно получить, например:
преференции при участии в тендерах;
субсидии и кредиты на льготных условиях;
упрощение налогового контроля;
заключение контрактов с крупными заказчиками.
Низкий уровень рейтинга, напротив, повышает риск оказаться в категории «неблагонадежных», что может привести к негативным для бизнеса последствиям:
утрате доверия со стороны контрагентов;
отказу в доступе к госзакупкам;
сложностям при получении кредитов и т. д.
«Топливо» для оценки: откуда ФНС будет брать данные
Комплексная оценка, на основе которой формируется цифровой рейтинг, это результат анализа многих факторов, среди которых существенную часть составляют показатели отчетности ИП и компаний.
Практически каждый отчет, подаваемый в ИФНС или в другие госорганы, имеет значение, влияя на цифровую репутацию бизнеса. Например:
Бухгалтерская (финансовая) отчетность — отражает активы и пассивы компании, положительный или отрицательный финансовый результат за соответствующий период.
Декларации по налогу на прибыль, по УСН, по ЕСХН — позволяют определить структуру доходов и расходов, применение льгот, наличие прибыли или убытка.
Декларация по НДС — отражает налог и вычеты по НДС.
Расчет по страховым взносам — дает представление об исполнении обязанностей работодателя по начислению и уплате обязательных страховых взносов, уровню заработка работников и т. д.
Отчитывайтесь в налоговые органы с помощью модуля 1С-Отчетность — это привычный интерфейс программы учета с новыми возможностями, который позволяет контролировать все этапы сдачи отчетов и отслеживать их перемещение.
В конце 2025 и в начале 2026 года вступят в силу обновленные формы Росстата по зарплате и кадрам, сведения из которых тоже влияют на результат оценки (приказ Росстата от 22.07.2025 № 348). Перечислим основные из них.
Новые годовые формы статистики, действующие с отчетности за 2025 год:
№ 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»;
№ 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда»;
№ 1 (рабочая сила) «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу».
Что увидит ФНС из этих отчетов:
соответствует ли уровень средней зарплаты размеру МРОТ и среднеотраслевым показателям;
насколько стабилен штат сотрудников;
каковы реальные затраты на персонал.
Новые квартальные и ежемесячные формы, действующие с отчетности за периоды 2026 года:
№ 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
№ 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате»;
№ П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников».
Из этих отчетов ФНС получит оперативные данные для оценки стабильности бизнеса:
есть ли в компании текучка кадров;
наличие скрытых сокращений;
попытки дробления бизнеса.
Общая цифровизация как тренд
Финальным штрихом, подтверждающим, что весь объем информации о компании или ИП будет существовать в едином связанном цифровом поле, станет отмена бумажных свидетельств о постановке на учет (ст. 1 закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ).
С 1 января 2026 года основным документом, подтверждающим регистрацию физлица или организации в ИФНС, признается выписка из ЕГРН (Единого госреестра налогоплательщиков).
Свидетельства о постановке на учет (свидетельства ИНН), выданные ранее 2026 года, останутся в силе, менять их не требуется.
Также с 1 января 2026 года отменят уведомления о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе — данные об этом тоже будут включаться в выписку из ЕГРН вместе с регистрационными сведениями из ЕГРЮЛ / ЕГРИП и госреестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных компаний.
Электронную выписку из ЕГРН можно сформировать на сайте ФНС. Выписка подписывается УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) налогового органа и имеет равную с бумажным документом силу.
Практикум: план действий на IV квартал 2025 года
Подготовиться к тотальной прозрачности и цифровизации вы можете уже сейчас, не откладывая это на начало 2026 года. Что нужно сделать:
Шаг 1. Проведите «генеральную уборку» в своих данных
1. Сверьте данные в отчетах, сданных за три последних года.
Убедитесь, что отсутствуют расхождения и несоответствия между сданными налоговыми декларациями, отчетными формами РСВ, 6-НДФЛ и данными бухгалтерского и налогового учета.
Проверьте свою учетную и налоговую политику на предмет возможных вопросов от ИФНС.
2. Проанализируйте среднюю зарплату по компании.
Проверьте, соответствует ли оплата труда региональным и отраслевым показателям.
Проверьте правильность оформления трудовых договоров, начисления зарплат, удержания из них НДФЛ и начисления страховых взносов.
Шаг 2. Оцените свои «красные флаги»
Посмотрите на свой бизнес глазами налогового инспектора, чтобы выявить свои слабые стороны. Подумайте, что может вызвать у него подозрения в ненадежности компании, например:
высокая текучка кадров;
частая смена юридического адреса;
низкий уровень зарплат;
доля вычетов по НДС, превышающая среднее значение по региону;
низкая налоговая нагрузка (ее можно рассчитать с помощью налогового калькулятора в сервисе ФНС «Прозрачный бизнес»);
частое нарушение сроков сдачи отчетности и уплаты налогов.
Если участвовали в госзакупках, проверьте, не включены ли вы в реестр недобросовестных поставщиков.
Убедитесь, что ваша компания и ее учредители не нарушают положения «антиотмывочного» закона № 115-ФЗ от 07.08.2021.
Шаг 3. Подготовьтесь технически и организационно
Убедитесь, что ваши учетные программы будут готовы к работе с новыми отчетными формами в 2026 году. При необходимости установите новую программу, или обновите имеющееся ПО.
Проведите инструктаж для бухгалтерии: объясните, что теперь любая ошибка влияет не только на размер штрафа, но и на репутацию компании.
Разработайте систему внутреннего контроля для максимально быстрого обнаружения и исправления ошибок в учете и отчетности.
Шаг 4. Запланируйте бюджет на 2026 год
Чтобы избежать еще большего количества ошибок и других нарушений, которые могут повлиять на рейтинг, заложите ресурсы на возможный внешний аудит, экспертные консультации или бухгалтерское сопровождение бизнеса.
Управляйте репутацией, а не ждите оценки
Для российского бизнеса начинается стадия максимальной цифровизации и полной прозрачности. В наступающей эре проактивного управления данными и деловой репутацией уже будет невозможно вручную «поправить» отчетность перед ее сдачей.
Чтобы получить неоспоримое преимущество в 2026 году, выстраивайте свою безупречную цифровую репутацию уже сегодня. Начав эту работу прямо сейчас, вы сможете избежать негативных последствий и укрепить свой бизнес. Положительный рейтинг поможет привлечь новых контрагентов и сохранить отношения с действующими партнерами, повысить доверие инвесторов, увеличив шанс на финансирование вашего бизнеса, получать банковские кредиты и государственное финансирование на льготных условиях.
Отчитывайтесь по налогам и страховым взносам легко и без ошибок с помощью сервиса Астрал Отчет 5.0. Работайте в привычной системе учета и сдавайте отчетность с любого рабочего места сразу за несколько компаний. Все отчеты тщательно проверяются перед отправкой в ИФНС. А если вам привычнее работать в программе «1С:Предприятие», воспользуйтесь модулем 1С-Отчетность. Для этого не требуется никакого дополнительного программного обеспечения, а подключиться к сервису можно с любой УКЭП.
Читайте также:
Электронный УПД в 2025/2026: все, что нужно знать бухгалтеру.
Новые реквизиты кассового чека с 1 сентября 2025 года: подробное руководство для бизнеса.
Воинский учет 2025: реестр, электронные повестки и новые штрафы для работодателей.
Интеграция с личным кабинетом ФНС в 1С-Отчетности
Автоматизация взаимодействия с налоговым органом и исключение ошибок

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами
Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: 2W5zFGKwuWp




Комментарии
1Спасибо! статья очень нужная и полезная. Задумалась (?) когда я все успею