🔴 Вебинар: НДС – 2026 для селлеров маркетплейса на ОСНО и УСН →
Управление персоналом
Внедряем цикл Колба в корпоративное обучение: подробная инструкция

Внедряем цикл Колба в корпоративное обучение: подробная инструкция

Рассказываем, как внедрить модель в корпоративное обучение и какие инструменты можно использовать на каждом этапе. 

Традиционные форматы обучения — лекции, вебинары, инструктажи — часто оказываются неэффективными, потому что дают знания, но не формируют навыки. Чтобы сотрудники не только знали теорию, но и умели ее применять, нужна практика, а еще возможность совершать ошибки. Такой подход реализован в цикле Колба. 

Этапы цикла Колба

Автор метода Дэвид Колб считает, что обучение будет эффективным только через практику. Он разделил процесс на четыре этапа — напомним суть каждого. 

Этап 1: конкретный опыт — Concrete Experience

Человек получает новый опыт или вспоминает ситуацию, которая была в прошлом. 

Продавец-консультант в обувном магазине участвует в ролевой игре. Его задача — помочь «покупателю» выбрать пару обуви. В процессе он сталкивается с типичными возражениями: «Мне не нравится цвет», «Слишком дорого», «Я подумаю».

Этап 2: рефлексивное наблюдение — Reflective Observation 

Сотрудник анализирует свои действия, эмоции и результаты, чтобы понять, что можно улучшить, изменить или чему научиться. 

Тренер предлагает стажеру проанализировать ситуацию и ответить на вопросы: какие фразы, по мнению новичка, сработали хорошо? где допустил ошибки? какие эмоции испытывал стажер, когда получал отказ?

Этап 3: абстрактная концептуализация — Abstract Conceptualization 

После анализа и рефлексии сотрудник понимает, каких теоретических знаний ему не хватает, и изучает нужные материалы.

Наставник рассказывает стажеру об этапах продаж, дает конкретные фразы, чтобы отвечать на возражения, учит правилам невербального общения.

Этап 4: активный эксперимент — Active Experimentation

На заключительном этапе нужно применить знания в реальной ситуации и закрепить навыки.

Стажер получает задание: в течение дня осознанно применять изученные техники в работе с реальными покупателями. Особое внимание надо уделить установлению контакта, вопросам, которые помогут выявить потребности, отработке возражений. Наблюдения, эмоции и результаты нужно фиксировать для последующего анализа.

По мнению Колба, строгая очередность этапов не обязательна. Важнее пройти и закончить каждый из них. Если разработать корпоративное обучение по этой методике, сотрудники смогут больше практиковаться.

Читайте также: «Что такое обучение персонала и как оно помогает компаниям расти».

Как внедрить цикл Колба в обучение сотрудников 

Чтобы использовать модель Колба в корпоративном обучении, можно действовать по шагам. 

Шаг 1: продиагностируйте текущую модель обучения

Если выстраиваете обучение в компании с нуля, сразу разрабатывайте программы с учетом этапов цикла Колба. В ситуации, когда нужно перестроить существующую систему, сначала проанализируйте текущие курсы. Это поможет понять, насколько материалы соответствуют методике Колба, увидеть сильные и слабые стороны программы обучения, определить приоритеты по внедрению изменений. 

Чтобы упростить задачу, составьте чек-лист с вопросами по каждому этапу цикла Колба. Например, можно использовать такие:

Когда ответите на вопросы чек-листа, будет понятно, какие этапы реализованы, а какие предстоит внедрить, что нужно доработать. В зависимости от специфики компании в системе обучения могут быть и «слабые звенья»:

  • Недостаток конкретного опыта — обучение теоретизировано, начинается сразу с лекций и презентаций, без предварительного погружения в практику.

  • Отсутствие рефлексии — после практических заданий сотрудники сразу переходят к теории, без осмысления полученного опыта.

  • Слабая концептуализация — персонал получает практический опыт, но не хватает теоретических материалов, которые помогут обобщить знания.

  • Недостаток экспериментирования — в курсах есть теория, возможность получить или вспомнить конкретный опыт, но мало тренировки в реальных ситуациях.

Шаг 2: адаптируйте модель Колба под ваше обучение

Важно не слепо копировать методику, а соотносить ее с целями обучения и особенностями бизнеса. Например, если на предприятии изучают правила техники безопасности при работе с оборудованием, необязательно вводить этап активного эксперимента. Но при этом можно усилить конкретный опыт — через симуляторы или ролевые игры. В качестве рефлексивного наблюдения стоит анализировать реальные случаи нарушений техники безопасности и их последствия.

В программах по развитию навыков продаж, коммуникации, лидерских качеств, наоборот, важно использовать полный цикл Колба:

  • Конкретный опыт может включать ролевые игры, симуляции продаж, например когда стажер «продает» товар своему наставнику.

  • Для рефлексивного наблюдения анализируют записи разговоров с клиентами, получают обратную связь от коллег.

  • На этапе абстрактной концептуализации изучают теорию по техникам продаж.

  • При активном экспериментировании применяют навыки и знания в реальных ситуациях.

При адаптации методики под систему обучения учитывайте ресурсы компании. Если бюджет ограничен, а процессы надо масштабировать, используйте цифровые инструменты. 

Например, можно организовать обучение в iSpring Learn. Это LMS, в которой получится создавать электронные курсы, загружать любые учебные материалы, тестировать сотрудников. Система автоматически назначает персоналу обучение, собирает результаты проверок и формирует отчеты. iSpring Learn работает онлайн, а еще есть мобильное приложение. Так курсы смогут проходить все сотрудники, вне зависимости от их места работы.

Читайте также: «18 лучших курсов по педагогическому дизайну».

Шаг 3: внедрите модель Колба в учебные материалы

Когда у вас будет структура обучения, выстроенная в соответствии с циклом Колба, переходите к учебным материалам. Если планируете дорабатывать существующие курсы, проанализируйте их и добавьте недостающие форматы. 

Например, чтобы обучать сотрудников навыкам переговоров, добавьте в курс диалоговый тренажер с разветвленным сценарием. В нем сотрудники будут взаимодействовать с персонажами, принимать решения и сразу видеть последствия своих действий. Такой можно сделать в конструкторе курсов iSpring Suite. Он работает как надстройка для PowerPoint — разработать тренажер получится прямо в редакторе презентаций. Чтобы сделать ситуации максимально реальными, оформите слайды в корпоративном стиле, а в качестве фонов добавьте фото ваших магазинов или офисов. 

В компании Zarina использовали iSpring Suite, чтобы разработать диалоговые тренажеры для продавцов

Если создаете программы с нуля, помните, что этапы цикла Колба должны не резко сменять друг друга, а плавно вытекать один из другого. 

На этапе конкретного опыта ключевая задача — погрузить сотрудников в ситуации, которые максимально приближены к реальности. Так они смогут прочувствовать проблему и применить имеющиеся знания и опыт. В качестве инструментов можно использовать диалоговый тренажер или опрос с открытыми вопросами, в котором сотрудник сможет развернуто описать свой опыт. Такой можно создать в iSpring Suite.

Чтобы сотрудники отвечали развернуто, в тестах или опросах подробно описывайте ситуацию и задавайте открытые вопросы

Когда сотрудник столкнулся с новыми обстоятельствами или вспомнил прошлый опыт, ему важно проанализировать свои действия и эмоции. Для этапа рефлексивного наблюдения лучше подходит беседа. Наставник сможет задать наводящие вопросы, которые помогут сотруднику проанализировать свой опыт. 

Читайте также: «Обзор 10 систем тестирования и оценки сотрудников».

Если нет возможности побеседовать лично, можно организовать онлайн-встречу через iSpring Learn: у сервиса есть интеграция с Zoom. А чтобы сотрудник не забыл, добавьте мероприятие в календарь на платформе. Во время беседы включите запись и потом отправьте ее стажеру, чтобы он смог еще раз проанализировать ситуацию и свои действия.

Добавьте встречу в календарь iSpring Learn, и сотрудник получит приглашение

Когда специалист понимает, что он делал не так, он осознает и важность обучения. Именно поэтому на этапе абстрактной концептуализации предлагайте полезные материалы, чтобы работники изучили необходимую теорию. Для этого можно создать электронный курс в iSpring Suite или обучающую статью в iSpring Learn. Еще один вариант — собрать электронные книги, загрузить их в LMS и «выдавать» сотрудникам.

Книги, собранные в iSpring Suite, адаптируются под размеры экрана, поэтому их можно читать с любого устройства

Когда сотрудник осмыслил свой опыт и изучил теорию, важно дать ему возможность попрактиковаться. Для этапа активного экспериментирования разработайте кейсы, которые нужно решить сотруднику. Для этого используйте диалоговые тренажеры или ролевые игры, в которых наставник будет «трудным» клиентом. 

Если обучение организовать в iSpring Learn, вы будете видеть, как сотрудники проходят по этапам и справляются с материалом. Результаты тестов, опросов, работы в диалоговых тренажерах сохраняются в разделе «Отчеты». Например, если видите, что сотруднику сложно даются практические задания, выясните, в чем проблема. Возможно, ему недостаточно теоретических материалов или нужна детальная обратная связь от наставника. 

Шаг 4: запустите обучение по модели Колба

Чтобы сделать переход на новую методику бесшовным, действуйте по этапам:

  • Выберите одну-две программы, которые вы доработали или создали с нуля по модели Колба, — это будет пилотный проект. В первую очередь обратите внимание на обучение, которое критически важно для компании сейчас. Так вы сможете оценить эффективность метода.

Например, в организации больше половины линейных сотрудников недовольны качеством обратной связи руководителей. В результате снижается лояльность к компании и растет текучесть персонала. Планируется, что внедрение обучения по новой методике должно повысить удовлетворенность сотрудников и сократить число увольнений. 

  • Соберите пилотную группу, на которой будете тестировать методику. В нашем примере это может быть несколько линейных руководителей, которыми больше всего недовольны сотрудники, и два-три менеджера, которые в целом справляются с обратной связью от подчиненных. Благодаря такому подходу обучение будет проще масштабировать на весь коллектив руководителей.

  • Расскажите сотрудникам о ценности обучения по модели Колба. Например, объясните, что в новом формате акцент — на практике, а теория поможет лучше разобраться в материале. Отметьте, что полученные знания и навыки сотрудники смогут сразу применять в работе. 

  • Чтобы участникам тестирования было комфортно учиться, подготовьте группу наставников. Например, в нашем случае ими могут быть руководители подразделений, которые уверенно владеют техниками обратной связи.

  • Запустите обучение на пилотной группе и соберите обратную связь от участников и наставников. Например, можно узнать:

    • хватило ли сотрудникам времени, чтобы погрузиться в практический опыт?

    • помогли ли вопросы для рефлексии по-новому взглянуть на знакомые ситуации?

    • что можно улучшить в организации этапа активного экспериментирования?

  • Изучите мнения сотрудников и при необходимости доработайте материалы. После этого программу по методу Колба можно масштабировать. 

Как оценивать эффективность обучения по модели Колба

К оценке нужно подходить комплексно и учитывать все циклы модели Колба. А чтобы получить полную картину, используйте разные методы и инструменты.

Количественные методы оценки

Протестируйте сотрудников до и после обучения и оцените, как изменились результаты. Если вы внедряли модель Колба в текущую систему, сравните предыдущие и нынешние отчеты — так вы поймете, насколько эффективно показала себя новая методика. Изучать статистику удобно в iSpring Learn. Здесь есть раздел «Отчеты», где можно посмотреть данные по каждому сотруднику, отделу или всей компании.

В «Отчетах» собрана информация по всем теоретическим и практическим курсам, которые изучил или должен изучить сотрудник

При оценке эффективности обратите внимание на бизнес-показатели. Например, можно выяснить, как изменилась производительность труда, количество ошибок, которые совершают сотрудники, лояльность клиентов.

Качественные методы оценки

Здесь нужно изучить, насколько качественно и уместно сотрудники применяют новые навыки в работе. Для этого используйте оценку методом «360 градусов», например, в iSpring Learn. Здесь с помощью конструктора можно составить модель компетенций для каждой должности. 

Сделайте опрос, назначьте его сотрудникам, и дальше система все сделает сама: отправит уведомления сотрудникам, напомнит о дедлайне и составит отчеты. А вы сможете оценить навыки работников по сводному отчету, сводке по каждому человеку или радару компетенций.

В сводном отчете доступна подробная информация по компетенциям каждого оцениваемого сотрудника

Оценить, насколько хорошо персонал владеет навыками, можно с помощью полевого обучения. В iSpring Learn для этого есть специальный инструмент, в котором создают лист наблюдения. Наставник или тренер наблюдает за сотрудником на его рабочем месте и выставляет оценки по определенным критериям. Данные сохраняются на платформе. Их можно использовать, чтобы отслеживать прогресс работников.

Модель Колба можно внедрить практически в любой формат корпоративного обучения: классические тренинги, программы наставничества, онлайн-курсы. Если выбираете цифровые технологии, попробуйте iSpring Learn. На одной платформе можно реализовать все четыре этапа цикла Колба и оценивать эффективность обучения. Покупать систему сразу не обязательно. У iSpring Learn есть бесплатный тестовый период на 14 дней. Вы сможете подключить к платформе до 10 сотрудников и запустить обучение.

LMS iSpring Learn

Обучайте сотрудников онлайн, следите за результатами и помогайте бизнесу расти

Реклама: ООО «Ричмедиа», ИНН: 1215226458, erid: 2W5zFHJJ5HS

Начать дискуссию

ГлавнаяБух.Совет