📎 Мастер-класс: прайс и договор. Дадим шаблоны
Ведение бизнеса
Какие задачи бухгалтер перекладывает на руководителя

Какие задачи бухгалтер перекладывает на руководителя

Рассказали про руководителя, который делает слишком много. Прочитайте, чтобы узнать — возможно, стоит делегировать часть обязанностей бухгалтера их прямому исполнителю.

Дисклеймер: не все бухгалтеры перекладывают свои обязанности на других. Мы рассказываем про реальные случаи — кейсы наших клиентов. Не ручаемся, что любая аутсорсинговая компания будет лучше бухгалтера в штате.

Организовывать работу с контролирующими органами

Проблема. Бухгалтер полагает, что его дело — рассчитывать показатели и сдавать вовремя отчетность в ФНС, СФР и Росстат, а если возникает спорная ситуация, решать проблему должен руководитель. 

Инспектор не принимает отчетность ООО «Зима» в электронном виде, потому что не соблюдены все требования к форме или формату документа. Бухгалтер не считает, что проблема в его зоне ответственности — не хочет выяснять причины, почему отчетность «не уходит по электронке». Сначала он перекладывает задачу на IT-специалиста, а после — на руководителя. Руководителю нужно вникать в детали порядка сдачи отчетности и сроков, а потом выходить на контакт с представителем налоговой.   

Решение. Бухгалтер должен самостоятельно связаться с инспектором ФНС и выяснить, почему отчетность не принимается. Привлекать IT-специалиста целесообразно, если проблема только в технической части, например, программное обеспечение не обновили до актуальной версии.

Распределять объем работы между бухгалтерами

Проблема. Бухгалтер не хочет самостоятельно распределять объем работ между всеми сотрудниками или делегировать новый участок кому-то еще, чтобы не портить отношения в коллективе — просит руководителя прописать обязанности каждого бухгалтера.

В ООО «Вектор» решили встать на воинский учет, но не нанимать отдельного специалиста для этого участка. Главный бухгалтер просит руководителя не только издать приказ о назначении ответственного, но и перераспределить работу между остальными бухгалтерами. Руководитель не знает, как изначально были распределены обязанности между специалистами, не понимает, сколько времени будет отнимать ведение воинского учета и подача отчетности в военкомат.

Решение. Главный бухгалтер должен уметь распределять объем учетных работ между сотрудниками своего отдела — это формулировка стандартной должностной инструкции. 

Предлагать путь налоговой и финансовой оптимизации

Проблема. Бухгалтер привык работать на одной системе налогообложения и не считает нужным анализировать налоговую нагрузку, искать более выгодные режимы. По его мнению — это задача руководителя.

ООО «Июль» занимается организацией общественного питания, применяет УСН «Доходы». Количество торговых точек выросло, как и расходы, но бухгалтер ООО не спешит подавать уведомление об изменении объекта налогообложения в начале следующего года. Учет на УСН «Доходы минус расходы» сложнее — надо соотносить расходы с перечнем из статьи 346.16 НК, записывать их в Книгу учета доходов и расходов, сохранять подтверждающие документы. А еще при проверке налоговая может оспорить часть расходов — это лишний объем работы.

Решение. Бухгалтер должен не только исчислять налоговую базу, но и делать финансовый анализ, формировать и применять инструменты налогового планирования. Это значит, что специалист должен уметь использовать налоговые льготы, искать выгодные ставки налогообложения. Результаты анализа необходимо в понятной форме излагать руководителю, подчеркивая плюсы и минусы разных режимов.

Специалисты Первой Экспертной Бухгалтерии не перекладывают обязанности на руководителя. Напротив — вы можете подобрать тариф, чтобы делегировать нам все задачи учета, а у вас останется больше времени для развития своего дела. Посмотрите условия наших тарифов «Эксперт» и «Бизнес» — они закрывают большинство потребностей предпринимателей и компаний.

Подхватим ваш учет на любом этапе или поможем настроить бухгалтерию с нуля

Бесплатно проверим бухгалтерский, налоговый и кадровый учет за 2024 год — выявим ошибки, налоговые переплаты или риски доначислений

Оставьте контакты, и мы вам перезвоним

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Проверять подлинность документов в авансовых отчетах работников

Проблема. Бухгалтер подозревает, что в документах авансового отчета есть несостыковки и фальшивые чеки, но считает, что проверять их подлинность — обязанность руководителя. 

Работник ООО «Август» сдал авансовый отчет, чтобы подтвердить расходы в командировке. Бухгалтер не считает нужным проверять подлинность чеков. Считает, что это зона ответственности руководителя, потому что он издавал приказ о выдаче средств именно этому подотчетному лицу.

Решение. Проверять отчет от сотрудника — обязанность бухгалтерии. Основание — постановление Госкомстата от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 «Авансовый отчет». Руководитель принимает и подписывает уже проверенный авансовый отчет.

Организовать инвентаризацию расчетов, активов и обязательств

Проблема. Бухгалтер не хочет заниматься инвентаризацией — ежегодной или при назначении на должность.

Новый главный бухгалтер ООО «Лето» А.П. Иванов считает, что не должен самостоятельно проводить инвентаризацию — старый главбух был назначен руководителем, значит, последний должен проверять состояние активов после увольнения бывшего коллеги. По мнению Иванова, его должен ждать учет с выполненной инвентаризацией и готовыми сверками по налогам, взносам и контрагентам.

Решение. Руководитель может только издать приказ и указать лицо, которое будет принимать дела, обозначить сроки приема-передачи дел, разграничение полномочий и обязанностей между прежним и новым главными бухгалтерами. Утвердить порядок проведения и документального оформления процедуры приема-передачи дел. 

Если бывший главный бухгалтер ушел «по-плохому», то Иванов А.П. может распечатать из бухгалтерской программы оборотно-сальдовую ведомость на дату приемки дел, а потом заверить ее у руководителя. Так можно подтвердить входящие остатки по счетам, доставшимся от уволившегося на дату приемки дел — разграничить ответственность между новым и старым главбухом. Вступая в должность, Иванов А.П. должен самостоятельно проверить бухгалтерские регистры, кассовые книги, отчеты по зарплате, персонифицированную отчетность и другие документы.

Хотите оптимизировать налогообложение в 2025 году?

Возьмем на себя бухгалтерский и налоговый учет, выявим налоговые переплаты и поможем сэкономить без ущерба для бизнеса

Реклама: ООО «ПЭБ», ИНН 5904400185, erid: LjN8K8PRY

Комментарии

58
  • Владислав Савушкин

    Решения в статье больше похожи на советы капитана-очевидность😄Решение руководителя здесь только одно - новый бухгалтер

    Новый главный бухгалтер ООО «Лето» А.П. Иванов считает, что не должен самостоятельно проводить инвентаризацию — старый главбух был назначен руководителем, значит, последний должен проверять состояние активов после увольнения бывшего коллеги. По мнению Иванова, его должен ждать учет с выполненной инвентаризацией и готовыми сверками по налогам, взносам и контрагентам.

    Как бээээ ну серьезно?)

    • ПЭБ

      Владимир, скоро выпустим статью с кейсами клиента — кажется, вы сможете удивиться еще больше. На практике бывают самые невероятные случаи, а бухгалтерским учетом клиентов до нас занимались специалисты разного уровня профессионализма или совсем без него.

        • ПЭБ

          Просим прощения, Владислав. Безусловно 🙂

  • Marina2022

    Бухгалтер не проверяет подлинность чеков. Есть данные в чеке для проверки, и можно, если выборочно или нечитаемое что-то. Авансовый отчет делает работник, он чеки предоставляет в бухгалтерию вместе с отчетом. Поэтому задача бухгалтерии проверить авансовый отчет. А не подлинность чеков в нем. В статье идет подмена понятий. Но с другой стороны, как они еще себя могут прорекламировать? Можно подумать, что их контора прям будет проверять каждый чек на подлинность, ага. И, кстати, чек пройдет проверку по реквизитам, но вот будет ли это чек работника? Может он из мусорной корзины в магазине взял?

    • VadimBA

      Может он из мусорной корзины в магазине взял?

      Брать чеки из мусорной корзины в магазине - фу...

      Давно уже известно, что чеки можно взять из коробочки рядом с кассой.

      • Сергей Верещагин

        В старые добрые времена, когда билеты на ж/д были еще не именные, не раз встречал на вокзале у приходящих поездов мужчин, которые спрашивали у выходящих из вагона билеты.

        Это товарищи приехавшие из командировки на несколько дней раньше положенного и не вышедшие на работу, прикладывали потом билет с правильной датой к своему авансовому отчету.

        • В Виктория

          А вот не так давно был материал, как мужчина покупал билеты, а потом сдавал их и в командировки ездил одним днем черт его знает на чем. Это вообще как бухгалтер проверить может?

          • Жанна

            мой отец много ездил в командировки. Так вот у командировочных было в порядке вещей вернуться, например, в пятницу, а в понедельник поехать на вокзал и попросить у проводника билетики приехавших в понедельник.

            ЗЫ. Билеты тогда был не именными, просто картонка.

    • ПЭБ

      Указали в статьи чеки, как самый популярный пример документа для подтверждения расходов в авансовом отчете. Там могут быть и другие документы, например, договор на оказание услуг. Считаем, что проверять подлинность и корректность договора должен бухгалтер — не только посчитать значения авансового отчета, но и проверить актуальность расходов. Проверить чеки можно с помощью приложения «Проверка чеков ФНС», а если чек вызывает сомнение, то попросить работника дать пояснения. 

      • VadimBA

        Считаем, что проверять подлинность и корректность договора должен бухгалтер — не только посчитать значения авансового отчета

        Мне одному так кажется, что выступающий здесь от имени ПЭК, крайне плохо представляет работу бухгалтера?

        • ПЭБ

          Поясните, пожалуйста, что вас смутило в данной формулировке?

          • Жанна

            1. как ваш бухгалтер проверяет подлинность и корректность договора, приложенного к а/о?

            2. Как ваш бухгалтер проверяет факт оказания услуг/выполнения работ? Приложенные бумажки и чек не являются доказательством.

            3. Как ваш бухгалтер проверяет чеки, к примеру, на ГСМ и как считает, насколько правомерно приобретение и списание ГСМ в расходы по автомобилю, который он в глаза не видел? А тут оооочень много возможностей для злоупотреблений, и реально контролировать водителей можно только тогда, когда имеешь представление о деятельности организации.

            4. Авансовый отчет должен утверждать руководитель. Бухгалтер принимает к расходам а/о, утвержденный руководителем, а, по вашему мнени, руководитель утверждает отчет после его проверки бухгалтером. так в какой момент ваш бухгалтер вномит данные в программу?

            • ПЭБ

              Понимаем, что вопрос спорный — есть много уловок, чтобы подделать документы.

              В статье постарались объяснить, что проверять авансовый отчет, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм — дело бухгалтера, а не руководителя.

              Вот, например, выдержка из постановления Госкомстата от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 «Авансовый отчет»:

              В бухгалтерии проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету (графы 7 - 8), и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы (графа 9).

              • Жанна

                В статье постарались объяснить, что проверять авансовый отчет, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм — дело бухгалтера, а не руководителя.

                да не бывает в реальности настолько глупых бухгалтеров. Ваши сочинители текстов слишком некомпетентны.

            • VadimBA

              Дело, конечно, Ваше...

              Только видится мне, Вы понапрасну теряете время.

              После фразы "не только посчитать значения авансового отчета" реагировать на остальное, на мой вкус, как-то уже не серьезно.

              Автору, видимо невдомек, что итоговые данные по авансовому отчету считываются программой автоматически.

              • VadimBA

                *** "считываются" ▬► "считаются"

              • Жанна

                может быть, автор думает, что штатные бухи на счетах считают, ну, в крайнем случае, на арифмометре. Тогда как аутсорсинговые бухгалтерии оснащены самыми современными ЭВМ.

  • VadimBA

    По мнению Иванова, его должен ждать учет с выполненной инвентаризацией и готовыми сверками по налогам, взносам и контрагентам.

    О том, кто имеет подобное мнение, могу сказать, что он давно не увольнялся.

    • ПЭБ

      Существуют разные специалисты, после работы которых клиенты обращаются к нам. Например, специалист с мнением, что сдавать отчетность с нулевыми показателями в течение полутора лет — нормально. Компания при этом вела деятельность.

      • Жанна

        вот на 100% уверена, что это или указание руководителя, или бухгалтеру ни одного документа не предоставили за весь период.

Интересные материалы