Договор франчайзинга: в чем основная претензия инспекторов
Один из самых популярных способов структурирования розничной торговли – заключение договоров коммерческой концессии (франчайзинга). Фактически по этому договору одна сторона (правообладатель = франчайзер) предоставляет другой стороне (пользователю = франчайзи) право на ведение бизнеса под его брендом, правилам и технологиям. Такая модель позволяет начинающим предпринимателям минимизировать свои риски, а франчайзерам — расширить свой бизнес и выйти на новые рынки.
При такой модели бизнеса открывать новые ООО и ИП могут как сами франчайзеры, так и их франчайзи, копируя модель бизнеса. Однако в такой структуре инспекторы нередко видят схему искусственного дробления.
В 2025 году у компаний и ИП, которые ведут бизнес по франчайзинговой модели, возрастает риск попасть на налоговые доначисления. Ведь выявление признаков дробления — один из главных трендов ФНС в этом году. Кто попадет под подозрение — далее.
Узнать подробнее о бизнес-модели франчайзинга, ее преимуществах и налоговых рисках по кейсам из практики ЦФУ, вы можете на нашем бесплатном вебинаре «Риски дробления бизнеса франшиз и маркетплейсов: как избежать претензий ФНС», который пройдет 29 апреля. Зарегистрируйтесь на него сейчас и вы сможете заранее минимизировать риски и обезопасить ваш бизнес от налоговых доначислений и штрафов.
Какие признаки укажут инспекторам на дробление бизнеса
Само по себе ведение бизнеса по договору коммерческой концессии содержит множество признаков, характерных для схемы искусственного дробления бизнеса. Например, компании:
осуществляют один и тот же вид деятельности;
используют одинаковый товарный знак, у них общий сайт, телефоны и т. п.;
сотрудничают с одними и теми же поставщиками продукции и другие признаки.
Именно эти признаки, которые присущи франчайзинговой модели, отмечает ФНС в своих письмах в качестве признаков, указывающих на схему дробления бизнеса. Это не значит, что обнаружив какой-либо признак в структуре бизнеса, инспекторы сразу же доначислят налоги. Для налоговых инспекторов это повод углубленно проверить компанию/ИП. Но если их подозрения подтвердятся, они объединят всех франчайзи в единую сеть и доначислят:
налог на прибыль;
НДС;
пени;
штраф — 40% от суммы недоимки.
В таком случае компании и ИП рискуют попасть на многомиллионные доначисления, что подтверждает арбитражная практика.
Судебная практика 1
В 2015 году компания начала продажу ювелирных изделий под товарным знаком «Бронницкий ювелир» через юрлиц и ИП по договорам коммерческой концессии (франчайзинга). Причем и предприниматели, и организации применяли специальные налоговые режимы. Инспекторы заподозрили, что фактически компания просто раздробила бизнес для минимизации налогов, и доначислили ей более 770 млн ₽.
Вменение схемы дробления строилось на следующих аргументах инспекторов:
салоны, через которые компания реализовала свою продукцию, она разделила на две розничные сети — старую и новую. При этом соучредителями «новой» сети стали учредители «старых» салонов, которые являлись членами органов управления группы компаний;
сотрудники в течение года неоднократно увольнялись из одного салона и переходили в другой, причем без каких-либо собеседований, а их обязанности не изменялись;
работники подтвердили, что компания контролировала все салоны розничной сети;
договоры коммерческой концессии с данными салонами сети существенно отличались от условий договоров с другими лицами;
у салонов не было источников и ресурсов для того, чтобы самостоятельно начать деятельность;
суммы, указанные в счетах-фактурах по реализации изделий в адрес салонов, отличались от сумм, которые прошли по расчетным счетам;
другие признаки.
Судьи в этом споре встали на сторону проверяющих (постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 17.10.2024 по делу № А41-67495/23).
Судебная практика 2
ООО «Хлебница-Волгоград» заключило лицензионный договор с владельцами франшизы для продажи продукции под брендом «пекарня Хлебница». При этом компания сразу же заключила лицензионные (по факту сублицензионные) договоры с несколькими ИП и ООО, которые находились на спецрежимах. При этом еще три предпринимателя начали продавать продукцию без заключения лицензионного договора. Инспекторы посчитали, что Хлебница-Волгоград разделила бизнес для оптимизации налогов, и доначислили ей более 200 млн ₽.
При этом доводы инспекторов основывались на том, что сублицензиаты были полностью подконтрольны компании:
компания сама искала и арендовала помещения для размещения пекарен, поскольку у ИП и ООО не было для этого собственных средств;
она же делала ремонт, готовила помещения к эксплуатации, а также за счет своих средств осуществляла рекламное оформление точек;
компания покупала все оборудование и ККТ для пекарен и сдавала их в аренду франчайзи;
франчайзи могли стать только сотрудники компании-франчайзера, поскольку у них был нужный опыт в сфере производства хлебобулочных изделий$
компания регулировала работу пекарен;
ИП не оплатили первоначальный 1 млн ₽, который был установлен в допсоглашении к лицензионному договору, при этом никакие санкции к ним не применялись;
проведение любых рекламных акций, кино- и фотосъемок в помещениях пекарен возможно было только с разрешения компании.
Компания попыталась отбить доначисления, сославшись на то, что она старалась контролировать весь процесс для сохранения своего имени и бренда. Однако судьи в этом споре все равно поддержали налоговиков (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.03.2025 по делу № А12-4458/2024).
Как видно из судебной практики, свою доказательную базу инспекторы строят на совокупности признаков дробления, которые указывают на подконтрольность компаний и отсутствии деловой цели разделения. Однако у организаций и ИП есть шанс отбить доначисления. Об этом — далее.
Обращайтесь в ЦФУ, чтобы защитить франшизу от претензий инспекторов и налоговых доначислений
Мы проведем налоговый аудит и выстроим безопасную структуру работы с франчайзи в соответствии с изменениями 2025 года

Победные аргументы бизнеса в спорах с налоговыми инспекторами
Если вы столкнулись с претензиями со стороны налоговых органов, оспаривать каждый признак искусственного дробления не имеет смысла. Причина в том, что совпадения признаков объясняются стандартными условиями договора франчайзинга.
В этом случае результативнее выстраивать такую стратегию защиты, которая подтвердит корпоративную историю, то есть историю создания структуры или реорганизации, а также наличие деловой цели, конечно же, отличной от цели оптимизации налогов. Также необходимо подтвердить и самостоятельность каждой компании/ИП, входящих во франчайзинговую сеть. Именно такая модель защиты помогает отбить доначисления налоговых инспекторов, что подтверждает актуальная судебная практика.
Судебная практика
Компания по договору коммерческой концессии (франчайзинга) получила в пользование товарный знак. В это же время она заключила договор коммерческой концессии с 57-ю индивидуальными предпринимателями (пользователи) на спецрежиме, которые продавали продукцию через свои магазины. Инспекторы посчитали такую схему работы искусственным дроблением бизнеса и доначислили ей более 180 млн ₽. В качестве доказательств они привели следующие аргументы:
для 57 ИП разрабатывалась специальная программа для заказа продукции, ее устанавливали только на этих точках. Другим ИП и юрлицам программу не предоставляли.
в качестве предпринимателей, которые открывали магазины, были зарегистрированы работники самой компании.
компания (франчайзер) была единственным поставщиком продукции для всех ИП;
у магазинов предпринимателей было одинаковое название, они были оформлены в едином стиле, в них действовали одни и те же дисконтные карты и т. д.
компания-франчайзер доставляла продукцию до магазинов ИП своими силами и за свой счет;
передача ИП прав на использование товарного знака не зарегистрирована во ФСИС «Роспатент».
Несмотря на огромный список совпадений и признаков подконтрольности, судьи в этом споре поддержали компанию. Они указали, что целью заключения договоров коммерческой концессии было не получение необоснованной налоговой выгоды, а развитие рынка сбыта товаров под определенными брендами. При этом заключить договор концессии могло любое лицо. Деловая же цель компании состояла в том, чтобы повысить узнаваемость бренда, увеличить спрос на реализуемую продукцию и, в конечном счете, создать благоприятные условия для оптовой торговли. Кроме того, все ИП вели самостоятельную деятельность — за свой счет арендовали помещение и несли иные расходы, связанные с их деятельностью (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.08.2024 по делу № А57-7217/2023).
Еще больше судебных дел и победных аргументов для бизнеса ведущие эксперты ЦФУ рассмотрят на бесплатном вебинаре «Риски дробления бизнеса франшиз и маркетплейсов: как избежать претензий ФНС», который пройдет 29 апреля. Зарегистрируйтесь на него сейчас, чтобы точно не упустить возможность заранее обезопасить свой бизнес от многомиллионных налоговых доначислений. Также минимизировать риск претензий вам может наш чек-лист ниже. Пройдитесь по нему и убедитесь, что вы соблюдаете основные меры безопасности.
Чек-лист. Меры безопасности для франчайзинговой сети
✅Минимизируйте пересечения с владельцем франшизы. Безопаснее не заключать договор франчайзинга с родственниками, сотрудниками и т. д. Иначе у инспекторов возникнут сомнения в самостоятельности и независимости каждого бизнеса.
✅Передавайте товарный знак и другие исключительные права за вознаграждение на рыночных условиях. Более того, безопаснее для этого привлечь оценщика, чтобы документально подтвердить указанные в договоре суммы вознаграждения. Но учтите, что мало прописать вознаграждение в договоре, необходимо, чтобы стороны действительно производили расчеты. Причем сумма вознаграждения не должна значительно отличаться для определенных, как правило, взаимозависимых компаний/ИП.
✅Отслеживайте условия о покупке франшизы. Если ее нельзя приобрести любому человеку, то это вызовет подозрения у налоговой, ведь фактически франчайзинг — это развитие сети.
✅Избегайте миграции персонала, а также смешения денежных потоков.
✅Соблюдайте самостоятельность каждого бизнеса. Контролируйте, чтобы каждая компания/ИП несли расходы «за себя».
✅Обязательно регистрируйте договор коммерческой концессии с каждым франчайзи.
За защитой франшизы безопаснее обратиться к экспертам ЦФУ. Мы проведем налоговый аудит и выстроим безопасную структуру работы с франчайзи с учетом всех изменений 2025 года.
Обращайтесь в ЦФУ, чтобы защитить франшизу от претензий инспекторов и налоговых доначислений
Мы проведем налоговый аудит и выстроим безопасную структуру работы с франчайзи в соответствии с изменениями 2025 года

Реклама: ООО «ЦФУ», ИНН: 2536249177, erid: 2W5zFGAjnKS
Начать дискуссию