Акция: держим цены ОСНО моб
Обновлено
УСН
Читать 5 мин
Самые важные письма Минфина и ФНС по УСН и АУСН в 2026 году: обзор для бухгалтера

Самые важные письма Минфина и ФНС по УСН и АУСН в 2026 году: обзор для бухгалтера

Собрали для вас краткую сводку по разъяснениям Минфина и ФНС по УСН и АУСН. Сохраняйте и пользуйтесь.

5,9 тыс. просмотров1,3 тыс. открытий
Автор

Январь: УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо Минфина от 26.01.2026 № 03-11-09/4303

Регионы могут устанавливать дополнительные условия для льготных ставок по УСН.

Январь: НДС на УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо ФНС от 30.12.2025 № СД-4-3/11836@

ФНС выпустила методичку по НДС для упрощенцев, по которой можно не платить НДС с авансов, если отгрузка была в том же квартале.

Письмо Минфина от 13.11.2025 № 03-07-11/109868

День выполнения работ для целей НДС – вступление в силу решения суда, если они признаны по суду.

Письмо Минфина от 19.01.2025 03-07-11/111725

На УСН нельзя совмещать ставки НДС 5% и 22%.

Февраль: УСН и АУСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо ФНС от 02.02.2026 №20-7-04/0009@

Если не получилось перейти на АУСН, сохраняется прежний налоговый режим.

Письмо Минфина от 28.01.2026 № 03-00-08/5827

Покупка долей в ООО не идет в расходы по УСН.

Письмо ФНС от 26.11.2025 № БС-4-11/10609@

Для районного коэффициента на АУСН надо применять код дохода 2006.

Письмо ФНС от 28.01.2026 № СД-36-3/531@

Письмо Минфина от 23.01.2026 № 03-11-09/4303

Региональные власти могут устанавливать дополнительные критерии для льготных ставок по УСН.

Вести учет доходов и расходов на УСН, уплачивать единый налог и сдавать декларацию научим на курсе профпереподготовки «Главный бухгалтер на УСН». Курс поможет уверенно работать на УСН, уплачивать НДС, подготовиться к проверкам налоговиков. После обучения вы получите удостоверение, которое внесем в ФИС ФРДО.

Цена курса со скидкой 60%: 12 583 рублей вместо 31 790 рублей. Срок акции ограничен.

Февраль: НДС на УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо ФНС от 29.10.2025 № ЗГ-2-3/16525@

Для НДС-лимита на УСН считают только доход без уменьшения на расходы.

Письмо от 28.01.2026 № 03-07-11/5715

Коммунальщики на УСН включают НДС в тариф.

Письмо Минфина от 15.12.2025 № 03-07-11/121850

Концессионеры-коммунальщики на УСН в 2025 году платят НДС 20%, а с 2026 года у них льгота по НДС и ставка 5% в малых населенных пунктах

Письмо Минфина от 22.12.2025 № 03-07-11/124494

В 2024 году бизнес на УСН мог платить НДС, но без права на вычет.

Март: УСН, АУСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо ФНС от 27.02.2026 № ЕА-36-3/1525@

Если товар отгрузили при УСН, а оплата пришла при АУСН, доход облагается по АУСН.

Письмо ФНС от 02.03.2026 № ЕА-36-3/1588@

Если товар продан при УСН с оплатой по карте, а деньги пришли при АУСН, доход облагается по АУСН.

Письмо ФНС от 06.03.2026 № ЕА-36-3/1723@

Письмо ФНС от 20.02.2026 № СД-36-3/1343@

На АУСН можно учесть в расходах зарплату, начисленную при УСН

 

Письмо ФНС от 25.03.2026 № СД-36-3/2303@

При переходе на АУСН нельзя принять в расходы товары, купленные при СН и проданные при АУСН.

Письмо ФНС от 11.03.2026 № ЕА-36-3/1812@

Письмо Минфина от 26.02.2026 № 03-11-09/15087

При переходе с УСН на АУСН с февраля 2026, вернуться назад можно только в январе 2028.

Письмо ФНС от 03.03.2026 № ЕА-36-3/1625@

В декларации по УСН теперь надо расшифровывать взносы ИП 1%.

Письмо ФНС от 26.02.2026 № ЕА-36-3/1467@

При переходе с УСН на АУСН декларацию по УСН надо сдавать в обычные сроки с кодом периода 34.

Март: НДС на УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо Минфина от 26.12.2025 № 03-07-11/127183

Концессионеры-коммунальщики на УСН не платят НДС, если работают в малых населенных пунктах.

Письмо Минфина от 24.12.2025 № 03-07-11/125663

В 2025 году нельзя отказаться от выбранной ставки НДС 5% и перейти на 20%.

Письмо от 09.02.2026 № 03-07-11/9157

Для НДС-лимита на УСН считают доходы по УСН, ПСН, АУСН. Что с доходами по депозитам – пока непонятно.

Письмо Минфина от 03.12.2025 № 03-07-11/117416

ИП на УСН с доходом более 20 млн в 2025 году должен платить НДС в 2026 году.

Письмо Минфина от 23.01.2026 № 03-07-11/4227

Если ИП закрылся и снова открылся, чтобы обнулить НДС-лимит дохода на УСН, налоговики пересчитают доход с начала года.

Апрель: УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо Минфина от 16.03.2026 № 03-05-04-01/20817

Региональные власти могут устанавливать свои условия до доходам или зарплате для льготных ставок УСН.

Апрель: НДС на УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо ФНС от 06.04.2026 № СД-36-3/2711@

Для лимита по ПСН учитывают доходы с начала года, даже если было закрытие и снова открытие ИП.

Письмо Минфина от 05.02.2026 № 03-07-11/8399

Если арендодатель на УСН стал платить НДС, увеличение цены аренды возможно только по договоренности с арендатором.

Май: УСН и АУСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо ФНС от 28.04.2026 № ЕА-36-3/3447@

ФНС уточнила, как заполнить уведомления о переходе на УСН задним числом.

Письмо ФНС  от 12.05.2026 № СД-36-3/3880@

ИП на АУСН может открыть текущий счет в банке не из списка уполномоченных.

Письмо ФНС от 12.05.2026 № СД-36-3/3880@

У ИП на АУСН может быть личный счет в неуполномоченном банке.

Май: НДС на УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо Минфина от 13.08.2025 № 03-11-11/78484

Подаренная родственником бизнес-недвижимость у ИП на УСН облагается налогом.

Письмо Минфина от 26.02.2026 № 03-07-11/14900

Концессионеры-коммунальщики на УСН в малых населенных пунктах не платят НДС, но только с 2026 года.

Письмо Минфина от 11.03.2026 № 03-07-11/1926

При реализации ЖНВЛП на УСН с НДС 5% платить 5% надо со все стоимости, а не с межценовой разницы.

Письмо Минфина от 29.04.2026 № 03-07-11/36084

Досрочно поменять ставку НДС с 5% на 22% могут упрощенцы, у которых на 01.01.2026 не прошло 4 квартала применения ставки 5%.

Письмо Минфина от 27.03.2026 № 03-07-07/25310

Организация на УСН из Сколково не платит НДС, даже если доход превысил 20 млн, но декларацию по НДС сдает.

Июнь: УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо Минфина от 20.03.2026 № 03-04-05/22907

При продаже нежилой недвижимости, использованной в бизнесе, ИП на УСН платит налог по УСН, а не НДФЛ.

Письмо Минфина от 20.03.2026 № 03-04-05/22822

Подаренная бизнес-недвижимость от ИП к ИП облагается налогом по УСН, даже ели они близкие родственники.

Письмо Минфина от 29.04.2026 № 03-03-06/1/35958

Застройщик на УСН должен вести раздельный учет расходов за счет средств дольщиков, чтобы не платить налог со средств на четах эскроу.

Письмо Минфина от 19.08.2025 № 03-04-05/80948

Если ИП на УСН использовал квартиру в бизнесе и в ЕГРИП есть коды ОКВЭД по продаже недвижимости, то при ее продаже надо платить налог по УСН.

Письмо Минфина от 17.04.2026 № 03-07-14/33056

Работы по акту от 2026 года облагаются НДС 22%, даже если сами работы были выполнены в 2025 году.

Письмо Минфина от 17.04.2026 № 03-07-11/32265

Переменная часть арендной платы за декабрь 2025 года облагается НДС 22%, если акт на нее выставлен в 2026 году.

Июнь: НДС на УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо Минфина от 29.04.2026 № 03-07-11/36084

Досрочная смена ставки НДС 5% на 22% возможна только если с момента ее применения на 01.01.2026 не прошло 4 квартала.  

Письмо Минфина от 28.04.2026 № 03-07-11/35606

Досрочная смена ставки НДС 5% на 22% не работает для тех, кто начал платить 5% с 1 квартала 2025 года. И для гостиниц тоже.

Июль: УСН и АУСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо Минфина от 08.05.2026 № 03-11-11/38953

Комиссионеры и агенты не могут применять АУСН.

Июль: НДС на УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо Минфина от 10.06.2026 № 03-07-11/49629 

После перехода с НДС 5% на НДС 22% можно принять к вычету НДС с остатков товаров.

Письмо Минфина от 05.05.2026 № 03-07-11/37650

После перехода с ПСН и УСН без НДС на УСН с НДС 22% можно принять к вычету НДС с остатков товаров.

Письмо Минфина от 23.06.2026 № 03-07-15/53637

Те, кто стал платить НДС 5% с 2025 года, могут досрочно перейти на НДС 22%, если на 01.01.2026 не прошло четыре квартала.

Письмо ФНС от 24.07.2026 № СД-36-15/6410@

На УСН с НДС 5% надо сдавать и декларацию по НДС, и отчет по прослеживаемости. На УСН с НДС 22% – только декларацию по НДС.

Письмо Минфина от 09.06.2026 № 03-07-11/49022

Концессионеры на УСН не освобождены от НДС, даже если доход меньше лимита.

Август: УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо ФНС от 30.07.2026 № СД-36-3/6565@

Письмо Минфина от 24.07.2026 № 03-11-09/64317

Адвокатские палаты могут применять УСН.

Письмо Минфина от 08.04.2026 № 03-11-10/29518

Налоговые каникулы по УСН и ПСН закончатся 1 января 2027 года.

Август: НДС на УСН

Письмо

Суть разъяснений

Письмо Минфина от 30.06.2026 № 03-07-11/55970

Досрочно перейти с НДС 5% на 22% можно в течение четырех кварталов, если они не истекли на 01.01.2026.

Письмо Минфина от 24.06.2026 № 03-07-11/53908

При переходе с ОСНО на УСН с НДС 5% надо восстановить НДС со стоимости реконструкции ОС, но не единовременно. А раз в год, пока не пройдет 10 лет.

Письмо ФНС от 18.08.2026 № СД-29-3/2281@

Концессионеры-коммунальщики на УСН могут не платить НДС или применять ставку 5% в малых населенных пунктах.

Читайте также по теме Все разъяснения по УСН за 2025 год: обзор писем Минфина и ФНС.

Начать дискуссию
ГлавнаяПодписка