https://t.me/tot115fz. Все материалы из источника

23688 115-ФЗ

Дело о судебном возврате комиссии по антиотмывочному Закону 115-ФЗ.

Саратовская компания ООО «СЕВЕРСНАБ» обслуживалась в банке «Авангард» с 2014 года. В 2017 году операции клиента были признаны банком сомнительными.

Анализ результативной части суда первой инстанции показывает, что «Авангард» был прав в своих выводах о сомнительной составляющей в деятельности клиента:

– выплата зарплаты ниже прожиточного минимума без оплаты страховых взносов;

– компания платит за подшипники, а деньги поступают за мебель и кабельную продукцию;

– соотношение налогов в объеме списания со счета составляет 0,14%, что ниже сомнительного порога 0,9% (обозначенного ЦБ);

– много операций в адрес физических лиц с основаниями «под отчет», «за юридические услуги», «по договору поручения»;

– по счету не проводятся платежи, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия (аренда, канцелярия и пр.).

Далее банк уведомляет клиента, что теперь он вынужден уделять повышенное внимание его операциям согласно рекомендациям ЦБ, и за это клиент должен дополнительно платить банку 0,3% от суммы каждого платежа. Официально это называется «Дополнительный финансовый контроль».

Клиент продолжает работать по счету еще 2 года. За это время он выплатил банку 44 тыс. рублей комиссии. После закрытия счета в сентябре 2019 года ООО «СЕВЕРСНАБ» обращается в суд о взыскании незаконно удержанной комиссии за «Дополнительный финансовый контроль» и проценты в размере 3 тыс. рублей.

Суд первой инстанции отказывает компании, однако после апелляции иск удовлетворяют и обязывают банке «Авангард»  вернуть удержанную комиссию компании.

В РосФинмониторинге раскрыли схему проведение транзитных операций с последующим обналичиванием через электронные аукционы (торги).

На банковские счета организатора электронных аукционов (на заключение государственных и муниципальных контрактов) поступают денежные средства от большого количества юридических лиц, зарегистрированных в различных субъектах страны, с назначением платежей «пополнение гарантийного фонда для участия в торгах».

В последующем со счетов организатора электронных аукционов денежные средства в эквивалентном размере перечисляются в качестве возврата средств из гарантийного фонда. При этом плательщики и получатели средств не совпадают, что свидетельствует о транзитном характере операций и их фиктивном основании.

Юридические лица, со счетов которых поступают средства на счета организаторов электронных торгов, обладают признаками организаций, не осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность:

отсутствие зарегистрированных транспортных средств, имущества, земельных участков;

  • минимальная штатная численность;
  • отсутствие иных операций по расчетным счетам;
  • незначительный период с даты регистрации и др.

Юридические лица, в пользу которых организатор электронных аукционов возвращает денежные средства, переводят их в адрес одних и тех же физических лиц, которые в последующем снимают их в наличной форме. Среди основных типологических признаков данной схемы можно отметить следующие: 

  • организатор электронных торгов получает денежные средства на участие в торгах от одних компаний, а осуществляет возврат другим;
  • участие большого количества компаний, имеющих признаки фиктивности;
  • контрагенты организатора электронных торгов, в адрес которых осуществляется возврат средств из гарантийного фонда, осуществляют операции с одними и теми же физическими лицами, которые в последующем снимают их в наличной форме;
  • компании-участники схемы зачастую осуществляют деятельность в сфере оптовой продажи пищевых продуктов и табачных изделий.

Платежная система «Золотая корона» включилась в борьбу с отмыванием денег. Теперь через систему невозможно будет получить или отправить средства, действуя по доверенности. В случае обращения представителя клиента, участники системы обязаны будут отказать в совершении операции.

961 115-ФЗ

Опубликованы Методические рекомендации ЦБ № 2-МР от 12.02.2020 о запрете на повышенные комиссии. 

Вчера мы публиковали куски проекта, теперь все официально.

Банкам не рекомендуется брать повышенную комиссию за переводы с заблокированных счетов по 115-ФЗ в другие банки.

А также не рекомендуется устанавливать повышенную комиссию за переводы в адрес физических лиц, но только за «экономически обоснованные операции», такие как зарплата, дивиденды, соц. выплаты. Так что просто так на физика без комиссии заплатить будет все равно нельзя, например, выдать заем.

На прошлой неделе состоялось заседание Коллегии Росфинмониторинга на тему «Об итогах работы Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2019 году и основных задачах на 2020 год». На встречу пришли помощник президента Серышев, зампредседателя правительства Оверчук, первый замминистра юстиции Песенко, руководитель ФНС Егоров и другие. 

Итоги работы Росфинмониторинга в 2019 году такие: 

– Россия вошла в пятерку, а финансовая разведка – в тройку стран, чьи антиотмывочные системы соответствуют требованиям международного сообщества.

– Удалось пресечь деятельность 25 «теневых площадок», оборот которых составлял 38 млрд рублей.

– Применение заградительных мер банками позволило пресечь вывод в нелегальный оборот более 200 млрд руб.

– В целях минимизации рисков использования судебной системы для обналичивания и вывода денег за рубеж по притворным основаниям, Росфинмониторинг привлекался в процессы в качестве третьего лица почти 4 тысячи раз. Общая сумма исковых требований, рассмотренных Службой, составила более 150 млрд рублей. С учетом заключений РосФина приняты решения об отказе в исковых требованиях на общую сумму около 38 млрд рублей.

– Антиотмывочная система демонстрирует очевидное снижение объема сомнительных операций – в среднем на 20-30% ежегодно.

– По рискам высокого уровня совместно с ФНС России, ЦБ и другими участниками «антиотмывочной» системы, количество фирм-однодневок было доведено до исторического минимума и составило 120 тыс., объем перечислений на их счета сократился в 1,3 раза.

–Зафиксировано снижение рисков использования фиктивной внешнеэкономической деятельности в схемах легализации.

– Совместная работа с четверкой крупнейших сотовых операторов и Роскомнадзором привела к сокращению в 2 раза объема подозрительных операций обналичивания денежных средств через абонентов операторов сотовой связи, на которые поступают денежные средства от фирм-однодневок.

– Совместно с Генеральной прокуратурой, Федеральным казначейством, МВД, ФНС и ФАС России завершается разработка механизма выявления номинальных юридических лиц и пресечения их деятельности в целях принятия превентивных мер для обеспечения сохранности бюджетных средств.

– В рамках минимизации коррупционных рисков, Росфинмониторингом проведено свыше 4 тыс. проверочных мероприятий, материалы почти 190 финансовых расследований с выявленными признаками легализации преступных доходов направлены в правоохранительные органы.

– С использованием материалов Росфинмониторинга возбуждено около 390 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а также более 45 уголовных дел по фактам легализации доходов, связанных с коррупцией, арестованы активы фигурантов более чем на 30 млрд рублей.

– Совместными усилиями с ФСБ России удалось пресечь деятельность пяти масштабных каналов ресурсного обеспечения международных террористических организаций, через которые на нужды террористических организаций перечислено около 120 млн руб.

– Совместно с МВД России ликвидирован канал финансирования МТО «ИГИЛ», который действовал на территории России с 2014 года и через него было выведено свыше 500 млн рублей.

1212 ЦБ РФ

ЦБ заставляет банки делать двойную работу под страхом диких штрафов за нарушение того самого 115-ФЗ. Думали, что это сказки, пока не получили подтверждение от ряда банкиров, прошедших проверку ЦБ за последние 12 месяцев, передает телеграмм-канал «Тот самый 115-ФЗ». Суть в следующем.

Банки должны сообщать в РосФинмониторинг обо всех расходных операциях некоммерческих организаций на сумму от 100 тыс. руб.

Как делали банкиры: НКО со своего счета заплатил своему контрагенту, банк – сообщил. Всё.

Теперь же ЦБ требует, чтобы банки выявляли расходные операции своих клиентов по счетам других банков. Как это возможно? Да легко. Банк увидел зачисление на счет своего клиента от НКО из другого банка и должен выяснить, а не является ли данная НКО одновременно клиентом нашего банка. Такие случаи не редкость, никто же не запрещает одному лицу иметь несколько счетов. И так же по другим операциям обязательного контроля.

Такой же подход к идентификации выгодоприобретателей (третьих лиц, за которых идет оплата). Если из другого банка пришли деньги на вашего клиента, а плательщик также имеет у вас счет, то вы должны идентифицировать выгодоприобретателя, несмотря на то, что плательщик платит из другого банка.

Логика у ЦБ такая – если лицо является вашим клиентом, то неважно, в каком банке это лицо проводит операцию, вы обязаны его контролировать. И если ЦБ сможет доказать, что банк мог видеть такую операцию и не сообщил – нарушение 115-ФЗ.

Вот и получается двойная работа. На клиента сообщил банк плательщика и на эту же операцию должен сообщить и банк получателя. Зачем это спам для Росфинмониторинга в виде одинаковых сведений от разных банков на один и тот же платеж – непонятно. Зато для ЦБ все понятно – отличный повод перевыполнить планы по сбору штрафов с банков. Ну а банкирам... держаться и ловить блох.

Основным критерием блокировки счетов предпринимателей на основании 115-ФЗ является низкая налоговая нагрузка. По методике ЦБ – пороговое значение налоговых платежей 0,9% от оборота по списанию с расчетного счета. Для представителей теневой экономики – это давно известный факт. Поэтому сейчас широкое распространение получила схема по искусственному манипулированию налоговой нагрузкой. Вот как она устроена.

Юридические лица перечисляют деньги в качестве уплаты налоговых платежей на балансовый счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» с указанием заведомо неверных реквизитов. Впоследствии деньги возвращаются от Управления Федерального казначейства обратно с балансового счета № 30811 «Кредитовые суммы, перечисленные по взаимным расчетам до выяснения», тем самым формально увеличивается коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика.

Иными словами, при таком раскладе автоматизированные банковские системы считают, что клиент платит много налогов и вне подозрения в сомнительной деятельности. Некоторые банковские антиотмывальщики прознали о данной хитрости и подкрутили фильтры в системе, поэтому схема уже работает не везде.

Росфинмониторинг планирует направлять срочные запросы в банки по клиентам. Срок ответа – 6 часов. Это следует из проекта Приказа ФСФМ «Об утверждении Особенностей направления Федеральной службой по финансовому мониторингу в кредитные организации запросов в электронной форме».

Сейчас понятия срочный запрос от финансовой разведки не существует. Все запросы обрабатываются по стандартной процедуре со сроком ответа 5 дней.

Росфинмониторинг обещает, что такие запросы будут редкими и касаться только клиентов банков, подозреваемых в финансировании терроризма, а также, что в срочном порядке можно будет запрашивать информацию не более чем по 5 клиентам.

2158 ЦБ РФ

Глобальный черный список клиентов, замешанных в сомнительных действиях по 115-ФЗ появится на свет не раньше, чем через 2 года.

Предварительное название: Платформа KYC («Знай своего клиента»).

У ЦБ есть все базы, есть вся необходимая информация. Вопрос в ответственности.

Каждому юридическому и физическому лицу будет присвоен уровень риска. В ЦБ опасаются, что банки будут отказывать в обслуживании клиентам, имеющим повышенный риск, ссылаясь на информацию от Банка России. Радостно, что товарищи из ЦБ усвоили печальный опыт списков 550-П и пытаются подходить к вопросу более ответственно. Иными словами, сотрудники ЦБ продумывают юридические нюансы, как спихнуть ответственность за блоки клиентов по новым спискам на банки. Здесь все гораздо сложнее. Если в случае со списками 550-П Банк России выступает в роли почтальона и с него спроса нет, то в случае новых черных списков – ЦБ и автор и аналитик. Придется отвечать за последствия, а ЦБ такого не любит. 

Писали про торгово-розничные предприятия и автосалоны, теперь речь пойдет о том, как устроена продажа наличной выручки через общепит и торговые сети бытовой техники.

Ряд компаний (на схеме «Группа № 1») осуществляет переводы денежных средств в адрес организации, занимающейся розничной торговлей (далее – торговая сеть), по основаниям, связанным с оказанием услуг, выполнением различных работ.

Взамен указанных переводов торговая сеть передает им аккумулированную наличную выручку.

После этого, еще одна группа юридических лиц, обладающих признаками фиктивности (на схеме «Группа № 2»), совершает переводы, как правило, с назначением платежей «за выполненные строительно-монтажные работы», «за строительные материалы» на счета «Группы № 1», которая, в свою очередь, передаёт «Группе № 2» наличные денежные средства.

Подобная схема повторяется до момента, пока наличные денежные средства полностью не переходят заказчику наличности. Годовые обороты денежных средств организаций, вовлеченных в торговлю наличной выручкой, зачастую превышают 1 млрд рублей.

 

Писали про торгово-розничные предприятия, теперь про автосалоны.

Данная схема может реализовываться автосалоном как скрытно от клиентов, которые не располагают сведениями об участии в сделке по приобретению автомобиля третьего лица («транзитной компании»). Так и открыто, документально уведомляя покупателя автомобиля о существующем порядке расчетов и получая от клиента необходимые подписи на всех документах, в том числе с «транзитной компанией».

На практике, последний вариант используется автосалонами наиболее активно.

Так, в день покупки физическим лицом автомобиля в автосалоне, приобретаемый автомобиль перепродается автосалоном (иногда даже не тем автосалоном, в котором находится покупатель, а иным автосалоном, входящим в одну группу компаний или одну дилерскую сеть «транзитной компании» с проставлением соответствующих отметок в ПТС автомобиля.

В короткий промежуток времени автомобиль перепродается «транзитной компанией» физическому лицу – покупателю. Договор купли-продажи заключается между физическим лицом и «транзитной компанией», а не автосалоном.

Покупатель автомобиля вносит наличные денежные средства в кассу «транзитной компании» (фактически в кассу автосалона). Вместе с тем, данные наличные средства не учитываются в бухгалтерских документах «транзитной компании», выручка на ее счет от продажи автомобилей физическим лицам не поступает.

Как правило, в рамках данной типологии обслуживающие участников схемы банки могут наблюдать следующие признаки:

  • автосалоном неоднократно осуществляются безналичные операции по продаже автомобилей юридическим лицам, обладающим признаками «транзитных компаний»;
  • история операций по счету «транзитной» компании характеризуется разными основаниями при зачислении денег на счет и их списании;
  • низкий уровень инкассации наличных денежных средств автосалоном.

Торгово-розничные предприятия (ТРП) заключают с номинальными фирмами договоры на оказание услуг инкассации, агентские договоры, договоры комиссий и пр. Наличная выручка, образующаяся у ТРП, передается заказчикам наличных денежных средств через посредников, действующих за вознаграждение.

Руководство указанных ТРП также получает свой процент за оказание данного вида услуг. Денежные средства в размере, эквивалентном переданной выручке, безналичным путем поступают от номинальных фирм на счет ТРП (по договору или фиктивным товарным сделкам).

Таким образом, при отсутствии внесения и зачисления наличной выручки через кассу банка на расчетный счет ТРП (классическая инкассация) фактически денежные средства на него поступают со счетов транзитных организаций безналичным путем.

Все чаще клиентами банков для придания законного вида сомнительным операциям используются договоры, исполнение которых предполагает уплату НДС (например, поставка автомобилей и других товаров с актами их приема-передачи, с признаками фиктивности, предоставление туристических услуг), что не предусмотрено Методическими рекомендациями Банка России от 04 декабря 2015 года № 35-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», где акцент идет именно на отсутствие НДС.

Характерной особенностью данных схем является так называемая «ломка» назначения платежа при поступлении и списании денежных средств в адрес фирм-однодневок. Так, денежные средства на счета «фирмы-однодневки» поступают за строительные материалы, оборудование, услуги и строительные работы, а расходуются в качестве оплаты за продукты питания, автомобили, табачные изделия, предоставление туристических услуг.