Маркетплейсы

Учет продаж на маркетплейсах в 2025 году: подробное руководство для бизнеса

Бухгалтерский и налоговый учет продаж через маркетплейсы имеет свои особенности. Рассказываем, как продавцам учитывать такие операции.

Продажи товара через маркетплейс — важные особенности

Маркетплейс — это онлайн-витрина, где продавцы (селлеры) выставляют свои товары. За определенное вознаграждение маркетплейс не только предоставляет право торговать на своем ресурсе, но и предлагает различные услуги, например — по хранению и продвижению товара, по обеспечению расчетно-кассового обслуживания, по обеспечению логистики и т.п.

В общем случае стороны заключают агентский договор, где продавец является принципалом, а маркетплейс — агентом.

Варианты работы с интернет-площадкой могут быть такими:

  • Товар хранится на складе продавца, с которого он выдается маркетплейсу для доставки заказавшим его покупателям (FBS).

  • Товар передается на хранение на склад маркетплейса, который принимает и собирает заказы, а затем доставляет их покупателям (FBO).

При любой схеме сотрудничества товар остается в собственности продавца, пока не будет передан покупателю.

После оплаты товара покупателем, деньги поступают не продавцу, а на счет маркетплейса, который должен сформировать и передать покупателю кассовый чек. Из поступившей суммы площадка удерживает свое вознаграждение, а остаток средств перечисляет продавцу.

К стоимости товара маркетплейс может применить скидку, согласованную или не согласованную с продавцом.

Размер не согласованной скидки площадка должна возместить продавцу, уменьшив на аналогичную сумму свое вознаграждение. Если суммы вознаграждения не хватает для возмещения скидки, маркетплейс доплачивает эту разницу продавцу.

Возможен и такой вариант, когда маркетплейс увеличивает цену товара, установленную продавцом — тогда полученную разницу между ценой продавца и своей ценой площадка оставляет себе.

Ежемесячно или в другие, установленные договором сроки, маркетплейс обязан предоставлять продавцу следующие отчеты:

  • Отчет о продажах — документ, где приводится полный перечень реализованных товаров, их количество, стоимость и даты продаж, указываются примененные скидки, перечисляются возвращенные или невыкупленные товары. Здесь же указывается сумма вознаграждения, удержанная маркетплейсом.

  • Акт о дополнительных услугах, оказанных продавцу, с перечнем их видов и стоимостью. Вместо акта возможно оформление универсального передаточного документа (УПД).

Взаимодействие с маркетплейсом происходит через личный кабинет продавца на сайте интернет-площадки, подписание и обмен документами происходит электронно через оператора ЭДО (электронного документооборота).

Операции по перемещению товаров и их продаже подтверждают соответствующими документами:

Вид документа

Что подтверждает

  • Товарная накладная;

  • при передаче через транспортную компанию — транспортная накладная.

Передача товара продавцом на склад маркетплейса

Акт приема-передачи товаров

Приемка товара маркетплейсом

  • Отчеты маркетплейса о продажах и оказанных услугах;

  • акты о проведении взаимных расчетов;

  • выписки банка.

Поступление выручки от продаж, возвраты или отказ от товаров, расходы продавца на вознаграждение маркетплейсу, перечисление денег на счет продавца

Если вы продаете товары на маркетплейсах или через свой интернет-магазин, имеете собственное производство и хотите автоматизировать учет продаж, товарных остатков и контроль взаиморасчетов — воспользуйтесь программой 1С:УНФ. Это отличное решение для автоматизации торговли и интеграции с маркетплейсами — программа из коробки умеет работать со всеми видами маркировки, а специалисты Tnext помогут вам настроить интеграцию с маркетплейсами.  

Заказать внедрение 1С:УНФ

Бухгалтерский учет продаж на маркетплейсе

В бухучете выручку от продажи товаров (без НДС) включайте в доходы, списывая при этом себестоимость продаж. Учитывайте выручку на дату продажи, указанную в отчете маркетплейса, в сумме, по которой реализован товар, без вычета вознаграждений интернет-площадке.

Включите в признаваемую выручку:

  • собственную скидку к цене товара;

  • согласованную с продавцом невозмещаемую скидку маркетплейса (согласованная продажная стоимость).

Если маркетплейс применил не согласованную с продавцом скидку, возмещаемую продавцу:

  • учтите сумму скидки как убыток в виде разницы между согласованной продажной стоимостью и стоимостью, установленной маркетплейсом;

  • датой отчета о продажах возмещенную маркетплейсом сумму убытка включите в прочие доходы;

  • если платите НДС, начислите налог на возмещенную сумму и признайте его прочим расходом в периоде начисления.

Вознаграждение торговой площадке и стоимость оказанных ею дополнительных услуг учтите в расходах.

Продажи на маркетплейсе отражайте бухгалтерскими проводками:

Дата операции

Дебет

Кредит

Операция

Дата передачи товара маркетплейсу по накладной

45

41

Товар продавца передан маркетплейсу

Дата реализации покупателю (согласно отчету маркетплейса)

76 / Расчеты с маркетплейсом по товарам

90.1

Выручка от продаж учтена в доходах

90.3

68 / НДС

Начислен НДС

90.2

45

Себестоимость проданных товаров отнесена в расходы

Период признания скидки

76 / Скидка маркетплейса

91.1

Образовалась задолженность маркетплейса по возмещению разницы в цене

Дата отчета маркетплейса, акта или иного документа

44

76 / Вознаграждение маркетплейса

Начислено вознаграждение маркетплейсу

19

76 / Вознаграждение маркетплейса

НДС с вознаграждения маркетплейсу

68 / НДС

19

НДС приняли к вычету

44

76 / Услуги маркетплейса

Начислено вознаграждение за прочие услуги, оказанные маркетплейсом

19

76 / Услуги маркетплейса

НДС от суммы вознаграждения

68/НДС

19

НДС приняли к вычету

Дата поступления денег продавцу или взаимозачета (по выпискам банка, актам)

76 / Вознаграждение маркетплейса, услуги маркетплейса

76 / Расчеты с маркетплейсом по товарам, скидка маркетплейса

Между продавцом и маркетплейсом проведен взаимозачет

51

76 / Расчеты с маркетплейсом по товарам

На банковский счет продавца поступили деньги от маркетплейса

91.2

68 / НДС

На разницу в цене начислили НДС

Как учесть возврат товара

Операции по возврату товара отражайте на основании отчета маркетплейса.

Если покупатель отказался от товара и не оплатил его, сделайте проводку, обратную проводке по передаче товара маркетплейсу: Дт 41–Кт 45.

Если покупатель вернул товар после его оплаты, принимайте во внимание даты покупки и возврата (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99):

Сделайте сторно операций по реализации возвращенного товара, если возврат произведен в том же календарном году, когда была совершена покупка:

Дебет

Кредит

Операция

76 / Расчеты с маркетплейсом по товарам

90.1

СТОРНО Выручка от продажи товара

90.3

19

СТОРНО Начислили НДС

68 / НДС

19

НДС принят к вычету по возвращенному товару

90.2

45

СТОРНО Списана себестоимость проданного товара

41

45

Маркетплейс вернул продавцу товар

Доход от продажи и себестоимость возвращенного товара отразите как убыток и прибыль прошлых лет, если возврат совершен в следующем году после продажи:

Дебет

Кредит

Операция

91.2

76 / Расчеты с маркетплейсом по товарам

Доход от продажи возвращенного товара отражен как убыток прошлых лет, выявленный в текущем году

41

91.1

Себестоимость возвращенного товара, отражена как прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году

68 / НДС

91.1

Вычет НДС по возвращенному товару

Все проводки отражайте в периоде, когда был совершен возврат товара.

Внедрение 1С УНФ

Эффективная автоматизация бизнеса с помощью 1С:Управление нашей фирмой. Управляйте продажами, финансами и производством в одной системе с интуитивно понятным интерфейсом

Налоговый учет продаж на маркетплейсе

Независимо от применяемого режима, в налоговом учете выручка от продаж на маркетплейсе включает все поступления, связанные с расчетами за проданные товары. Включая выручку в доходы, не уменьшайте ее на вознаграждения маркетплейсу и стоимость его услуг (п. 2 ст. 249 НК, письмо Минфина от 16.08.2024 № 03-11-11/77477).

Особенности учета на ОСНО

Дата признания дохода от продаж при методе начисления на ОСНО — день продажи либо отгрузки товара конечному покупателю (п. 3 ст. 271, ст. 316 НК).

Выручку от реализации (без учета НДС) признавайте в доходах на дату продажи товара, указанную в отчете маркетплейса. Одновременно относите на расходы затраты на приобретение проданных товаров.

Вознаграждение маркетплейсу включайте в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на дату документа, подтверждающего сумму таких начислений.

Скидки маркетплейса учитывайте по аналогии с бухгалтерским учетом. Возмещаемый убыток включайте во внереализационные доходы на дату его признания (п. 2 ст. 250, п. 4 ст. 271 НК).

НДС с суммы скидки, возмещаемой маркетплейсом продавцу, отнесите на прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на дату его начисления (п. 1 ст. 264, п. 7 ст. 272 НК).

Траты на хранение и перевозку товара маркетплейсом, а также другие издержки в связи с реализацией, включите в косвенные расходы и спишите в том же месяце, когда их произвели (п. 1 ст. 268, ст. 320 НК).

При возврате товара покупателем в налоговом учете необходимо сделать соответствующие корректировки:

  • Если товар вернули в том же налоговом периоде, в котором он был продан:

    • доходы от реализации уменьшите на сумму выручки от его реализации;

    • расходы уменьшите на ранее учтенные затраты на приобретение этого товара.

  • Если товар возвращен в следующем налоговом периоде, соответствующие доходы и расходы отражайте в налоговом учете периода, в котором произошел возврат (п. 2 ст. 250, п. 2 ст. 265 НК, письмо Минфина от 25.07.2016 № 03-03-06/1/43372):

    • во внереализационные расходы включите возвращенную покупателю сумму, уплаченную им за товар — это убыток прошлых лет, выявленный в текущем периоде;

    • во внереализационных доходах учтите списанную при реализации стоимость возвращенного товара как выявленный в текущем периоде доход прошлых лет.

Особенности учета на УСН

При УСН «доходы» и «доходы минус расходы» применяется кассовый метод, поэтому в общем случае в налоговом учете доход от продаж признают на дату поступления денег продавцу. В то же время, по мнению Минфина, при торговле через маркетплейсы датой получения дохода принципалом-упрощенцем следует считать дату возникновения у него права распоряжаться полученными доходами (п. 1 ст. 346.17 НК, ст. 996, 1011 ГК, письмо Минфина от 15.01.2025 № 03-11-11/1996). То есть, деньги, поступившие от покупателя маркетплейсу, фактически принадлежат продавцу, и он вправе ими распоряжаться. Следовательно, упрощенцам доходы следует признавать на указанную в отчете дату прихода денег от покупателя маркетплейсу.

Скидку маркетплейса, возмещаемую продавцу, включайте в доходы на дату получения возмещения от электронной площадки.

Если товар возвращен покупателем, доходы в периоде возврата необходимо уменьшить на сумму выручки от продажи за вычетом НДС.

Затраты при УСН «доходы минус расходы» учитывайте так:

  • Суммы вознаграждения маркетплейсу и стоимость оказанных им услуг учитывайте в расходах после их оплаты или проведения взаимозачета с площадкой на дату утверждения соответствующего отчета или акта (ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК).

  • Стоимость приобретения реализованных товаров включайте в расходы при условии, что они полностью вами оплачены. НДС, предъявленный вам поставщиками, включите в стоимость, если освобождены от его уплаты, либо если применяете пониженные ставки НДС 5% или 7%. Если применяете ставку НДС 20% (10%), входной НДС можете принять к вычету.

  • В случае возврата товара доходы корректируйте по аналогии с УСН «доходы», а расходы в периоде перечисления денег за возвращенный товар уменьшите на ранее списанные затраты на его приобретение.

Сократить ручной труд, ускорить выполнение заказов и захватить новые рынки селлеру поможет комплексная автоматизация учета продаж, товарных остатков и контроля взаиморасчетов с помощью программы 1С:УНФ. Внедрение этого решения позволяет:

  • Работать в едином информационном пространстве — централизованно загружать товары, остатки и цены на площадки, принимать заказы из всех каналов в единую систему.

  • Видеть аналитику в реальном времени — отслеживать спрос, оценивать эффективность площадок и оптимизировать ассортимент через полноценный аналитический инструментарий.

  • Настроить интеграцию с маркетплейсами — бесшовно взаимодействовать с логистическими операторами и клиентскими сервисами для автоматизации доставки, обновления статусов и управления клиентским опытом.

Читайте также:

Внедрение 1С УНФ

Эффективная автоматизация бизнеса с помощью 1С:Управление нашей фирмой. Управляйте продажами, финансами и производством в одной системе с интуитивно понятным интерфейсом

Реклама: ООО «СПЭЙС», ИНН 7720602971, erid: 2W5zFJyv936

Комментарии

4
  • Соня Лаптева

    порадовало, что разложили все схемы с FBO и FBS — наконец-то понятно, где чьи риски и как формировать проводки. Всё по делу и без воды, лайк

  • Кристина Клюева

    Подскажите, если возврат произошёл, но маркетплейс задержал возврат денег покупателю, когда нам учитывать корректировку дохода при УСН

    • Tnext

      Можно применить тот же порядок, что при возврате аванса (письмо Минфина от 02.04.2021 № 03-11-11/24213). То есть, нужно уменьшить доходы того налогового (отчетного) периода, в котором провели возврат.

  • Варвара Жукова

    А если возврат товара пришёл с повреждениями но клиент требует деньги назад, мы как должны учитывать списывать по остаточной стоимости или как брак? И как быть с НДС в этом случае если вычет уже был?

Интересные материалы