Новости для бухгалтера

796

Мария СВЕТЛОВА

На этой неделе в столице начнет работу невиданная доселе организация - Консультационный центр по вопросам защиты от недружественных поглощений предприятий. Его создали совместными усилиями Мосгордума, Управление по экономической безопасности при правительстве Москвы и городская Торгово-промышленная палата. Предполагается, что именно в новоиспеченный центр будут обращаться за бесплатными (!) квалифицированными советами руководители и сотрудники предприятий, которые столкнулись с угрозой поглощения фирмы более крупной "акулой бизнеса".

"Борьба с корпоративным шантажом самыми жесткими способами" - таким боевым девизом обозначила главную цель создания центра Ирина Рукина, председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике, выступая 16 апреля на пресс-конференции по поводу открытия необычной консультационной структуры.

По словам Рукиной, и в столице, и в Подмосковье "заметно активизировался процесс враждебного поглощения предприятий". Президент московской Торгово-промышленной палаты Леонид Говоров и другие организаторы центра с жаром рассказали о многочисленных вопиющих случаях поглощений и о ловких схемах, приводящих к гибели мелких и даже крупных и социально значимых предприятий... Дескать, из-за "неподготовленности, незнания руководителей" или из-за грубых ошибок, допущенных во время приватизации, предприятия находятся под прицелом компаний-захватчиков. Путем интенсивной скупки акций у работников или за счет искусственного формирования долгов фирмы и инициирования банкротства "корпоративные шантажисты" получают ее за бесценок. По словам представителя Управления правительства Москвы по экономической безопасности Вячеслава Иванова, итог подобной агрессии, как правило, драматичен: захват активов, перепрофилирование имущественного комплекса, масштабные увольнения сотрудников поглощенного предприятия...

Поведав о таких леденящих душу детективных сюжетах, организаторы консультационного центра призвали потенциальных жертв корпоративного шантажа не покоряться судьбе. Уже на этой неделе должны заработать телефоны "горячей линии" центра: 771-61-23, 771-61-24, 771-61-25. Позвонив по этим номерам, руководители и сотрудники могут рассчитывать на бесплатные юридические консультации. Представители консалтинговых компаний, специалисты которых будут оказывать такую помощь, посетовали, что чаще всего именно из-за юридической безграмотности собственники и менеджеры предприятий, подвергшихся недружественному поглощению, не могут оказать достойного отпора захватчикам. Дело в том, что агрессоры, как правило, используют вполне легальные схемы захвата, а это значит, что противостоять им можно и нужно с помощью их же оружия - досконального знания законов.

Юристы консультационного центра будут объяснять руководителям и акционерам, что и как сделать для эффективной защиты компании от захвата. Правда, бесплатными будут только первичные консультации. Если жертвам корпоративного шантажа потребуется постоянное сотрудничество с юристами, в том числе представительство интересов в суде, то придется заключить с центром договор на оказание платных услуг. Кстати, по заверению Ирины Рукиной даже первичная консультация может включать выезд специалистов центра на предприятие для изучения документов.

1790

Правительство РФ в основном одобрило основные направления налоговой политики на 2003-2005гг. Об этом сообщил сегодня первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

С.Шаталов отметил, что рассмотренные сегодня на заседании правительства предложения по налоговой реформе снижают налоговую нагрузку на 1,75% ВВП, если будут приняты решения о возврате НДС, то это приведет к дополнительны выпадающим налоговым доходам в сумме 45 млрд руб.

Согласно этому документу, с 2004г. отменяется налог с продаж, снижается базовая ставка НДС с 20 до 18%, при сохранении пониженной ставки 10% по социально-значимым товарам и услугам.

Снижение базовой ставки ЕСН, по расчетам министерства финансов, с 35,6% до 26% возможно с 2005г. Эта ставка будет действовать для уровня заработных плат до 300 тыс. руб. в год. От 300 тыс. до 600 тыс. руб. будут действовать ставка в размере 10%, а для зарплат свыше 600 тыс. руб. - 2%. По расчетам Минфина, снижение ставки ЕСН приведет к выпадению доходов из бюджета в объеме 224 млрд руб. Однако с учетом расширения налогооблагаемой базы, Минфин прогнозирует сокращение бюджетных доходов на 194 млрд руб. С.Шаталов отметил, что реформирование ЕСН необходимо проводить параллельно с пересмотром всей системы обязательного медицинского и социального страхования.

В случае благоприятной финансовой ситуации в 2005г. Минфин допускает возможность введения с 2006г. единой ставки НДС в размере 16%. По расчетам Министерства финансов, это приведет к выпадению бюджетных доходов в объеме 70 млрд руб., или 0,4% ВВП.

611

Госдума 22 апреля на парламентских слушаниях искала способы совершенствования природоохранного законодательства. Устроенная Конституционным и Верховным судами чехарда с отменой и признанием законным правительственного постановления, на основании которого в течение десяти лет взимались платежи за загрязнение окружающей среды, вызвала растерянность мытарей и налогоплательщиков. Министерство по налогам и сборам продолжает собирать деньги с законопослушных налогоплательщиков.

А промышленники не знают, стоит ли вносить вроде бы отмененный платеж, или все-таки не рисковать, не портить отношения с налоговиками, не создавать риск наложения многомиллионных штрафов и пени, и продолжать его вносить, как прежде. В большинстве случаев предприниматели выбирают второй вариант, и в результате экологический платеж стал побором без какого-либо юридического статуса. Задание разработать для него законодательную базу было дано уже почти девять месяцев назад, однако ответственные за это ведомства никак не могут разродиться законопроектом, пригодным хотя бы для обсуждения в правительстве.

 

Источник http://bpi.ru/

684

Странный проект федерального закона был принят на прошлой неделе Госдумой в первом чтении. Называется документ "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации". Проект предлагает новые обязанности для работодателей - по соблюдению принципа равноправия полов в кадровой политике предприятий.

К примеру, в случае массового увольнения работодатель, согласно проекту, должен озаботиться, чтобы "число увольняемых того или иного пола" было "пропорционально сложившейся численности персонала на данном объекте".

1709

В начале апреля сменился дизайн у одного из "монстров" среди ресурсов бухгалтерской и налоговой тематики сайта Налоговая помощь. Это первое и очень удачное "перерождение" TaxHelp'a за два года его существования.

В середине месяца порадовал постоянных посетителей переменами и экономический интернет-еженедельник КОНСАЛТИНГ.РУ.
Сайт изменился не только внешне, но и функционально. Например, по-другому отображаются "статьи с продолжением". Теперь читателям легче найти все части статьи, опубликованные в разных выпусках. Пока что редакция еженедельника борется с техническими трудностями, связанными с переездом на новый сервер. Будем надеяться, что скоро все наладится

Бухгалтеры давно уже привыкли к тому, что искать работу (или сотрудника) в интернете можно не только на специальных порталах, посвященных трудоустройству и поиску персонала. Бухгалтерские вакансии и резюме часто публикуются на профильных сайтах. На прошлой неделе раздел, посвященный поиску работы открылся и на одном из крупнейших бухгалтерских сайтов - Клерк.RU. Ознакомиться с предложениями на рынке труда можно по адресу: www.klerk.ru/personal.

На сайте еженедельной газеты "Учет, налоги, право" открылся новый раздел - Ответы на вопросы. Теперь на сайте можно узнать ответы на вопросы, которые не требуют консультации экспертов, но интересуют многих читателей и подписчиков "УНП".
Кроме того, у сайта газеты есть новость для бухгалтеров Сибирского региона. Новая ежемесячная региональная вкладка "Учет, налоги, право в Сибири" нашла "приют" и в интернет-версии. На сайте можно прочитать некоторые материалы вкладки и ознакомится с анонсами других материалов. Кроме того, через интернет можно задать вопрос на "горячие линии", которые проходят в Новосибирске.

На www.rnk.ru проходит cтуденческая налоговая Олимпиада. Участвовать в ней могут все студенты старших курсов экономических вузов, к сожалению, только столичных.

16 апреля прошло вручение Национальной интернет премии. Сайт Министерства по налогам и сборам, победивший в прошлом году в номинации "Органы власти и самоуправления", был в числе пяти претендентов на награду и в этот раз. Однако, приз достался cайту Правительства РФ.

Напоследок о новостях нашего сайта. Открылся новый раздел - Книги. Теперь вы можете выбрать на сайте необходимую профессиональную литературу и отправить онлайн-заявку на приобретение книг. Для членов клуба "Главубх" скидка 10 процентов.

Обзор подготовлен www.glavbukh.ru

7328

С 1 января 2004 г. вводятся трудовые книжки нового образца. Постановлением
утверждаются формы трудовой книжки и вкладыша в нее, а также правила ведения и хранения

трудовых книжек, изготовления их бланков и обеспечения ими работодателей.

Из новой формы исключены сведения о назначении пенсии, а сведения о награждениях и
поощрениях объединены. Установлено, что работодатель - физическое лицо не имеет права
производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки
работникам, принимаемым на работу впервые.

В правилах установлен порядок внесения изменений и исправлений в трудовую книжку,
обусловленных сменой фамилии, имени, отчества, даты рождения и др.
Новым также является требование о наличии подписи работника, заверяющей все
внесенные записи за время его работы в данной организации, при его увольнении
(прекращении трудового договора). Приходно-расходная книга по учету бланков и книга
учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должны быть пронумерованы,
прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной
печатью или опломбированы.

Имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и
обмену на новые не подлежат.
В отличие от ранее действующего порядка, размер взимаемой работодателем с работника
платы за трудовую книжку и вкладыша в нее, не определен в фиксированной сумме. Размер
платы определяется размером на их приобретение.
Минтруду РФ предписано давать разъяснения по применению правил.

1162

Государственная дума приняла в прошлую пятницу в третьем чтении две поправки в Налоговый кодекс, вводящих льготы для двух разных категорий налогоплательщиков. В одном законопроектном пакете оказались нормы, интересные для топ-менеджеров некоторых крупных компаний, и положения, предоставляющие доступ к социальным налоговым вычетам опекунам и попечителям. За принятие поправок в окончательной редакции высказались 393 депутата, голосовавших против и воздержавшихся не было.

Первая из одобренных поправок касалась тех, кто оплачивает учебу детей из своего кармана. Согласно действующей редакции Налогового кодекса, право на социальный вычет в размере до 25 тыс. руб. в пределах сумм, уплаченных за образование детей в возрасте до 24 лет, возникает только у родителей. После недолгих прений думцы решили, что это не совсем справедливо. И предоставили те же льготы опекунам и попечителям.

Другая поправка имела не столько социальный, сколько чисто прикладной характер. «Если налогоплательщиком были приобретены в собственность (в том числе получены на безвозмездной основе или с частичной оплатой) ценные бумаги, – гласит ее текст, – [то] при налогообложении доходов по операциям купли-продажи ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются также суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг».

Если перевести казенные формулировки на общедоступный русский, суть новшества проста. До сих пор те, кто получали безвозмездно или по льготной цене акции или опционы на них, должны были уплачивать 13%-й подоходный налог с выгоды. То есть с разницы между ценой покупки и рыночной стоимостью полученных ценных бумаг. А при их продаже подоходный налог взимался снова – если рыночная стоимость росла против опционной. Поправка же предлагает ограничить размер налогооблагаемой базы в последнем случае только разницей между той ценой, с которой налог уже уплачен, и ценой реализации.

По словам зампреда бюджетного комитета Госдумы Михаила Задорнова, вторая поправка принята «для акционеров и менеджеров» крупных компаний. Дело в том, что выдача опционов на акции или самих пакетов акций стала в последнее время довольно распространенной формой мотивации высших управленцев в российских корпорациях. И эксперты полагают, что в будущем опционные схемы станут такой же неотъемлемой формой трудового договора топ-менеджеров, как компенсационные пакеты и аналогичные стимулы.

Наверное, не так уж и плохо, что Дума, подобно слепой Фемиде, не делает различий между интересами «верхов» и «низов». Как показывают исследования, которые провела в минувшем году Стокгольмская школа экономики при участии Шведского исследовательского совета, тема социальной справедливости в системе оплаты труда одинаково близка всем россиянам, независимо от положения на служебной лестнице. И наверное, несправедливо, когда подоходный налог с одной и той же базы взимается дважды.

Проблема лишь в том, что при голосовании изменений в Налоговый кодекс – и во втором, и в третьем чтении – не вполне был соблюден думский регламент. Изначально депутаты готовились обсуждать только льготы для опекунов и попечителей. Поправка, защищающая интересы крупного бизнеса, была «прицеплена» к пакету буквально в последний момент.

«Конечно, это позор – вставлять льготы по налогообложению ценных бумаг в поправку, которая распространяет налоговые вычеты на опекунов», – резюмировал Михаил Задорнов. Но инициаторы скандальной новации – выходцы из крупного бизнеса Сергей Генералов и Иван Анненский – ничего позорного в этом не видят. В конце концов, цель оправдывает средства. Судя по итогам голосования, большинство в нижней палате думает так же.

Отдел финансовых рынков

1252

Галина РОВКИНА

Фонд социального страхования РФ выпустил новую форму отчетности для страхователей. И хотя бланк появился на свет с опозданием, фонд вовсе не намерен перекладывать на страхователей хлопоты, связанные с этой неувязкой.

Минюст России 11 апреля зарегистрировал постановление ФСС России от 27.03.03 № 33, которым утвержден новый бланк отчета об использовании сумм страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Такой отчет бухгалтерам знаком - он представляется в органы фонда вместе с ежеквартальной расчетной ведомостью 4-ФСС РФ, а к самому отчету прилагаются документы, подтверждающие целевое использование средств.

И название отчета, и порядок его подачи останутся такими же, как и в прошлом году. Но вот в самом бланке произошли изменения. Прежде в первой таблице указывалась лишь общая сумма планируемых расходов, согласованная с региональным отделением фонда. А теперь планы придется расшифровать: в отдельной графе нарастающим итогом с начала года указывать намеченные расходы "в том числе на отчетный период".

А во второй таблице отчета, где содержатся данные по застрахованным и профилактике профзаболеваний, добавились новые графы. В них страхователям придется докладывать фонду соцстраха о том, сколько работающих обеспечены средствами индивидуальной защиты (в том числе и за счет страховых взносов) и сколько выдано сертификатов по охране труда.
Однако по всей видимости бухгалтерам придется заполнять эти новые графы лишь начиная с отчетности за второй квартал. Дело в том, что за первый квартал подавать ведомость 4-ФСС РФ вкупе с отчетом нужно было до 15 апреля. Ясно, что к этому времени новая форма не поспела к страхователям. Во всяком случае это очень хорошо понимают в ФСС России, где корреспонденту "УНП" уверенно заявили: форма появилась слишком поздно, так что если бухгалтеры отчитались за первый квартал отчетом образца 2002 года, то никаких недоразумений не возникнет.

1026

Андрей КРЫЛОВ

Новый, подробный, более внятный - так вкратце можно охарактеризовать документ, который будет регламентировать регистрацию в органах Пенсионного фонда РФ всех страхователей, производящих выплаты физическим лицам. Этот порядок регистрации утвержден постановлением Правления ПФР от 19.03.03 № 33п и зарегистрирован Минюстом России 16 апреля.

В документе детально описан алгоритм регистрации для организаций, индивидуальных предпринимателей (к этой категории отнесены также частнопрактикующие нотариусы и детективы) и физических лиц, производящих выплаты гражданам.
В отличие от нынешнего временного порядка регистрации (утвержден постановлением ПФР от 11.03.01 № 33а) в новом регламенте четко оговорены сроки регистрации организаций. Между госрегистрацией юридического лица и постановкой на учет в ПФР не может пройти более 30 дней. При этом не важно, возникли или нет у организации к этому сроку обязательства по уплате страховых взносов на пенсионное страхование. Фирма зарегистрирована? Значит, в течение месяца должна "отметиться" и в Пенсионном фонде.

Более четко в новом порядке прописана процедура регистрации организаций, "обремененных" филиалами. Сейчас надлежит регистрироваться в органах фонда "по местонахождению каждого из обособленных подразделений". А теперь ПФР уточнил важное обстоятельство: регистрироваться надо по месту всех обособленных подразделений, у которых есть отдельный баланс и расчетный счет и "через которые организации выплачивают вознаграждения физическим лицам".
Обратите внимание: после регистрации филиала страхователю в отделении Пенсионного фонда РФ вручается извещение о регистрации в двух экземплярах. Один из них в течение 10 дней должен быть представлен в отделение ПФР по местонахождению головной организации.

Индивидуальные предприниматели и физические лица должны регистрироваться только в том случае, если они нанимают работников. На регистрацию отводится 30 дней, а за точку отсчета принимается дата подписания трудового договора между работодателем и физическим лицом.
Образцы заявлений для всех категорий страхователей и порядок заполнения этих документов можно найти в приложениях к постановлению ПФР № 33п.

Ну и напоследок успокоим уже зарегистрированных страхователей: никакой перерегистрации из-за введения нового порядка не последует. ПФР прямо указывает, что у всех страхователей, "засветившихся" в органах фонда до вступления нового порядка в силу, сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер.

1085

РБК. 20.04.2003, Москва 17:44:54. М.Касьянов не исключает возможности изменения структуры регрессивной шкалы Единого социального налога (ЕСН). Как сообщил журналистам в Москве премьер-министр РФ Михаил Касьянов, существующая в настоящее время регрессивная шкала ЕСН не в полной мере отвечает интересам перерабатывающих отраслей промышленности, развитие которых является приоритетным с целью диверсификации российской экономики. Нынешняя регрессия, отметил премьер, в большей степени выгодна сырьевикам.

М.Касьянов пояснил, что минимальную ставку по этому налогу имеют возможность платить предприятия с высоким уровнем зарплат, а это в основном, предприятия сырьевого сектора. Что же касается других отраслей экономики, например строителей, то в этом сегменте достаточно низкий уровень зарплат и предприятия вынуждены платить ЕСН по максимальной ставке. Поэтому, М.Касьянов не исключает возможности изменения структуры регрессивной шкалы Единого социального налога.

Что касается снижения эффективной ставки ЕСН, то, по словам премьера, это произойдет не ранее 2005г. М.Касьянов отметил, что снижать с 2004г. и ЕСН и НДС "очень рискованно". Кроме того, подчеркнул он, для снижения ЕСН "нужная ясность с социальными фондами, которой пока нет".

623

Комиссия по работе с профессиональными объединениями аудиторов при
Министерстве финансов РФ подготовила Соглашение о взаимодействии
российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров по
вопросам развития аудита в России.

Соглашение предусматривает создание новой структуры, которая объединит
все ведущие аудиторско-бухгалтерские профессиональные объединения,
аккредитованные при Министерстве финансов РФ.

Консолидация аудиторского сообщества поможет Минфину установить более
эффективный контроль над разрозненным рынком аудита. Сейчас в России
насчитывается около 3000 аудиторских фирм, 15 000 аттестованных аудиторов
- физических лиц и примерно 100 их объединений.

Вопрос о подписании соглашения будет поставлен на ближайшем заседании
Совета по аудиторской деятельности.

Источник: Документы и комментарии

2015

В целях обеспечения своевременного и правильного зачисления доходов, поступающих от уплаты налогов и сборов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, перед МНС России встала задача разработать такой порядок заполнения платежных документов налогоплательщиков, который предполагал бы наименьшее количество ошибок при зачислении причитающихся доходов в бюджеты всех уровней, а также сокращение невыясненных платежей.

В настоящее время в ИМНС России по г. Кемерово ежедневно поступает до 4500 платежных документов только от юридических лиц. Эта цифра говорит о реальной нагрузке, возникающей в период с 5-го по 15-е число каждого месяца, а также после 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, на которые приходятся установленные законодательством сроки уплаты налогов. В эти периоды количество поступающих платежных документов резко возрастает. Все они должны быть незамедлительно обработаны и переданы для отражения в лицевых счетах конкретных налогоплательщиков и фиксирования исполнения ими обязанности по уплате налогов.

Поэтому решение поставленной задачи возможно только путем внедрения новых технологий и полной автоматизации процесса приема и обработки платежных документов. Но автоматизировать можно обработку только документов, заполненных в строго установленном порядке.

Для чего необходимо правильное заполнение платежного документа?

Необходимо отметить, что законом о федеральном бюджете на соответствующий бюджетный год устанавливаются нормативы распределения соответствующих налогов. По всем налогам установлены соответствующие коды бюджетной классификации (КБК).

Если налогоплательщиком неправильно указан КБК, например вместо КБК по налогу на добавленную стоимость КБК по акцизу на дизельное топливо (разница между кодами незначительна), то денежные средства будут распределены по уровням бюджетов в соответствии с нормативами, установленными для этого вида акциза, а не зачислены в полном объеме в доходы федерального бюджета. Кроме того, из-за допущенной налогоплательщиком ошибки у него по одному налогу может возникнуть переплата, а по другому - недоимка, на которую будут начисляться пени. В соответствии с положениями НК РФ начисление пеней прекращается налоговым органом только с момента принятия решения о зачете переплаты по одному налогу в погашение недоимки по другому, которое налоговый орган принимает лишь на основании заявления налогоплательщика. При этом налоговый орган не вправе вносить какие-либо изменения в платежные документы налогоплательщика.

Если налогоплательщиком правильно указан КБК, но не указан конкретный вид платежа - налог, пени или штраф, то налоговый орган вправе направить поступившие денежные средства в соответствии с данными учета на уплату имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогу, зачисляемому на этот КБК.

Для надлежащего исполнения обязанности по уплате налогов налогоплательщикам достаточно правильно заполнить платежный документ в соответствии с Правилами, утвержденными совместным Приказом МНС России № БГ-3-10/373, ГТК России № 961 и Минфина России № 80н по согласованию с Банком России от 01.10.2001 г.

Правильное заполнение платежных документов позволит налоговым органам в кратчайшие сроки в автоматизированном режиме обработать поступающие в электронном виде платежные документы и выполнить свои функции соответственно по формированию доходов бюджетов и учету исполненных налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов.

Чем должен руководствоваться налогоплательщик при заполнении платежных документов?

Во-первых, четким пониманием того, что он должен уплатить: налог, пени, штраф, сумму задолженности по графику реструктуризации, сумму задолженности по акту налоговой проверки и т.д. - все возможные виды и основания платежей приведены в вышеназванных Правилах.

Во-вторых, памятками, которые размещены на стендах в Инспекции МНС России по г. Кемерово, на городском сайте в Интернете. В этих памятках указаны коды бюджетной классификации, на которые зачисляются соответствующие налоги, реквизиты счетов УФК (БИК, корсчет), ИНН налогового органа, а также коды муниципальных образований (ОКАТО), в бюджеты которых производится перечисление причитающейся доли регулирующих налогов.

В-третьих, программным продуктом по автоматизированному заполнению платежных документов, специально разработанным МНС России для облегчения задачи по правильному заполнению платежного документа.

Таким образом, правильно заполнить платежный документ налогоплательщику вполне "по плечу".

В отношении физических лиц работа ведется в несколько ином направлении. Поскольку трудно требовать от физических лиц правильного заполнения всех необходимых реквизитов платежного документа, налоговым органам вменено в обязанность самостоятельно заполнять платежные документы за налогоплательщиков - физических лиц. Такой платежный документ, полученный по почте (или иным способом) из налогового органа, физическому лицу достаточно предъявить к оплате в отделение Сбербанка России.

В недалеком будущем, планируется ввести в платежный документ для физического лица штрих-код, который будет содержать все необходимые данные для идентификации вида и назначения платежа, поступающего от физического лица. Это позволит не только сократить время на обслуживание налогоплательщика в Сбербанке России и уменьшить количество ошибок при вводе информации, но и создать электронную версию платежного документа, которая при поступлении в налоговый орган может быть незамедлительно проведена по лицевым счетам налогоплательщиков - физических лиц.

Следует отметить, что платежные документы, содержащие штрих-код, будут формироваться самими налоговыми органами и направляться налогоплательщикам для предъявления в отделения Сбербанка России.

Таким образом, работа по внедрению новых технологий в систему обработки платежных документов будет продолжаться до создания единой системы электронных платежей как для юридических, так и для физических лиц.

/ИМНС России по г. Кемерово, 14.04.2003/

455

Василий Кудинов
ОргрэсБанка Игорь Коган. "Будем публиковать данные и на сайте ЦБ, чтобы у клиентов не возникало лишних вопросов", - говорит вице-президент Пробизнесбанка Павел Бусыгин. А главный бухгалтер банка "Авангард" Владимир Андреев отмечает, что публикуемые формы отчетности не рассчитаны на широкий круг пользователей - в этих показателях сможет разобраться человек, хорошо знакомый со спецификой банковского бизнеса. На их основе можно сформировать первое впечатление, но нельзя делать серьезный анализ, добавляет Коган. "Мы напрямую обмениваемся информацией с контрагентами и анализируем отчетность в более оперативном режиме", - добавляет зампредседателя КБ "Кредиттраст" Александр Тимофеев.

Между тем Андреев из "Авангарда" отмечает, что сегодня некоторые организации зарабатывают деньги на распространении балансов банков. По мнению Козлова, многие подобные базы данных ворованные или недостоверные и публикация достоверных показателей в Сети позволит "сбить черный рынок". А банки, которые уже публикуют свои данные на сайте ЦБ, считают, что даже "негативные" показатели лучше недостоверных. "Пусть лучше специалисты зададут свои вопросы и банк на них ответит, ведь отчетность все равно станет достоянием гласности", - сказал вице-президент БИН-банка Алексей Гуськов.

ЦБ считает, что таким образом приучает банковское сообщество к информационной открытости, и планирует продолжить разъяснительную работу на местах. Позавчера Центробанк рекомендовал своим территориальным управлениям провести беседы с руководством банков, играющих заметную роль в экономике регионов, и предложить им раскрывать информацию. "С высокой долей уверенности можно предположить, что большинство банков после таких бесед свою информацию раскроют", - говорит топ-менеджер одного из крупных региональных банков.

Козлова не смущает, что многие банки на своих сайтах раскрывают гораздо больший объем информации, чем предлагает ЦБ. Сейчас перечень публикуемых данных каждая кредитная организация определяет самостоятельно. "Мы же предлагаем некоторый стандарт раскрытия", - сказал зампредседателя ЦБ.

440

Правительство сорвало сроки подготовки поправок к Бюджетному и Налоговому кодексам, и президент вынужден был перенести на июнь рассмотрение во втором чтении законов о разграничении полномочий между уровнями власти. За это правительство опять подверглось критике "Единой России".

Приняв 21 февраля в первом чтении законы о разграничении полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью, депутаты потребовали от правительства подготовить к их второму чтению поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые должны обеспечить уровни власти доходами, по-новому распределив налоги. Замглавы администрации президента Дмитрий Козак заявил, что "рабочая группа подготовила проекты поправок, но вносить их может и должно только правительство". Но оно, в свою очередь, не смогло это сделать, "не подготовив среднесрочный финансовый план, параметры налоговой реформы и меры по оптимизации бюджетных расходов", поясняет Козак. Поэтому в установленный Думой срок - к 1 апреля - депутаты поправок не получили. А 3 апреля на парламентских слушаниях рабочая группа представила лишь предварительные расчеты.

Согласно предложениям рабочей группы, федеральному центру могут достаться НДС, ЕСН, таможенные пошлины, акцизы на газ и табак, а также 80% налога на добычу полезных ископаемых. Регионам предполагается передать целиком налог на имущество юрлиц, на пользование водными ресурсами и половину акциза на водку. Муниципалам - подоходный налог, налог на малый бизнес, на имущество физлиц, земельный налог и налог на рекламу. По информации сотрудника Администрации Президента, на прошлой неделе премьер направил президенту письмо, в котором попросил сдвинуть срок подготовки поправок на июль. "Президент принял компромиссное решение, продлив срок до первой декады июня", - утверждает чиновник. Письмо с просьбой перенести рассмотрение законов на июнь уже поступило из администрации в Думу.

Фракция "Единство" обвинило правительство в торможении "принципиальных реформ, инициированных президентом". Заявление поддержали лидеры ОВР и "Регионов России". Председатель Комитета по вопросам местного самоуправления, член "Единства" Владимир Мокрый заявил, что правительство не справилось из-за отсутствия у Минфина объективной обобщенной информации по муниципальным бюджетам. Заявление центристов появилось накануне запланированной встречи их лидеров с Касьяновым. Возможно, оно подействовало на премьера. Лидер "Единства" Владимир Пехтин сообщил, что Касьянов на встрече пообещал думцам представить поправки к БК и НК уже к 25 мая. Козак надеется, что этого срока хватит, тем более, что "и в Администрации Президента, и в правительстве, и в Госдуме есть однозначное понимание необходимости реформы".

Глеб Кузнецов, советник президента компании "Новоком", видит в заявлении центристов "очередную неубедительную попытку "Единой России" продемонстрировать свою оппозиционность правительству", напоминая, что на недавнем съезде партии ее лидер Борис Грызлов обвинял правительство в "неспособности решать проблемы страны" и подверженности влиянию олигархов.

/"Ведомости", 14.04.2003/

1865

Правительство РФ приостановило на 2003 год действие порядка, в котором за счет средств ФСС России выдавались путевки на оздоровление работников и санаторно-курортное лечение и оздоровление членов их семей.

Дело в том, что Федеральный закон от 8 февраля 2003 г. № 25-ФЗ не предусмотрел такой статьи расходов в бюджете фонда на этот год. А значит, в 2003 году подобные путевки будут оплачивать либо организации, либо сами работники. Исключение составляют фирмы, которым в 2003 году предоставлены скидки или надбавки к тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти организации смогут оплатить путевки за счет таких скидок и надбавок. Порядок такой оплаты утвержден постановлением ФСС России от 25 февраля 2003 г. № 16.

Кроме того, все предприятия по-прежнему смогут за счет средств ФСС России выдавать своим сотрудникам путевки на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории России.

Журнал "Главбух"

1960

МНС России распорядилось, чтобы налоговые инспекции не требовали от организаций представлять в составе декларации по налогу на прибыль за I квартал и 9 месяцев 2003 года два приложения к листу 02 – приложение № 3 «Отдельные виды расходов, связанные с производством и реализацией» и приложение № 4 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу».

Обратите внимание: в декларацию за первое полугодие 2003 года указанные приложения должны входить обязательно. Приложение № 3 придется заполнять тем фирмам, которые понесут расходы, перечисленные в этой форме.

В свою очередь, приложение № 4 к листу 02 должны включить в декларацию за первое полугодие предприятия, которые получили убыток в предыдущие годы.

Журнал "Главбух"

579

МНС России утвердило Порядок работы постоянных налоговых постов у предприятий, которые проводят операции с нефтепродуктами. Напомним, что начиная с 2003 года налоговые органы могут создавать налоговый пост на территории предприятий, которые производят нефтепродукты или торгуют ими. Правда, это касается лишь тех, у кого есть свидетельство на производство, оптовую реализацию, оптово-розничную реализацию или на розничную реализацию нефтепродуктов.

В Порядке, который утвердило МНС России, прописано, кто может входить в состав налогового поста, каков режим его работы и какие права имеют его сотрудники.

Порядок работы налоговых постов содержит 16 приложений. В них приведены формы отчетов, которые ежемесячно обязаны составлять сотрудники налогового поста.

Заметьте: каждый из 16 отчетов подписывают руководитель налогового поста, а также руководитель и главный бухгалтер организации, где этот пост создан.

Журнал "Главбух"

1224

Андрей КРЫЛОВ

Представим ситуацию: руководитель предприятия уходит в отпуск и его обязанности исполняет заместитель. Казалось бы, вполне естественный шаг - выплатить в этом случае заместителю зарплату, равную руководительской. То есть доплатить до оклада начальника. Однако до недавнего времени действовал документ, запрещающий такие доплаты, - разъяснение Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профсоюзов от 29.12.65. Теперь этот архаизм устранен определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 11.03.03 № КАС 03-25.

Кратко суть древнего советского документа о временном заместительстве можно выразить так: если руководителя замещает штатный заместитель, доплачивать ему не надо. В ходе защиты этой нормы в суде представитель Минтруда России ссылался на то, что исполнение обязанностей руководителя уже учтено в окладе заместителя. При этом должностные оклады заместителей устанавливаются на 10-20 процентов ниже оклада руководителя (примечания к единой тарифной сетке, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785). Заметим, что осенью прошлого года в решении от 01.11.02 Верховный суд мнение чиновника поддержал.

Но теперь Кассационная коллегия Верховного суда РФ не согласилась с таким решением и опровергла доводы представителя Минтруда. Во-первых, коллегия указала на то, что постановление, утверждающее примечания к ЕТС, отменено постановлением Правительства РФ от 27.02.95 № 189. А во-вторых - и это самое важное, - советская норма о запрещениях доплат противоречит Трудовому кодексу. Статья 21 ТК РФ дает работнику право на получение в полном объеме заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Проще говоря, больше работаешь - имеешь право больше получить. По мнению ВС РФ, очевидно, что, когда руководитель отсутствует, сложность труда плюс количество и качество работы его заместителя резко возрастают. На этом основании Кассационная коллегия Верховного суда РФ признала не действующим указанный выше советский документ в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами.

Кроме того, в марте Кассационная коллегия Верховного суда подправила еще один советский нормативный акт. На этот раз речь шла о совместительстве. Постановление Совета Министров СССР от 04.12.81 № 1145 запрещало совмещение руководителям структурных подразделений, отделов цехов и служб и их заместителям. В начале этого года Верховный суд РФ решением от 23.01.03 № ГКПИ 02-1359 оставил постановление Совмина в силе. При этом суд сослался на квалификационный справочник, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37.

Однако коллегия ВС РФ указала, что на основании этого справочника нельзя ограничить права руководителей, работающих в частных организациях. В результате определением Кассационной коллегии ВС РФ от 25.03.03 № КАС 03-90 постановление Совмина о совместительстве признано не действующим в части, запрещающей совмещение руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям.

965

Весьма вероятно, что скоро во многих субъектах России размер региональных ставок транспортного налога может быть оспорен. По крайней мере одна такая попытка, предпринятая тверским автолюбителем, оказалась успешной. Тверской областной суд решением от 29.01.03 по делу № 3-12-03 признал недействующими ставки, установленные региональным законом о транспортном налоге.

Транспортный налог совсем "свеженький" - он введен 1 января 2003 года главой 28 НК РФ. Налог этот региональный и вводится в действие законами субъектов РФ. Причем кодекс закрепил лишь базовые ставки налога (п. 1 ст. 361 НК РФ), разрешив регионам увеличивать или уменьшать их не более чем в пять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).
В Тверской области законодатели, введя транспортный налог, воспользовались этим правом и повысили практически все ставки. Например, для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 200 до 250 л. с. федеральная ставка в 15 рублей "доросла" до 45 рублей за 1 л. с.

Но тверской автовладелец, владеющий "лошадкой" с двигателем 210 л. с., посчитал, что такая ставка нарушает его права, и обратился с жалобой в Тверской областной суд. Его смущали два обстоятельства. Во-первых, по его мнению, тверские законодатели увеличили ставки еще до того, как у них появилось право на такое действие - до вступления в силу главы НК РФ о транспортном налоге 1 января 2003 года. А закон Тверской области об этом налоге был принят 6 ноября 2002 года и опубликован 15 ноября того же года. И во-вторых, как гласит определение Конституционного суда от 10.04.02 № 104-О, максимальные ставки налогов должны быть установлены только на федеральном уровне. Соответственно максимальная ставка для его, заявителя, автомобиля должна быть 15 рублей.

На это оппоненты возразили: дескать, определение КС РФ относится к прежнему законодательству, когда для регионов максимальные размеры ставок на федеральном уровне вообще не были ограничены. Сейчас же такое ограничение есть - ставки можно увеличить не более чем в пять раз. Поэтому статья 361 НК РФ позволяет определить пределы ставки для упомянутой машины - от 3 до 75 рублей. Принятая тверским законодателем ставка (45 рублей) увеличивает федеральную всего лишь в три раза, что вполне в рамках Налогового кодекса.

И суд поддержал заявителя! Правда, "вычислив" при этом "свою" максимальную федеральную ставку.

Начал свои рассуждения суд очень хорошо. Он согласился с тем, что тверские законодатели не имели права вводить транспортный налог до вступления в силу главы 28 НК РФ, то есть до 1 января 2003 года. Такое решение суд обосновал пунктом 1 статьи 5 НК РФ, где сказано, что законы о налогах вступают в силу по истечении месяца со дня опубликования, но не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (в нашем случае - с 1 января 2003 года). Соответственно глава 28 НК РФ вступила в силу только с этой даты. Соответственно и право регионов менять федеральные ставки, данное пунктом 2 статьи 361 этой главы кодекса, возникло тогда же.

Очень жаль, что эти рассуждения суд применил только к правомерности установления ставок. А ведь он мог пойти дальше и вообще признать незаконность введения в регионе транспортного налога с 1 января 2003 года! Право-то субъектов РФ вводить на своей территории транспортный налог, закрепленное в статье 356 главы 28 НК РФ, тоже возникло одновременно с вступлением в силу этой главы, то есть с 1 января 2003 года. Соответственно региональный закон надо было принимать после этой даты, и вступил бы он в силу по правилам статьи 5 НК РФ только 1 января 2004 года.

Но суд плавно обошел этот момент и сказал только о том, что с этой даты появилось право регионов на увеличение ставок. И вывод сделал само собой несколько "урезанный" - применять ставки, установленные тверским законодателем, в 2003 году нельзя. Надо применять федеральные.
Но вот в определении размера максимальной федеральной ставки суд отличился оригинальностью. Сказал он следующее.

Для легковых автомобилей, признаваемых объектом налогообложения, федеральные ставки в зависимости от мощности двигателя установлены в размере от 5 до 30 рублей. Но при этом объектом налогообложения является именно легковой автомобиль, а не автомобиль с определенной мощностью двигателя (к примеру, от 200 до 250 л. с.). Следовательно, максимальная федеральная ставка налога для любого легкового автомобиля - 30 рублей. Поскольку максимальная ставка должна быть установлена только на федеральном уровне (определения КС РФ от 10.04.02 № 104-О, от 10.04.02 № 107-О), суд признает: законом Тверской области о транспортном налоге предельный размер ставки нарушен. В результате этот закон признан "незаконным, недействующим, не подлежащим применению" в части введения налоговых ставок для легковых автомобилей в размере выше установленных кодексом.

Однако на этом история не заканчивается. Как сообщили корреспонденту "УНП" в Законодательном собрании Тверской области, Законодательное собрание и администрация Тверской области подали на это решение кассационную жалобу в Верховный суд РФ. Дело должны рассмотреть в конце апреля. Представитель Законодательного собрания также заметил, что если бы тверские парламентарии следовали логике суда и принимали закон о транспортном налоге после 1 января 2003 года, такой документ, согласно НК РФ, вступил бы в силу только год спустя. И в 2003 году транспортный налог в области вообще бы не собирался.

Ну что ж, посмотрим, что скажет по этому поводу Верховный суд. По логике Налогового кодекса он должен был бы поддержать Тверской областной суд. А может быть, даже пойти дальше и действительно признать введение транспортного налога с 1 января 2003 года незаконным. Если, конечно, этот суд не станет, как в свое время Конституционный суд относительно налога с продаж (постановление от 30.01.01 № 2-П), руководствоваться интересами бюджета. Ведь транспортный налог уже заложен в доходной части региональных бюджетов...

331

РБК. 09.04.2003, Москва 16:03:06. Прибыль российских банков (до налогообложения) в 2002г. составила 93 млрд руб. Как сообщает Департамент внешних и общественных связей Банка России, по сравнению с финансовым результатом деятельности российского банковского сектора в 2001г. этот показатель увеличился на 37,5% (в 2001г. он составил 67,6 млрд руб., в 2000г. - 17,2 млрд руб.).

Рентабельность активов банковского сектора в 2002г. сложилась на уровне 2,6% (в 2001г. - 2,4%, в 2000г. - 0,9%). Рентабельность капитала банковского сектора в 2002г., рассчитанная с применением методики Госкомстата России, составила 16% (в 2001г. - 14,9%, в 2000г. - 6%). При этом, по данным Госкомстата России, за 2002г. в целом по отраслям экономики этот показатель составил 7,9%, по промышленности - 10,9%.