Новости для бухгалтера

628

По транспортному налогу могут быть введены авансовые платежи. Об этом сообщила на заседании Комиссии Совета Федерации по налоговой политике начальник отдела методологии имущественных налогов Управления ресурсных и имущественных налогов МНС России Н.А. Гаврилова.

По ее словам, в некоторых регионах срок уплаты налога установлен по истечении налогового периода. Но это приводит к тому, что в течение года деньги, необходимые для поддержания дорожных фондов, не поступают. Поэтому в МНС России обсуждают возможность внесения поправок в Налоговый кодекс «в части установления авансовых платежей по транспортному налогу и их размеров». Если такие изменения будут приняты, регионам придется поправить свои законы об этом налоге.

791

Малый бизнес необходимо избавить от заполнения налоговых деклараций - эту функцию надо передать налоговым органам, которые самостоятельно исчислят налоговые обязательства предпринимателей.

С таким сенсационным заявлением на заседании Российско-Британской торговой палаты выступил министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев. «Малому бизнесу не обязательно знать все тонкости налогового законодательства. Он должен работать, а налоговая служба позаботится о сборе налогов», - сказал Геннадий Иванович.

Однако в ближайшее время ждать революционных перемен не стоит - в МНС России корреспонденту «УНП» сообщили, что никаких распоряжений по документальному оформлению идеи министра пока не поступало.

1265

Столичные налоговики предостерегают организации от чрезмерного, а главное бездумного увлечения бланками строгой отчетности.

Так, Управление МНС России по г. Москве в письме от 17.12.03 № 29-12/69624 предупреждает, что нет специальных бланков для фирм, занимающихся автотехнической экспертизой. Если такое предприятие будет использовать в работе какой-либо другой бланк, то это будет расценено как работа без ККМ.

664

«Мы имеем негативный опыт использования благотворительных фондов для ухода от налогов». Так ответил Владимир Путин на выступление нобелевского лауреата Жореса Алферова, сказавшего, что созданный им фонд с каждого рубля выплаченных стипендий платит 51 копейку в бюджет. Впрочем, президент уточнил, что он не против льгот, но решение об освобождении от налогов должно приниматься по каждому отдельному фонду.

279

МНС России собирается вести переговоры с налоговыми службами Польшы и Норвегии о взаимной административной помощи и обмене информацией по налоговым вопросам.

Как сообщает РИА «Новости», распоряжение о необходимости переговоров подписал премьер-министр Михаил Касьянов. В приниципе, налоговые соглашения с Польшей и Норвегией у России уже есть. Однако они устариели: первое заключено в 1992, второе – в 1996 году.

320

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет России по состоянию на 1 января 2004 г составила 520,4 млрд руб, увеличившись за 2003 г на 1,4 млрд руб, или на 0,3%. Такие данные содержатся в материалах министерства по налогам и сборам (МНС) России. На 1 января 2000 г накопленная за ряд лет задолженность по налогам составляла 41,7% от объема годовых поступлений доходов в бюджете, отмечается в материалах МНС. На 1 января 2003 г это соотношение составило 22,3 %, а за 2003 г снизилось до 19,5 %.

519

Прогнозы по сбору транспортного налога не оправдались, сообщает журнал "Двойная запись". По сведениям журнала сегодня налоговики отчитались перед временной комиссией Совета Федерации по налоговой политике о том, как они собирали транспортный налог.

Ни у одного из региональных налоговых управлений план с фактом не сошелся. Самыми точными оказались липецкие и нижегородские налоговики, собравшие 98 процентов от запланированных сумм.

Некоторые недооценили свои возможности, например, в Брянске инспекторы получили в 2,87 раза больше, чем планировали. Но в большинстве регионов чиновники с планом не справились. Хуже всего обстоят дела в Калининградской области (собрано 7 процентов от прогнозируемой суммы), Коми (19 процентов) и Москве (20 процентов).

703

На сегодняшнем заседании Временной комиссии Совета Федерации по налоговой политике обсуждалось начисление налога на имущество в тех регионах, где он был поздно введен или были несвоевременно опубликованы законы о налоге.

Председатель комиссии Олег Чиркунов ссылаясь на исследование, проведенное журналом «Двойная запись» хотел выяснить, почему подмосковные власти так поздно опубликовали закон о налоге и как они планируют собирать деньги. Также представители комиссии интересовались, что будут делать налоговики в других регионах, где местные законы были поздно приняты (например, это Калмыкия или Эвенкийский автономный округ).

За подмосковных чиновников пока никто не ответил, а за МНС России отчиталась Надежда Гаврилова (начальник отдела методологии имущественных налогов). По ее словам, налог будет взиматься даже в тех регионах, где он поздно введен, хотя инспекторам, скорее всего, придется судиться. Аргументируя свою позицию, госпожа Гаврилова заметила, что МНС России работает по федеральному законодательству, а глава 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» была принята и опубликована вовремя. Но стоит напомнить, что федеральное законодательство это и статья 5 НК РФ. А по ней любые налоговые законы, в том числе региональные должны быть опубликованы за месяц до начала их принятия, то есть не позднее 30 ноября.

470

Половина россиян (49%) не хранят сбережения в долларах. Такие данные получили эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по результатам опроса 1595 россиян.

По сведениям ВЦИОМ среди россиян старшего возраста 65% не хранят сбережения в долларах, среди людей средних лет (25-44 лет) — 35-40%. Из имеющих сбережения 13% признают, что падение курса доллара затронуло их материальное положение, 34% респондентов отметили, что на материальном положении изменение курса валюты не сказалось.

Опрос также показал, что ослабление американской валюты значимо для обеспеченных групп россиян и жителей мегаполисов. Среди столичных жителей, которые в большинстве своем имеют долларовые накопления (только 17% заявили о том, что у них сбережений в долларах), более трети опрошенных (35%) отметили, что это отразилось на их материальном положении, причем 4% из них заявили, что весьма существенно.

Подавляющее большинство россиян никак не реагирует на изменение курса доллара. Лишь 12% опрошенных отреагировали на эту ситуацию (потратили их на приобретение каких-либо товаров (3%), перевели в рубли или евро (3%), в недвижимость, ценные бумаги, золото (2%) и др.).

Опрос проводился в конце января в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России.

1261

Высший арбитражный суд решением по делу 12358/03 признал отдельные положения методических рекомендаций по применению главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» противоречащими действующему законодательству.

В частности, оспаривался пункт 9 этого документа, который, по сути, запрещал муниципальным унитарным предприятиям применять упрощенную систему налогообложения. В нем говорится, что не вправе применять упрощенку организации, если участие муниципальных образований в их уставном капитале составляет более 25 процентов. При этом в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ содержится несколько другое требование. Кодекс запрещает применять упрощенку организациям, в которых доля участия других организаций составляет 25 процентов. При этом МУП, подавшее иск в ВАС РФ доказывало, что муниципальное образование организацией не является. Суд полностью принял сторону налогоплательщика и в результате признал пункт 9 методички недействующим в той мере, в какой он препятствует переходу муниципальных унитарных предприятий на упрощенку. Надо отменить, что похожие решения принимались и ранее в судах кассационной инстанции, но на уровне ВАС РФ такой документ появился впервые.

Данное решение ВАС интересно не только с точки зрения перехода МУПов на упрощенку. СУД отметил, что муниципальные образования не является организацией. В частности, согласно пункту 1 статьи 235 НК РФ плательщиками ЕСН являются организации, индивидуальные предприниматели или физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Муниципальное образование не подходит ни под одно из этих определений, поскольку не является ни организацией, ни физическим лицом. Следовательно, муниципалитеты не должны платить ЕСН. Конечно, такой вывод очень смел, но тем не менее, он следует из решения суда. Конечно, на практике ЕСН придется платить. Мы уверены, что ни один суд не освободит администрации от ЕСН (закон - законом, а налоги собирать надо).

2975


Минюст зарегистрировал приказ МНС России № БГ-3-05/51, которым утверждена новая форма расчета авансовых платежей по пенсионным взносам и инструкция по его заполнению. Впервые новый расчет надо сдать, предоставляя отчетность за первый квартал, то есть не позднее 20 апреля.

428

Источник: "Время новостей"

Министерство по антимонопольной политике обнаружило новый барьер, мешающий свободе предпринимательства. Им оказался Таможенный кодекс, разрешающий упрощенный ввоз товаров только для отдельных импортеров с трехлетним стажем работы.

Другие чиновники и участники рынка считают претензии МАПа беспочвенными. В конце января вице-премьер Алексей Кудрин разослал по ведомствам письмо министра по антимонопольной политике Ильи Южанова, недовольного новым Таможенным кодексом (ТК). Ряд его положений, сетует Южанов, "создает излишние административные барьеры во внешнеэкономической деятельности", вследствие чего может исказиться "конкурентная среда", а "несколько крупных компаний" получат "доминирующее положение на отдельных товарных рынках". По мнению Южанова Ановые правила упрощенного таможенного оформления, которые собирается применять ГТК нужно тменить. "Упрощенка" позволяет компании использовать собственные склады в качестве складов временного хранения (СВХ) , а также забирать товар до оформления таможенной декларации, экономя три дня, которые ГТК выделяет на ее обработку. Как пишет Южанов, предоставление подобных льгот ставит перешедшие на упрощенные правила компании "в преимущественное положение" по отношению к импортерам того же товара, что "недопустимо".

796

Малого бизнеса в прошлом году стало больше. Благодаря введению упрощенной системы налогообложения фискальное бремя на "малышей" снизилось, а расширение потребительского спроса помогло им резко нарастить выручку. На днях Госкомстат сообщил, что за девять месяцев 2003 г. малый бизнес произвел товаров и услуг на 1207,1 млрд руб. (в январе - сентябре 2002 г. - на 794,3 млрд руб. ). В номинальном выражении выручка "малышей" выросла на 52%. В 2001 - 2002 гг. их обороты росли втрое медленнее - на 17,3% и 18% соответственно. Занятость на малых предприятиях за девять месяцев прошлого года выросла на 260 000 человек (+3,3% ). За это же время крупные и средние предприятия сократили 1 млн рабочих мест. Впрочем, в 2002 г. занятость в малом бизнесе росла еще быстрее - на 11,4%. К малым Госкомстат относит промышленные, строительные и транспортные предприятия со средней численностью сотрудников до 100 человек, специализирующиеся на розничной торговле и бытовых услугах со штатом до 30 человек, а в остальных секторах - до 50 человек. Доля внебюджетных фондов, государства, средних и крупных предприятий в капитале малого предприятия не должна превышать 25%. Быстрее всех наращивают обороты научные (на 86,7% ) и транспортные малые предприятия (на 82,9% ), но их обороты пока невелики (38,1 млрд руб. и 47,2 млрд руб. соответственно). Бурно растет выручка у "малышей", занимающихся розничной торговлей и общепитом (на 63,3% ), а также строительством (на 52,9% ). Выручка промышленных малых предприятий увеличилась на 39,9%. Розничная торговля, строительство и промышленность вместе обеспечивают 76,6% выручки "малышей". В реальном выражении обороты малого бизнеса, по расчетам главного экономиста "Тройки Диалог" Евгения Гавриленкова, выросли на 32%. Ускоренный рост "малышей" экономист объясняет "расширением спроса на их услуги, очевидным для невооруженного глаза". Торговые и строительные малые предприятия занимают ниши, куда не идет крупный бизнес (мелкая торговля, ремонт квартир, недорогое загородное строительство) , и первыми улавливают растущий спрос населения, отмечает и. о. гендиректора Российского независимого института социальных и национальных проблем Александр Чепуренко. Руководитель аналитического центра "ОПОРы" Дина Крылова считает, что замеченный Госкомстатом рост малого бизнеса в основном объясняется его "легализацией". По ее оценке, новая редакция главы НК об упрощенной системе налогообложения, действующая с 1 января 2003 г. , сделала невыгодным теневое ведение бизнеса. Сейчас малые предприниматели с выручкой до 100 млн руб. должны платить 6% от оборота и взносы во внебюджетные фонды. "Ситуация с налогами на малый бизнес нормализовалась", - констатирует Чепуренко. При полуторакратном росте выручки налоговые платежи малых предпринимателей в первом полугодии 2003 г. сократились примерно на четверть. "Упрощенка" пользуется у "малышей" успехом. По данным замгендиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Олега Шестоперова, поступления от единого налога по этой системе выросли с 3,5 млрд руб. год назад до 6,4 млрд руб. Зато доходы МНС от единого налога на вмененный доход упали с 13,5 млрд руб. в январе - июне 2002 г. до 6 млрд руб. за тот же период прошлого года. В результате совокупные платежи снизились с 17 млрд руб. до 12,4 млрд руб. Малый бизнес будет расти быстрее большого и в 2004 г. , считает Гавриленков. "Рост стартовал с очень низкой точки, и пока малого бизнеса у нас совсем немного", - замечает он. По оценке экономиста, доля "малышей" в российском ВВП составляет всего 6 - 7% , тогда как в США она превышает 50% ВВП, а в некоторых европейских странах - 75% ВВП

616

В Минэкономразвития России состоялось заседании коллегии, где рассматривалось положение ВУЗов. И на заседании было сказано, что сейчас рано говорить «о насыщении рынка экономистами и управленцами. Это образование по-прежнему одно из самых востребованных в России, а, по мнению экспертов Российского Союза промышленников и предпринимателей, в течение ближайших десяти лет стране потребуются 1,5 миллиона экономистов и менеджеров. Эту цифру привела Марина Овсянникова, руководитель Департамента кадров и кадровой политики министерства.

1723

Сегодня на сайте президента России появился утвержденный Владимиром Путиным текст изменений в закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Из поправок надо обратить внимание на четыре важных новшества. Первое – расширен перечень земельных участков, которые можно передавать в ипотеку. К ним теперь относятся и сельхозугодья, принадлежащие аграрным организациям или крестьянско-фермерским хозяйствам. Можно заложить и земли личных подсобных хозяйств, включенные в состав сельхозугодий. Второе – арендатор может передать в залог и право на аренду земельного участка. Правда, это разрешено только с согласия собственника и на срок, не превышающий тот, что установлен в договоре аренды. Третье – если лицо, заложившее сельхозземли, не расплатилось по своим обязательствам, то участок можно изъять, но только, когда окончится сезон сельхозработ и продажи продукции. И, наконец, четвертое – сельскохозяйственные участки, на которых находится недвижимость, могут быть переданы в залог только вместе с этими зданиями и сооружениями.

1017

Управление МНС по Московской области письмом № 22-08/02683 разъяснило, что с 2004 года действовавшие в 2003 году ставки земельного налога применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1. Исключения составляет только земельный налог на сельскохозяйственные угодья – здесь применяется старая ставка.

522

Законодатели Московской области законом № 11/2004-ОЗ увеличили льготы для организаций, делающих безвозмездные пожертвования спортивным организациям. В частности, законом области № 39/97-ОЗ для таких организаций предусмотрено снижение ставки налога на прибыль на сумму средств, перечисленных спортивным организациям безвозмездно. Помимо этого, подмосковные меценаты могли уменьшить налог на имущество на сумму безвозмездных перечисленных денег, но не более чем на 50 процентов. Естественно, оба налога льготировались в части средств, уплачиваемых в областной бюджет (налог на прибыль – на 4 процента максимум). При этом до появления закона № 11/2004-ОЗ сумма льготируемых средств не должна была превышать 190 тыс. рублей, а новым законом ее увеличили до 340 тысяч. Новая льгота действует с 1 января 2004 года.

456

ГТК России письмом от 29 января 2004 г. № 01-06/3075 разъяснили порядок подачи жалоб налогоплательщиков на решения, действия (бездействие) таможенных органов, и порядок их рассмотрения. В письме говориться, что жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно или должно было стать известно о нарушении ее прав. В случае причинения ущерба организации бездействием в жалоба подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия таможенниками решения или совершения ожидаемого действия. Подача жалобы на решение налоговиков вовсе не означает его приостановление. Тем не менее, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе принять решение о приостановлении обжалуемых решений. Решение о приостановлении исполнения более раннего решения направляется в тот таможенный орган, решение или действие которого приостановлено. Одновременно пострадавшей организации высылают копию этого документа. Решение о рассмотрении жалобы или об отказе в рассмотрении таможенники должны вынести в течение трех дней с момента поступления жалобы. Если жалоба принята, то вынести по ней решение таможенники должны в течение месяца со дня ее получения. При необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен начальником таможенного органа еще на месяц (о чем должно быть в письменном виде сообщено организации). При принятии решения по жалобе организации направляется копия этого документа вместе с сопроводительным письмом, подготовленным на бланке таможенного органа.

614

МЭРТ РФ до 15 февраля 2004г. внесет в правительство концепцию создания особых экономических зон (ОЭЗ). Об этом сообщил сегодня журналистам замглавы МЭРТ РФ Аркадий Дворкович. По его словам, в новом варианте концепции пересмотрена методика предоставления льгот регионам. В частности, министерство отказалось от предоставления действующим на территории ОЭЗ предприятиям льгот по налогу на прибыль на федеральном уровне. В то же время регионам будет дано право предоставлять такую льготу по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта. По словам замминистра, предполагается также предоставить регионам право устанавливать льготы по налогу на имущество организаций и налогу на землю. В настоящий момент концепция находится на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах.

396

Минэкономразвития России предлагает дифференцировать ставку налога на добычу полезных ископаемых, если она будет повышена. Об этом сообщил журналистам заместитель главы министерства А. Дворкович. "Мы считаем, что при повышении НДПИ дифференциация нужна", - сказал он.

По его словам, конкретных предложений ведомство пока не подготовило. Однако он отметил, что специалисты министерства предлагают учитывать при дифференциации два показателя - географический и степень выработанности месторождения.