Бухгалтеру

450

МНС России предлагает разрешить налоговым органам списывать безнадежную задолженность организаций перед внебюджетными фондами. Соответствующий законопроект обсуждался сегодня на заседании Правительства РФ.

Как известно, сейчас налоговым законодательством предусмотрена возможность списания задолженности по федеральным, региональным и местным налогам. А списание задолженности по взносам в государственные внебюджетные фонды законодательно не урегулировано.

По мнению МНС России, это приводит к неоправданной загрузке налоговых органов и внебюджетных фондов. Они вынуждены контролировать задолженность и начислять пени, но фактически взыскать деньги не могут. Поэтому предлагается разрешить налоговым органам списывать задолженность, взыскание которой невозможно в силу экономических, социальных или юридических причин. В отношении такой задолженности будут установлены правила, идентичные нормам статьи 59 Налогового кодекса.

На заседании Правительства законопроект был одобрен и принято решение внести его в Госдуму.

1651

УМНС по г. Москве сообщает:

с 15 июля 2003 года на территории г. Москвы для перечисления в Федеральный бюджет:

- государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц;
- платы за представление информации из Единого государственного реестра юридических лиц;
- платы за представление информации из Единого государственного реестра налогоплательщиков

используются реквизиты Инспекции МНС России № 26 по ЮАО г. Москвы:

Наименование получателя платежа: УФК г. Москвы для ИМНС №26 по ЮАО г. Москвы Налоговый орган ИНН: 7726062105 КПП 772601001
Код ОКАТО: 45296575000
Номер счета получателя платежа: 40101810800000010041
Наименование банка: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва
БИК: 044583001

Наименование платежа:
- государственная пошлина за государственную регистрацию (КБК 1400104);
- плата за представление информации из Единого государственного реестра юридических лиц (КБК 2010615);
- плата за представление информации из Единого государственного реестра налогоплательщиков (КБК 2010604).

Основание: Приказ УМНС России по г. Москве от 09.07.2003 № 174

1215
2332
19186
1429
505

Можно ли за средств соцстраха оплатить дополнительные расходы на реабилитацию сотрудников, пострадавших на производстве? На этот вопрос Минтруд России и ФСС России ответили в недавно обнародованном письме от 30.05.2003 № 4357-АО/№ 02-08/10-1322П.

По мнению этих ведомств, оплатить реабилитационные мероприятия за счет соцстраха можно, если необходимость в этих мерах подтверждена экспертизой в период временной нетрудоспособности. Чтобы получить заключение, страховщику нужно обратиться в учреждение медико-социальной экспертизы.

645

Более 30% всех компаний в мире страдает от экономических преступлений, а средний ущерб от преступлений для каждой пострадавшей компании превышает $2,2 млн. Об этом говорится в докладе PricewaterhouseCoopers, который составлен по данным опроса 3623 топ-менеджеров в 1000 компаний из 50 стран мира. 37% опрошенный признали высокий уровень экономической преступности за последние 2 года. Только половина компаний застрахованы от последствий экономических преступлений, говорится в докладе. Наибольшее число экономических преступлений совершается в банковской сфере и страховании, в наименьшей степени этому подвергаются строительство и промышленное производство. Наивысший уровень экономических преступлений отмечают руководители компаний в Африке (51%) и Северной Америке (41%). Совсем другая картина в России и Турции – респонденты из этих стран не признали, что их компании страдали от экономических преступлений. Как говорится в докладе, данный факт может стать сигналом к тому, что в этих странах надо либо улучшать средства обнаружения мошенничеств, либо увеличивать прозрачность бизнеса.

690

С 1 октября 2003 года минимальный размер оплаты труда будет повышен. Об этом сообщил председатель Совета Федерации Сергей Миронов на встрече с депутатами собрания Калужской области.

Напомним, что Совет Федерации отклонил в июне принятый Думой законопроект, предусматривающий повышение МРОТ с 450 до 600 руб. Однако сенаторов смущало не само повышение минимальной оплаты, а другие пункты законопроекта, связанные с возможностью регионов устанавливать свой МРОТ. Это еще раз подтвердил С. Миронов, который заявил, что закон отклонили, потому что он был «юридически не проработан».


Председатель Совета Федерации отметил, что работает согласительная комиссия и на первом же осеннем заседании верхней палаты доработанный вариант закона будет принят. "Я это гарантирую", - заверил он, добавив, что таким образом с 1 октября закон заработает. Заседание состоится 24 сентября.

1268
483

В структуре Министерства финансов РФ предполагается создать департамент по пенсионной реформе. Об этом сообщила сегодня журналистам замминистра финансов Бэлла Златкис.

По ее словам, уже есть проект постановления о создании такого департамента. Такое решение принято в связи с тем, что Минфин является уполномоченным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В настоящий момент в Минфине создан отдел по пенсионной реформе из 10 человек, который возглавляет заместитель руководителя департамента министерства по управлению государственным внутренним долгом Андрей Воронцов.

735

С 1 июля вступило в силу постановление Правительства, устанавливающее нормативы платы за загрязнение окружающей среды. Напомним, что ставки этих платежей, которые устанавливало Минприроды, Верховный суд признал незаконными.

По новому документу, ставка сборов определяется в зависимости от источника выбросов, их количества и вида загрязняющего вещества. Кроме того, при расчете суммы налога учитывается экологический коэффициент территории, на которой расположено предприятие. А вот если источник загрязнения находится в особо охраняемой природной зоне, то норматив нужно умножать на дополнительный коэффициент два.

715

Центробанк воспользовался правом изменять размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, данным ему Федеральным законом «О внесении изменения в статью 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил в сил сегодняшнего дня.

Размер экспортной выручки, подлежащей обязательной продаже, установлен равным 25%.

503

В Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям, которая с 1 июля заменила собой налоговую полицию, идет формирование штата. Набор сотрудников чиновники планируют закончить через два месяца. Сейчас в службе уже созданы два самостоятельных управления.

Общее число сотрудников ФСЭНП составит 33,5 тыс. человек. Надо сказать, что налоговые милиционеры получат некоторые льготы. Например, один год работы им будут засчитывать за полтора. Кроме того, МВД горит желанием наделить сотрудников службы полномочиями агентов валютного контроля. В этом случае милиция сможет проверять граждан и фирмы, если обнаружит признаки налогового преступления.

2492
488

Председатель правительства Михаил Касьянов подписал постановление «О внесении изменений в п. 7 положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации», сообщает департамент правительственной информации.

Минэкономразвития в соответствии с постановлением лишено целого ряда избыточных функций. В частности, министерство освобождено от подготовки проекта бюджета развития России, от разработки государственных минимальных соцстандартов и предложений об основных направлениях госполитики в области соцразвития. Также изменился ряд функций министерства в области сотрудничества и интеграции со странами СНГ. Ликвидируется избыточная функция министерства по организации мер по формированию и насыщению внутреннего потребительского рынка.

Михаил Касьянов также подписал постановление «О внесении изменений в положение о министерстве имущественных отношений Российской Федерации». Согласно постановлению, Минимущества, в частности, освобождено от обязанности принимать участие в разработке ряда программ в сфере природо- и недропользования.

287

Она работала в подчинении у Владимира Путина в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, в октябре прошлого года была назначена начальником управления по развитию и внешнеэкономическим связям ОАО “Газпром-Медиа”. На НТВ ей предстоит курировать финансовое планирование и бюджетный процесс, вопросы правовой и кадровой политики, корпоративного управления.

586

В предвыборный период Кремль отказался усиливать налоговое давление на граждан. Теперь за наполнение бюджетов будут отвечать конкретные люди из бизнеса, а контролировать этот процесс будут силовые структуры Вчера произошло как минимум два события, которые настолько ярко иллюстрируют тенденции, складывающиеся в кремлевской политике, что мимо них нельзя было пройти. Во-первых, президент положил конец дискуссиям о контроле за расходами граждан – он просто подписал закон, отменяющий контроль как таковой (по крайней мере, гласного контроля не будет). Во-вторых, силовые ведомства посчитали необходимым заявить о том, что они в дальнейшем намерены активно участвовать в экономической жизни страны (надо сказать, что раньше они тоже участвовали, но негласно). Последние события вокруг ЮКОСа также подчеркивают тенденцию к выходу госконтроля за деятельностью корпораций на гласный уровень. Все это говорит о том, что в России в ближайшие годы сохранится бюджет «феодального» типа, когда основные доходы центрального аппарата государства формируются за счет выплат не граждан, а крупных корпораций, для чего необходимо усиливать за ними контроль.

Владимир Путин подписал в понедельник закон, согласно которому признаются утратившими силу положения законодательных актов РФ в части налогового контроля за расходами физических лиц. Введенный в 1998 году механизм можно было скорее назвать «мониторингом», нежели «контролем», так как налоговые инспекции получают уведомления о приобретении недвижимости, автомобилей, ценных бумаг, культурных ценностей и золота в слитках, но не имеют права на основании выявленных «нестыковок» самостоятельно доначислять налоги. Поэтому в начале этого года в правительстве заговорили об ослаблении контроля, хотя, как предполагал министр финансов Алексей Кудрин, ратовавший за усиление этого механизма, полная свобода наступит не скоро.

Президент, однако, решил не затягивать с очередной либерализацией, тем более что, кроме недовольства граждан, контроль государству ничего не давал. «Есть подозрение, что все это очень плохо работало: во-первых, было достаточно легко обойти; во-вторых, издержки на контроль явно превышали результаты деятельности контролеров, –прокомментировала RBC daily эксперт ЦЭФИРа Ксения Юдаева. – Зато формировалась негативная реакция людей, что накануне выборов, возможно, посчитали лишним». С ней соглашается главный экономист института финансовых исследований Георгий Трофимов. «Настоящий контроль за расходами физических лиц мог бы создавать негативную атмосферу в обществе. Но у нас реального контроля не было, поэтому отмена является лишь констатацией свершившегося», – сообщил он RBC daily. В качестве примера эксперты приводят данные за 2000 год, когда, проверив 2,9 млн уведомлений о покупках, МНС добрало в бюджет всего 2,5 млн руб.

По мнению заместителя гендиректора «Центра развития» Андрея Клепача, действия Путина – «это знак, чтобы граждане чувствовали себя в безопасности». Фактически глава государства признал неудавшейся попытку стимулирования граждан платить налоги в полном объеме и отказался от перехода на западную систему бюджета, когда основная нагрузка ложится на плечи физических лиц. С одной стороны, это вызвано тем, что доходы населения в России серьезно отстают от развитых стран. «На сегодня зарплата составляет в российском ВВП порядка 46%, в текущем году мы прогнозируем увеличение этого показателя до 49%, но все равно еще далеко до западных стран, где доля зарплаты в ВВП достигает 80%», – указывает г-н Клепач. Это означает, что усиление налогового давления на граждан даст меньший эффект, чем давление на компании, продукция и услуги которых формируют более половины ВВП. С другой стороны, по словам эксперта «Центра развития», «нагрузка на население у нас скрытая – через единый социальный налог. Прежде чем выплатить налог на прибыль, предпринимателям приходится выплатить больший по размеру ЕСН».

Очевидно, в Кремле посчитали, что в современных условиях переходить на западные «стандарты» еще рано и в период выборов лучше сконцентрироваться на более надежных источниках доходов – крупных компаниях, для чего было проведено публичное «наказание» одного из российских олигархов. Какуже сообщала RBC daily, Михаил Ходорковский якобы вел на Западе переговоры о продаже своего бизнеса, что не входило в планы Кремля. Затем процесс пошел по принципу «снежного кома» – вчера глава Счетной палаты Сергей Степашин пообещал разобраться с еще одним олигархом – Романом Абрамовичем, который купил английский футбольный клуб «Челси». До каких форм может дойти активность госорганов в борьбе с «убегающими» олигархами, сказать сложно, но вчерашнее же заявление директора ФСБ Николая Патрушева развязывает руки многим. Г-н Патрушев сообщил, что, по его мнению, ФСБ должно курировать вопросы, связанные с приватизацией промышленных предприятий. «У нас есть обеспокоенность по ряду сделок», – поделился он с журналистами в Ульяновске после совещания руководителей региональных управлений ФСБ Приволжского федерального округа, прошедшего в прошлую пятницу.

Экспертов активность силовиков настораживает. «В свете последних событий заявление Патрушева можно рассматривать как политическую игру, в которой силовики хотят усилиться», – отмечает Георгий Трофимов. Эксперты указывают и на тот факт, что управление ФСБ по экономической безопасности и раньше очень активно участвовало в регулировании имущественных вопросов на территории страны, но теперь понадобилось публично заявить, что этот контроль легализуется. За счет заявлений и проведенных мероприятий государство показывает гражданам, что оно заботится о них, «наказывая» олигархов, а для последних государство дает сигнал, что на них лежит ответственность за бюджетные перспективы страны на ближайшие годы. «В обозримом будущем компании по прежнему будут основным объектом налогообложения, – считает Андрей Клепач. – Еще лет десять». Модель с некоторым приближением можно назвать феодальной, так как, по сути, за наполнение бюджета будут отвечать вполне конкретные люди из бизнеса, «поставлющие» в бюджет столько налогов, сколько хватит для поддержания социальной стабильности.

Между тем западная система налогообложения является наиболееоптимальнойдля инвестиционного процесса и могла бы принести положительный эффект для российской экономики – ослабив давление на компании, государство стимулирует их на расширение производства. «Основную часть налогов должны платить граждане, – говорит Георгий Трофимов. – В частности, на Западе это подоходный налог, а также оборотные налоги на потребление». Результатом такого подхода является достаточно высокая стоимость потребительских товаров, относительно развивающихся стран, зато стоимость инвестиционных товаров (технологии, оборудование и т.д.) на Западе существенно ниже, что обеспечивает быстрое их распространение. Однако, по мнению Ксении Юдаевой, «у нас собирать с населения очень сложно, поэтому всегда был соблазн сконцентрировать внимание налоговых органов только на крупных компаниях». А г-н Трофимов указывает, что «налоговое давление на компании – схема, распространенная прежде всего в слаборазвитых странах, где между гражданами и государством существует негласный договор – первые ничего не платят, второе ничего не гарантирует, а основную налоговую нагрузку несет легальный бизнес».

В существующей системе налогообложения и формирования бюджета скрыт еще один элемент, присущий слаборазвитым странам. Дело в том, что, освободив расходы граждан от контроля, государство поддерживает прежде всего богатых людей, которые платят подоходный налог наравне с бедными, но, кроме того, нужно учитывать, что крупные предприниматели получают большую часть доходов через не облагаемые налогами бонусы. Таким образом, формально государство заботится о гражданах, усиливая давление на олигархов. На самом деле государство стимулирует «личное обогащение» – не обогащение компаний, а именно отдельных индивидуумов (!), так как за компаниями контроль будет, а за состояниями граждан – нет. В развитых странах все наоборот – давление на богатых такое, что состоятельные люди (бизнесмены, спортсмены, артисты) вынуждены даже регистрироваться в таких странах, как Монако, чтобы не «переплачивать» налоги.

Отдел экономики

491

Прибыль и зарплату лучше не облагать налогами. Так считает председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин.

Выступая в Санкт-Петербурге на региональном семинаре контрольно-счетных органов Северо-Запада, он заявил, что суммарные масштабы уклонения от уплаты налогов в России можно оценить приблизительно в четверть обязательств, или в одну треть фактических поступлений в бюджеты. С. Степашин считает, что в России ситуация лучше, чем в развивающихся странах, где уклонение от налогов часто превышает половину обязательств, но гораздо хуже, чем в странах с сильными государственными институтами.

По данным Счетной палаты, потери бюджета из-за уклонений от уплаты подоходного налога оцениваются как минимум в 3% ВВП. В 1997–2000 годах от 28 до 35% оплаты труда производились в скрытой форме. Не нравится российским налогоплательщикам и налог на прибыль.

Вывод, который из такой статистики делает ведомство: необходимо внести изменения в налоговое законодательство, где «более предпочтительны налоги на потребление и изъятие ренты, чем обложение прибыли и зарплаты».