Бухгалтеру

3179
9025
2008

На прошлой неделе МНС России впервые провело пресс-конференцию по такой теме, как заполнение платежных документов. Заместитель руководителя министерского департамента учета и отчетности Нина Козлова рассказала о том, какую, оказывается, громадную работу ведет главное налоговое ведомство страны, чтобы облегчить согражданам труд по заполнению налоговых платежек.

Порой даже у самого законопослушного налогоплательщика может возникнуть переплата или недоимка из-за того, что неправильно заполнены платежные документы. Ошибся в одной цифре реквизита платежки, например КБК, и налог уже автоматически пошел не туда... Судя по тому, что говорилось на пресс-конференции, налоговики душой болеют за наши ошибки и разрабатывают целую систему, которая минимизирует их количество.

В прошлом году налоговое ведомство ввело единый порядок заполнения платежных документов юридическими лицами. Для этого утверждены Правила указания информации в полях "Плательщик", "Получатель" и "Назначения платежа" (далее - Правила)*. "Все кодовые значения, которые применяются в Правилах, максимально приближены к видам и назначениям платежа", - пояснила их преимущества Нина Алексеевна. Например, текущий платеж обозначается "ТП", авансовый - "АВ", налоги - "01", пени - "02".

По заверению Козловой, одновременно с выходом Правил каждому юридическому лицу были направлены специальные памятки, в которых указаны все необходимые кодовые значения реквизитов, необходимые для правильного зачисления платежа.

Будучи истинными приверженцами автоматизации, налоговики разработали программу для автоматизированного заполнения платежных документов. Программка, по мнению Нины Алексеевны, достаточно удобная: в ней огромное количество подсказок, и она понятна даже новичкам. Программу можно бесплатно получить непосредственно в налоговых инспекциях либо на сайтах региональных налоговых управлений.

Но на этом достижения министерства не заканчиваются: есть серьезные планы на следующий год. МНС России совместно с Банком России и Минфином подготовили проект новой формы платежного документа для организаций на перечисление налогов, сборов и других обязательных платежей. Для заполнения наиболее важных кодов по видам и назначениям платежа будут введены специальные зоны, которые налоговики называют формализованными полями. Суть их проста: вписать в таком поле можно будет только строго ограниченное количество знаков - не ошибешься хотя бы с этим.

Заботясь о платежках для организаций, не забыли налоговики и о физических лицах, потому что по статистике, которую озвучила Нина Козлова, до 50 процентов платежек граждан содержат ошибки. Сейчас налоговые инспекторы сами рассчитывают сумму налога для физических лиц и составляют платежный документ, который высылают налогоплательщику вместе с уведомлением на уплату налога. Для пущей надежности МНС России собирается применять для каждого вида платежного документа свой штрих-код, знакомый нам по упаковкам товаров. Внедрение такой технологии уже идет в Москве и Подмосковье - в этом году москвичам уже присылали уведомления с проставленным штрих-кодом.

* -Правила утверждены совместным приказом МНС, ГТК и Минфина России от 01.10.01 № БГ-3-10/373/691/80н.

1629

Если участник общества с ограниченной ответственностью решил покинуть ООО и забрать свою долю в его имуществе, то организация должна выплатить ему причитающуюся сумму. А как именно определить, сколько на данный момент стоит доля участника, разъяснило Министерство финансов РФ в письме от 11.11.02 № 16-00-14/430.

Во-первых, Минфин напоминает, что порядок выплаты доли должен быть прописан в уставе общества. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (от 08.02.98 № 14-ФЗ).

Этот же закон гласит, что общество обязано в течение шести месяцев после окончания финансового года выплатить выходящему из него участнику действительную стоимость его доли или выдать ему в натуре имущество той же стоимости (п. 3 ст. 20). А выплачивается действительная стоимость за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размерами уставного капитала. Порядок расчета чистых активов тоже должен быть оговорен в уставе общества.

Однако со стоимостью "чистюль"-активов имеет место давняя нормативная загвоздка. Потому как порядок их оценки должен быть установлен отдельным нормативным актом, а таковой на свет еще не родился. Минфин дает совет - определяйте стоимость чистых активов на основании Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (утвержден совместным приказом Минфина России от 05.08.96 № 71 и ФКЦБ России № 149). То есть, по мнению финансового ведомства, "акционерный" порядок может применяться при расчете чистых активов ООО. При этом оценка статей баланса производится в рублях по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Попутно с указанием об общем порядке расчетов Минфин в письме № 16-00-14/430 "завязал" еще один важный узелок на память по вопросу "что не включать в расчет чистых активов". Ответ министерства такой: не включать суммы списанной дебиторской задолженности, учтенные на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".

1455

Но даже если налоговый учет действительно отменят, бухгалтеров ждет другое не менее увлекательное мероприятие - переход на международные стандарты финансовой отчетности. Как язвительно заметил Александр Сергеевич, "мало нам было одной напасти".

Правда, малый и средний бизнес может пока спать, то бишь работать, спокойно. Бакаев заверил собравшихся на форуме, что все тяготы перехода на МСФО лягут на плечи предприятий, составляющих сводную отчетность. Под эту категорию подпадают акционерные общества, объединенные в концерны или холдинги, а также те АО, которые имеют дочерние или зависимые предприятия. Эти две категории предприятий должны будут представлять сводную отчетность только в формате МСФО, а не по российским стандартам. Обнародовал чиновник из Минфина и конкретные предполагаемые даты этапов большого пути.

Так, с 1 января 2004 года планируется перевести на МСФО открытые акционерные общества, акции которых котируются на рынке ценных бумаг. Остальные АО, составляющие сводную отчетность, перейдут на мировые стандарты в 2007 году. А те организации, которые сейчас составляют отчетность по системе GAAP, приобщатся к МСФО с 1 января 2008 года.

Правда, кабинет министров понимает, что обязанность составлять такую отчетность до сих пор законодательно не закреплена. Поэтому, как сообщил Бакаев, у правительства есть намерение оформить эту норму в специальном федеральном законе. Кроме того, закон обяжет проводить обязательный аудит сводной отчетности, что, по мнению Александра Сергеевича, влетит организациям в копеечку: когда составляется отчетность по МСФО, аудит меньше двухсот тысяч долларов не стоит".
Возможно также, сообщил Бакаев, что для главных бухгалтеров, работающих со сводной отчетностью, будет введена обязательная аттестация на знание международных стандартов.

1074

Cпешим сообщить: принудительного внедрения контрольно-кассовых машин с криптографической защитой в ближайшее время, а тем более с 1 января 2003 года не будет! В этом корреспондента "УНП" заверили в Министерстве РФ по налогам и сборам.

Напомним вкратце историю, которая грозила обернуться проблемами для всех, кто имеет дело с ККМ. В июне этого года Государственная межведомственная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) приняла судьбоносное решение: с 1 января 2003 года начать внедрение так называемых электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ) *.

Не вдаваясь в технические подробности, поясним, что ЭКЛЗ - это не бумажный рулончик, а электронная плата, которая заменит фискальную память. Подправить данные на такой "ленточке" можно лишь с помощью специального криптографического кода-ключа, а он будет известен не пользователям машины, а только сотрудникам контролирующих органов. Но главная новость, касающаяся ЭКЛЗ, не в том, что она такая технически совершенная, а в том, что вышеупомянутая госкомиссия в своем протоколе выразила просьбу к МНС России: "рекомендовать налоговым органам с 1 января 2003 года не принимать к регистрации" ККМ, в которых нет злополучных электронных лент.

В декабре этот судьбоносный план еще раз озвучил Александр Алферов, заместитель генерального директора ФАПСИ (специалисты этого ведомства участвовали в разработке электронных лент). Он во всеуслышание заявлял, что контрольно-кассовые машины без криптографической защиты (каковой является код на ЭКЛЗ) с 1 января 2003 года не будут приниматься к регистрации.

Но, как оказалось, главное налоговое ведомство страны не спешит выполнять июньскую просьбу ГМЭК. Заместитель руководителя департамента организации контрольной работы МНС России Владимир Коротяев сообщил корреспонденту "УНП": "Внедрение с 1 января 2003 года ККМ с криптографической защитой окончательно не определено. В настоящее время нет нормативных актов, устанавливающих требования ГМЭКа. А протокол этой комиссии не является нормативным актом, который может устанавливать обязанность регистрировать ККМ только с криптографической защитой. Мы не можем обязать налоговые органы проводить регистрацию таких кассовых машин, а тем более налогоплательщиков - применять только такие аппараты. Этот вопрос должен регулировать либо закон, либо постановление Правительства РФ".
* -Протокол Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 25.06.02 № 4/69-2002.

845

Следующий год, судя по докладу Бакаева, станет урожайным на новые правила и стандарты. Основная работа будет вестись, конечно же, в рамках подготовки вступления России в "эру мировой отчетности". Поэтому первое, что намерен выпустить Минфин, - это методические указания по формированию сводной отчетности в соответствии с МСФО. Сами мировые стандарты - это громадный документ. Минфин решил несколько облегчить участь учетных работников страны и подготовить для них "краткое содержание" МСФО. Правда, Бакаев подчеркнул, что "переписывать МСФО мы не будем, мы лишь собираемся изложить их в организационном плане: на что обратить внимание при составлении отчетности в соответствии с требованиями этих стандартов".

Но не одними мировыми стандартами живет Россия, поэтому Минфин в наступающем году будет вести работу и по другим направлениям. Например, планируется подготовить методические рекомендации по реорганизации предприятий. В них будет подробно описан процесс формирования отчетности по случаям реорганизации, которые установлены в Гражданском кодексе РФ.

Кроме того, главное финансовое ведомство собирается выпустить методические указания по учету инфляции. Как сказал Александр Бакаев, "мы не планируем вносить корректировки в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Мы будем вводить специальное приложение, в котором выделим отдельные показатели с учетом инфляции".

3413
1076
10398
19386
9475
2504

В Правительстве РФ поговаривают об отмене налогового учета. С такого сенсационного заявления начал свое выступление на конференции Александр Бакаев - руководитель департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

По мнению Александра Сергеевича, который всегда призывал бухгалтеров активно отстаивать свои права, "волна против 25-й главы поднялась очень поздно, но теперь она дошла до наших руководителей". Как рассказал Бакаев, на недавно состоявшемся заседании Правительства РФ по вопросам налоговой реформы крупные бизнесмены так "прошлись" по налоговому учету, что кабинет министров понял - надо что-то менять. Правда, внести изменения в 25-ю главу Налогового кодекса до 1 января 2003 года уже не успеть, поэтому в следующем году бухгалтерам, несомненно, вести налоговый учет все же придется. По словам руководителя "бухгалтерского" департамента Минфина, избавление может наступить лишь 1 января 2004 года.

Правда, относиться к таким планам правительства следует осторожно, учитывая то, с какой легкостью они меняются. Например, руководитель департамента налогообложения прибыли МНС России Карен Оганян неоднократно в своих выступлениях убеждал бухгалтеров смириться с налоговым учетом - дескать, отменять его не будут, так как это противоречит самой концепции налоговой реформы.
Кстати, Александр Бакаев и сам признает, что решение об отмене налогового учета вызовет "определенные юридические сложности". Еще бы, ведь в таком случае придется вносить серьезные коррективы в НК РФ, практически переписывать главу "Налог на прибыль". По словам Бакаева, Минфину России поручено подготовить соответствующие предложения поправок в 25-ю главу.

1807

МНС России успело подготовить и утвердить Методические рекомендации по применению двух новых глав Налогового кодекса до их введения в действие с 1 января 2003 года. Речь идет о методичках к главе 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"*.

Методичек с нетерпением ждали все, кому предстоит иметь дело с этими специальными налоговыми режимами, - слишком много в новых главах норм, которые можно толковать неоднозначно.

Но прежде чем приступить к изучению документа, нелишне узнать, что 20 декабря Госдума приняла во втором чтении законопроект, который вносит ряд существенных изменений в указанные главы НК РФ. И некоторые из поправок прямо противоположны свежеиспеченным указаниям налоговиков.

Наглядный пример - главный вопрос по главе 26.2 НК РФ, который мучил налогоплательщиков. Можно или нельзя учесть затраты на приобретение и (или) реализацию товаров в составе расходов при исчислении налоговой базы по единому налогу? Нельзя - однозначно отвечают налоговики в методичке. А вот и можно - гласят положения законопроекта, который позволяет включать в расходы стоимость товаров, приобретаемых для последующей перепродажи.

В проекте нашлось место и другим радикальным новшествам... Так, для плательщиков ЕНВД, которые занимаются розничной торговлей или общепитом, увеличивается ограничение по площади торгового зала - с 70 до 150 кв. метров. А еще отменяется кадастровый коэффициент К1, учитывающий стоимость земли. Но проект - это еще не закон, и "чем сердце успокоится" у законодателей, покажет время. Нам же важнее настоящее, то есть рекомендации налоговиков.

Например, в методичке по "упрощенке" разъяснено, что среднюю численность работников за налоговый период следует определять по состоянию на 1 октября года, в котором подано заявление о переходе на этот специальный налоговый режим.
А в методичке по ЕНВД самым важным разъяснением можно назвать следующее: ограничения по площади торгового зала должны соблюдаться по каждому объекту торговли. Напомним, что, согласно статье 346.26 НК РФ, все магазины и кафе, у которых торговый зал меньше 70 кв. метров, в обязательном порядке переводятся на "вмененку". И как указывают налоговики в рекомендациях, превышение ограничения хотя бы по одному объекту означает, что налогоплательщик не подлежит переводу на ЕНВД.

* -Утверждены приказами МНС России от 10.12.02 № БГ-3-22/706 ("упрощенка") и № БГ-3-22/707 ("вмененка"). Оба приказа будут опубликованы в приложении "Официальные документы" № 48, 2002.

1091

В ноябре премьер-министр подписал постановление правительства #818 о внесении изменений в действующий порядок реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам.

Кому выгодна очередная реструктуризация, рассказывает Антон Зыков, сотрудник юридической фирмы "Аганин и партнеры".

Все больше пряников

Реструктуризация задолженности по налогам и другим обязательным платежам, а также пеням и штрафам позволяет испытывающим временные финансовые трудности предприятиям небольшие послабления по уплате недоимок. Первое положение о реструктуризации, утвержденное правительством в сентябре 1999 года, предъявляло очень строгие требования к претендентам на рассрочку. Желающие получить право на погашение старой задолженности по налогам равными частями в течение шести лет, а пени и штрафов -- в течение следующих за ними четырех должны были подать соответствующее заявление не позднее 31 декабря 1999 года.

Для получения права на реструктуризацию требовалось положительное заключение Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), а предприятиям, имеющим стратегическое значение для национальной безопасности или социально-экономическую значимость,-- еще и ходатайство федерального органа исполнительной власти. За досрочное исполнение обязанности по погашению задолженности предусматривалось списание пени и штрафов. В случае погашения половины долга в течение двух лет пени и штрафы сокращались вдвое, а при погашении за четыре года всей суммы долга -- списывались полностью. Любое нарушение графика платежей влекло полную утрату права на рассрочку без возможности восстановления. На реструктуризацию не имели права нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие организации.

Процесс погашения недоимки нефтяниками государство контролировало путем ограничения доступа к экспортной трубе. Однако на такие условия были готовы далеко не все, и правительство пошло на дальнейшие уступки. Сначала срок подачи заявлений на реструктуризацию был продлен на три месяца -- до 1 апреля 2000 года, а четырем нефтяным предприятиям -- Ангарской нефтехимической компании, Хабаровскому НПЗ, Московскому НПЗ и НОРСИ -- разрешили участвовать в реструктуризации. В мае 2001-го, через год после окончания приема заявлений, реструктуризацию возобновили и установили новый срок для подачи заявлений -- до 1 декабря 2001 года.

Для большинства претендентов заключение ФСФО, а для стратегических предприятий -- ходатайство федерального исполнительного органа уже не являлись условием предоставления рассрочки. При досрочном погашении недоимки стали списывать все пени и штрафы без исключений. Предприятия энергетики и угольной отрасли смогли приступать к погашению недоимки не сразу, а лишь начиная со второго года реструктуризации. В июне 2001 года был утвержден отдельный льготный порядок реструктуризации для сельхозпроизводителей, которые наряду с недоимкой по налогам могли получить рассрочку по взносам во внебюджетные фонды. Погашение задолженности производилось ими не поквартально, а по полугодиям. Для списания пени и штрафов было достаточно своевременно делать периодические платежи в течение шести лет. Несоблюдение графиков платежей по одному налогу не лишало права на реструктуризацию остальных платежей. 1 октября 2001 года право на реструктуризацию платежей во внебюджетные фонды получили и остальные налогоплательщики.

Чуть позже, 23 октября, правительство предоставило организациям, нарушившим график перечисления в бюджет периодических выплат, возможность до 1 декабря 2001 года восстановить право на рассрочку при условии погашения текущих платежей и рассроченной задолженности. В 2002 году постановлениями #123 от 21.02.2002 и # 768 от 23.10.2002 сначала до 1 апреля, а затем и до 1 ноября 2002 года продлевается срок подачи заявлений о реструктуризации задолженности по налогам и сборам для предприятий--исполнителей государственного оборонного заказа, сельскохозяйственных производителей, а в части реструктуризации задолженности перед внебюджетными фондами -- для всех налогоплательщиков.

И наконец, своим ноябрьским постановлением правительство вновь корректирует когда-то жесткие условия реструктуризации задолженности перед бюджетом, давая налогоплательщикам очередное послабление. За два с небольшим года процедура реструктуризации становилась все более и более выгодной для налогоплательщиков, все шире становился круг вовлекаемых в нее предприятий. На первый взгляд кажется, что данная мера направлена исключительно на обеспечение интересов налогоплательщиков. Предприятия, в отношении которых принято решение о реструктуризации, получали возможность постепенно, не спеша рассчитаться с бюджетом по накопившимся налоговым обязательствам, распределив погашение суммы периодическими платежами на несколько лет. Им не грозит принудительное взыскание налогов и арест счетов. Хотя нарушившие график выплаты периодических платежей теряют право на реструктуризацию, правительство предусмотрело для недисциплинированных возможность возобновления рассрочки. Тех, кто погашал задолженность с опережением, вознаграждают списанием пени и штрафов.

Но правительство лукавит. Анализ действующего законодательства и опыт взаимоотношений с налоговыми органами подсказывает, что у МНС просто не было и нет иной возможности получить просроченную недоимку, кроме как стимулируя ее добровольное погашение. И реструктуризация как приманка для невнимательных налогоплательщиков в первую очередь была нужна именно бюджету.

Сломанный кнут

Налоговый кодекс (НК) предъявляет жесткие требования к процедуре взыскания задолженности. Хотя в отличие от старого закона "Об основах налоговой системы" кодекс и не содержит нормы, устанавливающей конкретный срок, в течение которого допустимо применение мер принудительного взыскания налогов, этот срок не бесконечен, а порядок обращения взыскания регламентирован в мельчайших деталях. В соответствии со ст. 32 и 69 НК РФ при возникновении недоимки МНС направляет налогоплательщику требование об уплате налога. В случае непогашения долга в указанный срок -- выставляет инкассо на расчетный счет организации. Если же и инкассо окажется неисполненным -- обращает взыскание на иное имущество налогоплательщика. Однако даже формальные нарушения норм Налогового кодекса, а особенно нарушение установленных законом сроков, приводит к тому, что МНС теряет всякую юридическую возможность принудительно взыскать недоимку. Направление требования об уплате налога -- не право, а обязанность налоговых органов. Если оно не будет направлено организации в течение трех месяцев с момента возникновения недоимки (ст. 70 НК РФ), налогоплательщик может обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который без особых колебаний признает требование незаконным. После вступления в силу решения суда все принятые налоговиками меры по взысканию недоимки, указанной в таком требовании, также считаются недействительными и теряют юридическую силу. Инкассовое поручение налоговая может направить не позднее 60 дней с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение об обращении взыскания на денежные средства организации в банках, принятое по истечении этого срока, также считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ). Если МНС откажется добровольно отозвать просроченное инкассо, это сделает арбитражный суд. Если требование об уплате налога или инкассовое поручение не направлялось налогоплательщику либо было признано недействительным, незаконным будет и обращение взыскания на имущество организации.

Суд признает решение о взыскании налога за счет имущества незаконным и в том случае, если МНС забудет отозвать из банка ранее выставленные инкассо. Арбитражная практика не допускает применения одновременно двух способов взыскания недоимки -- за счет средств в банках и иного имущества. В случае ненаправления инкассового поручения у МНС остается единственная возможность для взыскания долга -- обращение в суд. Налоговый кодекс не содержит нормы, устанавливающей срок на обращение с таким иском к налогоплательщику-организации. Однако Высший арбитражный суд, руководствуясь принципом всеобщности и равенства (п. 1 ст. 3 НК РФ), установил, что шестимесячный срок, предусмотренный для обращения в суд с иском о взыскании налога с физического лица (п. 3 ст. 48 НК РФ), равным образом относится и к организациям (п. 12 постановления пленума ВАС РФ от 28.02.2001 #5). Пропуск срока означает безусловный отказ в удовлетворении требований МНС.

Получается, что, если в течение 11 месяцев с момента возникновения задолженности инспекция не примет активных мер по взысканию налога, юридической возможности сделать это в дальнейшем у нее не будет. Подозреваю, что положение о реструктуризации (сентябрь 1999 года, через девять месяцев после вступления в силу НК) появилось как раз в тот момент, когда стало ясно, что МНС не успеет взыскать все старые долги имеющимися законными средствами. 9 из 11 отпущенных на это месяцев уже прошли. Опыт показывает, что у большинства должников значительная, если не большая часть недоимки сложилась давно. В тех случаях, когда инспекция своевременно применяла меры принудительного взыскания долгов, такая недоимка на сегодня уже погашена.

А в случаях, когда срок на взыскание задолженности истек, государству ничего не остается, кроме как предлагать реструктуризацию недоимки тем, кто готов погасить ее добровольно, потому что принудительно взыскать старые долги МНС уже не в силах. Что же происходит с теми, кто не пошел по пути реструктуризации? Кто-то банкротится. Кто-то открывает новые счета в банках, спасаясь от инкассо. Кто-то играет в прятки с судебными приставами. Но есть и такие, кто без уплаты средств в бюджет смог списать застарелую задолженность со своих лицевых счетов. Ст. 59 НК РФ предусматривает особое основание для списания недоимки -- признание ее безнадежной ввиду невозможности взыскания по причинам экономического, социального или юридического характера. Пропуск сроков на направление инкассо по ст. 46, на обращение взыскания на имущество по ст. 47 и подачу заявления в суд по п. 3 ст. 48 НК РФ как раз и является одной из юридических причин невозможности взыскания недоимки, и, следовательно, признание задолженности безнадежной при таких обстоятельствах является вполне законным и обоснованным.

Арбитражные суды, в частности Федеральный арбитражный суд Уральского округа, согласны с таким толкованием закона (постановление ФАС УО от 13.03.2002 #Ф09-482/02-АК). На фоне планомерного сокращения льгот и заявлений высшего руководства страны о невозможности дальнейшего снижения налоговых ставок подобные шаги правительства навстречу налогоплательщикам заставляют еще раз вернуться к вопросу о целесообразности реструктуризации и о том, кому она действительно выгодна -- налогоплательщику или бюджету?

/Коммерсантъ-Деньги, 10.12.2002/

11601
2709
6402
9576
1373

Минюст России 28 ноября зарегистрировал постановление Правления ПФР от 16.08.02 № 89п, которым установлен новый Порядок регистрации для нескольких категорий страхователей. Речь идет о тех, кто платит страховые взносы в виде фиксированных платежей, - индивидуальных предпринимателях, нотариусах, фермерах, адвокатах и т. д.

Постановление вступит в силу 21 декабря 2002 года, и с этого дня указанные страхователи будут регистрироваться в фонде по новым правилам. Сразу заметим, что они касаются только вновь регистрируемых плательщиков. Тем, кто зарегистрируется в ПФР до 21 декабря, проходить перерегистрацию не надо, и они сохранят за собой прежние регистрационные номера.

А вот новые страхователи, согласно постановлению № 89п, поделены на четыре группы. Для каждой группы - свои особенности подачи заявления на регистрацию в ПФР.
В первую группу входят индивидуальные предприниматели (в том числе частные нотариусы и детективы), а также фермеры.

Попутно отметим, что в постановлении № 89п порядок регистрации прописан куда более подробно, чем в прежнем лаконичном Временном порядке регистрации... (утвержден постановлением Правления ПФР от 11.03.01 № 33а). Теперь четко оговорены сроки и место регистрации. Предприниматель в течение 30 дней со дня госрегистрации заявляет о себе в орган ПФР по месту жительства, а в случае ведения коммерции в другом месте - по месту осуществления деятельности. Главы и члены фермерских хозяйств приходят в фонд в 30-дневный срок со дня регистрации хозяйства по месту его нахождения*.

Важно, что для предпринимателей, нотариусов и сыщиков процедура регистрации стала проще: они теперь не должны представлять копию договора о найме на работу к себе граждан.

В особую (вторую) группу выделены адвокаты. До сих пор сведения о них в ПФР подавали коллегии адвокатов**. Отныне же сами защитники, если они самостоятельно уплачивают в фонд фиксированные взносы, должны регистрироваться: подать заявление, паспорт и удостоверение, подтверждающее членство в коллегии адвокатов. Сроки регистрации - такие же, как и для ПБОЮЛ.

Третья группа страхователей - родовые, семейные общины коренных народов Севера. Они регистрируются по аналогии с предпринимателями, различия в процедуре обусловлены лишь спецификой заявительных документов, подтверждающих создание общины.

Четвертая группа - это граждане, добровольно вступающие в систему обязательного пенсионного страхования. К таковым относятся россияне, работающие за рубежом, граждане, уплачивающие взносы за других граждан, а также предприниматели и адвокаты, которые желают платить больше установленного минимального фиксированного платежа в ПФР, то есть больше 150 рублей ежемесячно. Порядок оговаривает, какие документы представляют такие страхователи, при этом, что логично, для "добровольцев" не установлены жесткие сроки регистрации.
Напоследок заметим, что в приложениях к постановлению № 89п приведены все новые формы заявлений по каждой группе страхователей и порядок заполнения бланков.