Клерк.Ру

Сверка расчетов как инструмент контроля обязательств

727

Сверка расчетов с контрагентами — важный этап подготовки годовой бухгалтерской отчетности, но не только. Это довольно эффективный инструмент контроля над дебиторской задолженностью, который можно использовать в любое удобное для компании время. По итогам сверки обычно составляется акт взаиморасчетов.

Зачем проводить сверку расчетов

  • Сверка проводится, чтобы проверить корректность расчетов обеих сторон. Эта процедура помогает избежать ошибок в учете и подтверждает проявление должной осмотрительности в отношениях с контрагентом.
  • Подписанный обеими сторонами акт сверки служит достоверным подтверждением суммы обязательств. Если указать в отчетности или отразить в учете существенную сумму задолженности, не подтвердив ее актом сверки, аудитор может не признать обязательство.
  • Во время сверки сопоставляются обязательства сторон — все задолженности фиксируются в итоговом акте, который может потребоваться в случае судебного разбирательства.

Важно!  Для взыскания задолженности судом обязательство должно быть подтверждено первичными документами, одного лишь акта сверки недостаточно. Акт сверки не устанавливает никаких прав и обязанностей, но может сыграть важную роль. Например, если в учете организации числится задолженность контрагента, которая не отражена в акте сверки, она может быть расценена как прощение долга.

  • Акт сверки подтверждает задолженность контрагента. При этом срок исковой давности начинается  заново после подписания должником акта сверки (ст. 203 ГК РФ). Это значит, что три года, в течение которых можно взыскать долг через суд, будут отсчитываться со дня составления акта сверки. 
  • С помощью акта сверки можно оспорить действия лиц, выступавших ранее от имени контрагента, не имея на то полномочий.

Когда проводится сверка

Обязательная инвентаризация расчетов с контрагентами проводится перед сдачей годовой бухгалтерской отчетности (это установлено Положением по ведению бухучета, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). При этом в пункте 4 статьи 266 НК РФ сказано, что сверка дебиторской задолженности проводится по итогам каждого налогового (отчетного) периода, если в налоговом учете создан резерв по сомнительным долгам.

Совет. Сроки обязательной инвентаризации расчетов можно закрепить в договоре с контрагентами. Материнская компания может ввести сверку для своих дочерних организаций.

Как составить акт сверки

Единой формы акта сверки не существует, поэтому допускается использовать произвольную форму, в которой будут отражены реквизиты первичного учетного документа (ст. 9 Закона о бухучете).   Вы можете закрепить выбранную форму в договоре с контрагентом или воспользоваться рекомендуемой формой из бухгалтерской программы.

Совет. Понять, какие операции отражены в акте сверки, будет проще, если дополнить даты и суммы сделок реквизитами первичных документов.

Подписание акта сверки служит подтверждением достоверности отраженных в учете операций. Подписывать акт сверки вправе руководитель или доверенное лицо, чьи полномочия подтверждены документом. В некоторых случаях полномочия на заверение акта могут следовать из обстоятельств. Например, если акт подписан бухгалтером, чья подпись удостоверена печатью компании.

Совет. Если контрагент уклоняется от оформления актов сверки, то нельзя исключить, что он намерен что-то скрыть. Поэтому есть смысл проверить все операции с таким контрагентом. Или даже отказаться от сотрудничества с ним в дальнейшем.

СКБ Контур — один из первых разработчиков программного обеспечения в России. С 1988 года компания помогает руководителям и бухгалтерам легче взаимодействовать с государством и контрагентами, упрощать внутренние процессы и быстрее справляться с ежедневными задачами. Более 30 продуктов для бизнеса | 2 100 000 клиентов по всей стране