Бухгалтеру

2579
4218

При приемке и оприходовании материалов вместо выдачи поставщику приходного ордера можно просто поставить штамп на его документы (счет, накладную и др.). Но при этом в оттиске штампа должны содержаться те же реквизиты, что и в приходном ордере. Только при соблюдении этого условия штамп может заменить ордер.

Кроме того, порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации. Об этом департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ сообщил в письме от 29.10.02 № 16-00-14/414.

Газета "Учет, налоги, право"

2060

Правительство Российской Федерации 11 ноября 2002 года издало распоряжение № 1611-р "О переоценке основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений". В этом документе бюджетным учреждениям дано указание в ближайшее время провести соответствующую переоценку.

Она должна быть произведена по состоянию на 1 января 2003 года, а учтена и отражена в бухгалтерской отчетности за первое полугодие следующего года. Переоценке подлежат основные средства и нематериальные активы, включая находящиеся на консервации и в резерве, подготовленные к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, а также приобретенное оборудование, предназначенное к установке.

Кроме того, бюджетные организации должны провести переоценку и объектов незавершенного строительства, а также приобретенного оборудования, предназначенного к установке.



Газета "Учет, налоги, право"

1385

Банк России 16 октября 2002 года положениями N 200-П и № 201-П (зарегистрированы Минюстом России соответственно 18 и 19 ноября) установил порядки открытия и ведения счетов в иностранной валюте организациями-резидентами за пределами РФ, в иностранных банках.

Положение N 200-П регулирует порядок открытия счетов для расчетов по договорам международного строительного подряда, а Положение N 201-П - для обслуживания представительств организаций-резидентов. Оба порядка содержат условия открытия таких счетов без согласования с Центробанком и закрытый перечень операций, которые организация может осуществлять также без координации с ЦБ РФ. Прописан в положениях и порядок предоставления организацией информации о своем счете налоговым органам и департаменту валютного контроля Банка России.


Газета "Учет, налоги, право"

9176
4300
3063
10892
1706
963

Обязательная сертификация товаров и услуг будет существовать по крайней мере еще семь лет. Слухи о ее скорой кончине развеял 14 ноября на пресс-конференции председатель Госстандарта России Борис Сергеевич Алешин.

Дело даже не в том, что законопроект "Об основах технического регулирования в РФ", который призван отменить обязательную сертификацию, принят пока Госдумой лишь в первом чтении. Как объяснил Алешин, "законопроект по-прежнему содержит целый ряд неточностей, которые требуют исправления", в том числе и в части, касающейся вступления в силу вводимых им новшеств. Так, по словам Алешина, на переходный период к добровольной сертификации отведено семь лет. Правда, признал глава Госстандарта, все может произойти и раньше, но только в том случае, если абсолютно во всех областях производства, работ и услуг будут разработаны так называемые технические регламенты, которые будут составлены на основании нынешних ГОСТов. А это, учитывая слабое финансирование стандартизации, вызывает большие сомнения.

Напомним, что, согласно проекту закона о техническом регулировании, предприятия будут избавлены от обязанности получать сертификаты соответствия своей продукции или услуг ГОСТам (нововведения не касаются стандартов аудиторской деятельности и бухучета, которые не будут переводиться на добровольную основу). Но производители должны будут соблюдать технические регламенты, в которых будут зафиксированы требования безопасности продукции и технологии производства (пожарной, экологической, промышленной и т. д.). Таким образом, объяснил Алешин, "государство берет на себя исключительно задачу обеспечения безопасности, а вот вопрос качества продукции, ее конкурентоспособности должны обеспечивать сами предприятия".

Однако все это вовсе не означает, что когда, наконец, заработают технические регламенты, ГОСТы будут окончательно отменены. "Технические регламенты - это всего лишь документы, которые в общем виде приводят официальные требования по безопасности к продукции и услугам, - пояснил Алешин. - Эти требования производитель должен выполнить". А доказать соответствие вашей продукции или услуг техническим регламентам можно будет только сравнив качественные характеристики этих услуг или продукции с ГОСТами. "Стандарты являются доказательной базой, и, выполняя их, производитель заведомо выполнит требования по безопасности в регламенте, - резюмировал Борис Сергеевич. - Стандарты первичны, и потому они будут продолжать действовать независимо от того, какой будет сертификация - обязательной или добровольной".

газета "Учет, Налоги, Право""

817

Глава МНС России Геннадий Букаев в очередной раз доказал свою приверженность передовым компьютерным технологиям. В минувший вторник компания "Гарант" провела интернет-конференцию, на которой Геннадий Иванович был главным действующим лицом - отвечал на вопросы налогоплательщиков.

Подобные мероприятия для министра не в новинку - год назад он принимал участие в аналогичной интернет-конференции. Будучи в таких делах человеком опытным, глава МНС России приехал на виртуальную встречу с народом хотя и с опозданием, но зато хорошо подготовившись. Привез с собой несколько готовых ответов на вопросы, которые налогоплательщики заранее присылали на сайт "Гаранта". И если вы изучите стенограмму конференции*, то заметите, что некоторые ответы очень напоминают стиль писем налогового ведомства - тут вам и развернутая аргументация, и множество ссылок на "нормативку"... В режиме "прямого эфира" сочинить такие выкладки невозможно, но ответ из уст министра должен быть предельно точным, так что подготовленные "шпаргалки" пошли на пользу делу.

Конечно, ответить на 384 вопроса - а именно столько было задано министру - за полтора часа в режиме он-лайн ни один человек не в состоянии. И даже при том, что Букаеву помогали стенографисты (Геннадий Иванович лишь проговаривал свои ответы вслух, а не "набивал" их сам на клавиатуре компьютера), количество ответов получилось довольно скромное - 22. Зато некоторым счастливчикам удалось узнать ответ на свой частный вопрос из уст самого министра. Например, Геннадий Букаев разъяснил одному жителю Подмосковья, почему нельзя получить налоговый вычет по оплате услуг частнопрактикующего стоматолога. А бизнесмен из Владивостока узнал напрямую у главы МНС России, что зарплата индивидуального предпринимателя в организации (за услуги, не связанные с его бизнесом как индивидуала) должна облагаться ЕСН даже несмотря на статус ПБОЮЛ.

Ответив на "узкие" вопросы, министр не преминул сделать несколько программных заявлений по самым актуальным общим проблемам - о реорганизации налоговых органов, регистрации юрлиц, собираемости налогов и ближайших переменах в налоговом законодательстве.

Например, особое внимание Букаев уделил транспортному налогу, который будет взиматься с 1 января 2003 года. "Налоговые органы будут для каждого физического лица - автовладельца рассчитывать сумму налога и предъявлять к оплате в определенные сроки. Раньше только во время техосмотра было необходимо предъявить квитанцию об оплате налога. Теперь этого не будет, - подчеркнул Геннадий Иванович. - Если на учете в ГАИ есть автомобиль, не важно, пользуетесь вы им или нет, сломался он или вы его выбросили и забыли о нем, - мы в любом случае предъявим вам, уважаемый налогоплательщик, требование об уплате налога".

Напомнил Букаев и о новом акцизе на горюче-смазочные материалы: "Наша задача организовать администрирование акциза на ГСМ на всех этапах его реализации... Не важно, реализован ГСМ или нет, будь добр - уплати!"

И вообще, по словам Букаева, "планы министерства грандиозны", а налогоплательщиков в 2003 году "ждет много интересного". Таким оптимистичным для себя прогнозом подвел итог интернет-конференции министр по налогам и сборам.

* -Опубликована на интернет-сайте www.garant.ru.



газета "Учет, Налоги, Право""

1802
1538

Чтобы разузнать о темном служебном прошлом сотрудника, работодателям не придется нанимать детективов. Если верить постановлению Правительства РФ от 11.11.02 № 805, то вскоре достаточно будет обратиться в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), где отныне будет вестись реестр дисквалифицированных лиц.

Что такое этот реестр и какая от него польза? Придется сначала разобраться с понятием дисквалификации. Такой вид наказания, согласно целому ряду статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, может постичь руководителей высшего звена, а также индивидуальных предпринимателей и арбитражных управляющих. Их можно на срок от полугода до трех лет лишить права занимать руководящие должности, входить в совет директоров и осуществлять предпринимательскую деятельность. Такая участь грозит управленцам, которых уличат, например, в проведении фиктивного банкротства.

Выносить решение о дисквалификации может только суд. Его вердикт должен быть немедленно исполнен, то есть трудовой договор с "разжалованным" сотрудником необходимо расторгнуть. Кроме того, копию постановления суд направит в ФСФО, где и будет создаваться единый реестр дисквалифицированных лиц. В него заносится информация о сотруднике, совершенном им правонарушении и сроке наказания.

Статья 32.11 КоАП РФ гласит, что, принимая сотрудника на управленческую должность, работодатель обязан запросить в ФСФО информацию о наличии у соискателя дисквалификации. Правда, в том же КоАПе нет статьи, устанавливающей ответственность за нарушение данной нормы. Однако работодатели могут извлекать из своей обязанности пользу - ведь наличие у сотрудника дисквалификации дает им право немедленно его уволить. Осталось только дождаться, когда реестр заработает на практике. Согласно правительственному постановлению № 805, получить сведения из реестра ФСФО можно будет по запросу. Цена ответа на запрос - один МРОТ. Госслужащие могут получать сведения из реестра бесплатно. Срок ответа на запрос - пять дней.


Газета "Учет, налоги, право"

941

Регистрация юридических лиц - дело для налоговиков еще новое. Чтобы у них не было путаницы с взиманием государственной пошлины, МНС России приказом от 18.10.02 № БГ-3-04/584 обновило инструкцию Госналогслужбы России от 15.05.96 № 42 "По применению Закона РФ "О государственной пошлине"".

Теперь в инструкции четко прописано, что пошлина должна взиматься за регистрацию фирм, в том числе и за регистрацию изменений в учредительных документах. Платеж взимается до того, как налогоплательщик подал заявление о регистрации. Размер пошлины - 2000 рублей, и эта сумма перечисляется в федеральный бюджет по местонахождению банка, принимающего платеж.

От уплаты госпошлины за регистрацию освобождаются органы госвласти и местного самоуправления, а также профсоюзные организации.

Кроме того, из инструкции вычеркнуто положение о том, что форма платежки для пошлины должна быть строго фиксированной.

535

Совет Федерации 13 ноября 2002 года отклонил законопроект "О внесении изменений в статью 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"". Напомним, проект вводит налог на уборку территорий и предельные ставки по его уплате. По мнению сенаторов, налог необоснованно увеличит фискальную нагрузку на фонд заработной платы.

4457
4024
842

Aкционерные общества получили обратно свое право выплачивать дивиденды по итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев. Соответствующие поправки в Федеральный закон об акционерных обществах подписал 31 октября этого года президент России. Напомним, что правом на выплату промежуточных дивидендов АО обладали вплоть до 1 января 2002 года - даты вступления в силу предыдущей редакции закона от 07.08.01. Та редакция устанавливала, что общество вправе только раз в год обЪявлять о выплате дивидендов по размещенным акциям.

Теперь же благодаря новым поправкам (они установлены законом от 31.10.02 ї 134-ФЗ) выплачивать промежуточные дивиденды можно за любой из четырех отчетных периодов. Все, что для этого нужно, - успеть принять соответствующее решение на общем собрании акционеров, которое должно состояться не позднее трех месяцев после окончания выбранного периода.
Действие закона ї 134-ФЗ распространяется на отношения по выплате дивидендов, возникшие с 30 сентября 2002 года.


Газета "Учет, налоги, право"

1328

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства запретило МНС России использовать в работе так называемый черный список банков, заподозренных в необоснованном возмещении НДС. Такое решение было вынесено на недавнем заседании комиссии МАП России.

Зловещим наименованием "черный список" банкиры называют письмо МНС России, предназначенное для служебного пользования, от 10.09.01N ВГ-14-03/109/ДСП. Как пояснили корреспонденту "УНП" специалисты антимонопольного министерства, письмо содержит список неблагонадежных банков, которые, по мнению налоговиков, замечены в незаконном возмещении НДС. В числе "замаравшихся" оказалось и несколько крупнейших кредитных организаций. К экспортерам, пользующимся услугами упомянутых в письме банков, налоговики предЪявляют особые требования. Так, они не имеют права претендовать на ускоренный возврат НДС, а на практике им приходится добиваться возмещения через суд.

Но хотя "черный список" предназначался лишь для служебного пользования налоговиков, письмо стало предметом разбирательства в МАП России. Сразу несколько известных российских банков решили отстаивать свою деловую репутацию и совместно с депутатом Госдумы Владимиром Грачевым обратились в главное антимонопольное ведомство с заявлением о неправомерности действий МНС России.

Как рассказали нам очевидцы событий, на заседании комиссии МАП России налоговики отказались предЪявить подлинник письма, мотивируя это тем, что документ внутриведомственный и не затрагивает прав и свобод налогоплательщиков. Дескать, поэтому его содержание не может быть предметом публичного обсуждения. В ходе разбирательства МНС России подавало ходатайство о прекращении дела, но антимонопольное ведомство не убедили доводы налоговиков, и оно вынесло решение, обвиняющее МНС в нарушении статьи 12 закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Решение МАП России гласит: налоговое министерство обязано до 10 ноября этого года отменить действие письма в части, касающейся "установления к отдельным лицам, деятельность которых связана с поставкой товаров (работ, услуг), правила не вести расчеты с поставщиками и с бюджетом через банки, которые ранее использовались при попытках неправомерного возмещения НДС".

Кроме того, МНС России получило предписание впредь не издавать подобные документы, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг и препятствующие деятельности кредитных организаций.
Правда, как подчеркнули в беседе с корреспондентом "УНП" сотрудники антимонопольного министерства, МНС России имеет право обжаловать решение МАП России в течение полугода после его вынесения. В свою очередь МАП может в случае невыполнения его предписания в срок требовать "послушания" через суд.

Газета "Учет, налоги, право"