Базара нет!

Вообразите картину: в зале находится группа людей, а напротив них, на сцене, восседает человек и вызывает каждого по очереди для проведения приватной беседы. Вы думаете, это экзамен у самого страшного преподавателя МГУ? Нет! Именно так проходят совещания в одной из крупных московских компаний. А может быть и не в одной?

Вообразите картину: в зале находится группа людей, а напротив них, на сцене, восседает человек и вызывает каждого по очереди для проведения приватной беседы. Вы думаете, это экзамен у самого страшного преподавателя МГУ? Нет! Именно так проходят совещания в одной из крупных московских компаний. А может быть и не в одной?

Многие руководители намеренно или подсознательно пренебрегают цивилизованной формой проведения совещаний. От этого страдают и сотрудники, и бизнес в целом. Как же организовать эффективное обсуждение рабочих вопросов? Как не превратить выработку коллективных решений в бестолковый «базар»? На письма читателей отвечает Александр Трусь, тренер консалтинговой группы «СЭТ».

В поисках утраченного времени

Мне часто приходится проводить планерки с подчиненными. При обсуждении сложных проблем в моем кабинете разгораются жаркие дискуссии. Наши посиделки затягиваются, и чаще всего мне бывает трудно с ходу решить, чья точка зрения имеет большее право на существование. В итоге мне кажется, что любое совещание становится бесполезной тратой времени.

Сергей З., начальник отдела

Эта проблема знакома многим: к сожалению, в российских компаниях не разработана технология проведения совещания. Часто неопределенными остаются цель собрания, его повестка, организация пространственной среды, регламент, процедуры обсуждения вопросов, подведения итогов.

Мы забываем, что четкая технология позволяет экономить время, на нехватку которого так часто жалуются российские «топы». Между тем, в мире накоплен уже обширный опыт рациональных и даже оригинальных решений. Например, в некоторых японских корпорациях сотрудники выходят в холл, и совещание проводится именно там, причем стоя. Это исключительно благотворно влияет на эффективность работы. Можно не сомневаться, что подобные обсуждения укладываются в рекомендуемые специалистами временные рамки – час, максимум полтора.

Не секрет, что во многих компаниях совещание по вопросам, которые можно было бы обсудить за 20 минут, превращается в длительную двухчасовую дискуссию. Руководители подразделений, между которыми априори заложен конфликт в организации, например, маркетинга и продаж, продаж и логистики, финансов и других подразделений, находятся в состоянии перманентной войны друг с другом и «перетягивают одеяло» на себя. При этом каждый пытается позиционировать себя в глазах первого лица как наиболее важного руководителя наиболее важного подразделения. Например, однажды я наблюдал, как виртуозно действовал «мастер коммуникаций» – начальник отдела продаж, который попросту забалтывал совещание.

В подобных случаях не стоит забывать, что совещание начинается не тогда, когда участник переступает порог комнаты, где был объявлен сбор, а немного раньше – в процессе подготовки.

Например, можно ввести следующую практику: после каждого совещания руководитель лично делает резюме, «выжимку» по достигнутым результатам и рассылает участникам. Таким образом, к следующему собранию каждый будет осведомлен, какие решения найдены, какие – нет, каковы дальнейшие цели, кто ответственен за выполнение поставленных задач и т.д.

Что касается «перетягивания каната», то никто не отменял нашу потребность быть значимыми, и поэтому любое совещание проходит на двух уровнях: содержательном и отношенческом. На уровне отношенческом руководителю необходимо избегать каких бы то ни было конфликтов и личностных выпадов между участниками, совещание должно проходить под лозунгом nothing personal .

К сожалению, данным навыком обладает минимальное количество руководителей: прочитать книгу о том, как структурировать совещание и обозначить повестку дня куда легче, чем управлять реальным процессом с участием конкретных людей, где иррациональное преобладает над рациональным.

Первый среди равных

Сколько раз, проводя совещания в своем департаменте, убеждался, что цивилизованные способы – составление предварительной повестки, учет мнения каждого присутствующего, сбор информации ото всех участников – работают только в том случае, если кто-то жестко руководит процессом. В противном случае до драки, конечно, не доходит, но расходятся все, мягко говоря, неудовлетворенные результатами.

Михаил Г.

Основная роль на совещании отводится спикеру – им может быть руководитель компании или один из его заместителей. Трудность заключается в том, что спикер должен занимать безоценочную позицию, поощряя собравшихся к высказыванию своего мнения и пресекая переход на личности. Ключевым посылом должны быть слова: «Мы обсуждаем вопрос, ситуацию, пути решения. Мы не говорим о том, что кто-то хуже или лучше, а его подразделение более значимо, мы прислушиваемся ко всем точкам зрения». Таким образом, ведущий занимает позицию первого среди равных, организатора процедуры и одновременно тайм-кипера, который следит за регламентом.

К вопросу о подведении итогов: на совещаниях необходима визуальная фиксация результатов! Пока вы не пересилите себя и не начнете записывать все промежуточные решения, обсуждение будет «пробуксовывать», возвращаясь к одному и тому же с настойчивостью, достойной лучшего применения.

Неудобная пристройка

У нашего руководителя, человека непростого склада характера, есть замечательная привычка: при проведении совещаний он встает из-за стола и начинает ходить за нашими спинами, заложив руки в карманы. При этом нам, сидящим за столом, приходится вертеть головами, пытаясь одновременно следить и за ходом его рассуждений, и за его передвижениями, да еще на вопросы отвечать. Ощущения, прямо скажем, не из приятных.

Лилия В., финансовый директор

В психологии это называется «пристройка» - определенный способ воздействия на окружающих через управление пространством. Во-первых, у собравшихся возникает чувство физического дискомфорта. Во-вторых, руководитель в данном случае занимает уже не позицию «первого среди равных», а становится наместником Бога на земле. Делать этого не стоит, особенно в тех случаях, когда требуется подвигнуть участников совещания к общему обсуждению.

Приведем похожий случай, произошедший на переговорах с иностранной компанией. Принимающая сторона была предельно радушна: совещание должно было проходить в комнате, где для участников расставили мягкие кресла с низкой посадкой. Как вспоминает один из менеджеров, «оказывается, говорить о партнерских отношениях в положении, когда колени находятся выше головы, весьма затруднительно».

В подобных случаях было бы неплохо вооружиться определенной техникой для уравновешивания позиций. Например, вопросом «А вам так удобно разговаривать?», вы, если можно так выразиться, «перекидываете шарик» на территорию собеседника. Естественно, эта фраза должна быть сказана с вежливой улыбкой, которая бы отрицала даже мысль о раздражении, бурлящем внутри вас. Если на заданный вопрос вам ответили «да», то необходимо прямо сказать, что вы бы предпочли другое место или же другой способ проведения совещания.

Совещаемся по ролям

Я замечаю, что на совещаниях у руководства мы все ведем себя по-разному: одни кричат и негодуют, другие предпочитают отмалчиваться, третьи постоянно поддакивают…Собрание превращается в настоящий спектакль. Помогает ли это принимать решения или мешает?

Олег П., PR -менеджер

В отличие от позиции, т.е. видения ситуации, с которым каждый участник приходит на совещание, важно еще и позиционирование, ролевое распределение в процессе обсуждения.

В качестве иллюстрации вспомним фильм «Операция Ы, или другие приключения Шурика» с участием знаменитой троицы: Труса, Балбеса и Бывалого, которым нужно сымитировать ограбление склада.

Бывалый выступал в качестве спикера. Трус занимал позицию критика и даже аналитика. А Балбес создавал определенный эмоциональный фон, на котором происходило взаимодействие. Если задуматься, то человек, исполняющий роль весельчака, найдется в любом коллективе. То же самое можно сказать и об остальных типажах.

Руководители, которым милее всего управление в авторитарном стиле, по принципу «Есть две точки зрения – моя и неправильная», не терпят критиков и в перспективе проигрывают. Последствиями ликвидации критиков как класса становятся ошибки в мелочах, которые со временем могут привести к проблемам куда большим. В то время как въедливое критическое начало позволяет рассмотреть вопрос с разных, порой неожиданных точек зрения и выявить досадные оплошности на начальной стадии.

Ну, а присутствие весельчака на самых тяжелых, затяжных совещаниях попросту необходимо, ему не составит труда разрядить обстановку и пробить «эмоциональную брешь» в состоянии окружающих. Правда, если шутка будет дурацкая, то ступор сменится раздражением.

Что касается отмалчивающихся персонажей, то их манера поведения может скрывать за собой пассивность, нежелание вмешиваться либо какой-то скрытый дискомфорт. «Расшевелить» такого человека, понять его мотивы - задача спикера.

Война интересов

Как-то раз мы собирались провести выездной тренинг по командообразованию для топ-менеджеров. Так вот, на совещании относительно выбора места поднялся невообразимый гвалт. Один не хотел уезжать из Москвы по семейным обстоятельствам, другой мечтал в процессе обучения отдохнуть у моря, третий стремился «подсидеть» начальника и любое его высказывание подвергал критике. Компромиссное решение в конце концов было найдено, но пока мы все это выяснили…

Светлана А.

За каждой позицией ищи интерес – постулат, который сомнению не подлежит. Если я выступаю с определенной точкой зрения, то она детерминирована моими интересами, менеджерскими или личностными. Редкий руководитель стремится превратить совещание в склоку, поэтому еще до собрания ему необходимо провести диагностику, вскрыть интересы сторон, возможно, поговорить с теми, кто занимает антагонистические позиции. Если же эмоциональная вспышка все-таки произошла, то это прежде всего показатель непрофессионального с точки зрения психологии подхода руководства к проведению совещания.

Работая в одной московской компании, я столкнулся с гениальным управленцем. Когда он видел, что в отношениях между подразделениями заложен потенциальный конфликт, то еще до совещания приглашал к себе противников (естественно, отдельно) и настраивал их на обсуждение проблемы, а не на обсуждение личности антагониста. Ситуация рассматривалась с разных точек зрения: с точки зрения руководства, самого конфликтующего, его противника, наконец, стороннего наблюдателя. Эффективности этих обсуждений можно было бы позавидовать. Приятно, что этот руководитель не забывал простой факт – в совещаниях принимают участие топ-менеджеры, временной ресурс которых дорого стоит.

Екатерина Штерн

Статья опубликована в газете «Элитный персонал» № 34 (369) от 31 августа 2004 года

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Начать дискуссию

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

В Кубанском Государственном Университете прошла деловая встреча студентов из акселератора «БизнесКуб» с успешными российскими предпринимателями. 

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Зарплата

Большинство компаний МСП повысили зарплаты: каким именно специалистам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

При назначении налоговых выплат будут учитывать детей до 23 лет

Семьи могут претендовать на налоговые вычеты, если дети до 23 лет получают очное образование.

Отпускные

Топ-4 трудностей с отпусками: с чем столкнулись бухгалтеры в 2024 году

Собрали ответы Роструда на частые вопросы об отпусках без сохранения зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

В поездах можно перевозить животных без их владельцев

Оформить документы и забронировать билет владельцы питомцев смогут на сайте РЖД, в информации нужно указать особенности ухода за домашним животным.

Какой будет налоговая система с 2025 года: реальность и предложения экспертов

30 мая 2024 года в рамках Ильинского клуба предпринимателей при ТПП прошли общественные обсуждения налоговых реформ и изменений в НК, в том числе предложенных Минфином с 2025 года.

Какой будет налоговая система с 2025 года:  реальность и предложения экспертов
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

Медицинские товары облагаются НДС 10%, если на них есть регудостоверение

По медицинским изделиям может быть ставка НДС 10%, если они входят в перечень, не быть вообще НДС, если они входят в другой перечень или НДС 20%, если ни в один перечень этот товар не входит.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор

Калькулятор дат поможет быстро найти ответ на вопрос «сколько дней между датами». Если вам нужно быстро что-то рассчитать, воспользуйтесь бесплатным калькулятором на Клерке». Задайте начальную дату, конечную дату — и получите результат.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор
1

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями

С помощью самозанятых бизнес может быстро найти исполнителей для решения срочных, разовых, узкоспециализированных или проектных задач. Но такое сотрудничество несет некоторые риски — снизить их помогает платформа Консоль.Про.

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в России начнут делать просекко, хакеры следят за перепиской в Telegram, а водителей оштрафуют за езду на зимней резине и за парковку во дворе

Подготовили обзор главных событий дня — 31 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Советы бухгалтерам в преддверии выходных. Похмелье: никогда не было и вот опять

Выходные прошли, а похмелье осталось? Рассказываем клеркам, как себе помочь, и напоминаем про красные флаги.

6
Маркетинг

Дистанционные продажи лекарств выросли в 10 раз

Минздрав ожидает, что к концу 2024 года объемы онлайн-продаж лекарственных средств составят 100 млрд рублей.

Интересные материалы

Бухгалтерский учет штрафов

От ответственности за налоговые правонарушения не застрахована ни одна компания. В нашей статье расскажем, как отразить в бухгалтерском учете начисление и уплату налоговых санкций, а также приведем примеры проводок.

Бухгалтерский учет штрафов