Менеджмент

Излишки знаний можно продавать конкурентам с выгодой для себя

Развивая свой основной бизнес, компании одновременно накапливают интеллектуальный капитал, который может стать самостоятельным продуктом. Мало кто отваживается продавать его, считая, что это противоречит принципам конкуренции. Те же, кто уже попробовал, не хотят сворачивать с выбранного пути. Они уверены, что продажа знаний приносит не только деньги.

Развивая свой основной бизнес, компании одновременно накапливают интеллектуальный капитал, который может стать самостоятельным продуктом. Мало кто отваживается продавать его, считая, что это противоречит принципам конкуренции. Те же, кто уже попробовал, не хотят сворачивать с выбранного пути. Они уверены, что продажа знаний приносит не только деньги.

В 1999 г. к службе персонала петербургского отеля Grand Hotel Europe обратилась одна образовательная организация. Ее представители попросили провести экскурсию для директоров 40 российских гостиниц. Спустя несколько месяцев Андрей Крутилин, директор по персоналу этого отеля, случайно встретил одного из участников экскурсии. Тот рассказал, что ему все очень понравилось, он многое узнал о том, как работают подразделения гостиницы… но есть одно “но” — мероприятие было очень дорогим. Крутилин удивился: он даже не предполагал, что для экскурсантов это было платное мероприятие. После этого случая ему пришла идея, что эту услугу в виде стажировки может продавать сам отель.

В том же году Grand Hotel Europe начал предлагать образовательные стажировки. Курс рассчитан на пять дней, за которые гостиница берет $1800 с человека. Треть идет на налоги, треть получает компания, треть делится между менеджерами отеля, задействованными в работе. Курирует их работу менеджер по обучению и отдел кадров. В год в отеле проходит 10-15 стажировок, собирающих по 5-10 экскурсантов. А недавно команда Grand Hotel Europe выполнила два долгосрочных заказа. Для открытия гостиниц в Башкирии и Киришах менеджерам отеля предложили отобрать, обучить и курировать в течение первого месяца работы новый персонал. В одном случае проект стоил заказчику около $90 000.

Нет никакой тайны

Директор по маркетингу фармацевтической компании “Верофарм” Герман Иноземцев часто выступает с докладами на семинарах и отраслевых конференциях, где рассказывает о бизнес-практике своей компании. После выступлений к нему иногда обращаются, в том числе и конкуренты, с просьбой об индивидуальном консультировании. Иноземцев считает, что нет смысла делать тайны из своих знаний: рынок развивается очень быстро, и через год-два задачи, который решила или решает компания, перестают быть коммерческой тайной и, скорее, становятся кейсами. Первый раз попробовать свои силы в стане конкурентов он решился в прошлом году. Иноземцева пригласило провести четырехдневный семинар о продукт-планировании московское представительство швейцарской компании Rosche. Генеральный директор “Верофарма” Антон Парканский был не против. Он утверждает, что полученная информация не могла быть использована против “Верофарма”. “Разработчики инновационных продуктов фактически создают рынок, на котором потом с меньшими затратами работают российские дженериковые компании, — поясняет Парканский. — Поэтому нам, скорее, выгодно поделиться с ними опытом в продвижении продукта”.

Подобной точки зрения придерживается и Крутилин из Grand Hotel Europe. Он уверен, что от общего развития рынка, его лидеры выигрывают еще больше. А консультант управления знаниями Мария Мариничева добавляет, что продажа знаний конкурентам и партнерам всегда выливается в обмен опытом, а это полезно уже тем, что в результате спора и дискуссий могут родиться новые знания. Отчуждая, то есть продавая свои знания, продолжает Мариничева, компания получает обратную связь: знания могут быть подвергнуты критике, и не исключено, что она будет справедливой.

Не только деньги

Представительство компании Rosche заплатило Иноземцеву за семинар несколько тысяч долларов. Но, как уверяет Иноземцев, для “Верофарма” его визит был тоже полезным. “Нам стало легче взаимодействовать с конкурентами. Например, иногда региональные представители западных компаний, работая с медицинскими учреждениями, нелестно отзываются о препаратах российских коллег. Раньше было ощущение, что это установки головного офиса, но выяснилось, что это не так”, — говорит он. Теперь в случае возникновения подобных проблем в компании напрямую обращаются в головной офис западной компании.

Этим возможные выгоды не ограничиваются. Продажа собственного опыта помогает позиционировать компанию как успешную на рынке. Это стало одной из главных причин продажи образовательной услуги Grand Hotel Europe. Кроме того, это повышает самооценку менеджеров компании. “Обучение коллег довольно сильно влияет на настроение людей, участвующих в проекте”, — говорит Крутилин. Парканский тоже считает, что это помогает профессиональному росту сотрудников и является значимой мотивацией для персонала.

Что и как продавать

Конечно, продавать свой интеллектуальный капитал отваживается не так много компаний. Большинство опрошенных “Ведомостями” высказали мнение, что учить конкурентов противоестественно — дескать, это противоречит безопасности бизнеса, принципам конкуренции и т. п. Но по мнению Александра Кузьмичева, ведущего консультанта BKG, современное развитие мировой экономики кроме конкурентной борьбы предполагает и сотрудничество с конкурентами, и возможность предоставлять им услуги своих подразделений. При этом очевидно, что таким открытым миру продуктом может стать только то, что является пройденным этапом для компании и где не прогнозируются инновационные прорывы. “Например, продавая конкуренту патенты и технологии, компания уменьшает срок возврата инвестиций. Тем самым она получает дополнительные финансовые ресурсы для проведения дальнейших НИОКР, что, в свою очередь, позволяет ей укреплять свои позиции на рынке, — говорит Кузьмичев. Кроме того, во многих отраслях идет борьба не только за потребителя и долю рынка, но и за внедрение своих продуктов в качестве общеотраслевых. Достигнув этого, компания начинает доминировать в отрасли, перераспределяя прибыль в свою пользу. “Самый известный пример — это компания Microsoft, операционная система Windows является таким стандартом”, — добавляет консультант.

Но даже если компания не прочь продавать свои знания, бывает, что она не может этого делать из-за ограниченности временных и человеческих ресурсов. Самвел Аветисян, директор по маркетингу компании “Тинькофф”, рассказывает, что с просьбой разработать маркетинговую стратегию к ним периодически обращаются. “Мы долго думали, не сделать ли из этого услугу, но потом поняли, что самый дорогой ресурс, которым мы обладаем, — это время. Оно стоит очень дорого, и наши условия не привлекали тех, кто обращался”, — говорит Аветисян.

Действительно, для продажи знаний надо выделять время и людей, которые, собственно, и могут превратить знания в отдельный продукт. Обучение коллег из гостиничного и ресторанного бизнеса в Grand Hotel Europe организовали на базе своего отдела тренингов, который раньше занимался обучением новых сотрудников отеля. Примерно по такому же пути пошла компания “Верофарм”. Она сертифицировала свое производство по международному стандарту GMP в 2001 г. и за эти годы испробовала различные варианты тренингов для внутреннего обучения. В этом году Парканский решил, что результаты усилий уже можно продавать вовне. Первый тренинг, рассчитанный на конкурентов, запланирован на октябрь. Тренинг представляет собой теоретическую часть о принципах GMP, которые, по словам Парканского, не совсем понятны даже для профессионалов отрасли, и практическую. “Например, мы проходили комиссии Всемирной организации здравоохранения и знаем, на что они обращают внимание и как вообще организовать их приезд”, — объясняет он.

Продвигать собственные знания и опыт с помощью прямой рекламы смысла не имеет, считает Кузьмичев. Крутилин из Петербурга рассказывает, что отелю приходилось всего два раза давать рекламу, в дальнейшем заказчики самостоятельно находили пути к знанию. То есть, с одной стороны, конкуренты, которые изучают положение дел на рынке, могут узнать о ней самостоятельно. С другой стороны, добавляет Кузьмичев, подогревать интерес к своей новой услуге можно способами, принятыми в консалтинге: прямые продажи с использованием личных контактов, распространение информации в узком профессиональном кругу.

Наталья Ульянова

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
11

Начать дискуссию

Искусственный интеллект обозначил самые популярные темы ПМЭФ-2024

ИИ создал топ-10 облако слов, наиболее часто фигурировавших на Петербургском международном экономическом форуме.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Святой рандом июня. SNGSP — привилегированные акции Сургутнефтегаза

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом июня. SNGSP — привилегированные акции Сургутнефтегаза

Иван Никитенко: И когда же будет миллиард? Премьера на ютуб-канале «ТоТ еще разговор». Волнуемся

Поговорили с основателем компании ConvertMe о том, как одновременно работать над тремя стартапами и оставаться в зоне комфорта. И когда же будет миллиард?

43
Лучшие спикеры, новый каждый день

Самые полезные бухгалтерские «Разборы» за неделю

Вы конечно, знаете, что мы в Клерке постоянно стремимся предоставлять актуальные и полезные материалы для бухгалтеров и предпринимателей.

Самые полезные бухгалтерские «Разборы» за неделю
Ведение бизнеса

Названы инструменты правовой защиты трансграничного ведения бизнеса

На ПМЭФ-2024 обсудили юридическую архитектуру трансграничного ведения бизнеса.

Страхование

Будут новые разъяснения ВС РФ по страхованию имущества

Пленум Верховного Суда РФ обсудил проект постановления о применении судами законодательства о добровольном страховании имущества.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие доходы будут облагаться только ставками 13% и 15% НДФЛ, НДС на УСН грозит в том числе упрощенцам на «доходах». Самозанятых опрашивает ФНС🤯«Ночной бухгалтер» № 1701

Ряд доходов не подпадет под новую прогрессивную шкалу НДФЛ. Например, дивиденды будут облагаться 13% (до 2,4 млн) и 15% (от 2,4 млн). Не все предприниматели на УСН поняли масштабы предстоящих реформ, они подумали, что НДС на упрощенке вводят только для тех, кто применят УСН «доходы минус расходы», но это не так.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Майнеров включат в антиотмывочную систему

Операции, связанные с добычей криптовалют, будут проходить оценку рисков у Росфинмониторинга.

Картельный сговор

ФАС раскрыла дорожный картель на 1,6 млрд рублей

Строительные компании в результате сговора получили контракт по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».

Бесплатно с УСН

Убыток и минимальный налог по УСН за текущий год можно учесть в следующем году

При УСН «доходы минус расходы» по итогам года может быть убыток. Это не освобождает от начисления налога за текущий год, но убыток не сгорает и может быть учтен в следующем году. Разница между минимальным и обычным налогом – тоже.

Убыток и минимальный налог по УСН за текущий год можно учесть в следующем году

Как запатентовать дизайн быстро сменяющейся линейки одежды

Многие говорят, что все свои дизайны нужно патентовать, чтобы их не украли. Так ли это и возможно ли запатентовать то, что быстро меняется?  

Как запатентовать дизайн быстро сменяющейся линейки одежды

Как научиться делать больше за меньшее время: 5 лайфхаков из тайм-менеджмента

Время является одним из самых ценных ресурсов, а умение эффективно управлять им становится неотъемлемым навыком.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создание нового портала с личными кабинетами для НКО почти завершено

Замминистра юстиции Олег Свириденко на ПМЭФ-2024 рассказал о работе Минюста по упрощению процедуры регистрации некоммерческих организаций и оптимизации их отчетности.

Интернет и IT

Официально: названы перспективные направления развития искусственного интеллекта

Минпромторг перечислил перспективные направления развития ИИ в промышленности.

Онлайн-курсы по 3 690 рублей — выбирайте и учитесь!

Время больших скидок в «Клерке»! Онлайн-курсы по бухгалтерскому и налоговому учету на ОСНО, зарплате, госзакупкам и кадровому учету за 3 690 рублей! Успейте воспользоваться суперпредложением до 12 июня!

Личные финансы

Когда зарплатная карта может сделать своего владельца должником: разбираем реальный пример

Обычно при трудоустройстве работнику первым делом оформляют зарплатную карту, которая является разновидностью дебетовых банковских карт. В отличие от кредитных, дебетовые карты не предполагают долговых отношений с банком.

Когда зарплатная карта может сделать своего владельца должником: разбираем реальный пример

С госпредприятий новых регионов не будут взыскивать старые долги

Государственные предприятия в новых регионах освободят от долгов, возникших до вхождения в состав России.

Принят закон о введении свободной экономической зоны в трех областях России

Режим свободной экономической зоны (СЭЗ) будет введен на приграничных с новыми регионами территориях.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в Химках чиновники «исчезли» за зеркальным забором, нелегальный интернет-рынок алкоголя вырос на 60%, акции «Газпрома» упали до минимума

Подготовили обзор главных событий дня — 11 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

IT-компании

Доходы от чужого ПО иногда можно учесть для налоговых льгот IT-компании

Чтобы применять ставку налога на прибыль 0%, IT-компания должна выполнять условие о профильных доходах не ниже 70%.