Для решения этой задачи, от налогоплательщика требуется налоговая дисциплина и грамотность в области налогового законодательства.
При назначении выездной налоговой проверки налогоплательщик в соответствии с п.12 ст.89 НК РФ обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Истребованные в порядке ст.93 НК РФ документы представляются в течение 10 дней со дня получения требования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, уведомляет налоговый орган о невозможности представления документов с указанием причин, и о сроках, в течение которых документы будут представлены. В случае отказа проверяемого лица от представления документов или непредставление их в установленные сроки лицо привлекается к ответственности, в соответствии со ст. 126 НК РФ, сумма штрафа составит 200 руб. за каждый не представленный или представленный с нарушением сроков документ.
Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения является по своей сути одной из норм установленного в налоговом законодательстве порядка взимания налогов, который призван обеспечить безусловное выполнение каждым обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
В последнее время среди налогоплательщиков устанавливается тенденция, направленная на непредставление документов к проверке в силу необъективных причин, а именно таких, когда налогоплательщик не желая представлять документы к проверке, оказывает явное противодействие и воспрепятствование проведению проверки, либо иным образом уклоняется от представления документов.
В соответствии с пп.3, 8 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Это гарантирует налогоплательщику начисление налогов в том размере, в котором они подлежат начислению в соответствии с действующим налоговым законодательством.
В силу положений пп.7 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджет, расчетным методом на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых им для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенной на них обязанности по осуществлению налогового контроля в целях реализации основанных на Конституции РФ и законах общеправовых принципов налогообложения - всеобщности и справедливости налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового бремени. Допустимость применения расчетного метода исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика.
Таким образом, налоговые органы обладают полномочиями для противостояния любому противодействию со стороны налогоплательщика. Воспрепятствование со стороны налогоплательщика не может рассматриваться как обстоятельство, приводящее к невозможности реализации налоговыми органами контрольных функций.
Судебная практика в настоящее время складывается в пользу налоговых органов. Оспариваемые налогоплательщиками Решения налоговых органов признаются судебной системой законными. (Определение ВАС РФ от 10.02.2012 г. N ВАС-1023/12, Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 5/10, Постановление Президиумом ВАС РФ 19.07.2011 N 1621/11)
Как показывает практика, в случаях непредставления налогоплательщиком документов к проверке, налоговым органом суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджет, определяются расчетным методом, установленным ст. 31 НК РФ. Размер исчисленных налогов расчетным методом намного превосходит суммы налогов самостоятельно исчисленных налогоплательщиком, которые указаны в налоговых декларациях.
ФНС России призывает налогоплательщиков к более осознанному подходу к данной ситуации, исключению риска, влекущего за собой уклонение от представления документов и воспрепятствование проведению проверки, и стремится предупредить совершение налоговых правонарушений.
Начать дискуссию