Налоги, законы, бизнес. Все материалы из источника

Просто так бросить ИП и ничего не сдавать не получится. Если не ведете деятельность, сдавайте нулевки. Смотрите, что будет, если этого не делать.

Штраф

Это 1 000 рублей за каждую несданную декларацию и расчет по страховым взносам. Это касается и деклараций по УСН, и 3-НДФЛ, и НДС. На ЕНВД нулевых деклараций не бывает. Сколько отчетов не сдадите, столько раз по тысяче и заплатите. Причем если заплатите штраф, это не значит, что уже больше ничего не должны – отчет сдать все равно нужно.

Если ИП – работодатель, то сведения персонифицированного учета (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД) тоже нужно сдавать даже если он не ведет деятельность. Тут штраф 500 рублей за каждого работника, по которому не предоставили сведения.

Блокировка счета

Налоговики имеют право заблокировать счет, если не получают отчет в течение 10 дней после истечения срока. Разблокируют только когда отчитаетесь как положено.

Страховые взносы по максимуму

ИП каждый год платит фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование. Даже если не ведет деятельность. Если вы не сдадите нулевую отчетность, ИФНС вам начислит пенсионные взносы аж в 8-кратном размере. Логика такая – фиксированные взносы вы платите в любом случае, но есть еще 1% с доходов свыше 300 тысяч рублей. Если вы не сдаете декларацию, налоговики не знают, какие у вас были доходы и сколько взносов вы должны были заплатить. Поэтому считают их по максимуму, а это 8-кратный размер пенсионного взноса.

В 2019 году, например, взнос в ПФР был 29 354 руб. То есть если не сдадите нулевку за 2019 год, вам начислят пенсионных взносов за 2019 год аж на 234 832 рубля. Если будете копить несданные отчеты, то набежит еще больше, т.к. считать будут за каждый год.

Это не приговор, конечно, сумму пересчитают когда все-таки отчитаетесь, но побегать придется.

Принудительное закрытие ИП

А это уже новая инициатива властей. С 1 сентября 2020 года вступает в силу новая норма в законе 129-ФЗ о регистрации юрлиц и ИП. После этого ФНС сможет закрывать ИП, которые не ведут деятельность, 15 месяцев не сдавали отчеты и имеют задолженность по налогам и взносам. Причем после этого в течение трех лет вы не сможете заново зарегистрировать ИП и вести предпринимательскую деятельность. Ну разве что в качестве самозанятого.

Вот сколько неприятностей. Проще не полениться и сдать нулевку, правда?

Директорам только что зарегистрированных компаний по обычной почте приходят письма из налоговой.

В них инспекция напоминает или предупреждает, что человек зарегистрирован в качестве директора, сведения о нем попали в ЕГРЮЛ. И одновременно спрашивает: никто за вас заявление не подавал? Если юрлицо создали без вашего ведома, (а высылают такие письма директорам, которые зарегистрировали компанию с помощью электронной подписи), то срочно нужно подать заявление в произвольной форме.

Налоговая также рекомендует выслать возражение против предстоящей госрегистрации изменений устава юрлица или сведений в ЕГРЮЛ.

А в конце все-таки запугивает, что за образование юрлица без цели управления Уголовным кодексом предусмотрена ответственность.

Придется предоставить документы не только по прямым контрагентам, если они у вас есть. Иначе оштрафуют.

Допустим, у вас запросили документы в связи с проверкой компании, с которой вы напрямую не работали, она где-то в цепочке сделок. Довод, что это не ваш прямой контрагент, не сработает. В статьях 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ нет такого ограничения, что документы можно запрашивать только у первого контрагента, а значит, налоговики могут направлять запросы контрагентам второго и последующих звеньев.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 ноября 2019 г. № Ф04-5279/19 по делу № А67-9023/2018 это подтверждает, там компанию оштрафовали и в судах она проиграла.

Дисквалификация директора может произойти по требованию ФНС или суда в следующих случаях:

  • руководителя признают виновным в уклонении от уплаты налогов и взносов, таможенных платежей, а также сокрытии средств для их уплаты;
  • повторное предоставление недостоверных сведений в налоговый орган (п. 5 ст. 14.25 КоАП);
  • адрес фирмы фиктивный и владелец помещения будет утверждать, что директор никогда не заключал с ним договор аренды (решения АС Республики Калмыкия № А22-6835/2017 от 07.03.2018 г., АС Железнодорожного суда г. Хабаровска № 12 — 962/17 от 19.10.2017 г.);
  • грубые нарушения бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 15.11 КоАП), как только фискалы выявят его повторно, наступит дисквалификация на срок 1-го года до 2-х лет;
  • повторное нарушение норм валютного законодательства, руководителя дисквалифицируют на срок от 6-ти мес. до 3-х лет (п. 5.1 ст. 15.25 КоАП);
  • нарушение порядка ценообразования, особенно, если это касается сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 14.6 КоАП РФ);
  • инициирование процедуры фиктивного банкротства организации или неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ);
  • систематическая задержка, невыплата или воровство заплаты персонала (ст. 145.1 УК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ).
Если по указанным причинам директора признают дисквалифицированным, трудовой договор с ним должен быть расторгнут немедленно, никакие документы от лица компании он подписывать уже не в праве (п. 2 ст. 32.11 КоАП, ст. 14.23 КоАП).

Из перечисленных оснований видно, что дисквалификация руководителя может произойти далеко не всегда по его прямо вине, причем на практике наиболее частой причиной дисквалификации директора становится как раз выявление грубых нарушений бухгалтерского учета или нарушения при уплате налогов. Поэтому если у вас есть сомнения в работе бухгалтерии, инициативный аудит поможет вовремя выявить риски и устранить проблемы, тем самым себя обезопасив от дисквалификации.

До предоставления годовой отчетности за 2019 год остается еще время, когда с помощью аудитора можно внести исправления в учет и прикрыть существенные нарушения. Но даже если худшее уже произошло, бывают ситуации, когда удалось через суд отбить правомерность дисквалификации руководителя или немного смягчить наказание.

К таким случаям можно отнести:

  • установление малозначительности нарушения;
  • адвокат смог доказать отсутствие состава административного правонарушения;
  • директор совершил нарушение в состоянии крайней необходимости;
Кроме того, судьями могут быть приняты во внимание следующие смягчающие обстоятельства:

  • полное признание директором вины и раскаяние в содеянном;
  • тяжелое финансовое положение предприятия;
  • наличие малолетних детей и иждивенцев и другие причины.
Если вы принимаете на работу нового управленца, можно воспользоваться сервисом проверки на сайте ФНС и посмотреть не находится ли этот человек сейчас в списке дисквалифицированных лиц.

Представьте себе – ваш должник вывел активы из фирмы, поставил руководить номинала, отчетность не сдает. То есть фактически бросил фирму в ожидании, что ее принудительно ликвидируют, и долги растворятся, а кредиторы останутся с носом. Что делать?

Банкротство не спасет – активов-то давно нет, по долгам платить нечем. Да и должника уже могли исключить из ЕГРЮЛ. Получить свои деньги можно.

Если должника исключили из ЕГРЮЛ

Это еще не приговор. От ответственности учредителей, бенефициаров и других контролирующих лиц это не спасет. Есть пункт 3.1 статьи 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» прямо прописано, что если юрлицо исключили из ЕГРЮЛ как недействующее, контролирующих лиц можно привлечь к субсидиарке по заявлению кредитора, если будет доказано, что они действовали недобросовестно или неразумно. То есть нужно доказать намеренность действий, которые привели к невозможности выплаты долга. Это не так-то легко сделать и нет какого-то конкретного списка действий, которые считаются недобросовестными и неразумными.

Суд будет рассматривать совокупность фактов в каждом случае отдельно. Доказательством для суда может послужить тот факт, что фирма не сдавала отчетность, чем способствовала признанию юрлица недействующим. Или то, что не направила заявление о банкротстве, когда стала неплатежеспсобной. Или то, что бизнес оформили на номинала.

В общем, оперировать нужно всеми фактами, которые вы смогли нарыть. Что пригодится в качестве доказательств:

• выписки со счетов должника;

• информация о судебных делах;

• документы, которые подтверждают вывод имущества;

• регистрационные данные о смене руководителя, информация о самом руководителе (может, он уже был руководителем или участником фирм, которые тоже признавали недействующими, или является массовым руководителем или учредителем) и т.д.

Чтобы уйти от ответственности, ответчикам нужно будет доказать, что все их действия укладывались в обычные условия гражданского оборота, что умысла не было или что они вообще ничего не решали.

Если проанализировать судебную практику, то шансы на успех неплохие.

Надо только помнить, что:

1. Нужно направить претензию в адрес привлекаемых лиц, а не общества.

2. Согласно статье 399 ГК РФ чтобы привлечь кого-то к субсидиарной ответственности, нужно сначала предъявить требование к основному должнику. А вот то, что нет судебного решения о взыскании долга никак не мешает подаче заявления.

3. Эти вопросы решает арбитражный суд.

4. Исковая давность три года.

Судебная практика по таким делам обнадеживает (например, дело № А33-16563/2018, А60-20369/2018).

Если фирму еще не исключили из ЕГРЮЛ

Подавайте в суд на взыскание долга, а потом инициируйте банкротство. Да, производство прекратят из-за отсутствия средств для возмещения расходов, но вам это и нужно. Потому что согласно статье 61.19 закона «О несостоятельности (банкротстве)», если будут основания вы после этого можете обратиться в арбитражный суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве.

Способ долгий, но действенный (дело А40-230837/2018).

8964 ЕНВД

Физлицо регистрируется в международной платежной системе PayPal, выставляет счет в приложении. Присылает счет в виде ссылки вам, вы тоже регистрируетесь в Paypal.

К аккаунту привязываете корпоративную карту. По ссылке оплачиваете корпоративной картой и с комиссией 4-5% (ее платит получатель) деньги со счета юрлица списываются на счет физлица в PayPal.

При этом банк отражает эту комиссию как платеж пластиковой картой по экварингу, то есть банк не квалифицирует ее как платеж физлицу. Физлицо перечисляет деньги со своего счета в PayPal на свой банковский счет физлица.

Актуально для УСН, ЕНВД и патента.

Власти пока берегут и лелеют самозанятых, чтобы не спугнуть и стимулировать людей регистрироваться. В числе прочих поблажек – запрет на проверки.

Не то, чтобы налоговики совсем не могут проверять самозанятых, но сделать это будет сложно, потому что для начала придется согласовать ревизию с Управлением оперативного контроля ФНС России.

То же самое касается вызовов в налоговую инспекцию, запросов. Естественно, по мелочам никто разрешений на проверку и вызов добиваться не станет и нужно быть совсем уж злостным нарушителем, чтобы инспекторы преодолели все запреты и получили разрешение пообщаться лично.

Подтверждение: письма ФНС от 27 июня 2019 г. № ЕД-4-20/12490@ и от 24 апреля 2019г. № ЕД-4-20/7915@.

Это касается проверок именно самозанятых. Нет никакого запрета проверять и наказывать тех, кто скрывает трудовые отношения и нанимает самозанятых вместо штатных сотрудников. Такие работодатели наоборот будут под пристальным вниманием.

Член Российского союза аудиторов Людмила Ганичева сделала вместе с нами онлайн-курс «ИП и самозанятые: налоги, отчетность, проверки».

Курс сейчас со скидкой в 50 % стоит всего 1500 руб.

Купить курс за 1500 вместо 3000 руб.

Этот курс для:

  • тех, кто планирует становиться ИП или самозанятым;
  • начинающих бухгалтеров;
  • директоров, которые хотят разбираться в работе с ИП и самозанятыми.
 

Понятно, почему предприниматели задаются таким вопросом. Когда ИП занимается розничной торговлей на патенте, он не может по этому патенту заключать договоры поставки и заниматься оптовой торговлей с юрлицами – такая деятельность будет подпадать уже под ОСНО или УСН. Отсюда и опасения предпринимателей – а может и услуги юрлицам по патенту оказывать нельзя?

Можно, такого запрета в Налоговом кодексе нет. Вот несколько подтверждающих писем Минфина:

1. № 03-11-11/9599 от 26.02.2015г. о прокате транспортных средств.

2. № 03-11-12/38688 от 18.09.2013г. и от № 03-11-11/21722 от 11.06.2013 г. о ремонте и техническом обслуживании бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонте и изготовлении металлоизделий.

3. № 03-11-11/62285 от 16.08.2019 г., № 03-11-12/48812 от 13.07.2018 г., № 03-11-11/17 от 22.01.2013 г. о производстве монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ.

4. № 03-11-11/59312 от 07.08.2019 г. о химчистке, прачечных, автомобильных перевозках грузов, ремонте мебели, компьютеров и коммуникационного оборудования.

5. № 03-11-12/55136 от 06.08.2018 г. и № 03-11-11/22269 от 05.04.2018 г. о фотоателье.

Если предприниматель оказывает услуги, которые упомянуты в статье 346.43 НК РФ, он может работать хоть с юридическими, хоть с физическими лицами.

Рассматриваемый вариант работает только для обычных физлиц, адвокатов и нотариусов, для ИП и юр лиц способ не подойдет.

Предположим, за вами числится долг в 40 000 рублей транспортного налога за 2018 год. Оплатить его человек должен был до 1 ноября 2019 года.

Если просрочил платеж, то налоговая инспекция высылает требование об уплате. Данное требование игнорируем и ждем дальнейший реакции. На практике налоговая инспекция подает с мировой суд заявление о выдаче судебного приказа и уведомляет об этом вас.

Вот тут очень важно не прозевать этот момент, получить почту по прописке и подать возражения в суд, что вы против судебного приказа. Ничего сложного в этом нет, нужно просто сообщить судье, что вы против выдачи судебного приказа и у вас есть возражения.

В итоге налоговая инспекция не получит судебный приказ и не может списать деньги со счета, а приставы возбудить исполнительное производство.

Далее у налогового органа остается только один способ – подать исковое заявление в суд в общем порядке, но на практике часто инспекторы не успевают это сделать в течении 6 месяцев.

По п.2 ст. 48 НК РФ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. То есть, по истечении 6 месяцев, налоговая инспекция не может подать на вас в суд о взыскании задолженности. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Справедливости ради надо отметить, что суд по уважительным причинам может восстановить пропущенный срок, но налоговой инспекции надо это обосновать. В итоге налоги оплатить вы обязаны, но налоговая не имеет инструментов для их взыскания. Долг видно только налоговой инспекции и вам в личном кабинете налогоплательщика.

Ждем три года, когда истекают общегражданские сроки давности взыскания задолженности, по истечении которых долг взыскать нельзя по нормам ГК.

Естественно, налоговая инспекция шлет письма и вызывает на административную комиссию и т.д., ходить или нет решать только вам.

Применять на свой страх и риск. Уголовная ответственность физического лица за уклонение от уплаты налогов наступает при сумме от 900 000 рублей. Платите налоги – эта обязанность установлена ст. 57 Конституции РФ.

На миллион с лишним доначислений попал предприниматель, который думал, что добросовестно работает (Решение ФНС России № СА-3-9/9931 от 20 ноября 2019 г.).

ИП купил годовой патент на вид деятельности «Ремонт жилья и других построек» и по договорам проводил работы в строящемся многоэтажном жилом доме. В договорах значились такие работы, как гидроизоляция, устройство перегородок из блоков поротерма, устройство перегородок из газосиликатных блоков, демонтаж перегородок из поротерма, штукатурные работы, стяжка полов, гидроизоляция санузлов без стяжки, устройство пола и плинтуса из керамогранита.

Одновременно ИП числился на УСН и сдавал нулевки, т.к. считал, что вся его деятельность подпадала под патент. Но налоговая проверила ИП и пришла совсем к другому выводу. Дом, в котором ИП проводил работы, находился на этапе строительства и не был сдан в эксплуатацию, все работы такого характера там проводились впервые. А значит под ремонт это никак не подпадает, а относится к строительным работам, а это уже совсем другой вид деятельности, которого в патенте ИП нет.

Поэтому предпринимателю пересчитали налоги по упрощенке. И счастье, что он одновременно с патентом был на УСН, а не на ОСНО, иначе доначислений было бы гораздо больше.

Будьте внимательны, выбирая вид деятельности.

Речь идет о стандартном вычете по 1 400 рублей на первого и второго, и 3 000 на каждого последующего ребенка, которые предусмотрены п. 4 ст. 218 НК РФ.

Если у ребенка только один родитель, то вычет на него этот родитель может получить в двойном размере. Но если родитель вступит в брак, право на двойной вычет теряется. А вот если потом разведется, право на двойной вычет зависит от того, усыновил ли бывший супруг ребенка. Если усыновил, то и после развода родитель сможет получать вычет только в одинарном размере.

Если не усыновлял – после развода право на двойной вычет появляется снова (письмо Минфина от 28 ноября 2019 г. № 03-04-05/92450).

Если организация или ИП покупает какой-то товар за наличные через подотчетное лицо, то без счета-фактуры вычет НДС по такой покупке получить нельзя (письмо Минфина России № 03-07-11/92132 от 27 ноября 2019 г.).

Исключением могут быть только командировочные расходы (проезд, проживание и т.д.) – в этих случаях можно делать вычеты на основе БСО с выделенным НДС.

Если хотите получить вычет по такой покупке, нужно взять у продавца счет-фактуру. Но для этого нужно на сотрудника-покупателя оформить доверенность, потому что только тогда продавец обязан выдать счет-фактуру. В то же время, если все-таки возьмете к вычету НДС без счета-фактуры, в судебном споре с налоговиками скорее всего выиграете.

Дело в том, что в НК РФ есть положение (п.7 ст.1368), что у розничного торговца при расчете наличными обязанность по выставлению счета-фактуры считается выполненной в тот момент, когда он выдает чек или другой подтверждающий документ. Про вычет по таким покупкам там ничего не говорится, но в подобном деле Верховный суд РФ встал на сторону налогоплательщика (Постановление от 13.05.2008 г. № 17718/07).

Допустим, вы приобретаете товар у организации, признанной банкротом. Она начисляет НДС и выставляет вам счет-фактуру. Вы НДС с этой покупки принимаете к вычету, как и положено. А согласно п.п.15 п.2 статьи 146НК РФ операции по реализации имущества должника, признанного банкротом, не признаются объектом налогообложения.

Налоговики считают, что продавец не должен был начислять НДС, а вы не имели права на вычет. При этом свой-то НДС вы заплатите, когда будете продавать это имущество. Получается двойное налогообложение – и при покупке НДС заплатили, и при продаже, и вычет не получили.

19 декабря 2019 года Конституционный суд посчитал, что в существующей формулировке этот подпункт НК РФ не соответствует Конституции.

Непонятно, какие именно операции банкрота не облагаются НДС: все операции по реализации имущества или только имущества, которое составляет конкурсную массу. Плюс такая формулировка нарушает принцип равенства, потому что создает разные условия для налогоплательщиков только в зависимости от того, оказались ли их поставщики банкротами на этапе исполнения договоров.

КС предписал внести изменения в Налоговый кодекс, а до этого п.п.15 п.2 статьи 146 не применять. А значит, покупатели банкротов имеют право на вычет, но только если не будет установлено, что конкурсный управляющий и покупатель продукции знали, что НДС при имеющемся объеме и структуре долгов организации не мог быть уплачен в бюджет.

3794 ЦБ РФ

Уже публиковали начало ликбеза по 115-ФЗ от ЦБ. Теперь продолжение.

Так делать нельзя!

Даже если провели операцию в другом банке или вообще решили не проводить, вопрос надо закрыть, то есть запросить причины отказа, дать пояснения, снять с себя это пятно. Если скакать из банка в банк, накапливать отказы и ничего с ними не делать, это повышает ваш уровень риска в банке. Этот хвост будет тянуться за вами, а вы потом будете ругать банки, 115-ФЗ и весь мир за то, что к вам придираются на ровном месте. Надо понимать, как это работает – и все будет нормально.

Дайте на себя посмотреть

Часто банк ограничивает ДБО, чтобы привести вас ножками в банк, посмотреть и пообщаться. Им нужно видеть, что вы и ваша деятельность реальна. Это не катастрофа, надо лишь прийти лично и снять подозрения.

Вносите вовремя все изменения

Это нужно, чтобы у банка не возникало нестыковок. Чем быстрее будете сообщать об изменениях, тем лучше. Сменили юрадрес, а банк не знает; начали новый вид деятельности, а ОКВЭДа соответствующего нет и т.д. – и все, уже не норма, есть вопросы, а предприниматели потом жалуются.

Иногда причина не в вас, а в контрагентах

И не обязательно они мошенники и махинаторы. Вы можете думать, что работаете с серьезной компанией, а у банка может индикаторы красные по этому контрагенту, может у него отказов в проведении операций было много (так же не соблюдал финансовую гигиену и получил высокий уровень риска), вот банк и подстраховывается, задает вопросы.

Боком может выйти брошенное юридическое лицо

Это тоже влияет на уровень риска, накладывает тень на вашу нынешнюю предпринимательскую деятельность, на группу компаний и даже на контрагентов и родственников.

Недавно Центробанк провел вебинар о взаимодействии с банками в случае приостановления операций по счетам, где разложил все по полочкам. Вот выжимка.

Настоящая блокировка вас скорее всего не коснется

Это только про террористов и экстремистов. Вот тогда счет именно блокируют намертво. Все остальное, про что в обиходе говорят «заблокировали счет» – это либо отказ в проведении одной конкретной операции, либо приостановление операций в целом, либо ограничение в дистанционно-банковском обслуживании, то есть когда вы ничего не можете сделать удаленно, но можете ножками прийти в банк и сделать все, что нужно.

Если банк запросил пояснения или документы – это нормально

Он имеет на это право. Он может запросить информацию по сделке, о происхождении денег, о контрагентах, может пригласить для беседы, может выехать по месту ведения бизнеса. И это обычная штатная ситуация, а не катастрофа. Вас еще ни в чем не обвиняют. Банк обязан уточнять информацию, если ему что-то кажется сомнительным или непонятен экономический смысл операции. Многие предприниматели теряют время на панику, возмущения и бодания вместо того, чтобы просто собрать нужную информацию, предоставить в банк и решить проблему. Скорее всего уже на этом этапе все придет в норму. Не успеваете подготовить документы, не увидели вовремя запрос в клиент-банке – обратитесь в банк, объясните по-человечески, попросите отсрочку – там увидят, что вы реальны, что идете навстречу и услышат.

Ну и чем больше порядка в ваших документах, тем вам же выгоднее – быстрее подготовите ответ. Естественно, банк не будет ждать месяц, пока вы разберетесь у себя в бумажках.

Не нужно идти выше пока не попытались решить проблему в банке

После получения документов банк может запросить и другие, либо совсем отказать в проведении операции или открытии счета. Это он должен сделать в течение 10 дней, а именно выдать мотивированный ответ о возможности или невозможности отмены решения об отказе. И вот после отказа у вас появляется право обратиться в межведомственную комиссию для реабилитации. Но только имея на руках мотивированный отказ банка, без него комиссия рассматривать ничего не будет, то есть сначала надо пройти стадию урегулирования с банком.

Комплект документов при обращении в комиссию должен соответствовать требованиям из Указаний № 4760-У. Комиссия в свою очередь запросит позицию банка, позицию Росфинмониторинга и в течение 20 дней вынесет свое решение, отправит его вам и в банк.

По статистике 52 из 100 рассматриваемых обращений решаются в пользу предпринимателей.

Выясняйте причины отказа

Если банк ничего не присылал, но и не проводит операцию, не сидите ровно, а сами выходите на связь и письменно запрашивайте у банка причины. А получив ответ, готовьте ответное обращение с документами об отсутствии оснований для отказа.

Берегите репутацию, не копите проблемы

Самая большая ошибка предпринимателей, которые сталкиваются с проблемами по 115-ФЗ – они не соблюдают финансовую гигиену. Бывает, что в одном банке отказались провести операцию, тут же пошли в другой, там провели и забыли. Или просто «забили» на эту операцию и продолжают проводить другие в том же банке.

Агрессивные схемы налоговой оптимизации изжили себя, налоговики давно о них знают, успешно раскрывают и выкатывают санкции. Теперь экономить нужно мягче, осторожнее и главное – всегда нужно суметь доказать деловую цель, чтобы не обвинили в получении необоснованной налоговой выгоды. Вот несколько известных способов экономии, по которым налоговикам будет трудно докопаться.

1. Замена части стоимости товара процентами по коммерческому кредиту. Если продавать товар за 100 рублей, НДС нужно начислить на все 100 рублей. А если договориться с покупателем и прописать стоимость 90 рублей, а 10 рублей оформишь как проценты за отсрочку платежа, то НДС платить только с 90, а проценты НДС не облагаются (п.п. 15 п. 3 ст. 149 НК). У покупателя в этом случае вычет тоже будет меньше, поэтому практиковать такое можно не со всеми.

2. Необлагаемые выплаты работникам. В статьях 217 и 422 НК РФ есть список выплат, которые не облагаются НДФЛ и взносами. Это всяческие компенсации (за проезд, процентов по кредитам, за использование личного имущества и т.д.), некоторые виды надбавок и т.д. Их нужно прописать в трудовом договоре и локальных документах фирмы. Размер закон не ограничивает, поэтому придираться налоговикам тут особо не к чему.

3. Увеличение затрат. Если делать это аккуратно и «размазывать» увеличение, можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль и НДС, не привлекая внимание налоговиков. Главное соблюдать меру и не выбиваться из общеотраслевых показателей.

4. Включить стоимость перевозки в цену товара. Подходит тем, кто продает товары и услуги, облагаемые НДС по сниженной ставке 10%. Если брать плату за перевозку отдельно, она облагается по ставке 20%, а если включить в договор условие о доставке, а в договоре и других документах отдельно цену за доставку не выделять, то всей суммы придется заплатить только 10% НДС.

5. Оформление имущества в регионе с льготной ставкой. Если есть филиал с отдельным балансом в регионе, где налог на имущество меньше, можно перевести часть имущества в этот регион.

6. Оформление товарного знака на дружественного ИП. Компания заключает лицензионный договор с этим ИП на УСН и платит ему роялти (сумма должны быть экономически обоснованной). Эти расходы вычитает из базы по налогу на прибыль, плюс бонусом вывод налички через ИП. Схема безопасна, если товарный знак фирма использует для получения прибыли и ранее не использовала товарный знак.

7. Б/у основные средства. Покупая «подержанные» основные средства, можно самостоятельно определить срок полезного использования, а значит поиграть с амортизацией в свою пользу.

8. Зарплата в конвертах. Да, схема опасная, но вот доказать ее на самом деле очень трудно. Нужно, чтобы сотрудник либо сам пожаловался, либо чтобы налоговики нашли доказательства серых выплат – ведомости и т.д.

9. Привлечение ИП и самозанятых для экономии на НДФЛ и взносах. Не платите им регулярно одну сумму, как зарплату, и не в тот же день, что и зарплату. Оформляйте первичку за услуги должным образом и проследите, чтобы вы не были у этих ИП и самозанятых единственным клиентом – и все будет хорошо.

1373 НДФЛ

С 2020 года статья 227 НК РФ будет действовать в новой редакции. Предприниматели на ОСНО будут рассчитывать и платить авансы по НДФЛ по новым правилам.

Как было

Предприниматели не считали авансы сами. Их рассчитывала налоговая инспекция, и ИП получал уведомления с уже готовыми суммами, оставалось только заплатить. Для расчета налоговики брали данные из прошлогодней декларации 3-НДФЛ, а ИП-новички в начале деятельности должны были сдавать декларацию 4-НДФЛ с предполагаемым доходом.

Такую же декларацию нужно было сдавать если доходы ИП по сравнению с прошлым годом резко уменьшались или увеличивались (больше чем на 50%). Тогда на основе 4-НДФЛ налоговики пересчитывали авансы в меньшую или большую сторону. Авансы платили до 15 июля, 15 октября и 15 января.

Как будет

Больше никаких уведомлений из налоговой, расчетов от прошлогодних сумм и деклараций 4-НДФЛ. Все будет проще и в точности как у предпринимателей на УСН. Авансы будут считать сами предприниматели, отталкиваясь от фактических доходов за 3, 6 и 9 месяцев, и делать доплату по итогам года. Поменялись и сроки уплаты авансов, теперь это 25 апреля, 25 июля и 25 октября.

Для годового налога срок не поменялся – 15 июля следующего года.

Декларацию – НДФЛ в связи с этими изменениями скорее всего тоже поменяют. Но по итогам 2019 года пока нужно все сделать по старым правилам.