Менеджмент

Как перестать суетиться и начать жить

Мы все живем в сумасшедшем ритме – работа, семья, учеба, проблемы, дети. Как все успеть? Как умудриться хорошо выполнять свою работу, вовремя уходить с нее и находить время на общение с семьей и друзьями? Эти и другие вопросы корреспондент ИА «Клерк.Ру» Лев Мишкин задал Глебу Архангельскому, основоположнику российского тайм-менеджмента, генеральному директору ООО «Организация Времени».
Как  перестать суетиться и начать жить
Генеральный директор ООО «Организация Времени»

Мы все живем в сумасшедшем ритме – работа, семья, учеба, проблемы, дети. Как все успеть? Как умудриться хорошо выполнять свою работу, вовремя уходить с нее и находить время на общение с семьей и друзьями? Эти и другие вопросы корреспондент ИА «Клерк.Ру» Лев Мишкин задал Глебу Архангельскому, основоположнику российского тайм-менеджмента, генеральному директору ООО «Организация Времени».

Глеб, многие офисные сотрудники вынуждены задерживаться после окончания рабочего дня - не успевают выполнить свою работу. С чем это обычно связано - с большой нагрузкой или неорганизованностью?

Общего ответа здесь нет: иногда это действительно большой объем работы, иногда – личная неорганизованность, а чаще всего – то и другое вместе. Наша практика, опыт работы с сотнями компаний среднего бизнеса и крупнейшими корпорациями, показывает, что практически у каждого менеджера и специалиста есть резерв минимум от двух часов в день, а зачастую и больше. Это не потому, что человек «плохой», или «неправильный», а потому, что есть более эффективные, грамотные приемы работы и организации, которые нужно знать.

Как строить свой рабочий день, чтобы эффективно работать?

В тайм-менеджменте, как в фитнессе - есть принципы, которые хорошо известны, но которые нужно не лениться исполнять. Первое – не давать захлестнуть себя «текучкой». Например, начинать день мы рекомендуем со взгляда в «стратегическую картонку». Это специальная закладка в ежедневнике (или категория в Outlook-е), на которой выписаны ваши ключевые цели на ближайшие полгода-год. Вопрос, с которого нужно начинать день – «Какой шаг я сегодня могу сделать в направлении к этим целям?» Этот простой инструмент позволяет резко ускорить достижение ключевых жизненных и рабочих целей.

Второй прием – жестко-гибкий алгоритм планирования дня. Если даже человек ведет ежедневник, как правило, он используется просто как записная книжка. В лучшем случае задачи привязываются к сегодняшнему дню, но записываются в совершенно произвольном порядке.

Мы рекомендуем делить страницу ежедневника пополам; в левой части, на сетке времени, максимально наглядно выписывать «жесткие» встречи, то есть, привязанные к определенному моменту – не забывая оставлять резервы! В правой части – список «гибких» задач, которые нужно сделать сегодня, но не важно, в какой именно момент дня. В этом списке важно выделить 2-3 приоритетных задачи. Как только выдалось свободное время между жесткими встречами, вы приступаете к решению гибких задач, в порядке приоритетности.

Этот алгоритм позволяет сбалансировать определенность, предсказуемость (если вы дали обязательство быть во столько-то – это должно быть запланировано жестко), и гибкость, возможность реагировать на неожиданно поступающие задачи. Т.к. в план дня закладываются резервы, всегда найдется время на отработку этих неожиданностей.

Третий прием – грамотный отдых. Раз в 1-1,5 часа нужно делать перерыв на 5-10 минут, причем тратить это время не на брожение в интернете, а на максимально подвижную паузу – выйти из офиса, лучше на улицу, подвигаться, подышать воздухом, полностью отвлечься от рабочих вопросов. Затраты времени небольшие,

Говорят, что если у человека четкая схема работы, то он меньше устает. Так ли это?

Совершенно верно. Если день не растрепан на мелкие клочки, отдельные письма, мэйлы, забегания коллег и к коллегам; если есть внятный ритм, определенные результаты у каждого участка дня, то утомления будет гораздо меньше, а результатов – больше.

А как быть творческим работникам? Они же не могут работать по схеме, как, допустим, бухгалтеры или секретари.

«Творчество» в менеджменте – абсолютная иллюзия, которую приписывают себе некоторые офисные работники, чтобы не заниматься планированием. Мы изучали биографии сотен великих по-настоящему творческих людей (композиторов, художников, полководцев, писателей) – как правило, это абсолютно жесткая самодисциплина, режим дня, отслеживание количества сделанного. По-настоящему творческая работа – это не вялое ожидание «музы», а вполне организованные шаги в нужную сторону.

На что в основном тратится время офисного работника (помимо выполнения непосредственных обязанностей)? Как ему избежать напрасной траты времени?

В тайм-менеджменте есть такое понятие - «поглотители времени». Это и собственные отвлечения, и отвлечения со стороны коллег, и невладение эффективными техниками работы (слепой печатью, продвинутыми функциями офисных программных продуктов, и т.п.). Есть различные техники борьбы с поглотителями, которые мы изучаем на тренингах. Одна из них – в течение 1-2 недель провести хронометраж (сплошной учет, с точностью до 5-10 минут). Реальная картина времени сразу станет очевидна.

Личный тайм-менеджмент – это, конечно, здорово, но как наладить управление, управленческий учет, чтобы экономить время в масштабе компании?

Здесь есть два основных подхода: «сверху», от систем, и «снизу», от людей. Подход «сверху» - это управление проектами, TQM, регулярный менеджмент, и т.д. Таких технологий, оптимизирующих в том числе и временной ресурс компании, множество, и к тайм-менеджменту они не относятся.

Тайм-менеджмент появляется при работе «снизу», от людей. Когда человек сначала заинтересовывается в эффективном управлении своим личным ресурсом времени. Ведь хотя это время и «продано» работодателю, но это по-прежнему невосполнимый ресурс жизни человека. После этого в сотруднике компании достаточно быстро пробуждается понимание, что его ценнейший и невосполнимый ресурс безвозвратно тратится из-за окружающего беспорядка - отсутствия должностных инструкций, нормального корпоративного планирования, и т.п. Мы называем это «тайм-менеджерской бациллой» - когда тема личного времени, «заражая» людей, распространяется на все окружающее, и «прививает» корпоративной культуре компании чувство эффективности, стремление постоянно развивать и совершенствовать деятельность.

Два этих подхода, естественно, взаимодополняющие. Причем «обацилливание» сотрудников компании темой личного времени очень полезно как «разрыхление почвы» перед мероприятиями по налаживанию порядка «сверху». Поняв и прочувствовав на себе значение организации и планирования, человек гораздо более спокойно и конструктивно воспринимает новации в этой области, исходящие от руководства. Теперь для него внедрение управления проектами, или корпоративной информационной системы, или системы менеджмента качества - не «блажь начальства», а вполне понятный и естественный шаг развития.

Сегодня вы и ваша компания - признанные гуру российского тайм-менеджмента, среди ваших клиентов немало крупных российских компаний. А как все начиналось, когда вам впервые пришла идея экономить время?

В студенческие годы мне рассказали про книгу Гранина «Эта странная жизнь». В ней рассказывается о биологе Любищеве, который разработал собственную систему учета времени, планировал работу, вел хронометраж выполненного и успевал гораздо больше, чем окружающие. Книга меня потрясла, и я стал применять методы Любищева для себя – ставил цели, составлял планы, рисовал графики. Примерно через год, когда я уже работал в банке, узнав о моих пристрастиях считать время, мне поручили вести проект - исследование рабочего времени. Затем в том же банке я стал заниматься стратегическим планированием. В какой-то момент понял, что могу консультировать во вопросам тайм- менеджмента, так появилась консалтинговая компания – «Организация Времени».

Вы говорили о целях и целеполагании, а какие цели выставите перед собой? Каковы ваши личные цели?

Сначала мы рассматривали тайм- менеджмент как бизнес-инструмент. Потом пришло понимание, что это еще и инструмент для изменения мировоззрения. Занимаясь тайм- менеджментом, человек начинает задумываться о своих целях, своей жизненной миссии. Человек начинает себя осознавать. Начинает меняться внутренне. Это как раз то, чего нам не хватает. Наши реформаторы всегда проводили преобразования сверху, и всегда это заканчивалось «как всегда». Пока в обществе нет движения снизу, ничего не изменится. Мы ставим задачу не просто распространения бизнес продуктов, мы ставим вопрос о распространении культуры отношения к времени на уровне общества в целом. Мы хотим внедрения идеи осознанности своей жизни среди максимально широких слоев общества. Очень обидно, что сегодня многие люди у нас плывут по течению «от зарплаты до зарплаты». Тайм- менеджмент позволяет изменить мировоззрение людей. В конечном счете, как ты расходуешь свое время - так ты расходуешь свою жизнь.

Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

В РФ скоро появится новый бренд кредитной организации

«Экспобанк» закрыл сделку по покупке 100% дочки британского банка HSBC. Судя по релизу, она будет специализироваться на кредитовании корпоративных клиентов.

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Инвестиции

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Интересные материалы

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.