Автоматизация при помощи тиражных программных продуктов

Не секрет, что в настоящее время основная масса российских предприятий строит свои корпоративные информационные системы (КИС) на основе имеющихся на рынке готовых (иначе говоря, тиражных) программных продуктов. Выбор системы, который чаще всего осуществляется на основе тендера, - это сам по себе очень интересный момент. Разработка тендерной документации - предмет отдельного объёмного исследования. Впрочем, заниматься этим представителю фирмы - разработчика делового ПО «не по чину». Писать об этом должен не тот, кого выбирают, а тот, кто выбирает. Поэтому в данной статье я остановлюсь на том, что происходит уже потом, после покупки системы.
Не секрет, что в настоящее время основная масса российских предприятий строит свои корпоративные информационные системы (КИС) на основе имеющихся на рынке готовых (иначе говоря, тиражных) программных продуктов. Выбор системы, который чаще всего осуществляется на основе тендера, - это сам по себе очень интересный момент. Разработка тендерной документации - предмет отдельного объёмного исследования. Впрочем, заниматься этим представителю фирмы - разработчика делового ПО «не по чину». Писать об этом должен не тот, кого выбирают, а тот, кто выбирает. Поэтому в данной статье я остановлюсь на том, что происходит уже потом, после покупки системы.

Игорь Якобсон, к. т. н.
Компания «Компас» (СПб)

источник http://www.termika.ru


В тот момент, когда предприятие, завершив тендер, приобретает тиражный вариант КИС, оно оказывается лишь на полпути к заветной цели. Чтобы купленное ПО можно было использовать, его нужно внедрить, а это вовсе не такой лёгкий и простой процесс, как считают некоторые руководители. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что директор обращается к своим подчинённым со словами: «Я вам купил все программы, они установлены на компьютеры, а никакого эффекта что-то не вижу». Впрочем, такой подход даже радует, если сравнивать с ситуацией 5-10-летней давности. Тогда можно было услышать даже: «Я же вам компьютеры уже купил, почему ничего не изменилось? Почему баланс сводите вручную?». В общем, компьютерная грамотность руководящего звена за эти годы выросла существенно! О том, что компьютер без программ - просто кусок железа, оно уже знает.

Справедливости ради стоит сказать, что подобные слова редко можно услышать от высших менеджеров крупных промышленных предприятий, которые ещё в советскую эпоху «вкусили» от АСУ на больших ЭВМ. Их понимание проблемы гораздо ближе к подходу западных руководителей, имеющих богатый опыт автоматизации управления предприятием. В результате даже замена КИС на новую версию той же системы на солидном американском предприятии является крупным проектом на один-полтора календарных года, а уж о количестве затраченных человеко-лет и говорить не будем.

Слово «проект» является очень удачным для понимания ситуации, поэтому в дальнейшем так и будем говорить: «проект внедрения ПО».

В любой уважающей себя консалтинговой фирме (а почти все разработчики делового ПО в России тоже имеют консалтинговые подразделения) разработана своя методика внедрения КИС, типовые учебные курсы, шаблоны предпроектных обследований. Но, поскольку ситуации у всех заказчиков разные, методики эти должны быть достаточно гибкими, позволяющими осуществить выбор наиболее подходящего варианта в каждом конкретном случае. Сегодня мы попробуем кратко описать одну из таких методик, а именно ту, которая используется в нашей компании «Компас» (СПб).

В общем виде перечень этапов проекта по внедрению КИС выглядит следующим образом.

1. Предпроектное обследование и составление ТЗ.

2. Обучение.

3. Настройка ПО.

4. Опытно-промышленная эксплуатация.

5. Промышленная эксплуатация.

6. Поддержка КИС.

Два последних этапа собственно к внедрению не относятся, к этому времени проект обычно считается завершённым, но так как и эти работы в подавляющем большинстве случаев делаются в тесном сотрудничестве с консультантами, то нельзя их здесь не упомянуть.

Последовательность этапов достаточно условна, часть работ разных этапов может осуществляться параллельно.

Обследование

Можно выделить три его разновидности:

- экспресс-обследование (ЭО), которое проводится с целью разработки общих рекомендаций по схеме автоматизации (рекомендации по составу и функциональному наполнению автоматизированных рабочих мест) или на предмет автоматизации одного конкретного бизнес-процесса;

- обследование бизнес-процессов (ОБП), целью которого является выявление и описание всех бизнес-процессов предприятия, с возможными рекомендациями по их оптимизации и реинжинирингу;

- обследование с целью создания технического задания (ТЗ) на доработку ПО (ОТЗД), в процессе которого проводятся сбор детальной информации и постановка задачи для написания ТЗ на доработку КИС в соответствии с требованиями заказчика.

Этап обследования в том или ином виде просто необходим. Я бы даже назвал качество выполнения предпроектного обследования решающим фактором успешного внедрения системы. В жизни, к сожалению, часто бывает, что заказчик отказывается от него, желая сэкономить деньги. Так вот это по большей части самообман! В подобном случае обследование исполнителем, как правило, всё равно проводится - либо в неявном виде, либо за счёт (в рамках) других операций (этапов), но его качество может оказаться весьма невысоким, а круг охвата слишком узким для дальнейшего оптимального решения стоящих перед предприятием и исполнителем задач. Например, один из важнейших вопросов - доработка печатных форм. Если не было предпроектного обследования, то техническое задание на доработку форм составляется в процессе и за счёт часов, отведённых на настройку. Это, в свою очередь, означает одно из двух: либо настройка становится дороже примерно на ту же сумму, что была сэкономлена на обследовании, либо качество выполнения этапа падает. Или, ещё хуже, может оказаться и то и другое. Чудес не бывает!

Учёт специфики


Почему так происходит? Дело в том, что обычно тиражная КИС предназначена для работы на предприятиях самого разного масштаба и вида деятельности. Бизнес-процессы, связанные с отраслевой спецификой, в ней, как правило, не учтены. Когда проводится первое внедрение в некоей отрасли А, то за счёт доработок и настроек на свет появляется так называемое отраслевое решение данной КИС (в западных материалах это принято называть «шаблоном»). Как вы понимаете, второе, третье и т. д. предприятие отрасли А уже получает эти доработки готовенькими на 70-80 %. Таким образом, для них себестоимость проекта резко снижается, хотя это не всегда заметно по стоимости.

Помимо отраслевой существует ещё и индивидуальная специфика каждой компании, предприятия. Она возникает за счёт особенностей исторического развития, в процессе которого складываются индивидуальные формы бизнес-процессов, традиционные отчётные формы, без которых управляющий персонал уже не мыслит своей работы. Например, если говорить о внедрении подсистемы «Управление персоналом», встречаются огромные различия в методах стимулирования труда и мотивации сотрудников, что зачастую является ноу-хау конкретного отдела труда и заработной платы.

Впрочем, и здесь существует возможность сэкономить на настройках, в том случае, если консалтинговая фирма или разработчик ПО уже работали не просто на предприятиях той же отрасли, а с близкими путями исторического развития. Например, в компании, которая появилась на свет путём «отпочковывания» от вашей или, наоборот, является её «матерью». Тем не менее осмелимся утверждать, что даже в этом случае на крупном промышленном предприятии какие-нибудь адаптации и (или) настройки понадобятся в 99 % случаев.

Предмет обследования зависит от того, какие задачи поставлены заказчиком, какие подсистемы КИС внедряются, какие бизнес-процессы автоматизируются. Приведём несколько примеров.

В случае подсистемы «Управление персоналом» предметом любого обследования является в первую очередь анализ кодов начисления заработной платы, систем и методов премирования, оформления сдельных нарядов, требуемых отчётных форм. По результатам обследования составляется ТЗ на разработку новых алгоритмов, форм ввода, отчётов, а самое главное - на настройку всех кодов начисления/удержания.

Если в проект входит внедрение бухгалтерской подсистемы, то в процессе обследования готовится, например, План счетов, составляется перечень необходимых аналитических шифров, не предусмотренных в тиражной поставке бухгалтерских отчётов, производится выбор методов финансового анализа и многое другое.

При обследовании предприятия на предмет автоматизации логистики обязательно проводится работа по оптимальному разделению материалов и товаров на иерархические группы, в предприятиях оптовой торговли изучается структура отпускных цен, составляется ТЗ на процедуры их расчёта: например, в зависимости от количества отпускаемого товара или статуса конкретного покупателя и т. п.

Важными моментами обследования при внедрении CRM-системы (взаимодействия и отношений с клиентами) являются анализ алгоритмов взаимодействия всех служб предприятия, разработка перечня статусов действующих и потенциальных клиентов, выявление их существенных характеристик.

Для внедрения подсистемы «Учёт затрат» анализируются принципы и алгоритмы распределения накладных расходов на конкретные шифры затрат пропорционально тем или иным показателям и т. д.

Идеальным вариантом предпроектного обследования является обследование бизнес-процессов. В этом случае бизнес-консультанты помогут совместить внедрение нового ПО с совершенствованием основных бизнес-процессов, дадут рекомендации, как на основе наисовременнейших достижений науки изменить структуру управления предприятием, в том числе предложат новые способы мотивации персонала и системы оплаты и организации труда. Нам представляется логичным совместить два этих важных момента, каждый из которых в отдельности существенно влияет на жизнь фирмы. Два раза «ломать» труднее, чем один.

«Властелин колец» от внедрения


По окончании обследования перед непосредственным началом внедрения необходимо создать рабочую группу (РГ) для проведения работ на всех остальных этапах. РГ должна иметь полномочия по принятию решений, а также право оценки деятельности сотрудников предприятия-заказчика, участвующих во внедрении.

Важнейшим условием успешного внедрения является наличие у заказчика грамотного и энергичного ответственного (руководителя РГ) за внедрение КИС. Фигурально выражаясь, я бы сказал, что руководитель РГ на период реализации проекта должен стать этаким властелином, верховным главнокомандующим (но не «тираном»), который имеет соответствующие полномочия, может командовать всеми объединёнными силами исполнителя и заказчика, в том числе автоматизируемыми службами.

Стало общим местом утверждение, что внедрению всего нового часто сопротивляется большое количество сотрудников. Причём сопротивление это зачастую не имеет никакого злого умысла (так называемый психологический «бессознательный саботаж»). Все мы консерваторы, всем нам нелегко менять привычки и рвать устоявшиеся производственные связи. Впрочем, бывает и сознательный саботаж, когда сотрудники боятся грядущих сокращений. В связи с вышеизложенным ответственный за внедрение должен иметь в своём арсенале не только обязательный пряник в виде поощрений за хорошую работу, но и кнут вплоть до права увольнения (отстранения) нерадивых или особо упорствующих работников.

Обучение

Этап обучения, как правило, распадается на два подэтапа:

- обучение специалистов использованию инструментов настройки;

- обучение конечных пользователей работе по технологии системы.

Если со вторым подэтапом всё ясно - будущие непосредственные операторы (пользователи) по заранее разработанной учебной программе учатся нажимать нужные кнопки в нужный момент, то на первом следует остановиться подробнее.

Почти все ведущие современные тиражные системы снабжены встроенными языками программирования, мастерами (wizards) и т. п., т. е. инструментом, который позволяет без помощи разработчика кардинально перестраивать систему, адаптировать её под нужды предприятия. Во время выполнения проекта этому инструменту обучаются сотрудники ИТ-службы заказчика, системные администраторы. Закончив этот курс, они смогут не только готовить новые отчётные и экранные формы, но и изменять структуру базы данных и разрабатывать новые алгоритмы.

Наличие мощного настроечного инструмента привело к тому, что некоторые заказчики КИС, желая сэкономить денежные средства за счёт использования собственных сил, приобретают у консультантов только услуги по обследованию и обучению настроечному инструменту. Все остальные этапы внедрения, включая обучение расчётчиков, они выполняют силами своего ИТ-департамента. Примером данного подхода может служить, скажем, такой крупный клиент «Компаса», как «Псковэнерго».

Часто встречаются, правда, и совершенно противоположные случаи, когда и в процессе промышленной эксплуатации даже незначительные изменения заказываются у разработчика или его дилера. Всё зависит от ситуации с денежными и трудовыми ресурсами на предприятии-заказчике. По нашему мнению, даже если заранее известно, что будет выбрана тактика тотального аутсорсинга, обучение настроечному инструменту проводить всё равно следует! Наличие в штате специалистов, способных самостоятельно адаптировать ПО, даёт предприятию чувство независимости и уверенности в завтрашнем дне. А это дорогого стоит! Вдруг что случится с фирмой-разработчиком? А на корпоративную информационную систему уже «завязана» вся деятельность предприятия...

Обучение может проводиться в самых разнообразных вариантах. Помимо типовых курсов обучения по желанию заказчика составляются и специализированные программы. Занятия могут проходить как на территории консалтинговой фирмы, что, как правило, дешевле, так и на территории заказчика. Последнее более выгодно в том смысле, что позволяет избежать длительного отрыва сотрудников от работы. Кроме того, привычная обстановка, в которой, кстати, обучающиеся будут впоследствии использовать приобретённые знания и навыки, зачастую создаёт более благоприятный психологический фон.

Настройка

На этапе настройки в первую очередь выполняются все работы, определённые в ТЗ, которое является итогом обследования. Но помимо этого проводится ещё множество других работ, связанных, например, с первоначальным заполнением системных справочников, да и вообще всего массива исходных данных. Имеется в виду и План счетов, и перечень поставщиков/потребителей, номенклатурный перечень, штатное расписание предприятия, кадровая картотека, перечень назначений, набор кодов начислений/удержаний для каждого сотрудника (простейший пример: надо описать всех, кто платит алименты, указав конкретный процент), картотека основных фондов и многое-многое другое...

В наше время уже нечасто встретишь реально работающее среднее предприятие, на котором автоматизация проводится впервые, а до сих пор для учёта использовались разве что микрокалькуляторы. По большей части осуществляется переход с какой-либо другой программы, зачастую с собственной разработки службы АСУ. В этом случае большую часть исходных данных можно импортировать из имеющейся базы. В результате существенной частью этапа настройки является создание программ перекачки и их использование.

В зависимости от сроков внедрения, выделенных на него сил и средств, а также качества старой базы данных объём работ по занесению первоначальной информации распределяется между представителями заказчика и исполнителя по-разному. Тем не менее, если есть малейшая возможность, большую часть этих работ следует возлагать на будущих пользователей системы. И вовсе не только для того, чтобы сэкономить деньги заказчика. Главное, что процесс занесения является существенной частью обучения операторов, своего рода практическими занятиями. А консультант, как вузовский преподаватель, осуществляет контроль и указывает на совершённые ошибки.

Итак, подытожим основные работы, выполняющиеся на этапе настройки:

- установка системы;

- импорт данных из старых программ;

- разработка и согласование всех справочников и классификаторов системы как по структуре, так и по составу вносимой информации;

- настройка системы на специфические бизнес-процессы заказчика;

- тестирование результатов настройки сотрудниками РГ.

Опытно-промышленная эксплуатация


На этапе опытно-промышленной эксплуатации внедрение полностью охватывает все определённые проектом бизнес-процессы (например, по управлению персоналом) и определяется график перевода системы в промышленную эксплуатацию. Она может проводиться в одном из трёх вариантов:

- с параллельным учётом во вновь внедряемой КИС и старой программе;

- с параллельным ручным учётом (если никакой программы до сих пор не было);

- без параллельного учёта.

Естественно, что для полной уверенности в дальнейшей правильности всех расчётов желательно выбрать один из двух первых методов. Однако это трудоёмко, а иногда и просто невозможно. В частности, так практически никогда не делается, если подсистема внедряется во вновь созданных структурах (т. е. отсутствует «старая» база данных или нет полностью сформированной базы).

В параллельном варианте контроль правильности легко проводить за счёт сличения сводных данных, полученных в старой и новой системах. В отсутствие параллельного учёта проводится выборочный ручной контроль по отдельным номенклатурным позициям, сотрудникам, основным средствам и т. п.

Этапом опытно-промышленной эксплуатации завершается собственно проект по внедрению новой системы. Дальше уже начинается плановая поставка исполнителем новых версий, в основном связанных с изменением законодательства (поддержка КИС), и собственно промышленная эксплуатация ПО службами заказчика.

Поставка новых версий может осуществляться, в зависимости от пожелания заказчика, по разным схемам. Чаще всего по истечении гарантийного срока заключается договор на абонементное обслуживание, стоимость которого, как правило, исчисляется как процент от стоимости всех приобретённых лицензий на тиражное ПО. Существуют, конечно, и другие варианты: например, сумма абонемента рассчитывается как процент от стоимости всего внедренческого проекта, включая поставку лицензий. Помимо новых версий в стоимость абонементного обслуживания чаще всего включаются и ответы на вопросы по «горячей линии», а в некоторых случаях и определённое количество выездов к заказчику.

Иногда заказчик предпочитает не тратить деньги на абонемент. Тогда все необходимые ему новые версии он приобретает по мере надобности, каждый раз оплачивая их стоимость (естественно, со скидкой). Более надёжным, а в условиях постоянно меняющегося законодательства и более экономичным, представляется всё-таки абонементный вариант.

Помимо новинок, обусловленных законодательством, могут понадобиться и адаптации, связанные с изменением бизнес-процессов на автоматизируемом предприятии. Если они не выполняются силами ИТ-служб заказчика с помощью упомянутого выше настроечного инструмента, то заказываются у консультантов с заключением отдельного договора или дополнительного соглашения к договору за отдельные же деньги.

*** Из материалов статьи ясно видно, что каждый из этапов внедренческого проекта может быть организован различными способами. Выбрать тот вариант, который покажется наиболее правильным именно в вашем случае, можно, только тщательно проанализировав сложившуюся на предприятии ситуацию.

Начать дискуссию

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Интересные материалы

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру