Интервью

Тамара Шокарева: "Потребители не всегда знают свои права"

В интервью корреспонденту Клерк.Ру Льву Мишкину президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева рассказала о том, почему российское законодательство в области защиты прав потребителей является современным, зачем компании прямых продаж берут на себя повышенные обязательствами перед клиентами и как вернуть деньги, если у вас протек кондиционер.
Тамара Шокарева: "Потребители не всегда знают свои права"
На фото Тамара Шокарева

В интервью корреспонденту Клерк.Ру Льву Мишкину президент Ассоциации прямых продаж (АПП) Тамара Шокарева рассказала о том, почему российское законодательство в области защиты прав потребителей является современным, зачем компании прямых продаж берут на себя повышенные обязательствами перед клиентами и как вернуть деньги, если у вас протек кондиционер.

Тамара, как вы оцениваете российское законодательство в области защиты прав потребителей?

Из года в год появляются новые нарушения в области защиты прав потребителей, чаще всего связанные с технологичными направлениями бизнеса, в частности, продажами через интернет. Такие нарушения не прописаны в законе «О защите прав потребителей», и, казалось бы, возникает необходимость внесения  изменений в закон. Но практика показывает, что почти все вопросы могут быть решены в рамках действующего законодательства. Есть другая проблема - потребители не всегда знакомы со своими правами и не всегда знают, как можно применить уже действующее законодательство

Существует мнение, что россияне в последние годы стали чаще защищать свои права?

Если посмотреть статистику обращений граждан в региональные органы защиты прав потребителей, то действительно есть динамика, подтверждающая ваши слова. Так, по данным Московского общества по защите прав потребителей, в столице в 2009 году было зафиксировано 28 253 обращений против 27 025 годом ранее.

Мне самой пришлось защищать свои права этим летом. Во время жары приобрела напольный кондиционер. Всю ночь кондиционер работал, утром просыпаюсь – весь пол залит водой, соседи затоплены. Оказалось, что емкость для конденсата в кондиционере крохотная, за ночь она переполнилась. Продавец отказался возвращать деньги, ссылаясь на то, что кондиционер, якобы, неправильно эксплуатировался. С помощью общества по защите прав потребителей установили, что это свойство товара. В инструкции не было указано, что емкость надо освобождать от воды каждые 15 минут, то есть мне как потребителю не предоставили достоверную информацию, которая способствует правильному выбору товара. В результате, когда претензия была изложена правильно и мы пригрозили возмещением затрат на ремонт, деньги мне вернули.

Как быть, если решить проблему с продавцом не удалось?

Типичная история, когда продавец пугает покупателя некачественного товара дорогими экспертизами, которые нужны, чтобы получить доказательства брака. Часто это становится причиной того, что мы останавливаемся в борьбе за свои права. Рекомендую при спорных вопросах обращаться в общества по защите прав потребителей. Как оказалось, даже технически сложные товары не всегда необходимо сдавать на экспертизу, чтобы получить обратно деньги. Кроме того, надо помнить, что при положительном решении потребитель не только вернет потраченные деньги, но в случае положительного судебного решения может претендовать и на пени в размере 1% за каждый день. И еще – сами общества заинтересованы защищать ваши интересы: если в суде будет доказана вина продавца, то на него будет наложен штраф, половина которого достанется обществу.

Последние годы законодательство меняется в пользу потребителя. Например, если покупателя товара через интернет не предупредили, что он имеет возможность вернуть товар в течение 7 дней, то он вправе это сделать в течение 3 месяцев. Не приведут ли такие изменения к потребительскому экстремизму?

В США, где рынок товаров и услуг развит намного сильнее, подобная проблема существует. Например, нередко покупается платье на один вечер, потом возвращается продавцу. Подобные ситуации для России пока редки. В практике нашей ассоциации был единственный случай, когда человек требовал немыслимой компенсации за аллергию на купленную косметику. Однако суд даже к рассмотрению дело не принял, так как заявитель не предоставил доказательств того, что аллергия вызвана именно этим конкретным продуктом. Мы провели собственное расследование и выяснилось, что человек одновременно тоннами принимал разные биодобавки.

Какие задачи ставятся перед Ассоциацией прямых продаж?

Во главу угла поставлена защита прав потребителей. Если потребитель пользуется товарами компаний-членов АПП, он должен быть уверен в качестве продукции. Именно поэтому членами АПП становятся далеко не все компании, лишь те, которые уважают своего потребителя и борются за его доверие.

Расскажите, как компании-члены АПП защищают потребителей своей продукции? 

Компании-члены АПП руководствуются этическим кодексом, в котором утверждены стандарты, превышающие требования российского законодательства. Потребителям предоставляется больше гарантий и возможностей. Например, покупатели косметики и парфюмерии в случае возникновения аллергии могут поменять неподошедший товар на другой либо им вернут деньги. В обычном магазине этого сделать невозможно, так как согласно постановлению Правительства №55 от 19 января 1998 года косметика и парфюмерия входят в перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену. Более того,  некоторые компании, такие как Avon и Amway идут дальше: если потребитель не удовлетворен продуктом или он ему не подошел, то он имеет право вернуть товар в течение 3 месяцев.

В чем тогда выгода для компаний при таких условиях?

Конечно, для компаний это дополнительные расходы. Но если компания уверена в продукции, то это возможность для формирования лояльности и доверия потребителя. Потребитель понимает, что здесь о нем думают, беспокоятся. Представьте, что у женщины есть возможность вернуть помаду, если ей не подошел цвет. Это означает, что в следующий раз она будет знать, какой цвет ей подходит и купит именно его. Впрочем, подобной возможностью возврата потребители пользуются нечасто, потому что многие компании прямых продаж перед покупкой проводят презентации продукции, где потребитель может ее попробовать и подобрать то, что ему подходит. Как вы понимаете, в рознице, в подавляющем большинстве случаев, нельзя попробовать косметику, и закон не дает возможности ее вернуть, поэтому лояльность потребителей к продуктам членов АПП гораздо выше.

Если компании сами так заботятся о своих клиентах, то АПП остается без работы, жалобы до вас не доходят?

Своеобразным промежуточным звеном между клиентом и компанией прямых продаж является дистрибьютор. В случае возникновения проблемы у потребителя порядок ее решения должен выглядеть следующим образом – клиент обращается к дистрибьютору, тот возвращает деньги или меняет товар, дальше дистрибьютор обсуждает проблему напрямую с компанией. Если потребитель не смог решить свою проблему ни с дистрибьютором, ни с компанией, тогда он вправе обратиться за помощью в Ассоциацию прямых продаж.

Ассоциация занимается только теми жалобами, которые не удалось урегулировать на уровне компании. Претензии конечных потребителей до АПП почти не доходят, так как при обращении в компанию решаются 99,8% жалоб. Если же это происходит, то они, как правило, решаются в пользу потребителя. Для потребителя это очень удобно, так как не надо идти в суд, тратить время и нести прочие издержки.

Вы говорите, что потребители защищены. Как обстоят дела с дистрибьюторами?

В соответствии с нашим этическим кодексом компании-члены АПП предоставляют своим дистрибьюторам дополнительные гарантии. Компании информируют дистрибьюторов об их правах, ассоциация также информационно поддерживает дистрибьюторов вплоть до того, что рассказывает, как правильно составить и подать жалобу. Ну, и компании предоставляют все возможности для своих дистрибьюторов. Пожалуй, самая главная – это возможность вернуть товар. При расторжении контракта с компанией (скажем, бизнес у дистрибьютора не пошел) есть возможность вернуть товар (который не был в использовании и упаковка которого не нарушена), приобретенный у компании в течение 12 месяцев, предшествующих дате расторжения договора, и получить не менее 90% уплаченной за него стоимости. Это позволяет легко войти в бизнес, так как не требуются большие затраты, и выйти из него без больших потерь.

Как быстро рассматриваются жалобы?

Если вопрос с жалобой потребителя, то проблема решается в течение одной-двух недель. В случае с дистрибьютором может потребоваться больше времени (1-1,5 месяца), большая часть времени уходит на уточнение конкретных деталей, проверку обоснованности жалобы.

Комментарии

10
  • ybocharova

    "Как вы понимаете, в рознице, в подавляющем большинстве случаев, нельзя попробовать косметику, и закон не дает возможности ее вернуть, поэтому лояльность потребителей к продуктам членов АПП гораздо выше."

     Практически во всех крупных магазинах, торгующих косметикой и парфюмерией, предоставлена возможность попробовать продукцию. Странно, что Тамара Шокарева об этом не знает?!

  • Mitrandir

    На потребительский экстремизм наши власти закрывают глаза уже не первый год, совершенно игнорируя необходимость обновления законодательства. Все внесенные поправки за последний год весьма условны и незначительны.

  • Струкова Людмила

    Экстремизм потребителя - это во многих случаях бумеранг .Так что защита честных продавцов в руках продавцов нечестных.

    Что касается обращения в Общество защиты потребителей, то "защита" - только в названии. Знаю по собственному отпыту. В прошлом году приобрела в интернет-магазине "Технопарк" увлажнитель BORK. Дорогущий. Но халтурный: в 40-метровой квартире влажность необходимую не давал, хотя по техническим характеристикам должен работать правильно и в 70- метровой. Продавец отказал в замене или возврате денег. Обратилась в Московское общество, заплатила 2500 рублей, получила не акт экспертизы, а три строчки неизвестно кого, что прибор исправен. Пыталась выйти на немецкую фирму  BORK, перелопатила интернет и выяснилось, что фирмы такой нет. Есть российские жулики. В общем история противная и долгая. Так что плакаться продавцам не стоит. Где они - честные продавцы?

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) - опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов.

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие - приостановление операций по счетам.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Лучшие спикеры, новый каждый день

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

Горняки и металлурги пришли к нам за деньгами, а инвесторы и рады, что не только в лизинг и стройку можно инвестировать. Круто, но есть нюанс — отсутствует финансовая отчётность после 1П2022. Ни за весь 2022 год, ни за 2023 год отчётности нет. Посмотрим, как же так получается, и оценим необходимость участия в этом размещении.

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

7

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Интересные материалы

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот