Общехозяйственные расходы (или затраты) для бухгалтера: что учесть

Обсудим содержание управленческого персонала.
Общехозяйственные расходы (или затраты) для бухгалтера: что учесть
Иллюстрация: Pixabay/pexels

В предыдущих ноябрьских публикациях я, как мне кажется, довольно подробно рассмотрел порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета, равно как и для целей налогообложения прибыли, понесенных организацией общепроизводственных затрат (затрат, а не расходов!!!).

Эти затраты непосредственно связаны с выполнением работ по тому или иному объекту на конкретной строительной площадке заказчика.

Теперь постараемся рассмотреть учет затрат (а может быть, и расходов – это уже как вы у себя решите), понесенных организацией на содержание своего управленческого аппарата.

Если взять за руководство к действию Инструкцию по применению Плана счетов, то их следует именовать общехозяйственными расходами и отражать в регистрах бухгалтерского учета по дебету счета 26.

И прямая цитата из Инструкции:

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.

В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы:

– административно-управленческие расходы;

– содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

– амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

– арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

– расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг;

– другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.

То есть ежемесячно все управленческие расходы мы отражаем в регистрах бухгалтерского учета записями:

  • Дебет счета 26 Кредит счетов 10, 60, 70, 69, 76 и т. д., и пр.

О всех тонкостях отражения этих расходов говорить подробно не будем.

О порядке отражения всякой канцелярщины мы подробно поговорили в онлайн-курсе по пяти новым ФСБУ. Там же мною рассмотрен порядок учета хозяйственного инвентаря.

В этом же онлайн-курсе, как мне кажется, тоже максимально подробно рассмотрен и учет аренды.

Кроме того, по аренде на сайте размещены и другие вебинары, также советую их посмотреть, лишними не будут.

У меня лично до ФСБУ 25/2018 еще не дошёл ход, поэтому ничего сказать не могу.

То есть собираем в регистрах бухгалтерского учета всю эту информацию и выводим итоговую сумму управленческих расходов. И далее (опять из Инструкции по применению Плана счетов):

Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут(!!!) списываться в дебет счета 90 «Продажи».

То есть в полном соответствии с последним абзацем п.10 ПБУ 10/99, согласно которому коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

И подрядная организация в начале года (по теории – еще в прошлом году), должна принять для себя решение (закрепив его в своей учетной политике), куда относить потраченные на общехозяйственные (управленческие) нужды ресурсы.

На выбор есть два законных варианта.

Первый вариант.* Признать эти условно-постоянные (от выполнения СМР они мало зависят) и косвенные (их нельзя привязать к какому-то конкретному объекту) потраченные ресурсы расходами и ежемесячно их списывать записями:

  • Дебет счета 90.02 Кредит счета 26.

*Если я не ошибаюсь, то этот метод еще именуют директ-костинг.

Для целей налогообложения прибыли их также в этом случае оптимально признать косвенными.

Какие плюсы этого варианта? Некоторое упрощение ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. Не возникает необходимости во включении этих расходов в себестоимость СМР, выполненных по каждому конкретному заказу (объекту, договору).

Корме того, в многочисленных публикациях многочисленных господ теоретиков говорится о том, что учёт, основанный на системе директ-костинг, открывает широкие возможности для менеджмента компании в области принятия эффективных управленческих решений. На основе данного метода, может проводиться анализ взаимосвязи объёма производства, прибыли, себестоимости, валовой выручки. Также данный метод позволяет рассчитывать точку безубыточности компании, максимальную долю постоянных затрат, которые компания может осуществить при имеющемся уровне рентабельности. В отчёте о финансовых результатах, составляемом по системе директ-костинга, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции. Информация, получаемая в системе директ-костинга, позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объёма, проводить эффективную политику цен.

Вот так. Типа, не просто так выпиваем, а только по поводу.

Но это всё хорошо, на мой взгляд, в близких к идеальным условиям, когда ежемесячно мы передаем результат работ по тому или иному объекту тому или иному заказчику. И сумма полученных доходов при этом с лихвой перекрывает как расходы по выполнению всех реализованных СМР, так и понесенных управленческих расходов по организации в целом*.

*Я тут не говорю о сложившейся в последние годы, и лично мне не понятной, практике, когда подтверждение заказчиком только самого факта выполнения отражается, как передача результата, но без перехода риска к заказчику.

Исходя же из здравого смысла, сам процесс выполнения работ может занять и не месяц, и даже не полгода. Да и доходы по другим объектам не всегда могут перекрыть всю сумму управленческих расходов в целом.

И организация в этом случае несет убытки, по сути дела, искусственные, причем, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли.

А вот это уже может вызвать неудовольствие у собственников.

А уже налоговики неминуемо выскажут свое «Фе!» (или «Фи!») после получения убыточной годовой декларации.

И просьбами о помощи в этом вопросе: – Куда отнести расходы в БУ и НУ, чтобы не показывать убытков? форумы сайт в феврале-марте каждого года буквально переполнены.

Второй вариант. Сразу отмечу, что вышеуказанные рекомендации (рекомендации, а не требования) о ежемесячном списании управленческих расходов на уменьшение финансового результата не обязанность, а право. А как им пользоваться – организация решает сама. Поэтому может быть принято и другое решение – признать потраченные на управленческие нужды ресурсы затратами (да, условно-постоянными, да, косвенными, ну и что) и включать их ежемесячно в себестоимость выполняемых строительно-монтажных работ.

Как распределять эти затраты между объектами (заказами, договорами)? Согласно выбранному организацией экономически обоснованному показателю.

Моё личное мнение – пропорционально сумме понесенных за месяц прямых затрат. Но организация может выбрать и какой-то другой вариант.

В этом случае все понесенные по объекту (заказу, договору) затраты (включая и часть управленческих) будут признаны расходами только после того, как результат работ по нему будет передан заказчику. Нет реализации – нет расходов, а только затраты, то есть незавершенное производство. Есть реализация – есть расходы. Ну а если и в этом случае возникают убытки – то их уже и не спрячешь. Работать лучше надо.

Сразу предвижу возражения, что возникают в этом случае нарушения методологии. Мол, по п. 18 (подп. «б») ФСБУ 5/2019 не включаются в себестоимость создаваемых запасов управленческие расходы. А по подп. «ж» п. 3 объекты недвижимого имущества, созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации признаются запасами.

Однако ФСБУ 5/2019 не регулирует учет подрядной строительной организации. Этот Стандарт для застройщика, да и далеко не всякого. А только для такого, который построит объект недвижимости, зарегистрирует на него возникновение права собственности, примет к учету как готовую продукцию (на счете 43) и только после этого выставит на продажу. Такая схема применяется (но не при возведении многоквартирных домов с привлечением средств дольщиков по Закону № 214-ФЗ), по договорам, которые Пленум ВАС РФ (Постановление от 11.07.2011 № 54) признал договорами купли-продажи будущей недвижимой вещи.*

*Этот вопрос я тоже планирую рассмотреть, но несколько позже, после того как более-менее разберемся с учетом у подрядчика.

Учет у подрядной строительной организации регулируется другим нормативно-правовым актом – Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденным приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н и вступившим в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года.

И по п. 13 ПБУ 2/2008 косвенные расходы по договору включаются в расходы по каждому договору путем распределения общих расходов организации на исполнение договоров.Способы распределения между договорами косвенных расходов определяются организацией самостоятельнои применяются систематически и последовательно.

Так что нарушения методологии бухгалтерского учета при выборе рассматриваемого варианта нет.

То есть формируем в регистрах бухгалтерского учета полную себестоимость выполненных строительно-монтажных работ.

Для целей налогообложения прибыли понесенные затраты на управленческие нужды в этом случае оптимально, на мой взгляд, признавать прямыми и точно также включать в затраты на выполнение СМР.

Возражений со стороны налоговиков не предвижу.

Им не нравится противоположная позиция – когда расходы, которые можно (пусть и с натягом) в налоговом учете признать прямыми и включить в себестоимость, организация считает косвенными и списывает на уменьшение прибыли.

А вот если наоборот, если большую часть расходов организация признает прямыми, то они согласны.

По крайней мере, я пришел к такому мнению при анализе ряда писем Минфина. Например, письмо от 13.03.2017 № 03-03-06/1/13785, в котором сказано, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам.

В указанном письме чиновники также сослались на определение ВАС РФ от 13.05.2010 № ВАС-5306/10, согласно которому, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Письмо Минфина России от 26.06.2020 № 03-03-07/55268 практически полностью повторяет письмо от 13.03.2017.

И прихожу к выводу, что второй вариант, то есть включение в себестоимость СМР управленческих затрат в настоящее время для подавляющего большинства подрядных организаций более выгоден.

Единственный, как мне кажется, минус – при составлении годовой отчетности в Отчете о финансовых результатах (форме № 2) необходимо будет вытаскивать из всех расходов по реализованным СМР, которые будут показаны по строке 2120 «Себестоимость продаж» сумму управленческих расходов и показывать их по строке 2220, которая так и называется «Управленческие расходы».

Хотя решить эту проблему программным путем, как мне кажется, не так уж и сложно.

Комментарии

4
  • Светлана Вейс

    Второй вариант учета общехозяйственных затрат использовали когда работала на предприятии, выполняющем ГОЗ. Аудиторы возмущались, но расходы-то мы не завышаем, поэтому смирились. И еще при этом варианте прибыль более равномерно выручке получается. А то мы в третьем квартале продали товар, который произвели в 3 квартале и остатки НЗП произведенные в 1-2 кварталах. Косвенные-то расходы уже ранее были списаны, а сейчас прибыль большая полезла... вот и сижу строчу объясниловки управляющей компании, почему налог такой большой :)

    • Сергей Верещагин

      Так вы 26 в стоимость включили или сразу списывали на расходы, на 90.02?

      • Светлана Вейс

        Сейчас сразу на расходы списываю. Я просто работу очень часто меняю😂 У меня первая часть текста про позапрошлую работу, а вторая про нынешнюю...

        • Сергей Верещагин

          Понятно. Просьба есть. Как время будет, гляньте публикацию от 08.11. Ваше мнение интересно по вопросам, которые я там рассматриваю.

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть
Лучшие спикеры, новый каждый день

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Нет тела — нет дела! Или нет документа — нет уголовного дела!

Мнение адвоката о защите по экономическим преступлениям и спорам.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Туристы получили больше гарантий

С 1 мая 2024 года существенно выросла сумма финансового обеспечения ответственности туроператоров перед туристами.

Общество

Словари русского языка включат в единый цифровой ресурс

Внесли изменения в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

Инвестиции

Шашлыки лучше IPO МТС Банка, укрепление рубля, отпуск у индекса, море дивидендов, новые бонды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и как укрепляется рубль. А ещё вдыхать аромат шашлыка на майских праздниках. Как раз к первомаю рубль укрепился, индекс уже собрал чемоданы и умотал на отдых, халвинг не помог биткоину. Дивидендами просто заваливают, прошло IPO МТС Банка, вышло много новых выпусков облигаций.

Шашлыки лучше IPO МТС Банка, укрепление рубля, отпуск у индекса, море дивидендов, новые бонды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Фейковых приложений банков стало на 25% больше: причина и как обезопаситься

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Общество

Расширят ответственность за участие в деятельности нежелательных организаций

За участие в деятельности любых нежелательных организаций Госдума хочет ввести административную и уголовную ответственность.

Законопроекты

Тех, кто игнорирует федеральные законы, хотят отстранять от должности

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил отстранять от должности представителей региональных властей, которые не исполняют федеральные законы.

Ура! Выходные! Главное в майские не забудьте про уплату налогов. Праздничный выпуск 🎈«Ночной бухгалтер» № 1674

За дачными и диванными выходными легко пропустить очередной срок уплаты. Кто уже заплатил все налоги — тот молодец, остальным — наши напоминалки и подсказки в помощь (мы новые разъяснения сделали по фиксвзносам за 2023 год, которые заплачены только сейчас). Ну и без предвыходных позитивов не обошлось.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Интересные материалы

Валюта

Банкам будет проще получить разрешение на вывоз валюты

Кредитным организациям больше не нужно представлять в ЦБ заключения об установленных критериях повреждений вместе с заявлениями о вывозе ветхих или поврежденных купюр.