Менеджмент

Конкурентное преимущество для малого и среднего бизнеса

Как выжить компании на рынке, который выглядит мягким по форме, но является очень жестким и суровым по своей сути? Бизнес в России уже вошел в свою цивилизованную фазу, и методы завоевания рынка, которые давали результат десять лет назад, теперь перестали работать, а некоторые даже запрещены законом. Если раньше, например, можно было выйти на рынок практически с любым товаром (даже дорогим и некачественным) и прилично заработать, то теперь рынок утолил свой голод и стал очень разборчив по отношению к качеству и ценам. Дефицита больше нет! Зато есть жесткая конкуренция среди компаний, как правило, предлагающих одинаковый ассортимент товаров и услуг. Это самая настоящая борьба за присутствие на рынке. Методы конкуренции сильно изменились: вместо буквально физической борьбы, которая наблюдалась в начале девяностых, теперь ведется борьба идей и технологий ведения бизнеса.

Как выжить компании на рынке, который выглядит мягким по форме, но является очень жестким и суровым по своей сути? Бизнес в России уже вошел в свою цивилизованную фазу, и методы завоевания рынка, которые давали результат десять лет назад, теперь перестали работать, а некоторые даже запрещены законом. Если раньше, например, можно было выйти на рынок практически с любым товаром (даже дорогим и некачественным) и прилично заработать, то теперь рынок утолил свой голод и стал очень разборчив по отношению к качеству и ценам. Дефицита больше нет! Зато есть жесткая конкуренция среди компаний, как правило, предлагающих одинаковый ассортимент товаров и услуг. Это самая настоящая борьба за присутствие на рынке. Методы конкуренции сильно изменились: вместо буквально физической борьбы, которая наблюдалась в начале девяностых, теперь ведется борьба идей и технологий ведения бизнеса.

Дмитрий Кайзер

Здесь еще недавно было конкурентное преимущество

С одной стороны на компанию давят потребители, ставшие разборчивыми и более капризными. С другой стороны государство, смягчившее налоговые требования, но ужесточившее контроль за их выполнением. Еще совсем недавно определенное преимущество было за различными «серыми» схемами ведения бизнеса, которые позволяли удерживать цены интересными покупателю и при этом иметь какой-то доход. Сегодня компании, делающие ставку на подобные схемы и не стремящиеся к «обелению» бизнеса, находятся в очень уязвимом положении. Вот чем это вызвано. Более крупные компании, которые находятся на виду у государственных органов, постепенно легализуют свою деятельность. При этом их затраты на ведение бизнеса и соответственно цены на их продукцию и услуги увеличиваются. И чтобы удержать свои позиции на рынке эти компании будут добиваться, чтобы и другие игроки на этом рынке тоже несли более высокие затраты или исчезли с рынка. При этом все будет делаться абсолютно законными способами, с помощью государственных структур. Это будет проявляться в форме участившихся проверок, осуществляемых по «наводкам» законопослушных конкурентов. Закон и государство находятся на стороне тех компаний и граждан, которые находятся на стороне закона. Так обстоят дела в цивилизованном мире, и наша страна стремительно движется в этом направлении. Поэтому компаниям, которые хотят хотя бы удержаться на рынке, уже пора смотреть в сторону легализации бизнеса. Быть легальным – это необходимый минимум для того, чтобы удержаться на рынке в ближайшем будущем.

Взгляд маркетологов на конкурентное преимущество

После того как компания позаботилась о сохранении своего пребывания на рынке путем юридической и бухгалтерской легализации, можно говорить о том, как ей увеличить долю рынка с помощью маркетинга.

Революция в маркетинге произошла в семидесятые годы, когда Джек Траут и Эл Райс создали теорию позиционирования, описав ее в своей классической работе «Позиционирование: битва за разум». Суть позиционирования заключается в том, что потребитель запоминает и отдает предпочтение только нескольким торговым маркам в каждой категории товаров. Это те торговые марки, которые ассоциируются у потребителя с данной категорией товаров. Как правило, эти марки были первыми в своей категории. Поэтому в сознании покупателя эти марки считаются лучшими, несмотря на то, что по характеристикам часто лучшими являются другие марки. И вся маркетинговая борьба ведется не за качество товара и даже не за его место на полках магазинов, борьба ведется за место товара в разуме покупателей. Если вам удалось занять место в разуме покупателя, то покупатель сам найдет место, где купить ваш продукт!

Что делать, если вы хотите выйти на рынок, на котором уже есть лидеры, занявшие почетные места в умах своих покупателей? Тогда, для того чтобы вас увидели и запомнили, нужно продемонстрировать свои отличия. Для создания этих отличий часто нужно очень потрудиться. Как правило, это ответственность учредителя бизнеса. Учредитель на стадии разработки или коррекции идеи бизнеса проводит предварительный обзор рынка и определяет ту нишу, которую реально и интересно было бы занять. Дальше эту функцию подхватывают специалисты по маркетингу компании, которые развивают идею учредителя и формулируют конкретные предложения для потребителей.

Хороший пример позиционирования на уже существующем рынке - это пример русского кваса. Мировой рынок (и российский в том числе) прохладительных напитков практически разделен между двумя гигантами, в названии которых есть слово «кола». Поэтому позиционирование кваса, как «не колы», а национального российского напитка, способствующего оздоровлению нации, является отличным и очень актуальным конкурентным преимуществом.

Чтобы разобраться в маркетинге, именно разобраться, а не еще больше запутаться, можно изучить книгу Д. Траута и Э. Райса «22 непреложных закона маркетинга». В книге понятно изложены основные принципы современного маркетинга с наглядными примерами известных компаний.

Основа конкурентоспособности

Однако маркетологи, оценивая тот или иной бизнес и его перспективы, наблюдают только внешнюю картину: рынок и компанию с ее предложениями. Но то, как компания представлена на рынке, является следствием того, что происходит внутри компании. В 2005 году компания BusinessForward провела исследование, целью которого было выявить причину, которая оказывает наибольшее влияние на успех того или иного бизнеса, и найти способ, как наилучшим образом помочь любой компании перейти в более высокое состояние. Была задача найти в компании такую область, которая вносит наибольший вклад в результативность бизнеса в целом. Соответственно это была бы та область, приведение в порядок которой, отразилось бы на всей компании, и инвестиции в которую давали бы наивысшую отдачу. Рассматривались основные функции, которые существуют практически в любом бизнесе, такие как, например, маркетинг, продажи, финансы, производство, качество (всего 21 тип функций). Результатом исследований стал следующий вывод. Наибольшее влияние на деятельность компании в целом и на успех или поражение бизнеса оказывает учредитель и выполняемые (а часто не выполняемые) им функции. Компании малого и среднего бизнеса очень похожи на своих владельцев: сильные стороны учредителей становятся преимуществами компании, слабые стороны отражаются проблемами для всей компании.

В одной и той же стране, на одном и том же рынке, с похожими идеями бизнеса одна компания может процветать, тогда как другая может, работая «в минус», погрязнуть в долгах и разориться. При прочих равных условиях у истоков компаний стоят разные люди, и это дает большую разницу в результатах. Поэтому можно смело заявить, что в компаниях малого и среднего бизнеса основным конкурентным преимуществом является сам учредитель бизнеса! Именно учредитель и состояние, в котором он находится, определяют все остальное, что происходит в компании, в том числе маркетинговую политику компании и ее место на рынке. Учредитель – причина, остальное – следствие. Именно учредителю нужно помогать в первую очередь. Если производить инвестиции в причину или ближе к причине, то это дает наибольшее следствие. И этими инвестициями могут быть помощь, знания, информация, повышение способностей, финансовое вознаграждение и т. п. То, что учредитель редко вкладывает деньги в повышение своих способностей, является распространенной практикой. Как правило сначала финансируется обучение сотрудников: менеджеров, бухгалтеров и даже секретарей. Но это инвестиции не в причину, а вследствие, и они существенно дороже обходятся компании. Также распространенной практикой является то, что учредитель получает вознаграждение от своего бизнеса в последнюю очередь, по остаточному принципу, после того, как сотрудники получили свою зарплату. Бывает даже так, что учредитель вообще ничего не получает, а чтобы удержать «ценных» сотрудников выплачивает им зарплату из собственного кармана. Такому положению дел не позавидуешь. Учредителю это тоже не нравится, такой бизнес не доставляет удовольствия, и не о каких долгосрочных перспективах на рынке не может идти и речи: учредитель, разорившись, прекратит такой «бизнес».

Именно учредителем и его вчерашними решениями определяется то положение, в котором компания находится сегодня. И именно сегодняшними решениями и интересами учредителя определяется дальнейшая судьба компании. Поэтому интересы учредителя должны защищаться в первую очередь и ему в первую очередь должна оказываться необходимая поддержка.

Правильная последовательность действий

Если компания хочет выжить и играть на современном рынке, то наиболее правильной последовательностью действий будет следующая.

  • Добиться чтобы учредитель мог начать выполнять свои функции: создавать идеи, ставить цели, определять принципы и технологии работы.
  • Начать легализацию деятельности компании. Нелегальное ведение дел ставит под угрозу всю компанию и в первую очередь учредителя.
  • Провести опросы существующих и потенциальных клиентов, выявить общие потребности и сфокусироваться в первую очередь на удовлетворении именно этих потребностей.
  • Начать рекламировать именно то, что нужно клиентам.
  • Разработать технологию и организовать производство продуктов и услуг приемлемого качества, которые удовлетворяют выявленным потребностям клиентов.
  • Не снижать цену! Снижением цены нельзя завоевать рынок, зато можно быстро, работая в убыток, его покинуть. Лучше повысить мастерство продавцов и уровень сервиса.
  • Добиться, чтобы компания начала получать деньги от клиентов, а не от учредителя. Добиться чтобы учредитель, как причина бизнеса, начал получать вознаграждение в первую очередь, до того, как сотрудники получат свое вознаграждение. Это повысит интерес учредителя к собственному бизнесу и незамедлительно отразится на деятельности всей компании.
  • Не тратить все заработанные деньги, а часть денег направлять на правильную рекламу и развитие бизнеса.
  • Предоставлять чуть лучшее качество и чуть лучший сервис, чем ожидается клиентами.
  • Улучшать качество продуктов и услуг.
  • Получать успехи и делать их широко известными.

Такова правильная, с точки зрения минимизации затрат, последовательность шагов для завоевания рынка. Для реализации этой последовательности существуют все необходимые инструменты. Методики, которые могут помочь в реализации этих шагов, описаны в виде готовых технологий в работах по управлению классика менеджмента Л. Рона Хаббарда. Большую часть из этих шагов компания может сделать самостоятельно, на каких-то этапах ей может потребоваться дополнительная помощь. Полученные в итоге результаты стоят затраченных усилий.

Бизнес это интересная игра, и во многом благодаря конкуренции. Оставайтесь в игре и побеждайте!

Автор - специалист по развитию холдингов, учредитель Центра Диагностики Бизнеса

Начать дискуссию

Зарплата

Где самые большие средние зарплаты: регионы и сферы деятельности

Специалисты на Чукотке получают в среднем 162,5 тысяч, а москвичи — 146,2 тысячи рублей.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥Обзор новостей: диабет II типа излечим, мужчины против сокращения рабочей пятницы для женщин, в Роснано опасаются банкротства

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

💥Обзор новостей: диабет II типа излечим, мужчины против сокращения рабочей пятницы для женщин, в Роснано опасаются банкротства
6

Зачем бизнесу платить налог за самозанятого и законно ли это

Разбираемся, может ли заказчик платить налог на профессиональный доход за самозанятого исполнителя и как это можно делать.

Зачем бизнесу платить налог за самозанятого и законно ли это
Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Альфа-банк решил возобновить работу с пенсионными сбережениями

Запуск программы долгосрочных сбережений стал для Альфа-банка стимулом к созданию собственного негосударственного пенсионного фонда.

Для индивидуального жилищного строительства ввели ГОСТ

Росстандарт утвердил национальный стандарт зеленого индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

Дивиденды июня. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на июнь, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды июня. Ну вот, опять богатеть
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как настроить рекламу в Яндекс.Директ: ключевые правила

Яндекс.Директ — рабочий способ продвижения юристов, адвокатов и юридических компаний. Но юридическая сфера имеет свою специфику, которую нужно учитывать при запуске рекламной кампании. Именно об этом я расскажу в статье.

Экспорт

На торговле с Ираном можно будет сэкономить

Российские экспортеры начнут экономить до 300 млн долларов в год и смогут торговать с Ираном без запретов и ограничений на ввоз товаров.

Критерии однодневок № 16. Высокий уровень риска

Продолжаем рассказывать о критериях, которые возможно присутствуют у ваших контрагентов или потенциальных партнеров. Только, если эти критерии будут обнаружены, контрагентов можно будет назвать дырявой лодкой. Потому, что те критерии, которые мы сейчас описываем, не предполагают безопасной работы между вашими конторами.

Критерии однодневок № 16. Высокий уровень риска

Критерии однодневок № 15. Высокий уровень риска

Консультировали коммерсанта, которого полтора года назад несколько раз вызывали в налоговую по поводу его контрагентов.

Критерии однодневок № 15. Высокий уровень риска

«Экспобанк» закрыл сделку по покупке 100% дочки британского банка HSBC

Судя по релизу, в стране скоро появится новый бренд кредитной организации, которая будет специализироваться на кредитовании корпоративных клиентов.

10 признаков крутого бухгалтера, за которым работодатели стоят в очередь

В современном бизнесе бухгалтерия играет важную роль в поддержании финансовой стабильности и успеха компании. Хороший бухгалтер — это не просто человек, который ведет учет и составляет отчеты. Он является ключевым игроком в команде, способным обеспечить эффективное управление финансами и помочь компании достичь поставленных целей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Новая прогрессивная шкала НДФЛ, НДС для упрощенки и другие изменения в НК. 🥁«Ночной бухгалтер» № 1692

Поправки Минфина по налогам нехило всколыхнули бухгалтерское сообщество. Еще бы — пятиступенчатая системы ставок для НДФЛ, НДС для упрощенки, налоговый кэшбек для семей с детьми, айтишникам пересмотрят льготу по налогу на прибыль. Разбираемся во всем.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
2
Налог на прибыль

Гранты на инновационное развитие не будут облагаться налогом на прибыль

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Банки

Новый закон: без открытия банковского счета можно отправить до 100 тысяч рублей

Установленный лимит снизит отток капитала из страны, а также будет препятствовать отмыванию денежных средств.

🔥 Итоги дня: главные тезисы предстоящей налоговой реформы. Горшочек не вари!

Готовимся глотать валерьянку в 2025 году. Изменений будет много.

Иллюстрация: rawpixel.com/ Freepik
5
Бесплатно с Архив документов

Уничтожение бухгалтерских документов в 2024 году: когда, в каком порядке, штрафы

Если пришла пора избавиться от документов, — бумажных или электронных, — то следует соблюсти особую процедуру, чтобы избежать нарушений и штрафов. Разбираем, как действовать.

Уничтожение бухгалтерских документов в 2024 году: когда, в каком порядке, штрафы
Общество

Путин разрешил продавать алкоголь на верандах кафе

Принятый закон устранил правовую неопределенность и позволил ресторанам торговать спиртными напитками на летних верандах.

Ведение бизнеса

Как защитить бизнес от бывших супругов и наследников

Немногие предприниматели, создавая бизнес, думают о том, что произойдет с их компанией в случае развода или смерти одного из учредителей. Эти события могут существенно усложнить работу фирмы или вовсе парализовать ее.

Как защитить бизнес от бывших супругов и наследников

Интересные материалы

Мошенничество

Силовики задержали бизнес-тренера Азата Байбурина

Бизнес-коуч давал советы по инвестициям и отражал неправильный баланс на счетах своих клиентов, что привело к хищению больше 25 млн рублей.