Когда чужие грехи не дают спокойно жить

Вступая в должность, главный бухгалтер должен принять дела фирмы от предыдущего главбуха. Но что делать, если недостачу товарно-материальных ценностей выявили уже после того, как оформили акт приема-передачи?
Когда чужие грехи не дают спокойно жить

Вступая в должность, главный бухгалтер должен принять дела фирмы от предыдущего главбуха. Но что делать, если недостачу товарно-материальных ценностей выявили уже после того, как оформили акт приема-передачи?

Как начиналось

После того, как истек срок трудового контракта, генеральный директор ОАО «Деньги» уволился. Вслед за ним покинул фирму и главный бухгалтер. Но главбух – должность особенная, поэтому уволиться не так-то просто. Прием и сдачу дел при назначении главного бухгалтера на должность и освобождении от нее оформляют актом. А перед этим обязательно проведут инвентаризацию имущества и обязательств компании.

Инвентаризация показала, что дела компании в полном порядке. Расхождений между фактическим наличием товарно-материальных ценностей ОАО «Деньги» и сведениями его бухгалтерского учета не обнаружили. Что примечательно, передачу дел от бывшего главбуха новому последний принял «устно». Результаты проведенной инвентаризации зафиксировали в бухучете.

Назревает конфликт

После того, как новый гендиректор вступил в должность, он решил провести повторную инвентаризацию. Вот тут-то и началось самое интересное. По ее итогам была обнаружена недостача, причем значительная. Нового главбуха ждал еще один «сюрприз» – выяснилось, что часть первичных документов за период работы бывшей администрации исчезла загадочным образом.

Напомним, что по закону в бухгалтерии должны находиться абсолютно все необходимые отчетные документы, в том числе первичные. И если их нет, то проблем с инспекторами фирме уже не избежать.

А тут еще новый директор обнаружил, что прежний руководитель заключил невыгодный для фирмы контракт, в результате чего компания понесла серьезные убытки. Исходя из всего этого, новая администрация выставила претензии бывшему главбуху и генеральному директору по выплате ущерба, который понесла фирма в результате их действий.

Что в итоге

Разумеется, прежнее руководство с претензиями не согласилось и наотрез отказалось выплачивать деньги. Ведь по результатам инвентаризации, которая предшествовала их увольнению, никаких ошибок не было. Согласитесь, резонное возражение.

Новая администрация решила нанести ответный удар. И под предлогом погашения обнаруженной недостачи задержать выплату окончательного расчета с бывшим руководством фирмы. Более того, оклады уволившихся главбуха и топ-менеджера были уменьшены задним числом.

В общем, ситуация зашла в тупик. И возникает вопрос, чьи действия более неправомерны – бывшего руководства или нового?

материал подготовил В. Воронин, эксперт бератора «Практическая бухгалтерия»


«Качественная инвентаризация позволит избежать проблем…»

И. Плеханов, генеральный директор ООО «Советник»

В случае если в организации происходит смена руководителя и главного бухгалтера, необходимо провести инвентаризацию ее имущества и обязательств (ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Осуществляет инвентарную проверку специальная комиссия, назначенная приказом директора. По общему правилу ее результаты требуют документального оформления. Так, расхождение между фактическим наличием ТМЦ и данными бухучета члены комиссии фиксируют в установленном порядке и доводят до сведения материально ответственных работников. Кроме того, для главных бухгалтеров предусмотрена обязанность составлять акт приема-передачи дел (п. 6 постановления Совмина СССР от 24 января 1980 г. № 59). Однако, если этот документ отсутствует, нарушения не будет. Законодательством о бухучете не определена ответственность главбуха и руководителя за ошибки, допущенные в ходе приема-передачи дел. Трудовым кодексом также не предусмотрена обязанность увольняющихся работников передавать дела на основании каких-либо актов.

Тем не менее после выяснения причин недостач и выявления конкретных виновников директор может взыскать недостачу за счет виновных сотрудников или отнести ее на финансовые результаты фирмы. Очевидно, качественно проведенная инвентаризация позволит избежать проблем и успешно завершить прием-передачу дел как главбуху, так и директору.


«Главбух несет ответственность, если…»

А. Кудинов, юрист ООО «Консалтинговая группа «БиАйКью»

В настоящее время единственная процедура, которая фиксирует передачу дел генеральным директором и главным бухгалтером новому руководству – инвентаризация имущества и обязательств фирмы.

Если при проведении инвентаризации не было выявлено нарушений со стороны главного бухгалтера, то отсутствие письменного оформления приема-передачи дел не является основанием для привлечения его к материальной ответственности. Ведь контролировать проведение инвентаризации обязан руководитель организации (ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Главный бухгалтер будет отвечать за свои действия рублем только в том случае, если это условие предусмотрено в его трудовом договоре (ст. 243 ТК РФ).

Кроме того, законодательство возлагает на руководителя фирмы бремя ответственности за нарушения при организации бухгалтерского учета и выполнении хозяйственных операций.

Ведь руководство учетом компании возложено на главбуха, который подчиняется непосредственно генеральному директору (ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).

В случае если директор причинил предприятию своим виновным действием или бездействием убытки, компания может потребовать их возмещения в судебном порядке. Более того, руководитель фирмы в соответствии с законодательством может привлекаться не только к материальной, но и к налоговой, административной или даже уголовной ответственности. >


«За отсутствие «первички» – штраф…»

С. Гаврилова, ведущий консультант по праву отдела консалтинга АКГ «ФинЭкспертиза»

После завершения процедуры инвентаризации ее результаты отражают в бухгалтерском учете. В случае если в ходе инвентаризации будет установлена недостача материальных ценностей, компания вправе взыскать с виновного сотрудника суммы причиненного ущерба в размере, который не превышает его среднемесячный заработок (ст. 248 ТК РФ). Однако следует учитывать, что взыскать убытки с работника можно только до его фактического увольнения. В рассматриваемой ситуации главный бухгалтер и директор могут нести ответственность за недостачу, обнаруженную в ходе инвентаризации, лишь в том случае, если будет доказано, что она произошла по их вине в период работы в компании.

При этом новая администрация не вправе задерживать выплату окончательного расчета бывшему руководству под предлогом взыскания суммы ущерба от недостачи. Это правило распространяется также на выдачу трудовой книжки и других документов, связанных с работой. В случае задержки новое руководство компании могут оштрафовать на сумму от 500 до 5000 рублей, а саму фирму – от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Если же будет установлено, что по вине бывших руководителей отсутствуют первичные документы, их могут оштрафовать на сумму от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.11 КоАП РФ). Вместе с тем за подписание невыгодного контракта прежний генеральный директор ответственности не несет. Ведь понятие «невыгодный договор» является оценочным.

Начать дискуссию

Сравниваем 1С:ERP и 1С:КА: что общего и в чем разница  

В современном бизнесе существует множество процессов, которые сложно проконтролировать вручную. Поэтому автоматизация становится не роскошью, а необходимостью. 1С — это не только система для ведения бухгалтерского учета, но и целое семейство программных продуктов, в том числе для комплексной автоматизации бизнеса. Сравним два продукта — 1С:ERP и 1С:КА.

Сравниваем 1С:ERP и 1С:КА: что общего и в чем разница  

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что в работе с самозанятыми привлечет внимание ФНС и Минтруда

Налоговики будут искать признаки трудовых отношений в работе с самозанятыми, а также проводить проверки и запрашивать документы, которые обычно требуют по сделкам с другими контрагентами.

«Платформа ЭДО» улучшила сервис для пользователей 1С

Электронный документооборот «Платформа ЭДО» стал еще удобнее для бухгалтеров и предпринимателей, пользующихся программным обеспечением 1С. Обновления улучшили пользовательский интерфейс Обработки 1С для ЭДО (интеграции 1С для ЭДО).

«Платформа ЭДО» улучшила сервис для пользователей 1С
Лучшие спикеры, новый каждый день
ОСАГО

В России и Белоруссии будут действовать единые полисы ОСАГО

Автомобилисты смогут беспрепятственно въезжать в Белоруссию, а в случае ДТП связь со страховщиками будет проходить в электронном формате.

НДФЛ

Семья с двумя детьми не платит НДФЛ с продажи квартиры, если купила новую больше или дороже

Для семей с двумя и более детьми действует льгота при продаже жилья – при определенных условиях не будет НДФЛ при любом сроке владения.

Дробление бизнеса: когда есть риск?

НДС повысили, льготы по взносам отменили, конкуренты душат, спрос падает! Как можно в таких условиях законно платить ВСЕ налоги?

Дробление бизнеса: когда есть риск?
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как бизнесу оптимизировать кредитную нагрузку

Развитие бизнеса часто требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Многие предприниматели обращаются за кредитами, чтобы закупить новое оборудование или запустить инновационный проект. При этом важно знать, как оптимизировать кредитную нагрузку, чтобы эффективно использовать заемные средства и снизить риски неплатежеспособности.

Как бизнесу оптимизировать кредитную нагрузку

Роспатент получил на 32% больше заявок на регистрацию брендов

За первые четыре месяца 2024 года бизнес подал больше 44 тысяч заявок в Роспатент.

Как ускорить согласование документов в сельхоз-бизнесе. Кейс «АгроИнновации» и LDM

Агробизнес активно внедряет новые технологии — убирает лазером сорняки, создает «умные фермы» с искусственным интеллектом — но при этом нередко тратит много времени на подготовку бумажных документов, а то и вовсе теряет их. На примере нашего клиента рассказываем какая польза компаниям АПК от внедрения систем электронного документооборота.

Как ускорить согласование документов в сельхоз-бизнесе. Кейс «АгроИнновации» и LDM

Какие документы подтверждают командировочные расходы

Практически каждый работодатель несет затраты на командировки. Чтобы учесть такие расходы, необходимо подтвердить их документально. Разбираем, какие документы для этого понадобятся.

Какие документы подтверждают командировочные расходы

Заболевшие родители будут получать пособие, даже если уже в отпуске по уходу за ребенком

Родители сталкиваются с отказами Социального фонда в предоставлении пособия по временной нетрудоспособности одному из родителей, когда второй находится в отпуске по уходу за ребенком. Депутаты планируют это исправить.

ВС обобщил судебную практику по спорам о нарушении авторских и смежных прав в интернете: главные выводы

Президиум Верховного Суда 29 мая утвердил Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в сети Интернет.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ВЭД

БРИКС будет развивать независимую систему внешних расчетов

Расчеты по внешнеэкономическим контрактам планируют вести в цифровых валютах. Страны БРИКС активно ищут альтернативные способы платежей.

Требования налоговиков можно обрабатывать с помощью искусственного интеллекта

Российская IT-компания создает нейросеть, которая может быстро подбирать нужные документы по запросам ФНС и налоговых. Бухгалтеру нужно только проверить данные и вовремя отправить ответ на требование.

Предложения Ильинского Предпринимательского клуба по налоговой реформе. Обзор для бухгалтера

30 мая 2024 года в помещении Торгово-Промышленной палаты РФ проходили Общественные обсуждения Ильинского Предпринимательского клуба проходили при участии представителей бизнеса, науки, юридических компаний и налоговых экспертов.

Банкротство ИП: как происходит и какие будут последствия

Рассказываем, что представляет собой процедура банкротства ИП, в каких ситуациях предприниматель признается банкротом и какие у этой процедуры последствия.

Банкротство ИП: как происходит и какие будут последствия

По заявлению и уведомлению работодатель должен предоставить сотруднику социальный вычет по НДФЛ

Чтобы получить социальный налоговый вычет по НДФЛ на лечение, обучение, фитнес, не обязательно ждать окончания года и сдавать декларацию 3-НДФЛ. Оформить вычет можно через работодателя.

Самозанятые или физлица по ГПХ: с кем безопаснее сотрудничать бизнесу

Компании часто привлекают внештатных исполнителей на проектные, разовые задачи или нерегулярный объем услуг. Разбираемся, с кем безопаснее сотрудничать по ГПХ — с плательщиками налога на профдоход или с физическими лицами без специального статуса.

Самозанятые или физлица по ГПХ: с кем безопаснее сотрудничать бизнесу
Импорт

Уголовная ответственность может грозить тем, кто ввозит контрафакт

Статью УК за оборот контрафакта дополнят наказанием для импортеров, которые ввозят товары без маркировки в Россию.

Интересные материалы

Как открыть магазин по продаже пива: гид для новичков

Бизнес на разливных пенных напитках считается одним из стабильных и достаточно быстро окупает вложения. Продукция востребована, независимо от времени года, кризиса и прочих обстоятельств.

Как открыть магазин по продаже пива: гид для новичков