Товарный знак. Самостоятельная регистрация бренда: плюсы, минусы и основные этапы

Регистрация товарного знака в Роспатенте — сложный и кропотливый процесс. Но без нее не обойтись, если вы хотите вести бизнес безопасно. Существует два варианта регистрации: можно самому подать заявку в ведомство или обратиться за помощью к специалистам. Разберемся, как проходит регистрация без посредников, в чем ее плюсы и недостатки.
Товарный знак. Самостоятельная регистрация бренда: плюсы, минусы и основные этапы

Резюме статьи для тех, кто спешит:

Подать заявку на регистрацию товарного знака можно и самому. Но искать информацию, собирать документы и заполнять формы придется без помощи профессионала.

Лучше не спешить, делать все сосредоточенно и последовательно, так как любая ошибка может затянуть срок регистрации на несколько месяцев.

Но самый большой минус саморегистрации — отсутствие опыта и специфических знаний. В 70% случаев Роспатент присылает дополнительные запросы по заявке или предварительный отказ.

Чтобы грамотно на них ответить и добиться регистрации, понадобится помощь специалиста.

Если вы все-таки решили регистрировать бренд сами, придерживайтесь следующих шагов:

  • Проверка на патентопригодность и подбор классов МКТУ.

То есть проверка того, может ли ваше обозначение вообще быть зарегистрировано.

У Роспатента два основных требования к знаку — он должен быть уникальным и соответствовать законам Российской Федерации. Уникальность подразумевает, что никто не использует похожее или такое же наименование для нужных вам товаров и услуг.

Название нужно проверять в определенных классах МКТУ. 

МКТУ — это международная классификация товаров и услуг. Всего есть 45 классов. Все товары и услуги распределены по ним так, чтобы бизнесы не конкурировали между собой. С 1 по 34 — товары, с 35 по 45 — услуги.

Нужно на берегу, еще до регистрации, определиться, в каких классах МКТУ вы хотите работать под брендом. Добавить их после подачи заявки будет нельзя.

К примеру, если я открываю ателье — выбираю 40 класс МКТУ, а если запускаю обучающий курс по пошиву одежды — уже 41.

  • Подача заявки на регистрацию.

Подобрали классы МКТУ и проверили название? Пора заняться заполнением заявки на регистрацию товарного знака.

К данному этапу нужно отнестись с большой внимательностью. Любая ошибка — это переписка с экспертом Роспатента и плюс 1-3 месяца ожидания.

 Есть несколько вариантов самостоятельной подачи заявки:

  • Через единый портал «Госуслуги».

  • Через личный кабинет ФИПС.

  • Отправить по факсу на номер: +7 495 531-63-18.

  • Отправить почтой по адресу: Роспатент, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993.

  • Оплата первой части пошлин.

Госпошлины в процессе регистрации товарного знака оплачиваются дважды — сразу после подачи заявления в Роспатент и когда приходит «Решение о регистрации».

Сначала оплачивается пошлина за формальную экспертизу и экспертизу по существу. 

  • Формальная экспертиза и экспертиза по существу.

После того, как вы подали заявку и оплатили первую пошлину, остается только ждать. 

Эксперт может направить запрос для уточнения информации, если найдет неточности в документах или обнаружит мешающий знак. В первом случае нужно будет дополнить информацию, а во втором — предоставить исчерпывающие доказательства, что ваш бренд уникален и должен быть зарегистрирован.

  • Решение о регистрации и оплата второй части госпошлин.

Если экспертизы прошли успешно, ведомство направит вам «Решение о регистрации». В течение двух месяцев после его принятия нужно будет оплатить финальную пошлину — за выдачу свидетельства в электронном и печатном вариантах. Последнее — по желанию.

Преимущества самостоятельной регистрации товарного знака

Если вы решили разобраться в вопросе регистрации брендов, то безусловно найдете много плюсов в самостоятельной регистрации: 

  • Экономия.

Первая и самая весомая причина заняться регистрацией самостоятельно. Оплата услуг патентных бюро составляет половину всех расходов, а иногда и больше. Намного выгоднее внести пошлины в Роспатент и не привлекать посредников.

  • Сохранение регистрации в тайне.

Конкуренты часто крадут названия, которые еще не прошли регистрацию. Самостоятельная подача заявки позволяет скрыть от всех обозначение и ваше намерение его зарегистрировать.

  • Возможность разобраться во всех нюансах.

Если в дальнейшем вы планируете регистрировать еще бренды, знания в этой области вам пригодятся. 

Минусы самостоятельной регистрации товарного знака

При довольно скромных плюсах регистрация без помощи специалистов имеет серьезные риски: 

  • Отказ в регистрации из-за некачественной проверки.

Проверить обозначение на патентопригодность можно тремя способами: 

  • при помощи бесплатных ресурсов;

  • самостоятельно по базам Роспатента;

  • при помощи патентных бюро.

Первые два способа не включают отчета о регистрации — только перечень потенциально сходных знаков. Оценивать шансы на положительный исход придется самостоятельно. А сделать это без специфических знаний очень сложно.

Если окажется, что ваше или похожее обозначение кому-то принадлежит, Роспатент пришлет отказ.

  • Неправильный подбор классов МКТУ.

Подбирать классы нужно аккуратно, ведь от этого будет зависеть, в каких видах деятельности можно будет использовать товарный знак.

Пример из практики. Предприниматель из Краснодара решил зарегистрировать название «Белый рис» для доставки суши. Для этого ему был необходим 43 класс МКТУ. Но в этом классе название было уже занято, поэтому его просто решили не включать в перечень. В результате предприниматель получил бренд, который нарушает чужие права, никак не защищает его бизнес по доставке суши, зато позволяет открыть детский сад или дом престарелых.

  • Увеличение срока регистрации.

Оформить заявку в Роспатент правильно довольно непросто. В особенности, если у вас нет специфических знаний. 

В ответ на каждую ошибку ведомство пришлет уведомление с просьбой ее исправить: предоставить дополнительные данные, дослать документы, уточнить адреса. Время переписки может затянуть процесс регистрации на срок от полутора месяцев до полугода. Для бизнеса такие сроки критичны.

  • Потеря пошлин.

Роспатент не возвращает оплаченные пошлины в случае, если знак невозможно зарегистрировать. Поэтому любая ошибка или некачественная проверка могут стоить вам минимум 10 500 рублей — с учетом скидки 30% за электронную подачу документов. 

Потерять пошлину можно и при ошибках в оплате. Ведомство учитывает правильность не только реквизитов, но и назначений платежей. Именно в них чаще всего допускаются неточности. Даже из-за небольшой опечатки ваша пошлина может «повиснуть в воздухе» — вы не получите ее назад, но и Роспатент ее не примет.

Как видите, самостоятельная регистрация — большой риск. Она значительно снижает шансы на то, что в конце вы получите свидетельство на товарный знак.

Ошибиться в чем-либо — значит потерять время, пошлины, а иногда и шансы сохранить обозначение. 

Поэтому обратиться к экспертам — хорошая идея.

У нас есть телеграм-канал. В нем выкладываем кейсы, новости из мира интеллектуальной собственности, разбираем важные вопросы. Подписывайтесь.

Комментарии

2

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!