Налоги, взносы, пошлины

Условия признания маркетинговых расходов в бухгалтерском и налоговом учете

Согласно письму Департамента налоговой политики Минфина России от 02.04.2002 N 04-02-06/5/4 "маркетинговые услуги - это услуги по организации процесса выявления, максимизации и удовлетворения потребительского спроса на продукцию организации". При этом в письме Департамента подчеркивается, что понятие "маркетинг" предусматривает также наряду с оказанием информационных услуг, носящих, как правило, краткосрочный характер, оказание услуг по изучению текущего рынка сбыта и созданию новых структурных подразделений для расширения рынка сбыта продукции.

Маркетинг (англ. marketing, от "market" - рынок) - это экономический термин, определение которого не содержится ни в гражданском, ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве.

На практике это означает, что для целей правового регулирования маркетинга необходимо в каждом случае анализировать содержание, которое вкладывается в это понятие.

В классическом понимании маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая не только управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю, но и деятельность, которая связана с выявлением, изучением потребности производителей и потребителей на рынке для удовлетворения их интересов.

Обычно под маркетингом подразумевается деятельность по изучению сложившегося состояния рынка и определению тенденций к его изменению, позволяющая выработать наиболее оптимальную стратегию бизнеса.

Согласно письму Департамента налоговой политики Минфина России от 02.04.2002 N 04-02-06/5/4 "маркетинговые услуги - это услуги по организации процесса выявления, максимизации и удовлетворения потребительского спроса на продукцию организации". При этом в письме Департамента подчеркивается, что понятие "маркетинг" предусматривает также наряду с оказанием информационных услуг, носящих, как правило, краткосрочный характер, оказание услуг по изучению текущего рынка сбыта и созданию новых структурных подразделений для расширения рынка сбыта продукции.

При расчете налогооблагаемой прибыли организации относят "маркетинговые" расходы в состав прочих расходов, исходя из п/п 27 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в том числе расходы на текущее (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Однако налоговые службы признают это правомерным, только если:

  • осуществленные затраты экономически оправданны;
  • проводимые исследования непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение дохода;
  • произведенные затраты документально подтверждены.

    Подтвердить экономическую обоснованность затрат можно по-разному. Все зависит от того, с какой целью предприятие проводит маркетинговые исследования.

    Допустим:

  • организация собирается выпускать новую продукцию и поэтому изучает рынок ее сбыта;
  • предприятие намерено приобрести объект недвижимости (иное имущество) и, чтобы не ошибиться с ценой, заказывает маркетинговое исследование предложений по продаже таких объектов.

    Если организация, имея собственный маркетинговый отдел, заказывает маркетинговое исследование специализированной консультационной фирме, то потребуется обосновать причины, почему организация поручила проведение исследований третьим лицам. Для обоснования можно привести следующие доводы:

  • наличие у специализированной фирмы опыта проведения исследований, а также специалистов необходимой квалификации, особенно если применяются сложные методы проведения маркетинга и обработки полученных результатов;
  • объективность исследования (сотрудники специализированных фирм обычно более объективны в своих оценках);
  • наличие у специализированных фирм необходимого технического и программного обеспечения.

    Необходимо учесть, что такие расходы признать в налоговом учете предприятие вправе, только если исследования непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Важным условием списания маркетинговых затрат на расходы является их документальное подтверждение. В первую очередь, это касается самого договора на проведение маркетинговых исследований, а также документов, которые оформляются по результатам исследований:

  • Правильное и полное оформление договора на проведение маркетингового исследования. Договор следует рассматривать как один из видов договоров о возмездном оказании услуг, которым посвящена глава 39 ГК РФ. А это значит, что к договору на проведение маркетингового исследования применяются нормы указанной главы. Предмет договора необходимо сформулировать так, чтобы были четко определены рамки исследования. А именно: цели и объект исследования, а также территория, на которой оно проводится.
  • На стадии заключения договора следует оговорить методы, которые будут использоваться для решения задач исследования, а в связи с этим составляется Программа исследований или Заявка на исследования. Эти документы в обязательном порядке прилагаются к договору и составляет его неотъемлемую часть.
  • Особое внимание следует уделить тем положениям договора, которые содержат основные требования к Отчету о проведенном исследовании, который должен представить исполнитель работ. Отчет является результатом проведенной работы, и исполнитель обязан передать его организации, заказавшей маркетинговое исследование.
  • При этом составляется Акт сдачи-приемки выполненных работ, который подписывают представители обеих сторон - исполнителя и заказчика. Если организация-заказчик посчитает, что исследование выполнено некачественно, она имеет право не подписывать Акт и отдать Отчет на доработку исполнителю. Например, если исполнитель не в полном объеме провел исследование или же применил не те методы, которые указаны в Программе исследования. В таких случаях, как правило, составляется двусторонний Акт с перечнем мер по доработке и сроков их выполнения.
  • Порядок расчетов может быть различным.

    Иногда в договоре уже на стадии его заключения определяют фиксированную цену. Но, учитывая специфику маркетинговых исследований, зачастую бывает трудно сразу рассчитать их полную стоимость. Поэтому оплату производят в два этапа: аванс и полная оплата работ по их завершении. Окончательная стоимость рассчитывается на основании составляемого исполнителем документа о расценках на работы, связанные с проведением прикладных маркетинговых исследований. В связи с этим стоимость договора может быть предполагаемой.

    Учитывая маркетинговые расходы, предприятие - заказчик должен иметь комплект всех названных выше документов. Иначе доказать обоснованность затрат на проведение маркетинговых исследований при документальной проверке налоговой службой будет довольно сложно.

    Порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на маркетинговые исследования зависит от того, какова поставленная цель:

  • предприятие стремится повысить спрос на свою продукцию (работы, услуги);
  • предприятие исследует рынок для выпуска новой продукции и последующей продажи продукции;
  • предприятие решило приобрести товары (имущество).

    Как уже отмечалось, средства, истраченные на маркетинговые исследования, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции.

    Согласно статье 318 НК РФ все прочие расходы являются косвенными и в полном объеме относятся к расходам текущего периода в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

    Маркетинговые расходы признаются:

  • при методе начисления - в том периоде, когда исследования были завершены (подписан Акт приемки-передачи выполненных работ);
  • при кассовом методе - в том периоде, когда предприятие оплатило выполненные исследования. В бухгалтерском учете затраты на маркетинговые исследования, осуществленные:
  • с целью повышения сбыта продукции, отражаются на счете 44 "Расходы на продажу" и по окончании месяца списываются в дебет субсчета "Себестоимость продаж" счета 90 "Продажи";
  • с целью производства нового вида продукции с отражением на счете 97 "Расходы будущих периодов" с последующим включением в себестоимость продукции (счет 20);
  • с целью приобретения товаров (имущества), включаются в фактическую (первоначальную) себестоимость (стоимость) приобретенных товаров (имущества) и учитываются на счетах 41 "Товары", 10 "Материалы", 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы" (с использованием счета 08).

    Зачастую предприятия проводят маркетинг, планируя выпуск новой продукции. По правилам бухгалтерского учета расходы на маркетинговые исследования списывают на себестоимость в том периоде, в котором новая продукция запущена в производство и начата ее продажа. До этого расходы, связанные с подготовкой нового производства, учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". В Налоговом кодексе такого требования нет, поэтому в налоговом учете расходы на маркетинговые исследования при подготовке к выпуску новой продукции можно признать в том периоде, в котором имеется их выполнение. В связи с этим будут возникать разницы, уменьшающие налоговую прибыль в текущем периоде по сравнению с бухгалтерской прибылью. Следовательно, образуются налогооблагаемые временные разницы, появившиеся в текущем периоде., которые приводят к образованию отложенного налогового обязательства.

    Момент применения налогового вычета по "входному" НДС не зависит от выбранного организацией метода налогового учета маркетинговых расходов. Заказчик исследований вправе возместить НДС в том периоде, когда маркетинговые расходы были фактически произведены, оплачены и отражены в бухгалтерском учете.

    Пример:

    ООО в рамках своей деятельности планирует выпуск новой продукции с января 2005 года. Чтобы узнать о перспективах ее продаж, общество осуществило заказ ОАО на проведение маркетингового исследования. Акт сдачи-приема выполненных работ, Отчет по результатам исследования подписан организациями в марте 2004 года.

    Стоимость исследований составила 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб.

    ООО начало производить и продавать новую продукцию в январе 2005 года.

    Для целей налогообложения оно применяет метод начисления.

    ООО в марте признало средства, истраченные на маркетинг в качестве прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

    В бухгалтерском учете сделаны записи:

    В марте 2004 года:

    Дебет 97 Кредит 60 - 50 000 руб. (59 000 руб. - 9 000 руб.) - отнесены на расходы будущих периодов средства, израсходованные на маркетинг по Акту сдачи-приема выполненных работ;

    Дебет 19 Кредит 76 - 9000 руб. - отражен НДС на основании счета-фактуры ОАО;

    Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 77 - 12 000 руб. (50 000 руб. х 24%) - отражено отложенное налоговое обязательство (ОНО) по расходам на маркетинговые исследования;

    Дебет 76 Кредит 51 - 59 000 руб. - оплачены ОАО маркетинговые исследования;

    Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 9000 руб. - принят к вычету НДС по маркетинговым исследованиям.

    С января 2005 года ООО начнет списывать расходы по маркетинговым исследованиям на себестоимость продаж, в связи с продажей продукции. Списание будет производиться равномерно в течение срока, установленного распоряжением руководителя. Одновременно начнется погашение ОНО в суммах, исчисленных исходя из доли списанных маркетинговых расходов. Эта операция отражается записями:

    Дебет 44 Кредит 97 - списана на себестоимость продаж часть расходов на маркетинговые исследования;

    Дебет 77 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - частично погашено ОНО.

    Нередко предприятие проводит маркетинговые исследования с целью приобретения товарно-материальных ценностей или иного имущества. В бухгалтерском учете данное требование установлено:

  • п.6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов",
  • п.8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств",
  • п.6 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов".

    Что касается налогового учета, то прямого указания о включении маркетинговых расходов в первоначальную стоимость основных средств, нематериальных активов, материалов и товаров не содержится (п. 2 ст. 254; п. 1 ст. 257; ст. 320 НК РФ), но есть указание на суммы расходов, связанных с их приобретением. Проанализировав статьи НК РФ, можно предположить, что стоимость имущества будет определяться одинаково, как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

  • Декабрь, 2004г.

    Начать дискуссию

    ВЭД

    Как оплатить инвойс из России — ищем работающую схему по переводам за рубеж

    Если вы работаете с иностранными поставщиками или бизнес-партнерами, у вас не раз возникал вопрос, как оплатить инвойс в условиях отключения большинства крупных банков от SWIFT. Проблемы с платежами возникают даже у тех банков, которые не отключены и избежали санкций — переводы теряются или зависают. Рассказываем подробно, с какими сложностями при отправке платежей за границу сталкиваются сегодня россияне и как найти решение. 

    Курсы повышения
    квалификации

    18
    Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

    Центробанк хочет взыскать с «Тинькофф Страхование» 7,7 млрд рублей

    Банк России обвиняет страховую компанию «Тинькофф Страхование» в ведении предпринимательской деятельности без госрегистрации или специального разрешения.

    С 1 июля цены на жилье в новостройках должны пойти вниз

    Завершение программы льготной ипотеки с 1 июля 2024 года должно стабилизировать цены на жилья в новостройках.

    Лучшие спикеры, новый каждый день

    Научитесь грамотно и без страха отвечать на требования налоговиков. Приходите завтра на мастер-класс!

    Вместе с экспертом вы поймете, как правильно отвечать на требования ФНС, что и в какие сроки нужно представлять, а также какие запросы могут быть незаконными.

    Бесплатно с IT-компании

    Какие доходы нужны IT-компании для права на налоговые льготы + таблицы с перечнем и разъяснениями

    В НК РФ есть закрытый перечень доходов IT-компаний, которые учитывают для права на налоговые льготы. В этом материале – таблица с перечнем и разъяснения Минфина по этой теме.

    Какие доходы нужны IT-компании для права на налоговые льготы + таблицы с перечнем и разъяснениями

    Как и в какой валюте платить зарплату иностранным гражданам

    При выплате зарплаты иностранным сотрудникам необходимо учитывать некоторые особенности. Рассказываем о четырех правилах, которые нельзя забывать работодателям.

    Как и в какой валюте платить зарплату иностранным гражданам
    Опытом делятся эксперты-практики, без воды

    Растет бизнес — падает прибыль. Причина №1

    Очень часто, когда бизнес разрастается, его рентабельность снижается. Был один филиал — рентабельность была 20%, стало 5 филиалов рентабельность упала до 13%. Подобная же ситуация возможна и с ростом количества проектов, ассортимента, числа торговых точек и так далее.

    Зубная нить Vs ирригатор. Советы врача-пародонтолога бухгалтерам

    Вместе с врачом-пародонтологом docdent Мариной Игнатовой разбираемся, как влияют на здоровье ирригатор и зубная нить.

    Рынок делового образования может превысить 100 млрд рублей

    Бизнес-тренеры и преподаватели научат предпринимателей мыслить критически, выступать перед публикой, а также работать в команде.

    При покупке квартиры на имя ребенка родители могут получить имущественный вычет, если не утратили на него право

    Получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ можно только на предельную сумму (сейчас – 2 млн рублей). Второй раз при покупке второй квартиры вычет не дадут, даже если она оформлена на имя ребенка.

    65 рублей за значок ГТО. А причем здесь бизнес?

    Стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода предлагается распространить на налогоплательщиков, выполнивших нормативы ГТО и получивших знак отличия.

    65 рублей за значок ГТО. А причем здесь бизнес?

    С 10 июня компании могут подавать заявки на получение субсидии на НИОКР

    Компании, которые проводят научно-исследовательские работы, смогут вернуть до 50% затрат по проектам.

    Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
    Общество

    🚭 В России нельзя продавать никотин для жевания, сосания и нюханья, но можно производить

    Минфин дал разъяснение по вопросам производства и продажи никотинсодержащей продукции, предназначенной для сосания – «никотиновых паучей».

    За срыв сроков отключения горячей воды можно получить компенсацию

    В Госдуме напомнили, что граждане имеют право получить компенсацию за срыв сроков отключения горячей воды.

    Как избежать проверок от ФНС бизнесу и самозанятым

    Договоры с самозанятыми могут содержать пункты, которые ФНС расценит как подмену трудовых отношений. Эксперты «Мои самозанятые» проанализировали рискованные формулировки в договорах ГПХ.

    Как избежать проверок от ФНС бизнесу и самозанятым
    НДФЛ

    🙅 С 1 января 2025 ФНС усилит мониторинг изменений в трудовых отношениях: не снижайте зарплаты!

    Закон о расширении прогрессивных налоговых ставок по НДФЛ, разработанный Минфином, вступит в силу с 1 января 2025 года.

    Работа в праздники: как оформлять и оплачивать работу 12 июня

    В июне нас ждет одна сокращенная рабочая неделя из-за Дня России, который в этом году выпадает на среду. Но, у компании-работодателя может возникнуть необходимость привлечь сотрудников к работе в этот день. Расскажем, как это сделать правильно.

    Работа в праздники: как оформлять и оплачивать работу 12 июня
    Общество

    ЕГЭ могут отменить с 1 января 2025 года

    Сразу три партии сегодня внесли в Госдуму законопроект об отмене единого государственного экзамена.

    Сальдо ЕНС

    Если внесли деньги на ЕНС другого лица, их нельзя вернуть

    Своим положительным сальдо ЕНС можно поделиться с другой компанией или ИП и сделать зачет суммы переплаты в счет другого лица.

    6

    Интересные материалы

    Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ для удаленщиков-релокантов

    Какими будут налоговые ставки НДФЛ для удаленщиков-релокантов в 2025 году и останутся ли возможности для оптимизации данного налога.