Клерк.Ру

Этот изменчивый налоговый мир или что нас ждет в будущем

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы. (А. Фет)

Вот лето пролетело, что-то осталось позади, а что-то нам только предстоит осмыслить и прочувствовать, начиная с нового делового сезона. Это касается и налогового законодательства, в которое за прошедшие девять месяцев 2013г. было внесено достаточно много поправок. О некоторых из них, касающихся непосредственно налогового контроля, мы и поведем речь в данной рассылке.

Начнем с того, что еще раз напомним о «контролируемых сделках» (1), и что решения о проведении соответствующих проверок по таким сделкам, расходы и доходы по которым нашли свое отражение в отчетности за 2012г., могут быть приняты налоговыми органами не позднее 31 декабря 2013 года (2). Поэтому ждем первых «ласточек» в следующем году, которые, полагаем, не заставят себя ждать.

В целом, очевидным трендом 2013г. в правотворческой деятельности Законодателя стала усиленная борьба с незаконным обналичиванием денежных средств и выводом капитала за рубеж через офшоры, которая, в частности, выразилась в увеличении полномочий налоговых органов при проведении контрольных мероприятий.

Так, уже нашумевшим Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28.06.2013г. №134-ФЗ, с 1 июля 2014г. налоговым органам будет открыт доступ к информации о счетах и вкладах граждан. Банкам вменяется обязанность сообщать налоговым органам информацию об открытии и закрытии всех счетов физических лиц. Налоговые органы по запросу смогут узнавать суммы вкладов и получать выписки о движении денежных средств по счету любого физического лица. Таким образом, для налоговых органов фактически не будет существовать понятия банковской тайны, а учитывая, что между ФНС и Банком России подписано дополнительное соглашение об электронном обмене информацией, то все, что некогда было тайным, будет становиться явным очень стремительно.

📌 Реклама
Отключить

Более того, банки будут обязаны самостоятельно идентифицировать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиенты – сообщать о наличии у них бенефициаров. Банки уже получили право на расторжение договора банковского счета и удержание денежных средств клиента в течение 60 дней со дня направления уведомления о расторжении договора банковского счета, поводом для чего могут служить лишь сомнения Банка в чистоте осуществляемых клиентом по счету операций.

Установлены дополнительные основания для приостановления налоговым органом операций на счетах налогоплательщика:

Со следующего года налоговые органы смогут приостановить операции по счетам, если налогоплательщик (его представители) не явились по вызову инспекторов или не предоставили пояснений в Инспекцию.

Начиная с 1 января 2015г. налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должны получать корреспонденцию от налоговых органов через ТКС и подтверждать ее получение соответствующими квитанциями в течение 6 дней со дня отправки корреспонденции. В случае ненаправления налогоплательщиком электронной квитанции по истечении 10 дней после установленного срока, счета налогоплательщика будут блокироваться. Указанная явно повышающая издержки и заботы норма охватит всех плательщиков НДС, поскольку декларации по НДС с 2014г. разрешено будет представлять только в электронном виде.

📌 Реклама
Отключить

Еще одно нововведение, действующее с 30 июля 2013г:

Информацию по почте налоговые органы теперь направляют организациям по адресу, указанному в ЕГРЮЛ и ЕГРН, физическим лицам - по месту жительства, если налогоплательщиком не подано заявление о предоставлении адреса для направления документов по почте. И они будут считаться полученными вне зависимости от фактического места нахождения налогоплательщика по истечении 6 рабочих дней с даты отправки (п. 5 ст. 31 НК РФ).

Поэтому, если вы не направили в налоговый орган соответствующее заявление о вашем фактическом месте нахождения, не стоит забывать проверять корреспонденцию приходящую на юридический адрес. Иначе можно пропустить важный документ, например, Решение о начале проведения выездной проверки.

С 1 января 2015г. изменяется порядок проведения камеральных проверок по НДС. Налоговый орган получает право истребовать у налогоплательщика документы по основаниям, не связанным с льготой или возмещением налога, при установлении любых противоречий и несоответствий в декларациях, которые могут свидетельствовать о том, что сумма НДС к уплате в бюджет занижена. Например, в случае, когда сведения об операциях, нашедших свое отражение в декларации по НДС, не соответствуют данным об этих же операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком (контрагентом). Все идет к тому, что налогоплательщиков в конечном счете обяжут предоставлять книги покупок и продаж в налоговый орган в электронной форме, и, загрузив в свою систему данные книг, налоговики смогут выявлять такие несоответствия на раз.

📌 Реклама
Отключить

Кроме этого, в рамках камеральной проверки предусмотрено проведение таких ранее свойственных исключительно выездным проверкам контрольных мероприятий как допросы свидетелей и осмотры территорий, помещений и предметов. Т.е. если налогоплательщик утверждает, что НДС к возмещению возник в результате приобретения дорогого оборудования, то инспектор сможет проверить его наличие.

Законодатель все больше старается разгрузить Суды от рассмотрения налоговых дел. 3 августа 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, который вводит обязательную досудебную процедуру обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

По задумке законодателя это позволит не только существенно уменьшить количество рассматриваемых налоговых споров в судах, но и расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов, как быстрый и экономный способ рассмотрения налогового спора.

📌 Реклама
Отключить

На практике, как правило, ничего кроме укрепления позиции налогового органа, досудебное рассмотрение спора не дает. Вышестоящие налоговые органы практически всегда поддерживают нижестоящие, а если, например, при рассмотрении спора по выездной налоговой проверке у вышестоящего налогового органа совсем не будет оснований поддержать своих подчиненных, то он может инициировать повторную выездную налоговую проверку в порядке надзора.

Отметим еще один тренд настоящего года: налоговые органы вошли в активную фазу информатизации своей деятельности, и можно наблюдать, как все больше общение с налоговым органом осуществляется посредством сети Интернет.

Венцом данного процесса должно стать внедрение с начала 2014г. новой версии Автоматизированной информационнаой системы «Налог», в которой собирается вся информация налоговых органов. Сейчас идет тестирование системы. Ее особенность в том, что данные не будут скапливаться в отдельных инспекциях, а сразу размещаться на общем федеральном сервере. Глобализация, не иначе.

📌 Реклама
Отключить

И какой из всего вышеперечисленного можно сделать вывод? Мир вокруг нас постоянно меняется. Это касается, в том числе, и налоговых органов, которые становятся цепче, осведомленнее, с новыми полномочиями и технологиями, и нам все сложнее хранить от них свои секреты. Уже можно сказать, что скоро утрата налогоплательщиком прямой связи с налоговым органом будет означать полную блокировку его деятельности со стороны службы. Времена, когда можно было безнаказанно «экономить» на том же НДС, проходят. И вообще, в условиях ужесточения налогового законодательства на фоне разрастающегося экономического кризиса (все впереди) и бюджетного дефицита, уже не достаточно просто отслеживать изменения и подстраиваться под новые условия, нужно быть на шаг впереди. Необходимо разрабатывать более гибкую систему ведения бизнеса, позволяющую по максимуму исключить непредвиденные риски, создавать резервы прочности, и выстраивать в соответствии с этой системой свою налоговую политику.

📌 Реклама
Отключить

Основные изменения в порядке налогового администрирования внесенные в 2013г.:

Сноски:  1. Глава 14.4 НК РФ, подробную информацию по «контролируемым сделкам» также можно посмотреть здесь.  2. Основание - п. 8 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. №227-ФЗ. Формы документов, сопровождающих проверки по «контролируемым сделкам», и требования к порядку их составления утверждены Приказом ФНС России от 26.11.2012 г. №ММВ-7-13/907@ 

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама
Отключить