Как наладить работу с требованиями ИФНС. Кейс «Фингуру»

Требования от ФНС не всегда несут какой-либо угрозы бизнесу, но бывают ситуации, когда несвоевременная отработка требования может нанести бизнесу существенный ущерб. Мы столкнулись с этим в самом начале нашего пути. Рассказываем, как решили проблему.
Как наладить работу с требованиями ИФНС. Кейс «Фингуру»

Требования от ФНС (решения, уведомления, акты и прочую корреспонденцию от налоговой) не всегда несут какой-либо угрозы бизнесу, но бывают ситуации, когда несвоевременная отработка требования может нанести бизнесу существенный ущерб. Мы столкнулись с этим в самом начале нашего пути. Сейчас мы оказываем полное бухгалтерское обслуживание более трехсот клиентов и столько же регулярно пользуются другими нашими услугами. Сейчас работа с требованиями - это обычная рутина, которая не несет для клиента никакой угрозы..

Если не хотите знать, как мы этого достигли, пролистайте страницу вниз и прочтите, каких результатов мы добились. Скорее всего они заставят вас прочитать всю статью;)

С чего начали

Вначале работа с требованиями не носила системного характера. В результате, чаще всего, бухгалтеры узнавали о поступивших требованиях либо от клиента, либо от банка. Да и эта информация не всегда поступала вовремя. Порой между отправкой и получением проходило дня четыре. Работали в авральном режиме, а часто и вовсе не успевали взять их в работу.

Проверка требований осуществлялась полностью в ручном режиме. Ежедневно бухгалтеры искали поступившие требования в программе для отчетности или звонили клиенту и спрашивали, не поступали ли какие документы от ФНС. За день даже не успевали проверить всех клиентов. А следующий день “обнулял” все старания предыдущего. Бухгалтеры, как пони по кругу, тратили время на поиск требований и их дальнейшую отработку. При этом практически полностью отсутствовали постановка задач и контроль ее выполнения со стороны руководителя. Ничего не утаивая скажем, что на тот период времени отработка поступивших требований составляла не более 20%.

Схема неудобная и, откровенно говоря, не дающая хоть мало-мальски хорошего результата. Мы быстро поняли, что с таким подходом далеко не уйдешь и стали искать пути решения проблемы.

Наш путь решения проблемы

Мы четко понимали от каких проблем хотим избавиться:

  1. Перевести проверку поступивших требований в автоматический режим и освободить бухгалтера от непрофильной работы.
  2. Максимально автоматизировать процесс постановки задач бухгалтеру.
  3. Наладить контроль за их выполнением.

Одномоментно сделать это было невозможно, поэтому к решению приступили поэтапно.

I этап. Отправная точка

Изначально работали по мере поступления проблем. Приходило требование. Если оно доходило до бухгалтера, то он либо отрабатывал его, либо нет (в результате отсутствия системного контроля). Если требование не было отработано, то последствия проблемы всплывали в будущем (недоимки, штрафы за непредставление документов, пени и т.д.). И на решение этих задач бухгалтеру приходилось тратить еще больше сил и времени.

II этап. Начали автоматизировать процесс

На этом этапе мы приступили к первому шагу по автоматизации. Совместно с компанией Контур разработали алгоритм, позволивший осуществлять мониторинг входящих писем от ФНС в полуавтоматическом режиме и уже после их отрабатывать. Программа отфильтровывала только те компании (клиентов), которые получили какое-либо требования от госоргана. Этот механизм позволил решить первую проблему - ручной поиск требований по всей базе клиентов. Бухгалтеры были избавлены от необходимости просматривать входящие письма каждого клиента и смогли больше времени уделять своим основным задачам.

Итак, первая проблема решена - мы научили оперативно проверять наличие требований. Но вторая проблема по-прежнему оставалась.

III этап. Проблема постановки и маршрутизации задач

После получения и расшифровки требований (а в аутсорсе это вопрос особый) стоял вопрос поиска исполнителя, поскольку требования могут касаться разных налогов и требовать участия в их отработке специалистов разного профиля (бухгалтера по учету, бухгалтера по зарплате, специалиста по разблокировке счетов, юрисконсульта и др.). Бухгалтер, открывший “ящик пандоры” мог самостоятельно отработать требование, если оно было по его профилю. Если вопрос не в его компетенции, то чаще всего он просто не понимал, кому его передать (нужный специалист мог быть в отпуске, на больничном и пр.). В качестве временной меры подключался руководитель подразделения, который распределял и ставил задачи нужным подчиненным по электронной почте. Но это, опять же, ручной режим, от которого нужно было уйти.

III этап. Как полностью решили проблему

Окончательно вопрос был решен внедрением и настройкой бизнес-процессов в CRM-системе. Сейчас работа всего подразделения выстроена таким образом. Операционист ежедневно мониторит входящую корреспонденцию (ту самую, которую мы отфильтровали на II этапе) и вносит записи о вновь поступивших требованиях в базу данных: заполняет несколько базовых реквизитов требования (номер, дату, указывает госорган и привязывает его к компании, в отношении которой требование поступило). А также прикрепляет скан требования, чтобы бухгалтер видел, с чем ему предстоит работать. На весь процесс публикации требования в CRM-системе уходит порядка 15-20 секунд.

Дальше к работе подключается настроенный нами бизнес-процесс, который управляет дальнейшей работой с этим требованием в автоматическом режиме:

  • выбирает контролера и исполнителя задачи. Если в силу объективных причин это невозможно, то задача адресуется руководителю, который подбирает нужного исполнителя самостоятельно;
  • параллельно с предыдущим шагом уведомляет клиента о начале работы с требованием;
  • ставит исполнителю задачу. Этого этапа может и не быть, т.к. часто письма носят уведомительный характер;
  • бухгалтер приступает к выполнению поставленной задачи;
  • после выполнения бизнес-процесс формирует запрос бухгалтеру - составить краткий отчет о проделанной работе. Он направляется клиенту и сохраняется в его карточке нашей CRM.

На обработку требований налоговиками обычно отводится от 5 до 10 дней. Чтобы не потерять время, процесс настроен так, что в случае отсутствия каких-либо действий со стороны бухгалтера в течение суток, задача перезапускается, а контролер получает уведомление, что сотрудник к ней не приступал. Это позволило сократить время принятия документов в работу.

Чего удалось добиться

Коротко подведем итоги проделанной работы. В результате автоматизации мы:

  1. Высвободили время бухгалтера для непосредственной отработки требований - он больше не тратит часы на поиск и расшифровку поступившей корреспонденции и постановку задач.
  2. Усилили контроль руководителя подразделения за выполнением задач подчиненными.
  3. Увеличили число отработаны требований с 20% до 100% (от общего количества поступивших).
  4. Позволили бухгалтеру спланировать свою работу по отработке требований с учетом других его задач.

Вот такой процесс мы выстроили за пару лет. Без автоматизации отработки требований мы бы смогли работать с весьма ограниченным числом клиентов. В противном случае - бухгалтеры бы надорвались, клиенты не получили качественных услуг.

А какие процессы получилось автоматизировать вам? Нам будет интересно ;)

Комментарии

4
  • titova-tlt

    получение требования расписан как целый бизнес-процесс, с постановкой задач целой группе лиц! О боги, а то мы ранее не могли его получить и сразу начать исполнять! И не надо целым отделом да каждый день его отслеживать! Осталось только премию в размере месячной зар.платы выписать команде из 10 человек и вручить подарки!!! Они же получили Требование!!! )))

    • Saria

      статья об аутсорсинговой компании. Там этот процесс на самом деле не прост, когда клиентов десятки.

  • Татьяна043

    Уже очень давно у нас поставлена система:

    1. Мы всех Клиентов переключаем сдачу отчетности только на нас,чтобы контролировать весь документооборот с налоговой
    2. Работаем через Астрал отчет как уполномоченные представители
    3. Контроль приема и отправки отчетности, требований писем и т.д. осуществляет отдельный человек. Бухгалтер не имеет дело с приемом и отправкой по ТКС.
    4. Требования принимаются,регистрируются, передаются Бухгалтерам.
    5. Контроль осуществляется двоими людьми: тем,кто принял - это первичный контроль(у нас это офис-менеджер) и руководитель отдела бух.сопровождения.
    6. Аналогично с отчетностью и любыми другими документами в адрес налоговой( от ответов на Требования до уведомления на УСН) - Бухгалтер сам этого не делает. Сроки также контролируются в единой системе ,куда вносится каждый Клиент при приеме на бухсопровождение. Таким образом, как минимум два человека еще следят за сроками: офис-менеджер и руководитель отдела Бухсопровождения.

    За все время у нас может пару раз была блокировка и то в силу объективных причин (зачастую Клиенты не всю информацию могут передать или не воверям): система сама сбой не давала ни разу!

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?