
Вывоз за границу товаров для реализации их за пределами РФ, без обязательств об обратном ввозе, называется экспортом товаров. Экспорт фиксируется таможенными органами в момент пересечения товаров таможенной границы РФ и оформляется документами, в соответствии с действующим законодательством.
Учет экспортных операций – не простая задача для бухгалтера, которую он вынужден решать в условиях постоянно меняющегося законодательства. Правоотношения, связанные с вывозом товаров из РФ, в настоящее время регулируются положениями федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Так же, Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества 27.11.2009 г., Решением №17 был принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Сторонами этого договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.
Именно Таможенным кодексом ТС определяется содержание таможенной процедуры экспорта.
Налогообложение экспортных операций регулируется Налоговым кодексом и имеет множество особенностей и нюансов. В 2011 году были внесены очередные изменения в НК РФ, коснувшиеся, в том числе, налогообложения экспортных операций в части НДС.
В нашей статье мы рассмотрим общие положения действующего законодательства, регламентирующие операции по экспорту товаров и постараемся ответить на некоторые вопросы, возникающие у налогоплательщиков в связи с налогообложением реализации товаров на экспорт.
1. Законодательство, регламентирующее экспортные операции
Правила, по которым производится вывоз товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, распространяются на все государства и не зависят от того, вывозятся товары в страны дальнего зарубежья или страны СНГ.
Исключение из этих правил составляют три страны, являющиеся участниками Таможенного союза (далее – ТС), объединившие свои территории в целях таможенного регулирования в единую таможенную территорию.
Единая таможенная территория таможенного союза
В соответствии с п.1 ст.2 Таможенного кодекса ТС, единую таможенную территорию составляют территории следующих стран:
- Республика Беларусь;
- Республика Казахстан;
- Российская Федерация.
В государствах, объединенных ТС, действуют особые правила при реализации товаров внутри ТС.
Таможенная процедура экспорта
В соответствии со ст. 230 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», содержание таможенной процедуры экспорта и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены статьями 212 и 213 Таможенного кодекса ТС.
Экспортом признается таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначены для постоянного нахождения за ее пределами (п.1 ст.212 ТК ТС). Товары, которые ранее были помещены под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории допускается помещать под таможенную процедуру экспорта, без их фактического предъявления таможенным органам (п.2 ст.212 ТК ТС).
В соответствии со ст.213 Таможенного кодекса ТС, товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:
- уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
- соблюдение запретов и ограничений;
- представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
При этом товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта фактически вывезенные с таможенной территории ТС, утрачивают статус товаров ТС (п.2 ст.213 ТК ТС).
Регулирование экспортных операций в рамках Таможенного Союза
Реализация товаров на экспорт, в пределах ТС, регулируют следующие законодательные акты:
- Соглашение от 25.01.2008г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС».
- Протокол от 11.12.2009г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС».
- Протокол от 11.12.2009г. «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов».
2. Налогообложение экспортных операций
Налог на прибыль
Реализацией товаров, в соответствии со ст.39 Налогового кодекса признается передача права собственности на товары на возмездной основе.
В соответствии с п.3 ст.248 Налогового кодекса, доходы, полученные в иностранной валюте, учитываются вместе с доходами, полученными в рублях. Они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перехода права собственности и/или на отчетную дату, в зависимости от того, какое событие наступило раньше (п.8 ст.271 НК РФ).
Возникающие курсовые разницы будут отражаться:
- Положительные - в составе внереализационных доходов в (п.11 ст.250 НК РФ).
- Отрицательные – в составе внереализационных расходов (пп.5 п.1 ст.265 НК РФ).
Обратите внимание: в международной практике момент перехода права собственности связывают с переходом рисков гибели и повреждения товаров, поэтому правилами Инкотермс регламентируется как раз переход рисков от продавца к покупателю. Именно эту дату следует рассматривать, как дату перехода права собственности.
Расходы по экспортным операциям признаются в соответствии с 252 ст. Налогового кодекса тогда, когда они уменьшают полученные от этих операций доходы.
НДС при реализации товаров на экспорт
При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, независимо от того, куда экспортируются товары, применяется ставка НДС 0% в соответствии с пп.1 п.1 ст. 164 Налогового Кодекса. Обязательным условием применения налоговой ставки 0% является предоставление пакета документов, подтверждающих факт экспорта. Перечень таких документов устанавливается 165 ст. Налогового Кодекса.
Продавцам, реализующим товар на экспорт, необходимо представить следующий комплект документов (п.1 ст. 165 НК РФ):
- Копия или оригинал контракта налогоплательщика, заключенного с иностранной компанией на поставку товара на экспорт.
- Таможенная декларация (или ее копия) с отметками таможенных органов РФ о выпуске товаров в режиме экспорта и об убытии товаров.
- Копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов РФ об убытии, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ. Эти документы могут не предоставляться только в случае вывоза товаров через трубопроводы или по линиям электропередачи. В остальных случаях предоставляется:
- Копия поручения на отгрузку экспортируемых товаров с указанием порта разгрузки с отметкой «погрузка разрешена» пограничной таможни РФ.
- Копия коносамента, морской накладной, любого документа подтверждающего факт приема к перевозке экспортного товара с указанием в графе «Порт разгрузки» места, находящегося за пределами территории РФ.
- Копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками производившего таможенное оформление таможенного органа РФ.
- Копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами РФ.
- Копия поручения на отгрузку грузов с отметкой "Погрузка разрешена" таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, а также с отметкой таможенного органа РФ места убытия, подтверждающей вывоз товаров за пределы РФ.
- Копия коносамента, морской накладной, любого документа подтверждающего факт приема к перевозке экспортного товара, с указанием в графе "Порт разгрузки" места, находящегося за пределами РФ (и иных территорий, под ее юрисдикцией).
- Контракт (или его копия), заключенный с резидентом особой экономической зоны.
- Копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом.
- Таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в свободную таможенную зону.
- таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с заявленной процедурой, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и операций при оформлении товаров в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона. При ввозе в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта:
- Копия или оригинал контракта налогоплательщика, заключенного с иностранной компанией на поставку товара на экспорт.
- Оригинал или копия договора комиссии/поручения/агентского договора налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом.
- Копия или оригинал контракта лица, осуществляющего поставку товаров по поручению налогоплательщика, с иностранной компанией на поставку товара на экспорт (в случае наличия, предоставляется вместо контракта налогоплательщика с иностранной компанией на поставку товара на экспорт).
Обратите внимание: налогоплательщикам, осуществляющим экспорт товаров в рамках ТС важно помнить, что представленные ими сведения должны соответствовать данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов ТС обмена информацией.
В случае выявления расхождений, налоговый орган может взыскать косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства - члена ТС, с территории которого экспортированы товары.
Обмен информации между налоговыми органами государств-членов ТС происходит в соответствии с Протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов».
Налоговые органы стран ТС обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов ТС и налоговых льготах, в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Документы, подтверждающие факт экспорта, необходимо предоставлять вместе с налоговой декларацией для подтверждения ставки НДС 0% и налоговых вычетов, связанных с экспортными операциями. Организация должна самостоятельно установить учетной политикой для целей налогообложения порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров на экспорт, облагающейся по ставке 0% (п. 10 ст.165 НК РФ).
Обратите внимание: ведение раздельного учета НДС, принимаемого к вычету с товаров/работ/услуг, относящихся к экспортным операциям обязательно в соответствии с положениями ст.165 НК РФ. В случае отсутствия такого учета организация несет налоговые риски.
На сбор документов компании отводится 180 дней, этот срок считается начиная:
- с даты отгрузки (передачи) товаров в соответствии с п.3 ст.1 Протокола о косвенных налогах ТС. Датой отгрузки признается дата первого составленного обязательного первичного документа, оформленного на покупателя (первого перевозчика).
- со дня проставления таможенными органами на перевозочных документах отметки, свидетельствующей о помещении товаров под процедуру экспорта (или под процедуру свободной таможенной зоны) в соответствии с п.9 ст. 165 НК РФ.
Если собрать в срок 180 дней полный пакет подтверждающих документов компании не удалось, то начисляется НДС по ставкам 10% или 18% (на соответствующие товары) на дату отгрузки товаров иностранной организации. Если впоследствии организация соберет полный комплект документов, то она имеет право на возмещение уплаченного НДС после проведения камеральной проверки.
В 2011 году в 165 статью были внесены некоторые изменения, облегчающие жизнь налогоплательщика: из перечня подтверждающих экспорт документов исключена выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранной организации за реализованные товары.
Исключение документа, подтверждающего оплату экспортных товаров, означает, что компании, которые ранее были вынуждены начислять НДС в связи с отсутствием оплаты от покупателей в течении 180 дней, теперь могут применять ставку 0%, что снизит их налоговую нагрузку.
Обратите внимание: в пп.2 п.2 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС», выписка банка поименована, как необходимый документ, подтверждающий факт экспорта. Однако, пп.5 п.2 этого же Протокола позволяет не предоставлять те документы, непредставление которых следует из законодательства государства - члена ТС, с территории которого экспортированы товары.