Бюджетный учет

Особенности списания имущества в бюджетных организациях

Решение о списании имущества принимает его собственник, а не само учреждение. И очень скоро бухгалтеры-бюджетники будут оформлять документы на списание по-новому.
23,2 тыс.
Особенности списания имущества в бюджетных организациях
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Принятие решения

Государственное и муниципальное имущество списывают, как правило, в следующих случаях:

  • в результате аварии и нецелесообразности восстановления поврежденного имущества;

  • по причине стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;

  • ввиду морального и (или) физического износа и, как следствие, потери потребительских качеств;

  • в результате кражи или недостачи.

Чтобы списать такое имущество, учреждению необходимо пройти определенную процедуру и получить согласие собственника, то есть органа представляющего интересы соответствующего публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и т. д.).

В отношении федерального имущества постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение).

Данное документ распространяется на все федеральные государственные учреждения независимо от их типа (то есть на казенные, бюджетные, и автономные учреждения), а также на федеральные государственные унитарные предприятия.

Согласно п. 2 Положения списание федерального имущества – это комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении должна быть создана постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (п. 5 Положения).

У этой комиссии достаточно обширные права по осмотру имущества, принятии решений о его восстановлении, установлении причин списания и т.п. (п. 6 Положения).

Кроме того, согласно п. 7 Положения на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Таким образом, данная комиссия – своего рода контрольно-инспекционный орган в отношении имущества, предполагаемого к списанию.

Обратите внимание! Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения).

В то же время в п. 34 Инструкции № 157н указано, что решение о выбытии основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.

Чтобы не запутаться, какая комиссия что принимает, целесообразно в составе учетной политики утвердить положение о порядке списания имущества.

Поскольку полномочия вышеназванных комиссий во многом совпадают, то в учреждении целесообразно утвердить одну комиссию, например комиссию по поступлению и выбытию активов.

А в соответствующем положении указать полномочия этой комиссии при списании имущества.

В силу п. 4 Положения в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения.

К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;

  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение названного имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.

Другими словами, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.

Порядок согласования решения о списании имущества на федеральном уровне регламентирован совместным приказом Минэкономразвития и Минфина от 10.03.2011 № 96/30н.

При этом согласно п.3 такого порядка федеральным органам исполнительной власти дается 45 календарных дней с момента поступления к ним соответствующих документов для их рассмотрения либо направления отказа о согласовании решения о списании.

Таким образом, процедура принятия решения о списании может занять более двух месяцев, а на практике такой срок может быть еще дольше.

Есть вопросы по бюджетному учету? Помогут эксперты «Клерка». Спросить эксперта.

Отражение в учете

Вышерассмотренный порядок принятия решения о списании имущества нашел отражение и в действующей редакции Инструкции № 157н.

Согласно п. 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» бухгалтерия принимает акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.

То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02.

Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких‑либо условий для этого не названо.

Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основных средств и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

В инструкциях по бухгалтерскому учету для списания, например, объектов основных средств приведена типовая проводка:

  • Дебет счетов аналитического учета счета 10400 «Амортизация»

  • Дебет счета 11400 «Обесценение нефинансовых активов»

  • Дебет счета 40110 «Доходы от операций с активами»

  • Кредит счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства».

А в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеприведенной проводкой отражают поступление такого имущества на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.

В отношении отдельных видов имущества (в зависимости от типа учреждения) формирование в учете данной записи возможно при наличии согласия собственника списываемого имущества, только решения комиссии по поступлению и выбытию активов недостаточно.

Если вы запутались в нормативке, эксперты «Клерк» всегда придут к вам на помощь. Задайте любое количество вопросов, вам обязательно ответят.

Электронная первичка – скоро!

А с 1 января 2024года бухгалтерам-бюджетникам необходимо будет оформлять некоторые решения о списании имущества в электронном виде.

Напомним, что Минфин приказом от 07.11.2022 № 157н внес очередные изменения в свой приказ от 15.04.2021 № 61н и Методические указания к нему, дополнив формами электронной первички:

  • Актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454);

  • Актом о списании транспортных средств (ф. 0510456).

Так, в случае утраты потребительских свойств в результате физического, морального износа на основании решения комиссии (ф. 0510440) ответственный член комиссии формирует данные акты о списании.

А в случае гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, акты о списании заполняются на основании документов, подтверждающих факт гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.

Учреждения могут начать применять акты на списание (ф. 0510454 и ф.0510456) и в текущем году, если это предусмотрено учетной политикой учреждения (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).

Однако с 1 января 2023 г. данные документы обязательны к применению при ведении бюджетного учета уполномоченными организациями в рамках полномочий, переданных им по решению Правительства (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).

Согласно последней редакции Методический указаний (утв. приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н) руководитель учреждения утверждает акты на списание только после согласования с главным распорядителем бюджетных средств или учредителем, осуществляющим полномочия собственника имущества.

При этом акты на списание члены комиссии подписывают простой ЭП, а председатель, руководитель учреждения и учредитель – ЭЦП.

Поэтому, если вы планируете списать в начале 2024 года какое-то имущество, то начинайте работу комиссии уже в этом году.

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .

    Роструд советует не бояться профилактических визитов трудинспекции

    Профилактический визит – это не проверка. По итогам такого визита трудинспекторы не могут оштрафовать работодателя. Речь идет о трудовых проверках.

    НДС

    👎👍 Вычет НДС при переходе с УСН «доходы» на ОСНО: нельзя, но можно

    Есть два взаимоисключающих решения судов (Конституционного и Верховного) о возможности применения вычета по НДС при переходе с УСН «доходы» на общий режим. Минфин советует руководствоваться ими обоими.

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие

    Займы и аренда у взаимозависимых индивидуальных предпринимателей не запрещены. Судебная практика.

    Налоговым органом не представлено доказательств, бесспорно подтверждающих наличие в действиях Общества и ИП признаков противоправного поведения, направленного исключительно на минимизацию налоговых обязательств Общества.

    Ликвидация ООО с учредителем-юрлицом из недружественных стран

    Дорогие форумчане, кто-нибудь ликвидировал (путем добровольной ликвидации) в этом году ООО с иностранным учредителем-юрлицом из недружественных стран?

    ТОП наиболее популярных AI сервисов в мире

    Отличный обзор наиболее популярных AI сервисов в мире по объему трафика

     ТОП наиболее популярных AI сервисов в мире
    Бесплатно с Налог на прибыль

    Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль

    Налог на прибыль — это прямой налог, величина которого зависит от финансового результата компании. Рассказываем, как правильно рассчитывать и перечислять авансовые платежи по этому налогу.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
    Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

    Как банки проверяют бизнес в 2023 году + образцы ответов на запросы

    Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

    Как банки проверяют бизнес в 2023 году + образцы ответов на запросы
    Новые видео от экспертов каждый день

    Как найти, где зависли деньги?

    Здравствуйте. Может кто посоветует, с чего начать. Канадские поставщики вернули нам в октябре предоплату за товар в долларах на валютный счет в нашем банке. Наш банк под санкциями, деньги не принимает и отследить перевод не имеет возможности. Как найти, где зависли деньги? Может кто знает, есть ли банки, принимающие входящие переводы из Канады?

    68
    НДФЛ

    К матвыгоде можно применить вычет по НДФЛ

    Даже если налоговый агент сообщил в ИФНС о невозможности удержать НДФЛ с бывшего сотрудника в части дохода в виде матвыгоды, это не лишает сотрудника права на вычет по НДФЛ.

    Бесплатно с Кадровый учет

    Как правильно заверить копию трудовой книжки: новые правила, образец

    Одна из обязанностей работодателя — предоставить сотруднику по его требованию копию трудовой книжки, независимо от того, в бумажном и электронном виде она ведется.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

    🎄«Клерк» объявляет зимнюю акцию и дарит скидки на курсы!

    Забирайте профессиональные курсы со скидкой до 86%.

    Бухгалтеры

    Минэкономики: избыточные бухгалтеры снижают производительность труда

    А что по этому поводу думают бухгалтеры и руководители, действительно кто-то считает что можно сейчас работать без бухгалтерии?

    Экономика России

    Путин: российский бизнес проявил себя ответственно

    Президент России Владимир Путин заявил, что российский бизнес в период санкций проявил себя очень ответственно.

    Детские пособия

    Родители будут получать пособия при досрочном выходе из декрета

    Если родители решили выйти на работу до того, как ребенку исполнится 1,5 года, то они продолжат получать пособие. В 2024 году размер выплат составит 17,8 тысяч рублей.

    Маркетинг

    Почему подрядчики по digital-маркетингу все время лажают и как это исправить? Гайд для собственников бизнеса и директоров по маркетингу

    Как же задолбало перебирать подрядчиков по маркетингу — директологи, таргетологи, SEO-шники. Все говорят: «количество лидов вырастет, а продажи полетят, как ракета!». На деле — ракета оказывается картонной, и нифига не летит. В этой статье я хочу беспристрастно посмотреть, почему так происходит и где тут SYSTEM ERROR.

    Почему подрядчики по digital-маркетингу все время лажают и как это исправить? Гайд для собственников бизнеса и директоров по маркетингу
    69

    Как теперь отразить проводками НДФЛ, уплаченный в этом году за 2022 год?

    Добрый вечер. Пересчитали доход за 2022 год, оказалось, что недоплатили НДФЛ. Как теперь отразить проводками НДФЛ, уплаченный в этом году за 2022 год?

    Изменился бланк для регистрации обособок

    Форма № ОС-09-3-1 (сообщение о создании обособленного подразделения) обновилась.

    Налоговые проверки

    Налоговые проверки и налоговый мониторинг: тенденции 2024. Обзор лучших инструкций и чек-листов на «Клерке»

    Что ждет нас в части проверок в 2024 году? Это вопрос волнует и бухгалтеров и руководителей компаний. Как не допустить критических ошибок и не попасть в списки на ВНП? Кого будут проверять в первую очередь и почему? Собрали для вас дайджест полезных материалов сайта на тему проверок.

    Налоговые проверки и налоговый мониторинг: тенденции 2024. Обзор лучших инструкций и чек-листов на «Клерке»

    Учить других и учиться самому: как руководителю мотивировать команду

    Гораздо проще добиться успеха командой, чем в одиночку. В особенности это относится к бизнесу, где многое зависит от вовлеченности и заинтересованности всех — от линейных сотрудников до топ-менеджмента. Рассказываем о роли руководителя в мотивации команды и том, каким должен быть настоящий управленец.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
    Инвестиции

    Путин предложил страховать инвестиционные счета на 1,4 млн рублей

    Президент собирается защитить права инвесторов и страховать их активы. Раньше Госдума отклонила подобный законопроект.