Налоги, взносы, пошлины

Нормирование расходов на рекламу

Ни для кого не секрет, что реклама – важная составляющая работы любой фирмы. Поэтому рекламные затраты компания может включить в налоговую себестоимость. Однако не всегда полностью. Это касается нормируемых рекламных расходов. Фирма вправе учесть только ту их часть, которая не превышает одного процента выручки от реализации. Остановимся на этом подробнее.

Ни для кого не секрет, что реклама – важная составляющая работы любой фирмы. Поэтому рекламные затраты компания может включить в налоговую себестоимость. Однако не всегда полностью. Это касается нормируемых рекламных расходов. Фирма вправе учесть только ту их часть, которая не превышает одного процента выручки от реализации. Остановимся на этом подробнее.



Аудитор Е.В. Пантелеева


Письмо Министерства финансов РФ от 20.02.2007 № 03-03-06/2/30 [НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ]


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу порядка включения в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) доходов от операций с ценными бумагами для расчета нормированных расходов на рекламу сообщает следующее.


В соответствии с пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2–4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, и для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.


Пунктом 2 статьи 249 Кодекса определено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей налогообложения прибыли в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Кодекса.


В соответствии со статьей 329 Кодекса доходом по операциям с ценными бумагами признается выручка от продажи ценных бумаг в соответствии с условиями договора реализации.


В зависимости от вида векселя (процентный или дисконтный) при перепродаже векселей (в т. ч. погашении векселей) доходом может являться либо выручка от реализации процентного векселя в виде разницы между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи (размещения) векселя, либо внереализационный доход в виде дисконта.


Дисконт в соответствии со статьей 43 Кодекса в целях налогообложения приравнивается к проценту.


Таким образом, при погашении дисконтных векселей доходы в соответствии с пунктом 6 статьи 250 Кодекса признаются внереализационными доходами и, следовательно, не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг).


При погашении процентных векселей доходом признается в целях налогообложения прибыли организаций выручка от реализации векселя, и соответственно сумма указанного дохода учитывается в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг).


Заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин




Комментарий


Ни для кого не секрет, что реклама – важная составляющая работы любой фирмы. Поэтому рекламные затраты компания может включить в налоговую себестоимость. Однако не всегда полностью. Это касается нормируемых рекламных расходов. Фирма вправе учесть только ту их часть, которая не превышает одного процента выручки от реализации. Остановимся на этом подробнее.


Рекламные расходы по нормативу


Налоговый кодекс делит все рекламные расходы на два вида: нормируемые и ненормируемые. Причем перечень последних является закрытым, в отличие от нормируемых затрат. Ведь законодатель не ограничивает их затратами на покупку призов для массовых рекламных кампаний. К ним фирма может отнести и «расходы на иные виды рекламы». Например, на распространение брошюр по почтовым ящикам или раздачу каталогов фирмы в самом почтовом отделении.


Затраты на рекламу фирма может включить в расходы. Правда, они должны быть:



  • экономически обоснованными (фирма должна рекламировать себя или свои товары);

  • документально подтвержденными и связанными с деятельностью по получению дохода.


Кроме того, как мы отметили выше, сумма некоторых видов затрат на рекламу не должна превышать одного процента выручки от реализации. Получается, что для нормирования рекламных трат компании нужно правильно определить размер такого показателя, как выручка. Прежде всего отметим, что все доходы фирмы делят:



  • на доходы от реализации;

  • на внереализационные доходы.


При нормировании рекламных трат учитывают исключительно доходы от реализации. Как сказано в опубликованном письме, внереализационные доходы в расчете участвовать не должны. При этом сумму НДС, которую компания предъявила покупателю, в составе выручки учитывать не надо. Отметим, что в бухгалтерском учете поступления от продажи прочего имущества (например, материалов, основных средств, нематериальных активов) в составе выручки не отражают. В налоговом учете действуют другие правила. Так, при налогообложении товаров считают любые ценности компании, которые были проданы. Следовательно, доход от их реализации включают в состав выручки в общем порядке.


Несколько слов о внереализационных доходах. К ним относят все поступления, которые не считают выручкой. Так, например, в их составе фирме надо отразить:



  • дивиденды;

  • проценты, полученные по договорам займа или кредита;

  • безвозмездно полученное имущество;

  • доходы от передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности компании и т. д.


При этом некоторые поступления могут считаться как выручкой от реализации, так и внереализационными доходами. Речь идет, например, об арендных платежах. Чтобы правильно рассчитать выручку, бухгалтеру нужно определить, относят ли ту или иную деятельность к основной. Допустим, сдача имущества в аренду – основной вид деятельности фирмы. Тогда доходы по нему будут выручкой от реализации. В противном случае их учитывают во внереализационных доходах. Кроме того, нужно исходить из правила систематичности поступления доходов. Если в течение года (налогового периода) фирма их получает 2 раза и больше, то это выручка.



Пример


Выручка от продажи товаров ООО «Альфа» за 2007 год составила 3 400 000 руб. (без НДС). Кроме того, компания получила доход от сдачи имущества в аренду в сумме 600 000 руб.


Ситуация 1


Основной вид деятельности «Альфы» не связан с передачей имущества в аренду. Такой доход был получен разово. В этой ситуации для расчета нормируемых рекламных расходов берется выручка в размере 3 400 000 руб. Доход от сдачи имущества в аренду при расчете этого показателя не учитывают.


Норматив, в пределах которого такие расходы можно включить в себестоимость, составит:

3 400 000 руб. x 1% = 34 000 руб.


Ситуация 2


Доход от сдачи имущества в аренду «Альфа» получала ежемесячно. Следовательно, при расчете норматива учитывают выручку в размере:

3 400 000 руб. + 600 000 руб. = 4 000 000 руб.


Норматив, в пределах которого рекламные расходы можно включить в себестоимость, составит:

4 000 000 руб. x 1% = 40 000 руб.



Обратите внимание: при расчете норматива фирме следует учесть и выручку от реализации ценных бумаг (в т. ч. векселей). Причем доходы от погашения дисконтных векселей, по мнению финансистов, будут внереализационными. А суммы от погашения процентных векселей увеличат общую выручку от реализации.


Начать дискуссию